Авторы: Гроссу Ирина Олеговна, Борисова Варвара Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Купинского района СК школа - интернат №2
Населённый пункт: Г. Купино
Наименование материала: Работа с картой на уроках гаографии в коррекционной школе
Тема: Работа с картой на уроках гаографии в коррекционной школе
Раздел: среднее образование
Работа с картой на уроках географии в коррекционной школе.
По словам А.С. Баркова, «без карты нет, и не может быть географии,
картой география начинается и ею же заканчивается. Карта не только
необходимый инструмент, это сама география».
Усвоение изучаемого материала представляет определенные (а
зачастую
значительные)
трудности
для
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Поэтому
перед
учителем
географии
коррекционной школы стоит ряд важнейших задач, специфичных для
данного контингента учащихся.
Важнейшую роль в овладении географическими понятиями играют
логические действия: сравнение и установление причинно – следственных
связей. В процессе обучения ученики должны хорошо запомнить, что в
работе с картой обо всем, что показываешь, надо рассказывать, а все, о чем
рассказываешь, надо показывать.
Требования, предъявляемые жизнью к подготовке обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе, вызывают
необходимость совершенствования методов работы с географической картой.
Поэтому
я
три
года
назад
начала
работать
над
темой
по
самообразованию
«Работа
с
картой
на
уроках
географии
в
коррекционной школе». Основная цель: совершенствование практических
навыков и умений при работе с географической картой.
Цели самообразования:
-повышать свой профессиональный уровень в области теории и
методики преподавания географии, отрабатывать приемы работы с картой;
-формировать
способности к творческому саморазвитию, к творческой
деятельности;
-уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций на
уроках географии;
-уметь воплотить творческие идеи и замыслы в своей деятельности.
Задачи:
-изучить
различные
образовательные
технологии,
которые
можно
использовать для работы на уроках географии с картами;
-овладеть новыми формами, методами и приемами обучения при работе с
географическими картами;
-создать базу разработанных конспектов уроков с применением различных
технологий и ИКТ.
Источники самообразования:
-специализированная
литература
(методическая,
научно-популярная,
публицистическая) для коррекционных школ;
-интернет;
-семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом;
-курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план.
Примерный план работы педагога над темой самообразования.
Этапы
Содержание работы
Сроки
Диагностический
1. Анализ затруднений.
2. Постановка проблемы.
3. Изучение литературы по
проблеме, имеющегося опыта.
I год работы
над
темой.
Прогностический
1. Определение цели и задач
работы
над темой.
2. Разработка системы мер,
направленных на решение
проблемы.
3. Прогнозирование
результатов.
I год работы
над
темой
Практический
- Внедрение ППО, системы мер,
направленных на решение
проблемы.
- Формирование методического
комплекса.
- Отслеживание процесса,
текущих, промежуточных
результатов.
- Корректировка работы.
II год; (III),
(IV).
Обобщающий
1. Подведение итогов.
2. Оформление результатов
работы по
теме самообразования.
3. Представление материалов.
III год, (IV),
(V).
Внедренческий
1. Использование опыта самим
педагогом в процессе
дальнейшей работы.
2. Распространение.
В ходе
дальнейшей
педагогическо
й
деятельности.
Ожидаемый результат самообразования:
-повышение качества преподавания предмета;
-разработка учебных рабочих программ по географии с нормативными
требованиями коррекционной школы;
-применение различных образовательных технологий или их элементов для
конструирования уроков и разработка методических рекомендаций по их
применению;
-разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по
исследуемой теме;
-создание базы разработанных конспектов уроков с применением различных
технологий и ИКТ;
-доклады, выступления на заседаниях МО, конференциях с обобщением
опыта.
Карта полушарий является первой картой, с которой знакомятся
учащиеся VI класса по теме «Земной шар». По этой карте ученики изучают
расположение частей света и океанов, учатся правильно показывать их.
Сначала разрешается считывать названия с карты, а затем требуется показать
объект, не вглядываясь в напечатанные на карте названия.
Перед изучением карты необходимо создать у учащихся представление
об объектах, обозначенных на ней. Работа с географической картой и
географическим
описанием
должна
предшествовать
изучению
соответствующих деталей карты. Это условные знаки, условные цвета карты.
