Напоминание

"Кроссенс как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления на уроках родного осетинского языка"


Автор: Псхациева Милана Темуриевна
Должность: учитель родного осетинского языка и родной осетинской литературы.
Учебное заведение: ГБОУ СОШ г. Беслана
Населённый пункт: г. Беслан
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Кроссенс как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления на уроках родного осетинского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Уæ бон хорз, зынаргъ хæлæрттæ!

Добрый день, уважаемые друзья!

Я, Псхациева Милана Тимуровна, учитель осетинского языка и литературы

школы №1 г. Беслана

Рада приветствовать вас на своем мастер-классе.

Бернард Шоу говорил: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы

обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Я хочу показать вам приём, который часто использую на свих уроках.

Возможно, кто-то из вас возьмет его себе на заметку.

Мы живем в мире современных технологий, поэтому все знания,

которые мы им преподносим, тоже должны подаваться детям современно,

креативно, интересно.

А благодаря ассоциациям и нашему мышлению мы можем ответить на

многие вопросы, взглянув на привычные вещи с другой стороны. В

профессии учителя это ценно, потому что мы воспитываем детей каждым

словом, каждым делом.

Сегодня я хочу познакомить вас с приёмом, который развивает креативное

мышление, учит детей творить. Его название вы сможете сказать, разгадав

ребус

СЛАЙД 1

- Правильно, это КРОССЕНС.

СЛАЙД2

Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует

его в своей практике? (Ответы. Если знают.) Замечательно… Сегодня вы

будете моими помощниками…

(Если не знают) /В таком случае, вы сегодня познакомитесь с этим

интересным методом и, как мне кажется, обязательно захотите его

использовать на своих уроках.

СЛАЙД

3

Итак, тема моего мастер-класса «Кроссенс как метод развития

познавательной инициативы, логического и творческого мышления на

уроках родного (осетинского) языка»

СЛАЙД 4

Этот

прием

разработан

нашими

соотечественниками

Сергеем

Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко -

доктором технических наук, художником и философом.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)

СЛАЙД 5. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом

«кроссворд». При работе с кроссвордом мы видим пересечение слов, а в

кроссенсе «пересечение смыслов».

Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу

несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

СЛАЙД 6.

Скажите, пожалуйста, какая ассоциативная связь между ёжиком и ёлкой?

(У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам

пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским

жуком?

Приходит что-то в голову?...

А ответ такой: один из шедевров Ван Гога называется «Едоки картофеля».

И колорадский жук - это тоже «едок картофеля».

Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 9. Представляю вашему вниманию кроссенс.

Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов.

Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже

заполнены картинками. Нужно найти ассоциации между изображениями и

дать название кроссенсу.

СЛАЙД 10. Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?

Помогите мне разгадать его.

(Северный Кавказ)

1. Монумент Ангел Хранитель Ставрополь

2. Имеретинские озера – Карачаево-Черкесия

3. Проспект Мира –Владикавказ, РСО-Алания

4. Площадь Ахмата Кадырова – г. Грозный, Чеченская республика

6. Площадь Марии – г. Нальчик, Кабардино-Балкарская республика

7. Мемориал памяти и славы – Республика Ингушетия

8. Дербентская крепость Нарын-Кала – Республика Дагестан

9. ФОТО УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ИЛИ Памятник «Дружбы народов

республики» в Черкесске

РЕШЕНИЕ КРОССЕНСА – 5.СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Вместо 9-ой этой картинки – фото участников конкурса (В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

НАДО СФОТКАТЬСЯ, ЗАТЕМ – УСПЕТЬ ПОЛОЖИТЬ НА МЕСТО

ЭТОЙ КАРТИНКИ!!!!)

Каждый из нас – частичка своей республики, а вместе мы – участники

сегодняшнего замечательного мероприятия.

СЛАЙД 11. КАРТИНКА С ПРАВИЛЬНЫМ ОТВЕТОМ

СЛАЙД 12. На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном

случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые

несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание

фактов.

СЛАЙД 13. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово

заключается

в

центральном

квадрате? (ЗОЖ.) Как

видите,

здесь

уже

понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 14.

СЛАЙД 15. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей.

Кроссенсможно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой

стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой,

так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом

случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет

связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу

сразу несколько. Попробуем?

СЛАЙД 16.

СЛАЙД 17. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и

определить тему кроссенса. Тема – в среднем квадрате, в квадрате номер 5.

Двигаться будем по периметру.

КОСТА

1. Шоанинский храм.

Кстати, рядом м ним осетинское село Лабæ находится где преимущественно

живут

осетины-переселенцы, в

7 км

к

северу

от

города Карачаевска.Особенность села в том, что его жители до сих пор

придерживаются традиций и обычаев своих предков и передают их из

поколения в поколение.

