Напоминание

Работа с картой на уроках гаографии в коррекционной школе


Авторы: Гроссу Ирина Олеговна, Борисова Варвара Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Купинского района СК школа - интернат №2
Населённый пункт: Г. Купино
Наименование материала: Работа с картой на уроках гаографии в коррекционной школе
Тема: Работа с картой на уроках гаографии в коррекционной школе
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе.

По словам А.С. Баркова, «без карты нет, и не может быть географии,

картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только

необходимый инструмент, это сама география».

Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а

зачастую

значительные)

трудности

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Поэтому

перед

учителем

географии

коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для

данного контингента учащихся.

Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют

логические действия: сравнение и установление причинно – следственных

связей. В процессе обучения ученики должны хорошо запомнить, что в

работе с картой обо всем, что показываешь, надо рассказывать, а все, о чем

рассказываешь, надо показывать.

Требования, предъявляемые жизнью к подготовке обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе, вызывают

необходимость совершенствования методов работы с географической картой.

Поэтому

я

три

года

назад

начала

работать

над

темой

по

самообразованию

«Работа

с

картой

на

уроках

географии

в

коррекционной школе». Основная цель: совершенствование практических

навыков и умений при работе с географической картой.

Цели самообразования:

-повышать свой профессиональный уровень в области теории и

методики преподавания географии, отрабатывать приемы работы с картой;

-формировать

способности к творческому саморазвитию, к творческой

деятельности;

-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций на

уроках географии;

-уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.

Задачи:

-изучить

различные

образовательные

технологии,

которые

можно

использовать для работы на уроках географии с картами;

-овладеть новыми формами, методами и приемами обучения при работе с

географическими картами;

-создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных

технологий и ИКТ.

Источники самообразования:

-специализированная

литература

(методическая,

научно-популярная,

публицистическая) для коррекционных школ;

-интернет;

-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;

-курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

индивидуальная – через индивидуальный план.

Примерный план работы педагога над темой самообразования.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по

проблеме, имеющегося опыта.

I год работы

над

темой.

Прогностический

1. Определение цели и задач

работы

над темой.

2. Разработка системы мер,

направленных на решение

проблемы.

3. Прогнозирование

результатов.

I год работы

над

темой

Практический

- Внедрение ППО, системы мер,

направленных на решение

проблемы.

- Формирование методического

комплекса.

- Отслеживание процесса,

текущих, промежуточных

результатов.

- Корректировка работы.

II год; (III),

(IV).

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по

теме самообразования.

3. Представление материалов.

III год, (IV),

(V).

Внедренческий

1. Использование опыта самим

педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе

дальнейшей

педагогическо

й

деятельности.

Ожидаемый результат самообразования:

-повышение качества преподавания предмета;

-разработка учебных рабочих программ по географии с нормативными

требованиями коррекционной школы;

-применение различных образовательных технологий или их элементов для

конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их

применению;

-разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по

исследуемой теме;

-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных

технологий и ИКТ;

-доклады, выступления на заседаниях МО, конференциях с обобщением

опыта.

Карта полушарий является первой картой, с которой знакомятся

учащиеся VI класса по теме «Земной шар». По этой карте ученики изучают

расположение частей света и океанов, учатся правильно показывать их.

Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать

объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия.

Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление

об объектах, обозначенных на ней. Работа с географической картой и

географическим

описанием

должна

предшествовать

изучению

соответствующих деталей карты. Это условные знаки, условные цвета карты.

Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью

различных упражнений не только с контурной картой, но и по картам у

доски, приложениям к учебнику. При заполнении контурных карт учениками

участвуют несколько видов памяти: слуховая, зрительная и моторная. Это

сочетание содействует усвоению знаний карты.

По теме «Природные зоны России» постоянно используются карты

природных зон России и физическая карта России. В процессе изучения

каждой

природной

зоны

рассказываю

и

показываю

по

карте

географическое положение соответствующей зоны, а затем требую показа со

словесным сопровождением от учеников. Например: «Покажи, где живут

ненцы», «Покажи Чукотский полуостров и назови его основное население»,

«Назови основные занятия жителей субтропиков, пустынь и объясни, почему

именно в этой зоне строят оросительные каналы», «Почему одно из главных

занятий жителей тундры – оленеводство?», «Посмотри на карту и объясни,

почему в тундре долгая и холодная зима» и т.п.

В процессе работы по материкам и океанам в 8 классе ученики

должны усвоить название материков, океанов, основное население , а также

уметь показать на карте границы указанных в программе государств и их

столицы. При изучении этого материала учащиеся работают с картами в

рабочих тетрадях, с приложениями к учебнику, политической картой

Евразии. В рабочих тетрадях с контурными картами работают 6 и 7 классы.

Нет таких тетрадей в 5 и 9 классах. В 9классе использую карты тематические

и контурные из интернета. Настенная карта Магаданской области только

физическая.

Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости,

заинтересованности в предмете, разных психофизических возможностей,

для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю

индивидуальный подход к школьникам. В зависимости от характера

познавательной деятельности учащихся: при работе с картой,

аудиовизуальными пособиями, слайдами, цифровым материалом использую

задания трех уровней: ученики воспроизводят изучаемый материал в том

виде, в каком он изложен в

учебнике;

применяют знания и умения по образцу; творчески применяют знания и

умения в новой учебной ситуации.

Примерная схема работы на уроке:

1. Показ на стенной карте, глобусе, расположения географического

объекта (моря, острова, полуострова) со словесным сопровождением.

2. Показ картины, слайда с изображением изучаемого объекта.

3. Выяснение знаний учащихся по теме.

4. Рассказ

об изучаемых объектах с выделением главного,

характерного, с использованием занимательного материала для закрепления

знаний у учащихся.

5. Запись новых названий, основных положений урока учителем на

доске, а учащимися в тетрадях.

6. Повторный показ на настенной карте и глобусе учителем, затем

учениками.

7. Нахождение учащимися названий объектов в приложениях, а затем

на контурных картах.

8. Просмотр учителем места, объекта, намеченного учениками простым

карандашом

на

карте,

и

указания

ученикам

к

надписыванию

и

раскрашиванию объекта.

9. Чтение статьи учебника с рассматриванием рисунков или слайдов.

10. Пересказ учащихся и показ изучаемых объектов на карте и слайде.

На уроках географии работа с картой

ведется целенаправленно и

систематически, что дало положительные результаты. Так, например

в

7классе

значительно улучшилась работа с картой у Б. Елизоветы., Р.

Екатерины, К. Дениса, О. Софьи – они могут с небольшой помощью

определить природную зону, океан, материк и т.д. В 8 классе М.Валентин, П.

Захар после объяснения самостоятельно определяют изучаемое государство

в приложениях и на настенной карте, с помощью переносят объект на

контурную карту. В 9 классе с помощью учителя работают Ж.Людмила, П.

Екатерина

остальные

после

объяснения

в

основном

справляются

самостоятельно.

Огромную роль в закреплении знаний карты имеют различного рода

практические задания.

Рассмотрев методы и приемы при работе с картой, а

также изучив теоретические и методические источники по данному вопросу,

я предлагаю учащимся упражнения, направленные на совершенствование

практических навыков и умений при работе с географической картой.

Презентация.



В раздел образования