Автор: Раецкая Людмила Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ Липовецкая СОШ №1
Населённый пункт: пгт.Липовцы Октябрьского муниципального округа Приморского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Химические свойства кислот"
Раздел: среднее образование
Урок химии в 8 классе «Химические свойства кислот»
То, что мы знаем – ограничено;
То, что не знаем – бесконечно.
Тип урока: изучения нового материала
Цель урока: сформировать понятия о химических свойствах кислот и их
получению.
Задачи обучения:
организовать деятельность по формированию умений и навыков определять
кислоты, их состав, познакомить учащихся с химическими свойствами кислот;
организовать
деятельность
по
формированию
умений
и
навыков
экспериментировать,
наблюдать, анализировать,
делать выводы,
практически
определять кислоты с помощью индикатора.
Планируемые результаты:
Предметные: исследование свойств кислот; изучение классификации и
применения кислот.
Метапредметные: развитие познавательного интереса, самостоятельности
мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-
деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного
обучения;
Личностные:
формирование коммуникативных умений, культуры общения,
сотрудничества.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
работа в парах.
Оборудование:
набор для практической работы учащихся: штатив с пробирками, растворы кислот:
HCl и H
2
SO
4
; металлы – Fe и Сu; CuO; спиртовка; рабочий лист- опорный конспект
- содержащий задания и описания опыта.
Ход урока
Химические свойства кислот.
1.Изменяют окраску индикаторов
Название индикатора
Окраска
индикатора
в
нейтральной среде
Окраска
индикатора
в
кислой среде
Лакмус
Фиолетовая
Метиловый оранжевый
Оранжевая
Фенолфталеин
Бесцветная
2.Реагируют с металлами (стоящими до Н в ряду напряжения Ме)
Л.О.: возьмите 2 пробирки, в одну положите кусочек Сu, а в другую – стружку Fe.
Что наблюдаете? Запишите уравнение происходящей реакции.
3.Реагируют с основными оксидами —> соль + вода
Л.О.: возьмите пробирку с оксидом меди (II) и прилейте к нему раствор серной
кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки, отметьте
происходящие изменения.
Запишите уравнение происходящей реакции.
4.Реагируют с основаниями —> соль+ вода
HCl + NaOН —>
5.Реагируют с солями —> другая кислота + другая соль (либо газ, либо осадок)
(в соответствии с рядом кислот: свободная кислота должна быть сильнее той, что
входит в состав соли)
Ряд
активности
кислот
HNO
3
H
2
SO
4
HCL H
2
SO
3
H
2
CO
3
CH
3
COOH H
2
S H
2
SiO
3
H
3
PO
4
Каждая последующая кислота вытесняет предыдущую из её солей
HCl + Na
2
CO
3
—>
6.Некоторые кислоты при нагревании разлагаются —> кислотный оксид + вода
Н
2
SiO
3
—>
Закрепление:
Задание:
А) Дан «текст», в котором «спрятаны» формулы кислот. Подчеркните и назовите их.
H
2
OSOHBrNa
2
CO
3
MgBaH
2
CO
3
SO
4
KOH
H
3
PO
4
P
2
O
5
CaH
2
SHPH
3
NO
2
CS
2
NH
3
CO
3
HClBaSHKSHH
2
NaOH
2
SiO
3
NaClH
2
SO
4
Получение кислот.
1.Взаимодействие кислотного оксида с водой (кроме SiO
2
)
CO
2
+ Н
2
O = Н
2
CO
3
2.Взаимодействие водорода с неметаллом
H
2
+ Cl
2
= 2HCl
3.Взаимодействие солей с кислотами
Na
2
SiO
3
+ H
2
SO
4
= Na
2
SO
4
+ H
2
SiO
3
Домашнее задание:
§ 39 выучить записи урока, подготовиться к проверочной работе.