Напоминание

"Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры и методы его реализации".


Автор: Герасимова Екатерина Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Киреевский ЦО №2"
Населённый пункт: город Киреевск, Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры и методы его реализации".
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Киреевский центр образования № 2»

Выступление на тему:

«Теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода к

обучающимся на уроках физической культуры и методы его реализации».

Подготовила:

учитель физической культуры

Герасимова Е.М.

Киреевск,

2022 г.

Введение.

Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку

ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим

совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений,

бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только

сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни

– главная задача учителя физической культуры.

Актуальность данной работы заключается в необходимости создания

максимально

благополучных

условий

для

развития

и

физического

самосовершенствования учащихся, включении каждого занимающегося в

двигательную деятельность на основе личностно-ориентированного подхода,

в совершенствовании процесса преподавания физической культуры на

основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в

двигательной активности. (слайд 2). Личностно-ориентированный подход –

это способ реализации содержания дифференцированного физкультурного

образования посредством системы средств, методов и организационных

форм,

обеспечивающий

эффективное

достижение

цели

образования.

Содержание личностно-ориентированного обучения представляет собой

совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения

двигательным действиям, развития физических качеств, формирования

знаний и методических умений и технологий управления образовательным

процессом,

обеспечивающих

достижение

физического

совершенства.

(слайд3)

Целью

данной

работы является

выявление

новых

подходов

к

воспитанию школьников по физической культуре на основе реализации

личностно-ориентированного подхода.

Для

достижения

поставленной

цели

необходимо

рассмотреть

следующие задачи:

- определить понятие, сущность, основные составляющие личностно-

ориентированного подхода на уроках физической культуры;

- изучить методику преподавания физической культуры с учётом

личностно- ориентированного подхода с учащимися 7 классов.

Объектом работы является процесс обучения учащихся 7 классов.

Предмет работы: личностно-ориентированный подход, как средство для

формирования знаний, умений и навыков в области физической культуры в

соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Сущность личностно-ориентированного подхода на уроках физической

культуры, основные её составляющие

Под личностно-ориентированным

подходом принято

понимать

методологические ориентиры в педагогической деятельности, которые

позволяют посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и

способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, и

самореализации

личности

ребенка,

развития

его

неповторимой

индивидуальности.

(Слайд 4) Цель личностно-ориентированного воспитания по физической

культуре - формирование личности учащихся общеобразовательной школы

средствами физической культуры.

Задачи

личностно

ориентированного

воспитания

по

физической

культуре:

- формирование знаний по физической культуре (образовательная

деятельность);

- формирование умений (оздоровительная деятельность);

-

формирование

двигательной

подготовленности

(развивающая

деятельность);

-

формирование

культурологических

стремлений

(воспитательная

деятельность);

- формирование социально значимых качеств личности (воспитательная

деятельность).

Основой

содержания

личностно-ориентированного

воспитания

по

физической культуре учащихся являются двигательные умения и навыки, на

базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой

для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно-

ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом

является двигательная деятельность, то есть двигательные умения и навыки.

Слайд 5. Личностно-ориентированный подход складывается из трех

составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и

приемы личностно-ориентированного подхода.

1.

Первая

составляющая -

основные

понятия,

которые

при

осуществлении педагогических действий являются главным инструментом

мыследеятельности.

К основным понятиям личностно-ориентированного подхода можно

отнести следующие:

- индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы,

уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт,

отличающее

их

от

других

индивидов

и

человеческих

общностей;

- личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся

как

устойчивая

совокупность

свойств

индивида

и

характеризующее

социальную сущность человека;

- самоактуализированная личность - человек осознанно и активно

реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои

возможности и способности; - самовыражение - процесс и результат

развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;

- субъект - индивид или группа, обладающие осознанной и творческой

активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей

действительности;

- субъектность - качество отдельного человека или группы, отражающее

способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие

активностью

и

свободой

в

выборе

и

осуществлении

деятельности;

- Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система

представлений

о

самом

себе,

на

основе

которой

он

строит

свою

жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и

окружающим;

- выбор - осуществление человеком или группой возможности избрать из

некоторой

совокупности

наиболее

предпочтительный

вариант

для

проявлении своей активности;

- педагогическая поддержка - деятельность педагогов по оказанию

превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных

проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением,

успешным

продвижением

в

учебе,

жизненным

и

профессиональным

продвижением.

