Напоминание

Лечебная физическая культура


Автор: Лапушкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа занятий по ЛФК в 1-5 классах
Тема: Лечебная физическая культура
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка

Рабочая программа занятий по лечебной физкультуре в 1-5 классах

составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с

целями и задачами гимназии, запросами родителей. Рабочая программа

конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение

часов по разделам курса. Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ

гимназии № 44 программа реализуется в рамках спортивно -

оздоровительного направления в 1-5-х классах. На реализацию программы

отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю с каждой группой.

Количественный состав группы - 12 учащихся. Набор осуществляется на

добровольной основе.

Программа будет реализовываться в течение учебного года.

Лечебная физическая культура - это метод лечения, использующий

средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для

быстрого восстановления здоровья.

Лечебная физкультура тесно связана с лечебно-восстановительным

процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к

использованию физических упражнений, прививает им гигиенические

навыки, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма

естественными факторами природы, регулирует общий режим, а также

режим движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию

организма естественными факторами природы.

Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое

количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенно

велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 11 лет – 43 % от всех

осмотренных детей. Состояние здоровья учащихся нашей гимназии в плане

патологии опорно-двигательного аппарата требует внимания и серьёзного

отношения со стороны учителей, родителей, медицинских работников и

специалистов ЛФК. Углубленный медицинский осмотр 2019

учебного года выявил 15 учащихся (4%) 1-5 классов с заболеванием –

сколиоз, 186 учащихся (50,8%) – с нарушением осанки. Эти данные говорят

сами за себя, учащимся необходима квалифицированная помощь и

дополнительные занятия ЛФК для исправления нарушений осанки.

Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врачей

детской городской поликлиники и инструкторов ЛФК, в нашей гимназии

создана программа «Лечебная физическая культура».

Актуальностью данной проблемы

является то, что в 7-11 – летнем

возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Чаще всего отклонения

встречаются у детей астенического телосложения, физически слаборазвитых.

Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в

межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для

функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с

нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и

кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что

делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям

легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной

деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной

полости.

У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат.

Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные

способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень

риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и

других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при

борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.

Специально подобранные физические упражнения являются основным

средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая

культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его

возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и

систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические

упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической

работоспособности.

Оздоровительная физическая культура действует на детский организм

не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его части,

вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-

сосудистой, дыхательной и выделительной системах.

Физические упражнения являются действенным средством

предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости,

плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.

Новизной данной программы

являются элементы хатха-йоги,

самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление

нервной системы (релаксация

).

ЛФК, проводимая в специально оборудованном спортзале при

правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является

мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление,

обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие

положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством

повышения эффективности оздоровления.

Цель программы:

овладение учащимися основ лечебной физической культуры

коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение

осанки, плоскостопие)

устранение недостатков в развитии двигательных, или иных качеств (силы,

выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести);

Задачи программы:

1.

Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни

и выздоровление.

2.

Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях

позвоночника, об охране своего здоровья.

3.

Формировать потребность и умения систематически самостоятельно

заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью

коррекции физического развития.

4.

Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию

психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.

Возраст детей

.

Данный курс

рассчитан на детей - 7-11 летнего возраста

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.

Программа по лечебной физической культуре представляет особый

комплекс мероприятий, рассчитанных на 5лет, направленных на лечение и

профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 7 до

11 лет.

Занятия ЛФК должны проводиться систематически (при этом

осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с

постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий

для улучшения координации движений и повышения эмоционального

настроя урока

.

Занятия проводятся по 1 часу в неделю.

Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и

заключительный.

Цель:

стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение

его возможного прогрессирования.

1 период – вводный (1-ый год обучения):

Задачи:

1.

Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую

выносливость мышц к физическим нагрузкам.

2.

Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную

дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка,

его пола, физического развития, двигательной подготовленности,

особенностей психических свойств и качеств.

3.

Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное

участие в оздоровлении.

2 период –основной (2-ой и 3-ий года обучения)

Задачи:

1.

Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов

позвоночника и всей костно-мышечной системы

2.

Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации

движений, осуществления самоконтроля.

3.

Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к

своему личному совершенствованию, улучшению результатов.

3 период –заключительный (4-ый и 5-ый год обучения)

Задачи:

1.

Закреплять достигнутые результаты оздоровления.

2.

Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.

3.

Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-

оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний

и умений).

4.

Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.

Специально подобранные физические упражнения являются основным

средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного

аппарата. Лечебная физкультура способствует стабилизации состояния при

заболевании и предупреждению его возможного прогрессирования,

восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует

целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает

наилучшие условия для повышения физической работоспособности.