2. Отец К.Л. Хетагурова Леуан Хетагуров.

Он возглавил переселение малоземельных горцев-осетин в Кубанскую

область. В 1870 году Леван Хетагуров с группой нарских осетин переселился

в Кубанскую область, образовав там селение Георгиевское, Лабæ

3.

Дом-музей Василия Ивановича

Смирнова,

преподавателя ИЗО

Ставропольской гимназии. В одной из комнат этого дома жил наш герой.

Именно Смирнов настоял на том, чтобы Коста поехал учиться в Петербург в

Академию художеств. Он жил в доме Василия Ивановича Смирнова.

4. Газета «Северный Кавказ», которая считалась в конце 19 века одной из

самых прогрессивных, революционных. На страницах газеты «Северный

Кавказ» увидели свет многие его стихи. Но самое главное – он выступал

здесь в защиту горцев всего Кавказа.

5. Писатель Ислам Крымшамхалов.

У них много общего как в их жизни, так и в творчестве. Оба рано

осиротели, воспитывались у родственников, учились одновременно в

Ставропольской гимназии, в один год (1888г.) отправились в столицу -

Санкт-Петербург, оба тяжело болели чахоткой, каждый из них прожил 46

лет, они умерли вдали от родных гор, но, по настоянию их народов, были

перезахоронены на родине - в Карачае и Осетии.

6.

Памятник поставлен в г. Кисловодске славным сынам Кавказа, трём

друзьям: художнику-передвижнику Николаю Ярошенко, Коста Хетагурову и

Исламу Крымшамхалову. Автор скульптурной композиции – народный

художник КЧР Магомед Хабичев.

7. Картины «Долина Теберда», «Природный мост» создавались здесь в

Карачаево-Черкесии. Кто был автором этих картин?

7. Знаменитая картина Николая Ярошенко «Курсистка».

Именно по

мотивам этой картины была написана в 1902 году пьеса «Дуня».

- Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

- Какова тема нашего кроссенса?

(Коста Хетагуров)

СЛАЙД 18.

А были другие ассоциации?

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя

заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно

выполнять такие задания.

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,

педагогу не стоит настаивать на одной какой- то связи. Важно находить

любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей

мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 20.

Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам

понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или

идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

-

Можно

заменить

прямые

образы

и

ассоциации

косвенными,

символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат

заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить

его ассоциативной картинкой.

СЛАЙД 21.

СЛАЙД 22.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно

использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить

знания,

оригинально

подвести

итог.

«Кроссенс»

может

стать

и

творческим домашним заданием).

Как работает кроссенс педагога?

Проверка домашнего задания

Формулировка темы занятия, постановка цели

Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы

Обобщение материала, закрепление

Самостоятельная групповая работа

Творческое домашнее задание

Нетрадиционная форма проверки знаний

СЛАЙД 23.

Лучше кроссенса, созданного учителем, может быть кроссенс, который

сделал ученик.

Как работает кроссенс школьника?

Кроссенс

Отражает глубину понимания школьником заданной темы

Развивает коммуникативные и регулятивные умения

Способствует развитию логического и образного мышления

Развивает воображение, креативность, инициативность

Расширяет кругозор, повышает уровень эрудиции

Повышает мотивацию и развивает

СЛАЙД 24

Воспитательный потенциал кроссенса

Кроссенс можно использовать и во внеурочной деятельности.

Как вы знаете с 5 сентября этого года в российских школах стартовал цикл

классных часов «Разговор о важном», ….

СЛАЙД 25

Стать творцом, главная цель ОБРАЗования!... ……..

Давайте пересекаться чаще!

СЛАЙД 26

Темой нашего кроссенса был Коста Хетагуров.

Я неспроста взяла именно эту тему, ведь Карачаево-Черкесия – вторая

родина Коста.

Великий сын осетинского

народа Коста Хетагуров является

не

только

основоположником осетинской литературы.

Коста объединял все народы

Кавказа.

По словам Расула Гамзатова,

«У каждого человека есть

наследственная и приобретенная любовь. Коста является и тем, и другим.

Каждый народ имеет свой Казбек и свой Эльбрус в области поэзии. Коста

Хетагуров – мост между ними».

А в завершение мастер-класса прошу представителей всех северокавказских

республик решить кроссенс, связанный с их республикой. Пожалуйста,

друзья, подключайтесь.

В этих конвертах – картинки, которые нужно расставить в определенном

порядке. Каждой группе нужно составить такой ассоциативный ряд,

который поможет раскрыть тему кроссенса.



В раздел образования