Автор: Лапушкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа занятий по ЛФК в 1-5 классах
Тема: Лечебная физическая культура
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка
Рабочая программа занятий по лечебной физкультуре в 1-5 классах
составлена на основании плана внеурочной деятельности в соответствии с
целями и задачами гимназии, запросами родителей. Рабочая программа
конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение
часов по разделам курса. Согласно плану внеурочной деятельности МБОУ
гимназии № 44 программа реализуется в рамках спортивно -
оздоровительного направления в 1-5-х классах. На реализацию программы
отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю с каждой группой.
Количественный состав группы - 12 учащихся. Набор осуществляется на
добровольной основе.
Программа будет реализовываться в течение учебного года.
Лечебная физическая культура - это метод лечения, использующий
средства физической культуры с лечебно-профилактической целью, для
быстрого восстановления здоровья.
Лечебная физкультура тесно связана с лечебно-восстановительным
процессом, она воспитывает у детей сознательное отношение к
использованию физических упражнений, прививает им гигиенические
навыки, воспитывает правильное отношение к закаливанию организма
естественными факторами природы, регулирует общий режим, а также
режим движений, воспитывает правильное отношение детей к закаливанию
организма естественными факторами природы.
Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое
количество детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Особенно
велик этот показатель в возрастном периоде от 7 до 11 лет – 43 % от всех
осмотренных детей. Состояние здоровья учащихся нашей гимназии в плане
патологии опорно-двигательного аппарата требует внимания и серьёзного
отношения со стороны учителей, родителей, медицинских работников и
специалистов ЛФК. Углубленный медицинский осмотр 2019
учебного года выявил 15 учащихся (4%) 1-5 классов с заболеванием –
сколиоз, 186 учащихся (50,8%) – с нарушением осанки. Эти данные говорят
сами за себя, учащимся необходима квалифицированная помощь и
дополнительные занятия ЛФК для исправления нарушений осанки.
Учитывая потребности детей, их родителей и рекомендации врачей
детской городской поликлиники и инструкторов ЛФК, в нашей гимназии
создана программа «Лечебная физическая культура».
Актуальностью данной проблемы
является то, что в 7-11 – летнем
возрасте осанка имеет неустойчивый характер. Чаще всего отклонения
встречаются у детей астенического телосложения, физически слаборазвитых.
Неправильная осанка способствует развитию ранних изменений в
межпозвоночных дисках, создает неблагоприятные условия для
функционирования органов грудной клетки, брюшной полости. У детей с
нарушениями осанки снижены физиологические резервы дыхания и
кровообращения, соответственно нарушены и адаптивные реакции, что
делает детей с нарушениями осанки предрасположенными к заболеваниям
легких и сердца. Слабость мышц живота приводит к нарушению нормальной
деятельности желудочно-кишечного тракта и других органов брюшной
полости.
У данной категории детей ослаблен опорно-двигательный аппарат.
Слабость мышц, неэластичность связок снижают амортизационные
способности нижних конечностей и позвоночника. Повышается степень
риска получить тяжелые травмы (переломы конечностей, тел позвонков и
других частей тела) при прыжках, занятиях на спортивных снарядах, при
борьбе и других сложных в техническом плане упражнениях.
Специально подобранные физические упражнения являются основным
средством профилактики и лечения нарушений осанки. Лечебная физическая
культура способствует стабилизации заболевания и предупреждению его
возможного прогрессирования, восстановлению координации ряда органов и
систем, нормализует целостную реакцию детского организма на физические
упражнения, создает наилучшие условия для повышения физической
работоспособности.
Оздоровительная физическая культура действует на детский организм
не изолированно, а оказывает целостное воздействие на все его части,
вызывая одновременно изменения в эндокринной, нервной, сердечно-
сосудистой, дыхательной и выделительной системах.
Физические упражнения являются действенным средством
предупреждения нарушений опорно-двигательного аппарата: сутулости,
плоскостопия, ассиметрии плеч, лопаток и сколиозов.
Новизной данной программы
являются элементы хатха-йоги,
самомассаж, аутотренинг, упражнения на расслабление и укрепление
нервной системы (релаксация
).
ЛФК, проводимая в специально оборудованном спортзале при
правильном психолого-педагогическом подходе к детям, является
мощнейшим оптимизирующим фактором. Оптимизм, вера в выздоровление,
обязательное чувство мышечной радости порождают у ребенка стойкие
положительные эмоции и являются надежным физиологическим средством
повышения эффективности оздоровления.
