Напоминание

"Собственные и нарицательные имена существительные"


Автор: Матвеева Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "РСШ №10 им.В.В.Женченко"
Населённый пункт: Красноярский край, Нижнеингашский район, пгт. Нижняя Пойма
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные"
Раздел: среднее образование





Назад




Открытый урок на тему «Собственные и нарицательные имена существительные.

Дата проведения: 09.03.2022

Предмет: русский язык.

Автор: учитель русского языка и литературы С.В.Матвеева

Класс: 5а

Учебник: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных».

Цель урока: формирование умения распознавать и употреблять в речи категории собственных и нарицательных существительных по

признакам значения и написания.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Задачи:

Образовательные: формировать представление детей об основном назначении имен собственных; ввести термины «имена собственные» и

«имена нарицательные»; закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных.

Развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков

самоконтроля.

Воспитывающие: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно; содействовать

воспитанию любви к малой родине.

Формируемые УУД:

Личностные: уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения; овладение элементами

способности оценивать свои достижения и трудности и достижения товарищей; готовность совместно с учителем искать способы

преодоления трудностей.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке

и сохранять учебную задачу, понимать важность полученных знаний, причины успеха или неудачи; работать по коллективно составленному

алгоритму; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать и контролировать

своё действие и деятельность одноклассников в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после

его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, выделять и осознавать, что уже усвоено, а что предстоит

усвоить; высказывать свои предположения, осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению

препятствий и самокоррекции

Коммуникативные:

уметь полно, чётко и грамотно формулировать свои мысли, оформлять их в устной форме; слушать, слышать и понимать речь других; уметь

доказывать своё мнение, доносить его до всех участников образовательного процесса; знать правила поведения и общения в школе,

развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками, применять их на практике, адекватно воспринимать оценку своей работы;

контролировать, корректировать и оценивать действия партнёра,

определять цели и функции участников, способы взаимодействия;

планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Познавательные:

Общеучебные УУД: построение речевого высказывания в устной форме; умение ориентироваться в системе знаний, в пространстве

учебника, работать со словарём, извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, опираться на свой жизненный опыт,

отличать новое от уже известного, добывать новые знания.

Логические УУД: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку рассуждений, делать выводы;

строить осознанное речевое высказывание в устной форме, уметь создавать алгоритм деятельности.

Предметные:

формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных как названий единичных предметов; познакомиться со

значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»; понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Планируемые результаты:

предметные: научиться отличать имена существительные собственные от имён существительных нарицательных;

личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, к поэтапному самосовершенствованию;

Метапредметные УУД:

коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться

знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и

самокоррекции;

познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Учитель.

Приветствие.

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки и думаю, что сегодняшний урок

принесёт всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями.

(Слайд 1)

Ученик.

Проверяет готовность к уроку. Открывает рабочую тетрадь, записывает дату. Знакомится с Листом контроля

Лист контроля

п/п

Ф.И. обучающегося

Задание 1.

Индивидуальная

работа.

Блиц-опрос по теме

«Имя

существительное»

(1балл

за каждый

правильный ответ)

5б.

Задание 2.

Работа в паре.

Распределение

слов в две

колонки

(1 балл

за каждое

правильно

записанное в

нужную

колонку слово)

12б.

Задание 3.

Работа в паре.

Игра «Собери

пару»

(1 балл

за каждое

правильно

составленное

соответствие)

11б.

Задание 4.

Работа в паре.

Заполни таблицу

(Каждый

обучающийся

ряда –

победителя

получает по 1

баллу)

+1б.?

Задание 5.

Индивидуальная

работа.

Тест.

Критерии

оценивания:

3 правильных

ответа – 5 баллов;

2 правильных – 4

балла;

1 правильный – 3

балла

5б.

1.

2.

II. Актуализация опорных знаний с выявлением затруднения.

Задание 1.

Блиц-опрос по теме «Имя существительное».

Учитель.

Я предлагаю вам в столбик проставить пять цифр, рядом с каждой цифрой вы поставите либо значок «+», либо значок «-». Значок

«+», если утверждение является по-вашему мнению верным, «-», если утверждение является неверным.

Итак, первое утверждение

1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи?