2. Вторая составляющая — исходные положения и основные правила

построения процесса обучения и воспитания учащихся, т.е. принципы.

- Принцип самоактуализации. В каждом ребенке существует потребность

в

актуализации

своих

интеллектуальных,

коммуникативных,

художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать

стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и

социально приобретенных возможностей.

- Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования

индивидуальности личности учащегося и педагога — это главная задача

образовательного

учреждения.

Необходимо

не

только

учитывать

индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески

содействовать их дальнейшему развитию.

- Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому

человеку,

который

реально

обладает

субъектными

качествами

и

полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и

отношений.

Следует

помочь

ребенку

стать

подлинным

объектом

жизнедеятельности в классе и школе, способствовать обогащению его

субъектного опыта.

- Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил,

учился

и

воспитывался

в

условиях

постоянного

выбора,

обладал

субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов

организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе

и школе.

- Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная

творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные

особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха

в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной

Я-концепции личности школьника.

- Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и

практики авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса.

Вера

в

ребенка,

доверие

к

нему,

поддержка

его

устремлений

к

самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней

требовательности и чрезмерному контролю.

3. Третья составляющая - это технологический арсенал личностно -

ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие

таким требованиям, как:

- диалогичность;

- деятельностно - творческий характер;

- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

- представление обучающемуся необходимого пространства свободы для

принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.

Большинство педагогов включают в данный арсенал диалог, игровые

и рефлексивные методы и приемы, а также способы педагогической

поддержки личности ребенка в процессе его саморазвития и самореализации.

Использование личностно-ориентированного подхода в обучении и

воспитании школьников невозможно без применения методов диагностики и

самодиагностики.

Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической

поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором

ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к

своим проблемам, а с другой - может получить поддержку педагога, когда

собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется

не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие

партнеров

-

взрослого

и

ребенка,

добровольно

и

заинтересованно

объединивших свои усилия.

Методологические основы организации личностно-ориентированного

урока физической культуры

Слайд

6.

Личностно

-

ориентированный

урок

в

отличие

от

традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-

ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству,

ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной

деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного

исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление:

рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер

складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен

не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития

личности учащихся.

Слайд 7. Основные различия между традиционным и личностно-

ориентированным уроком (занятием).

Традиционный урок

Личностно

-

ориентированный

урок

1.

Обучает

всех

детей

установленной сумме знаний, умений

и навыков

1.

Способствует

эффективному

накоплению каждым ребенком своего

собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания,

форму работы детей и демонстрирует

им образец правильного выполнения

заданий

2. Предлагает детям на выбор

различные учебные задания и формы

работы,

поощряет

ребят

к

самостоятельному

поиску

путей

решения этих заданий

3.

Старается

заинтересовать

детей

в

том

учебном

материале,

который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные

интересы детей и согласовать с ними

подбор

и

организацию

учебного

материала

4.

Проводит

индивидуальные

занятия с отстающими или наиболее

подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с

каждым ребенком

5.

Планирует

и

направляет

детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно

спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы

детей,

подмечая

и

исправляя

допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно

оценивать

результаты

их

работы

и

исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения

в классе и следит за их соблюдением

детьми

7.

Учит

детей

самостоятельно

вырабатывать

правила

поведения

и

контролировать их соблюдение

8.

Разрешает

возникающие

конфликты между детьми: поощряет

правых и наказывает виноватых

8.