Физические упражнения являются действенным средством предупреждения

нарушений опорно-двигательного аппарата.

Используемые средства обучения.

Теоретические сведения.

Бег, ходьба, передвижения.

Общеразвивающие упражнения, упражнения специального характера,

упражнения общего характера.

Общеразвивающие упражнения, подвижные игры на ортопедических мячах,

гимнастических скамейках, шведской стенке.

Методы и формы организации уроков ЛФК.

Метод «слова и показа» используется при разучивании и закрепления новых

упражнений, комплексов в целом.

Метод « рассказа» используется при совершенствовании ранее изученных

упражнений и движений, целостного выполнения сложных упражнений,

комплексов упражнений.

Метод «расчленённого обучения» используется при разучивании новых

упражнений путем разделения комплекса упражнений на части.

Метод «целостного обучения» используется при выполнения комплекса

упражнений полностью.

Организационно- методические рекомендации.

Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об

индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о

состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют

функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и

выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.

Физическая нагрузка на уроке ЛФК дозируется и зависит от:

- подбора физических упражнений (от простого к сложному),

-продолжительности физических упражнений,

-числа повторений,

-выбора исходных положений,

-темпа движений (на счет 1-4),

-амплитуды движений,

-степени усилия,

-точности,

-сложности,

-ритма,

-количества отвлекающих упражнений,

-эмоционального фактора.

Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем

подготовленности учащихся.

Для получения лучших результатов соблюдаются следующие

принципы:

системность.

регулярность

длительность

нарастание

индивидуализация

общеукрепляющие упражнения.

В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения

на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и

нетрадиционные оздоровительные методики.

Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные

особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других

возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и

игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.

Ожидаемые результаты и способы их результативности

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 1 – го года обучения:

Знания:

параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым

углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не

чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно

выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для

здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности,

личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и

общего характера.

Умения:

Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при

выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя

различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях);

выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении

лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны

вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для

восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по

ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа,

используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в

игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек»,

«Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади

мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в

различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с

гантелями, с обручами, без предметов.

Навыки:

Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.

Личностные качества:

Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память,

восприятие

.

К концу 2 – го года обучения:

Знания:

Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила

ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в

ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой

подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего

задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н.

Стрельниковой.

Умения:

Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной

осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила

ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для

растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,

«Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»);

упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики»,

«Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от

скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; комплекс с гимнастической

палкой; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия

(ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков,

подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов).

Уметь правильно дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в

подвижные игры целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5

игр); не бояться воды, выполнять упражнения в воде, играть на воде.

Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и

конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8

упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять

мышцы.

Навыки:

Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены,

осуществлять подготовку рабочего места.

Личностные качества:

Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.

К концу 3 – го года обучения:

Знания:

Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие

правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (

сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения,

работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о

физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.

Умения:

Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у

гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.)

самостоятельно и подконтролем взрослого; ходить с предметами на голове;

выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги

(«Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.);

длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож»,

«Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под

музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.

Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное

дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь

– дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой»,

«Вышибалы на четвереньках» и др.

Навыки:

Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять

лечебную гимнастику дома под контролем взрослых

.

Личностные качества:

Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические

качества, коммуникативные качества; память.

К концу 4 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и

здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о

механизме лечебного действия упражнений, классического массажа,

аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных

спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;

элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц

и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота

на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя

согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя

руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.

Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через

тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,

«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития

силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1

минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для

расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,

«Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для

психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную

тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади

мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры

тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу

воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать

любым способом или держаться на воде.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения

по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление,

воображение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы ЛФК

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического

развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования:

- тестирование

- медицинский контроль

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить

контрольные тесты, проводимые 2 раза в год;

- гибкость позвоночника;

- силы мышечных групп спины;

- силы мышечных групп живота;

- силы мышечных групп плечевого пояса;

т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь

удерживает осанку в правильном положении

.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся

помогает определить медицинский контроль.

Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции

осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся

и родителям.

К концу 5 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и

здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о

механизме лечебного действия упражнений, классического массажа,

аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных

спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;

элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц

и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота

на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя

согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя

руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.

Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через

тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,

«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития

силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1

минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для

расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,

«Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для

психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную

тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади

мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры

тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу

воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать

любым способом или держаться на воде.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения

по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление,

воображение.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной

программы ЛФК

Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического

развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования:

- тестирование

- медицинский контроль

Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить

контрольные тесты, проводимые 2 раза в год;

- гибкость позвоночника;

- силы мышечных групп спины;

- силы мышечных групп живота;

- силы мышечных групп плечевого пояса;

т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь

удерживает осанку в правильном положении

.

Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся

помогает определить медицинский контроль.

Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции

осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся

и родителям.

Список литературы.

1.

Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.

2.

Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».

3.

Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.

4.

КрутецкийВ.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва,

«Просвещение».

5.

Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт»,

1992.

6.

Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при

заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.

7.

Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики»,

Екатеринбург, 1995.

8.

Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.

9.

Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.

10. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт»,

1989.

11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.

12. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной

медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской

детской поликлиники).

13. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.

14. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.

Учебно – тематический план

п/п

Раздел

учебной

программы

1

год

2 год

3 год

4

год

5

год

Все

го

час

ов

1.

Основы знаний и умений

1

2

3

3

3

12

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

20

20

20

100

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

2

2

2

10

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

4

4

4

20

7.

Профилактика плоскостопия

6

5

4

4

4

23

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

2

2

2

2

2

10

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

35

35

35

175

Учебно-тематический план на 1 год обучения (1 раз в неделю)

для 1 классов

п/п

Раздел учебной программы

1 год

Всего

часов

1.

Основы знаний и умений

1

1

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

7.

Профилактика плоскостопия

6

6

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2

2

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

Учебно-тематический план на 2 год обучения (1 раз в неделю)

для 2 классов

п/п

Раздел учебной программы

2 год

Всего

часов

1.

Основы знаний и умений

2

2

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

7.

Профилактика плоскостопия

5

5

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2

2

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

Учебно-тематический план на 3 год обучения (1 раз в неделю)

для 3 классов

п/п

Раздел учебной программы

3 год

Всего

часов

1.

Основы знаний и умений

3

3

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

7.

Профилактика плоскостопия

4

4

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

2

2

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

Учебно-тематический план на 4 год обучения 1 раз в неделю)

для 4 классов

п/п

Раздел учебной программы

4 год

Всего

часов

1.

Основы знаний и умений

3

3

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

7.

Профилактика плоскостопия

4

4

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

2

2

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

Учебно-тематический план на 5 год обучения 1 раз в неделю)

для 5 классов

п/п

Раздел учебной программы

4 год

Всего

часов

1.

Основы знаний и умений

3

3

2.

Подвижные игры:

1)подвижные

игры

целенаправленного характера

2)подвижные

игры

тренирующего характера

3)спортивные игры

В процессе занятий

3

Дыхательные упражнения:

1)обучение

правильному

дыханию

В процессе занятий

4

Комплексы упражнений

для формирования и

закрепления правильной

осанки:

-комплекс упражнений

для

развития

гибкости

и

растяжении

мышц

позвоночника

-комплексы упражнений

на

развитие

силы

мышц

спины

- комплексы упражнения на

выносливость

- комплексы упражнений для

расслабления

мышц

и

укрепления нервной системы

20

20

5.

Аутогенная тренировка

Самомассаж спины

2

2

6.

Оздоровительная Хатха-йога

4

4

7.

Профилактика плоскостопия

4

4

8.

Проведение

контрольных

мероприятий:

1)тесты

2)медицинский контроль

3)самоконтроль

2

2

9.

Задания на дом

По выбору учителя

Итого:

35

35

Содержание курса «Лечебная физическая культура»

1-й год обучения:

1.

Основы знаний.

Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении

упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом

режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).

2.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной

осанки.

Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической

стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о

правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при

ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).

3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок

позвоночника.

Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины

на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед

– назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад

в различных И.П.

4.Обучение правильному дыханию.

Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для

тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.

5.Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.

Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего

характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их

выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.

6.Развитие силы.

Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней

перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных

И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической

задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы,

туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.

7.Развитие координации движений.

Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с

движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение

упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.

Подвижные игры.

8.Профилактика плоскостопия.

Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку,

по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные

сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей,

палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.

9.Упражнения для расслабления мышц.

Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука

отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также

представляя тяжесть и тепло в мышцах.

10.Подвижные игры.

Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом

в булаву» и др.

Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь

– дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.

11.Проведение контрольных мероприятий.

а).Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса,

живота, спины и гибкости позвоночника.

Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу,

на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке;

упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя;

шпагаты, взмахи ногами и др.

б). Медицинский контроль по плану.

в). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с

родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.

12.Задания на дом.

Упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем

родителей).