Если утверждение верное, ставим «плюс», если неверное, ставим «минус».

Ученик.

+

Учитель.

Второе утверждение

2. Имя существительное отвечает на вопросы какой? чей?

Ученик.

-

Учитель.

Третье утверждение.

3. Имена существительные изменяются по падежам и числам.

Ученик.

+

Учитель.

Четвёртое

4. Имя существительное относится к мужскому, женскому и среднему роду.

Ученик.

+

Учитель.

Пятое утверждение.

5. В предложении имена существительные бывают только подлежащим.

Ученик.

-

(Слайд 2)

Учитель.

Проверим, что у вас получилось.

Ученик.

Действительно, имя существительное – это самостоятельная часть речи.

Второе утверждение является неверным, поскольку мы с вами знаем, имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

Третье утверждение является верным, так как имена существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам.

Четвёртое утверждение также является верным. Имена существительные относятся к мужскому женскому и среднему роду.

Пятое утверждение является неверным, поскольку имена существительные бывают разными членами предложения.

(Слайд 3)

Учитель.

Оцените свою работу за 1-ое задание (Лист контроля).

Имя существительное

-

относится

к

мужскому

женскому и среднему роду

отвечает

на вопросы

кто?

что?

склоняется,

то

есть

изменяется

по

падежам

и

бывает разными членами

предложения

Ученик.

Оценивает работу в Листе контроля.

3.Определение темы и цели урока.

(Слайд 4)

А теперь обратите внимание на следующую информацию: имена существительные называют самые разные предметы.

Но

предметов вокруг нас так много! Вспомним, что предметом в грамматике называется всё то, к чему можно задать вопрос кто? или

что? Например,

кот дерево звезда река

Выход на тему урока учащимися.

Создание проблемной ситуации

Учитель.

Теперь я предлагаю вам обратить внимание на следующий слайд. На нём расположены слова: кот, река, страна, город, космонавт,

газета и Енисей, Красноярск, Юрий Алексеевич Гагарин, Барсик, Россия, «Победа».

Задание

Постарайтесь расположить слова в две колонки. По какому принципу вы будете это делать?

Ученик.

Распределяет слова в две колонки.

(Слайд 5)

Ученик.

кот

Барсик

река

Енисей

страна

Россия

город

Красноярск

космонавт

Юрий Алексеевич Гагарин

газета

«Победа»

Делает вывод: без труда можно заметить, что слова: кот, река, страна, город, космонавт-имена нарицательные, а слова: Енисей,

Красноярск, Гагарин, Барсик, Россия, «Победа» - имена собственные.

Учитель.

Правильно.

Сформулируйте тему нашего урока.

(Слайд 6)

Ученик.

Собственные и нарицательные имена существительные и их правописание. Какие собственные имена существительные пишутся в

кавычках.

Учитель.

На какие вопросы нам нужно будет найти ответы? (Задачи урока)

(Слайд 7)

Ученик.

Что такое собственные существительные?

Что такое нарицательные существительные?

Как пишутся собственные и нарицательные существительные?

Что обозначают имена собственные и нарицательные?

Какие слова относятся к каждой группе?

В каких случаях ставятся кавычки в именах собственных?

Данный признак у имен существительных постоянный или непостоянный?

Учитель.

Правильно, ребята.

А теперь давайте поработаем с учебником. Откройте стр.52 параграф 91.

Задание

Составьте, пользуясь материалом учебника кластер. Пока мы берём только материал для самостоятельных наблюдений – это книга

со звёздочкой. Какую особенность собственных и нарицательных имён существительных вы заметили? Названиями чего они

являются?

Собственные имена

существительные

Нарицательные имена

существительные

Являются названиями

единичных предметов

(Слайд 8)

Ученик.

Нарицательные являются названиями однородных предметов.

Собственные являются названиями единичных предметов.

Учитель.

Правильно.

(Слайд 9)

Нарицательные имена существительные с латинского языка обозначают нарецать, нарекать, называть. Сейчас мы бы сказали, что

эти существительные – «назывательные». Потому что с их помощью можно назвать много однородных предметов.

река река река

Являются названиями

однородных предметов

Пишутся с большой буквы

Пишутся с маленькой буквы

(Слайд 10)

Собственные имена существительные с греческого языка обозначают «особенность, лицо». Они не просто называют предмет, а

выделяют его из множества таких же предметов.

