Автор: Казакбаева Марина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
УДК 37.013.42
Казакбаева М.А., студент
Трофимова Е.В., к.п.н., доцент
РФ, г.Уфа ФГБОУ ВО «БГПУ» им.М.Акмуллы
РАБОТА
СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
ПО
КОРРЕКЦИИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка,
когда большие изменения происходят в познавательной сфере. Память
приобретает ярко выраженный произвольный характер, идет интенсивное
формирование приемов запоминания.
В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок
должен овладеть системой научных понятий – основой наук. От ребенка
требуется
развитие
мыслительных
операций.
В
процессе
школьного
обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и
их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Таким образом, младший школьный возраст - возраст интенсивного
интеллектуального развития.
Трудные дети – это те дети, поведение которых отличается от
общепринятых норм. Педагоги к этой категории относят детей разных групп.
Это и одаренные дети, и дети, имеющие различного рода трудности.
Существуют различные определения понятия, отклоняющегося от
нормы
(девиантного)
поведения.
В
педагогической
литературе
под
девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном
обществе,
социальной
среде6,
ближайшем
окружении,
коллективе
социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и
воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также
саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек
принадлежит.
Тема девиантного поведения детей младшего школьного возраста
является на сегодня одной из самых актуальных. Численность детей,
характеризующихся девиантным поведением, растет.
Отклоняющееся поведение проявляется отклонением от социальных
норм: корыстной ориентации (хищения, кражи); агрессивной ориентации
(оскорбление, хулиганство, насилие).
Следует
отметить,
отклоняющееся
поведение
характеризуется
различными проявлениями социальной дезадаптации.
На сегодняшний день проблема общения с трудными детьми стала
крайне актуальной. Происходит это потому, что численность трудных детей
неуклонно увеличивается. Такие дети зачастую покидают дома, занимаются
бродяжничеством, не посещают школу, с раннего возраста употребляют
алкоголь, курят, воруют, либо, наоборот, замыкаются в себе – боятся выйти
из дома, страшатся общения, интересуются только компьютерными играми,
блуждают в просторах интернета, становясь зависимыми от него.
Если раньше «трудными детьми» становились по преимуществу
подростки, то на сегодняшний день планка снижается. «Трудными детьми»
становятся уже даже в школьном возрасте.
Термин
«трудный
ребенок»
означает
невосприимчивость
и
сопротивляемость ребенка к педагогическому воздействию.
Нередко это приводит к возникновению недостатков, отрицательных
свойств в характере, неправильных установок в поведении.
Огромная занятость родителей в последствии ведет к отсутствию
должного контроля обучения и поведения детей. Все это подрывает
уверенность
ребенка
в
себе
и
его
способность
к
саморегуляции,
самоутверждению в жизненно важных ситуациях. В итоге формируется
чувство незащищенности и одиночества.
Актуальность
проблемы
девиантного
поведения
детей
требует
понимания сущности данного явления, владения основными методиками его
диагностики и организации профилактической работы в образовательных
учреждениях.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня
девиантное
поведение
несовершеннолетних
рассматривается
как
свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-
экономической
ситуации
в
стране,
а
совокупность
фактов
антиобщественного
поведения
и
правонарушений
подростков
на
определенной
территории
—
как
серьезный
показатель
недостатков
проводимой профилактической и воспитательной работы.