Закрепление знаний об изучаемом объекте проводится с помощью
различных упражнений не только с контурной картой, но и по картам у
доски, приложениям к учебнику. При заполнении контурных карт учениками
участвуют несколько видов памяти: слуховая, зрительная и моторная. Это
сочетание содействует усвоению знаний карты.
По теме «Природные зоны России» постоянно используются карты
природных зон России и физическая карта России. В процессе изучения
каждой
природной
зоны
рассказываю
и
показываю
по
карте
географическое положение соответствующей зоны, а затем требую показа со
словесным сопровождением от учеников. Например: «Покажи, где живут
ненцы», «Покажи Чукотский полуостров и назови его основное население»,
«Назови основные занятия жителей субтропиков, пустынь и объясни, почему
именно в этой зоне строят оросительные каналы», «Почему одно из главных
занятий жителей тундры – оленеводство?», «Посмотри на карту и объясни,
почему в тундре долгая и холодная зима» и т.п.
В процессе работы по материкам и океанам в 8 классе ученики
должны усвоить название материков, океанов, основное население , а также
уметь показать на карте границы указанных в программе государств и их
столицы. При изучении этого материала учащиеся работают с картами в
рабочих тетрадях, с приложениями к учебнику, политической картой
Евразии. В рабочих тетрадях с контурными картами работают 6 и 7 классы.
Нет таких тетрадей в 5 и 9 классах. В 9классе использую карты тематические
и контурные из интернета. Настенная карта Магаданской области только
физическая.
Так как в классе ученики разного уровня обученности, обучаемости,
заинтересованности в предмете, разных психофизических возможностей,
для достижения поставленных целей на всех этапах урока осуществляю
индивидуальный подход к школьникам. В зависимости от характера
познавательной деятельности учащихся: при работе с картой,
аудиовизуальными пособиями, слайдами, цифровым материалом использую
задания трех уровней: ученики воспроизводят изучаемый материал в том
виде, в каком он изложен в
учебнике;
применяют знания и умения по образцу; творчески применяют знания и
умения в новой учебной ситуации.
Примерная схема работы на уроке:
1. Показ на стенной карте, глобусе, расположения географического
объекта (моря, острова, полуострова) со словесным сопровождением.
2. Показ картины, слайда с изображением изучаемого объекта.
3. Выяснение знаний учащихся по теме.
4. Рассказ
об изучаемых объектах с выделением главного,
характерного, с использованием занимательного материала для закрепления
знаний у учащихся.
5. Запись новых названий, основных положений урока учителем на
доске, а учащимися в тетрадях.
6. Повторный показ на настенной карте и глобусе учителем, затем
учениками.
7. Нахождение учащимися названий объектов в приложениях, а затем
на контурных картах.
8. Просмотр учителем места, объекта, намеченного учениками простым
карандашом
на
карте,
и
указания
ученикам
к
надписыванию
и
раскрашиванию объекта.
9. Чтение статьи учебника с рассматриванием рисунков или слайдов.
10. Пересказ учащихся и показ изучаемых объектов на карте и слайде.
На уроках географии работа с картой
ведется целенаправленно и
систематически, что дало положительные результаты. Так, например
в
7классе
значительно улучшилась работа с картой у Б. Елизоветы., Р.
Екатерины, К. Дениса, О. Софьи – они могут с небольшой помощью
определить природную зону, океан, материк и т.д. В 8 классе М.Валентин, П.
Захар после объяснения самостоятельно определяют изучаемое государство
в приложениях и на настенной карте, с помощью переносят объект на
контурную карту. В 9 классе с помощью учителя работают Ж.Людмила, П.
Екатерина
остальные
после
объяснения
в
основном
справляются
самостоятельно.
Огромную роль в закреплении знаний карты имеют различного рода
практические задания.
Рассмотрев методы и приемы при работе с картой, а
также изучив теоретические и методические источники по данному вопросу,
я предлагаю учащимся упражнения, направленные на совершенствование
практических навыков и умений при работе с географической картой.
Презентация.