Енисей Пойма Бирюса

Как вы думаете, с какой целью имена существительные разделили на эти две группы?

Ученик.

Чтобы не было неразберихи.

Учитель.

Правильно.

(Слайд 11)

Что было бы, если бы мы начали подзывать своего питомца так:

– Кот, кот! Кис-кис, кот!

Но мы зовём иначе:

– Барсик! Барсик!

И сразу

становится ясно, что мы ищем именно своего питомца.

4. Открытие нового знания.

Работа с учебником (стр. 52).

Чтение и маркировка текста:

! -знаю

+ -новая информация

? -есть вопрос

Учитель.

- Какую новую информацию вы нашли в учебнике. (Работа в паре).

(Слайд 12)

Проверка работы с учебником

Кластер

Собственные имена

существительные

Нарицательные имена

существительные

Собственные имена существительные

пишутся с большой буквы. Заглавия книг,

названия

журналов,

газет,

картин,

кинофильмов спектаклей, заводов, фабрик,

кораблей и т.д. не только пишутся с

большой буквы, но и заключаются в

кавычки.

Являются названиями

единичных предметов

Являются названиями

однородных предметов

Для

обозначения

единичных

предметов, выделенных из ряда

однородных, используются не

только отдельные слова (имена

собственные), но и устойчивые

словосочетания

(собственные

наименования).

Например,

Млечный путь, Магеллановые

облака

К собственным именам существительным

принадлежат

имена,

отчества,

фамилии

людей, географические названия, названия

литературных

произведений,

названия

исторических

событий,

картин,

кинофильмов,

спектаклей,

предприятий,

клички животных.

Пишутся с маленькой буквы

V. Первичное закрепление. Включение в систему знаний.

Работа в парах

Учитель.

1. Игра «Собери пару».

Задание 3. Установите соответствие между словами, соединив их прямой линией. Самопроверка по эталону.

(Слайд 13)

река

Чёрное

море

«Камаз»

писатель

Енисей

машина

Первомайская

улица

Земля

газета

А.С.Пушкин

планета

«Победа»

Ученик.

Составляет соответствие

Ученик.

Заполняют лист

VI. Включение нового знания.

Учитель.

Задание 4

Заполните табличку, вписывая подходящие слова.

Какой ряд быстрее справится - тот и победит.

(Слайд 14)

Игра «Кто быстрее?»

Буква

Имя

Животное

Растение

Р

М

П

Ученик.

Заполняя таблицу, учащиеся быстро передают листок на следующую парту. Проверяет учитель.

VII. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)

(Слайд 16)

Задание 5.

Итоговый тест

1. Имена существительные собственные используют:

А) однородные предметы;

Б) единичные предметы

2. Отметьте нарицательное имя существительное:

А) (Б,б)арби

Б) «(Н,н)еуловимые мстители»

В) ( М,м)осква

Г) (Б,б)ерёза

3. В какой строке все слова написаны верно?

А) театр, улица Первомайская, журнал «Глобус»;

Б) рассказ «Кавказский пленник», Каспийское море, река «Пойма».

Учитель.

Проверка знаний, оценка

3 правильных – отлично

2 правильных – хорошо

1 правильный – удовл.

Ученик.

Выполняют тест, оценивают

Учитель.

Подводит итог урока.

- Где нам может пригодиться знания данной темы?

(Слайд 17, 18-кластер)

Домашнее задание (по выбору, разноуровневое)

1. Стр.52, 56(выучить материал), упр. 497(выбрать общее название для каждой группы слов и записать, пользуясь словами для справок).

Отметка - «4».

2. Творческое: написать 10-15 имён собственных, являющихся названием улиц, магазинов, учреждений нашего посёлка, фамилии

знаменитых земляков. Отметка - «4».

3. Творческое: придумать сказку на тему «Собственные и нарицательные имена существительные». Отметка - «5».

(Слайд 19)

Оцените свою работу на уроке знаком «+» напротив той записи, с которой вы согласны.

Я работал хорошо, усвоил учебный материал.

Я был мало активен, не всё понял.

Я работал плохо, учебный материал не усвоил.

(Слайд 20)

Рефлексия.

Спасибо за внимание!



В раздел образования