Побуждает

детей

обсуждать

возникающие

между

ними

конфликтные

ситуации

и

самостоятельно

искать

пути

их

разрешения

Технология

личностно-ориентированного

обучения

и

воспитания

предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического

и методического материала к его использованию, типов учебного диалога,

форм контроля за личностным развитием ученика.

В личностно-ориентированном обучении позиция ученик не бездумно

принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно

участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует

способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и

более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно

становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

3. Методика преподавания физической культуры с учётом личностно-

ориентированного подхода

Для

урока

физической

культуры

характерным

является

строгая

регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Этим

частично

достигается

оздоровительная

направленность

урока.

Нельзя

допускать перегрузки, которая может вызвать чрезмерное утомление, но не

следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой. В этом случае воздействие

физических упражнений не будет оказывать правильного эффекта. Поэтому

важным является использование личностно-ориентированного обучения.

Приступая к работе, необходимо определить, с каким составом обучающихся

предстоит работать в течение нескольких лет: учёт состояния здоровья, пола,

физического

развития,

двигательной

подготовленности,

особенностей

развития психических свойств.

Слайд 8. Рассмотрим алгоритм построения урока.

Подготовительная

часть:

задача

создать

положительный

эмоциональный настрой на работу всех обучающихся. Простые, легкие

упражнения,

не

вызывающие

сильного

напряжения,

все

ученики

проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям,

перестроениям, ходьбе, которыми начинается обычно вводная часть. Затем,

как правило, даю бег в медленном или среднем темпе, упражнения на

восстановление дыхания и общеразвивающие упражнения. Выполнение их

требует проявления силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги

в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо

подготовленных учеников снижаю нагрузку. Наблюдая за детьми, не

прерывая общего выполнения заданий, предлагаю слабо подготовленным

обучающимся закончить упражнение примерно после того, как все выполнят

половину (или две трети) намеченной нагрузки. Снизить нагрузку при

выполнении общеразвивающих упражнений можно и по- другому: разрешить

делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее

подготовленные ученики будут упражняться медленнее, значит, и в меньшем

объеме. Упражнения нужно подбирать таким образом, чтобы они влияли на

комплексное

развитие

физических

качеств

путем

последовательного

воздействия на различные группы мышц.

Основная часть урока: задача – создать оптимальные условия для

работы. Класс делится на группы в зависимости от подготовленности к

освоению конкретного раздела. В группах, организованных по принципу

учета физической подготовленности и состояния здоровья, занятия идут

более эффективно; улучшается учебная дисциплина, так как ученикам дается

посильная нагрузка, личностно- ориентированная. Двигательный режим для

детей подготовительной группы осуществляется при частоте пульса до 130-

150 уд/мин. На этом этапе режим занятий для разных групп должен быть

различным:

тренирующим,

тонизирующим

или

щадящим.

По

мере

улучшения физической подготовленности дети переводятся в другие группы.

Такой подход помогает наиболее эффективно спланировать свою работу на

учебный год, запланировать индивидуальную работу. Однако организация

деятельности учеников в основной части урока может быть различной в

зависимости от этапа обучения.

Заключительная часть урока. Задача – обеспечить условия для снятия

физического напряжения, осмысления (рефлексии) учебных действий. Класс

объединяется в одну группу, все ученики выполняют релаксирующие

упражнения. Исключение представляют те случаи, когда по расписанию урок

физической культуры последний и в конце его я провожу игру большой

подвижности. Участие в такой игре, менее подготовленных обучающихся,

ограничиваю. Предлагаю им выполнение функции помощника в судействе,

или индивидуального задания. Даю теоретические сведения о влиянии

самостоятельных

занятий

на

улучшение

функционального

состояния

организма. Задание на дом объясняю подробно, где и как следует

рационально организовать свою работу. Многообразие задач, решаемых в

ходе урока, требует применения широкого круга методов: обучения

(словесный,

наглядный);