2-ой год обучения:

1.Основы знаний.

Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более

глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при

напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н.

Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в

комплекс утренней гимнастики.

2.Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной

осанки.

Упражнения для сохранения правильной осанки около стены,

гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с

напоминанием взрослого.

3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок

позвоночника.

Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха –

йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см.

Методические разработки)

4.Повторение полного дыхания.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно

дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая

сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др.

5.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя»,

«Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя». (см.

Методические разработки).

6.Развитие выносливости.

Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения

для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании

статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг»,

«Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени;

оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.

7.Развитие силы.

Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на

коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде.

Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки»,

«Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки).

Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для

укрепления диафрагмы.

8.Развитие координации движений. Подвижные игры.

Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений

с гантелями, с гимнастической палкой,гимнастика А.Н. Стрельниковой;

элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка»,

«Лодочка» и др.

Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на

четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в

кругу», «Змейка на четвереньках».

9.

Профилактика плоскостопия.

Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке

скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.

10.Упражнения для расслабления мышц.

Произвольное расслабление мышц – релаксация (мысленное отключение

мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга).

Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым,

тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа.

Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук,

плеч, спины, живота и всего тела.

11.Упражнения для укрепления диафрагмы.

Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.

12.Проведение контрольных мероприятий.

а). Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.

б). Медицинский контроль – по плану.

в). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения,

навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года

обучения.

13.Задания на дом.

Ежедневное выполнение 4-8 упражнений по выбору учителя и под контролем

родителей.

3-ий год обучения:

1.Основы знаний.

Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие

правильного физического развития ребенка; субъективные показатели

самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения,

работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания,

физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.

2.Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.

Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с

мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи,

скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки,

стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с

мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей,

ходьба боком, приставным шагом и др.).

3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок

позвоночника.

Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой;

оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее

изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке

по позвоночнику; различные наклоны.

4.Самоконтроль.

Постоянный

контроль

за

здоровьем,

своим

физическим

состоянием,

соблюдением

режимадня

и

ортопедических

правил.

Определение

субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений,

работоспособности, сна, аппетита.

5.Развитие выносливости.

Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5

минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и

количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем

длительного удержания статических поз.

6.Развитие силы.

Длительная статическая задержка поз Хатха-йоги: «Мост», «Березка»,

«Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические

разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз,

имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической

стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение

сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в

воде, плавание.

7.Элементы Хатха-йоги.

Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и

расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу:

«Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча»,

«Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические

разработки).

8.Элементы самомассажа.

Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин,

поясничного отдела позвоночника, предплечий, поглаживания живота, шеи,

постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей.

Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной,

поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой

крупных мышц конечностей.

9.Профилактика плоскостопия.

Совершенствование ранее изученных упражнений.

10.Развитие координации движений.

Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около

гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и

целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой»,

«Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.

11.Очистительное дыхание.

Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов:

упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными

движениями рук, в разных И.П. и другие варианты.

12.Проведение контрольных мероприятий.

а). тесты – по плану учителя.

б). медицинский контроль – по плану.

в). педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за

соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения

упражнений ЛФК).

13.Задания на дом.

Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под

постоянным контролем учителя и родителей.

4-ый год обучения:

1.Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый

образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа,

аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в

урок.

2.

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок

позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых

руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера;

передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками;

ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха –

йоги.

3.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной

осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

4.

Оздоровительная Хатха – йога.

Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное

пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).

5. Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания

статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут,

увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных

игр; преодоление полосы препятствий.

6.Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь

друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее

изученных упражнений.

7. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание,

разминание, вибрация, надавливание.

8.Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп;

произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с

одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические

разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.

9. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя

на коленях), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры

на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр

тренирующего и целенаправленного характера.

10.Аутогенная тренировка.

Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых

приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет»,

«Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации,

связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической

установки на выздоровление.

11.Проведение контрольных мероприятий.

а). тесты – по плану учителя.

б). медицинский контроль – по плану.

в). самоконтроль

12.Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по

рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.

5-ый год обучения:

1.Основы знаний.

Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый

образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа,

аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в

урок.

5.

Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок

позвоночника.

Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых

руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера;

передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками;

ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха –

йоги.

6.

Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной

осанки.

Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.

7.

Оздоровительная Хатха – йога.

Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное

пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).

5. Развитие выносливости.

Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания

статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут,

увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных

игр; преодоление полосы препятствий.

6.Развитие силы.

Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь

друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее

изученных упражнений.

7. Массаж мышц спины.

Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание,

разминание, вибрация, надавливание.

8.Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.

Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп;

произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с

одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические

разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.

9. Подвижные и спортивные игры.

Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя

на коленях), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры

на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр

тренирующего и целенаправленного характера.

11.Аутогенная тренировка.

Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых

приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет»,

«Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации,

связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической

установки на выздоровление.

11.Проведение контрольных мероприятий.

а). тесты – по плану учителя.

б). медицинский контроль – по плану.

в). самоконтроль

12.Задания на дом.

Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по

рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 1 – го года обучения:

Знания:

параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым

углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не

чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно

выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для

здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности,

личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и

общего характера.

Умения:

Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при

выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя

различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях);

выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении

лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны

вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для

восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по

ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа,

используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в

игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек»,

«Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади

мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в

различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с

гантелями, с обручами, без предметов.

Навыки:

Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.

Личностные качества:

Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память,

восприятие.

К концу 2 – го года обучения:

Знания:

Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила

ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в

ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой

подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего

задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н.

Стрельниковой.

Умения:

Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной

осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила

ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для

растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,

«Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»);

упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики»,

«Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от

скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями;

выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация

специальных упражнений различной координационной сложности:

«Крестики», «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической

палкой; подвижные игры).Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба

в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное

сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно

дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в подвижные игры

целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5 игр). Выполнять

полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей,

используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8 упражнений ЛФК

под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.

Навыки:

Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены,

осуществлять подготовку рабочего места.

Личностные качества:

Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.

К концу 3 – го года обучения:

Знания:

Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие

правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля

(сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения,

работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о

физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.

Умения:

Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у

гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.)

самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове;

выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги

(«Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.);

длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож»,

«Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под

музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.

Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное

дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь

– дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой»,

«Вышибалы на четвереньках» и др.

Навыки:

Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять

лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.

Личностные качества:

Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические

качества, коммуникативные качества; память.

К концу 4 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и

здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о

механизме

лечебного

действия

упражнений,

классического

массажа,

аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных

спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;

элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц

и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота

на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя

согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя

руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.

Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через

тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,

«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития

силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1

минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для

расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,

«Танец силы»,

«Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической

установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в

подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в

кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного

характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным

мячом или другую игру по выбору.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения

по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность,

самостоятельность,

настойчивость,

мышление,

воображение.

К концу 5 – го года обучения:

Знания:

Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и

здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о

механизме

лечебного

действия

упражнений,

классического

массажа,

аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных

спортивных игр.

Умения:

Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;

элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц

и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота

на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя

согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя

руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.

Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через

тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,

«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития

силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1

минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для

расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,

«Танец силы»,

«Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической

установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в

подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в

кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного

характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным

мячом или другую игру по выбору.

Навыки:

Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения

по выбору детей.

Личностные качества:

Инициативность,

самостоятельность,

настойчивость,

мышление,

воображение.

Учебно – методическое обеспечение.

1 –ый год обучения.

1. Материально – техническое обеспечение:

* обручи на всех детей;

* коврики для всех детей;

* скамейка;

* мяч;

* мешочки с песком на всех детей;

* ребристая доска, дорожка с песком, с камешками.

2. Учебно – методическое обеспечение:

* учебная программа;

* литература по курсу.

2 –ой год обучения.

1. Материально – техническое обеспечение:

* коврики на всех детей;

* груз – мешочки или гантели на каждого ребенка;

* наличие гимнастической стенки, перекладины;

* гимнастические палки на каждого ребенка;

* скамейка;

2. Учебно – методическое обеспечение:

* учебная программа;

* литература по курсу.

3 – ий год обучения.

1. Материально – техническое обеспечение :

* гимнастические палки на всех детей;

* гимнастическая стенка;

* пиалы – по 2 штуки на каждого ребенка;

* коврики на каждого ребенка;

* музыкальное сопровождение.

2. Учебно – методическое обеспечение:

* учебная программа;

* литература по курсу.

4 – ый год обучения.

1. Материально – техническое обеспечение:

* коврики на всех;

* гимнастические маты;

* гимнастические скамейки;

* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.

2. Учебно – методическое обеспечение:

* учебная программа;

* литература по курсу.

5 – ый год обучения.

1. Материально – техническое обеспечение:

* коврики на всех;

* гимнастические маты;

* гимнастические скамейки;

* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.

2. Учебно – методическое обеспечение:

* учебная программа;

* литература по курсу.



В раздел образования