воспитания

физических

качеств

(строго

регламентированного

упражнения,

круговой

тренировки,

игровой,

соревновательный). Особенность выбора того или иного метода зависит от

решаемых

на

уроке

задач

точки

зрения

этапа

обучения),

от

подготовленности

учащихся,

от

особенностей

самого

физического

упражнения, учета условий, в которых идет обучение. На уроках применяю

стандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки,

скакалки, обручи, гантели, и др.), провожу уроки ритмики, упражнения на

релаксацию мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить

моторную плотность уроков и сделать их более интересными. Контроль

физических нагрузок по частоте сердечных сокращений выполняем вначале и

в конце урока. Для определения функционального состояния обучающихся в

процессе физических нагрузок различного характера не только сравниваем

величину сдвигов пульса с характером и величиной нагрузок, но и

отслеживаем быстроту восстановления пульса во время отдыха (нормальное

восстановление пульса – 2 минуты). Детей, у которых перед уроком частота

сердечных сокращений выше 80 уд/мин., при построении ставлю на левый

фланг. Для таких обучающихся с помощью ограничителей определяю

внутренний

круг

с

меньшим

радиусом,

где

они

могут

выполнять

индивидуальные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление,

ходьбу, бег трусцой и т.д. (островок здоровья). Изучение предмета

«Физическая

культура»

предполагает,

помимо

освоения

практических

навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о

физкультурно-спортивном движении в масштабах города, округа, страны. На

каждом уроке провожу информационные беседы, напоминаю правила

техники безопасности, использую последовательную систему обучения

здоровью, формирую ценности здоровья и здорового образа жизни.

Учащиеся, временно освобожденные по состоянию здоровья, с интересом

создают

фото

материалы,

рефераты.

В

реализации

личностно

ориентированного подхода у обучающихся формируется уверенность в своих

силах, достоинство, самоуважение, а это является фундаментом воспитания и

самовоспитания

морально-волевых,

нравственных,

интеллектуальных

качеств личности.

Заключение

Совершенствование

урока

физической

культуры

и

повышение

эффективности невозможно без личностно-ориентированного обучения.

Важнейшие

требования

современного

урока

физической

культуры

-

обеспечение

дифференцированного

и

индивидуального

подхода

к

обучающимся. В физическом воспитании применение этой технологии

диктуется необходимостью, т.к. в настоящее время всё более усиливается

дифференциация детей по психическому и физическому развитию.

Слайд 9. Подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что

задача учителя физической культуры найти к каждому ученику такой подход,

который поможет ему осознать себя личностью, выявить такие его

возможности,

которые

будут

стимулировать

его

самостановление,

самоутверждение, самореализацию, его физическое совершенствование и,

как следствие, его стремление быть гармонически развитой личностью.

Реализовать его можно через следующие приемы:

- владение учителем чувством педагогического такта;

- обладание чувством толерантности (терпимости);

- использование похвалы как средства поощрения (на основе знаний

психологии);

- деление детей на медицинские группы;

- индивидуальный подход по видам программы;

- индивидуальная работа для временно освобождённых от урока

физкультуры;

- личностно-ориентированный подход в виде реферата.

Слайд 10. Я полагаю, что основной задачей преподавателя физической

культуры

является

стимуляция

учащихся,

чтобы

учащиеся

не

останавливались

на

достигнутом,

а

делали

постоянные

попытки

продвижения вперёд.

Таким образом, разработка образовательной программы по физической

культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит

более полно формировать знания, умения и навыки в области физической

культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в

конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в

обществе.

Список использованной литературы

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий // Серия стандарты

второго поколения. – М.: Просвещение, 2011;

2.Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания:

Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2010;

3.Захарова, Т. Н. Формирование здорового образа жизни у младших

школьников / авт.-сост. Т. Н. Захарова и др. – Волгоград: Учитель, 2010;

4. Плигин, А.А. Личностно-ориентированное образование: история и

практика. Монография Текст. А.А. Плигин М.: КСП, 2011;

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического

воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр

«Академия», 2011;

6. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / Под

ред. Б.А. Ашмарина. – М., 2010.



В раздел образования