Цель программы:
овладение учащимися основ лечебной физической культуры
коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение
осанки, плоскостопие)
устранение недостатков в развитии двигательных, или иных качеств (силы,
выносливости, ловкости, гибкости, прыгучести);
Задачи программы:
1.
Формировать у учащихся устойчивую мотивацию на здоровый образ жизни
и выздоровление.
2.
Дать школьникам знания о правильной осанке, значении и функциях
позвоночника, об охране своего здоровья.
3.
Формировать потребность и умения систематически самостоятельно
заниматься лечебной гимнастикой, сознательно применяя ее с целью
коррекции физического развития.
4.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию
психических процессов и свойств личности детей с отклонениями здоровья.
Возраст детей
.
Данный курс
рассчитан на детей - 7-11 летнего возраста
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ.
Программа по лечебной физической культуре представляет особый
комплекс мероприятий, рассчитанных на 5лет, направленных на лечение и
профилактику заболеваний позвоночника, коррекцию осанки у детей от 7 до
11 лет.
Занятия ЛФК должны проводиться систематически (при этом
осуществлять контроль выполнения упражнений дома ежедневно) с
постепенным увеличением нагрузки и использованием различных пособий
для улучшения координации движений и повышения эмоционального
настроя урока
.
Занятия проводятся по 1 часу в неделю.
Курс ЛФК делится на три периода: вводный, основной и
заключительный.
Цель:
стабилизация сколиотического процесса у учащихся, предупреждение
его возможного прогрессирования.
1 период – вводный (1-ый год обучения):
Задачи:
1.
Обследовать функциональное состояние позвоночника детей, силовую
выносливость мышц к физическим нагрузкам.
2.
Обучать технике выполнения упражнений, подбирать индивидуальную
дозировку, постепенно увеличивая ее с учетом состояния здоровья ребенка,
его пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей психических свойств и качеств.
3.
Создавать комфортный психологический настрой ребенка на активное
участие в оздоровлении.
2 период –основной (2-ой и 3-ий года обучения)
Задачи:
1.
Содействовать стабилизации патологического процесса дефектов
позвоночника и всей костно-мышечной системы
2.
Постоянно вырабатывать навыки правильной осанки и координации
движений, осуществления самоконтроля.
3.
Воспитывать волевые качества, стимулировать стремления школьника к
своему личному совершенствованию, улучшению результатов.
3 период –заключительный (4-ый и 5-ый год обучения)
Задачи:
1.
Закреплять достигнутые результаты оздоровления.
2.
Увеличивать физические нагрузки и количество упражнений.
3.
Побуждать учащихся самостоятельно осуществлять физкультурно-
оздоровительную деятельность освоенными способами (применение знаний
и умений).
4.
Проследить динамику эффективности оздоровления учащихся.
Специально подобранные физические упражнения являются основным
средством профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного
аппарата. Лечебная физкультура способствует стабилизации состояния при
заболевании и предупреждению его возможного прогрессирования,
восстановлению координации ряда органов и систем, нормализует
целостную реакцию детского организма на физические упражнения, создает
наилучшие условия для повышения физической работоспособности.
Физические упражнения являются действенным средством предупреждения
нарушений опорно-двигательного аппарата.
Используемые средства обучения.
Теоретические сведения.
Бег, ходьба, передвижения.
Общеразвивающие упражнения, упражнения специального характера,
упражнения общего характера.
Общеразвивающие упражнения, подвижные игры на ортопедических мячах,
гимнастических скамейках, шведской стенке.
Методы и формы организации уроков ЛФК.
Метод «слова и показа» используется при разучивании и закрепления новых
упражнений, комплексов в целом.
Метод « рассказа» используется при совершенствовании ранее изученных
упражнений и движений, целостного выполнения сложных упражнений,
комплексов упражнений.
Метод «расчленённого обучения» используется при разучивании новых
упражнений путем разделения комплекса упражнений на части.
Метод «целостного обучения» используется при выполнения комплекса
упражнений полностью.
Организационно- методические рекомендации.
Начиная занятия, инструктор должен иметь точное представление об
индивидуальных особенностях ребенка, уровне его физического развития, о
состоянии его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют
функциональные исследования подвижности позвоночника, силы и
выносливости мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Физическая нагрузка на уроке ЛФК дозируется и зависит от:
- подбора физических упражнений (от простого к сложному),
-продолжительности физических упражнений,
-числа повторений,
-выбора исходных положений,
-темпа движений (на счет 1-4),
-амплитуды движений,
-степени усилия,
-точности,
-сложности,
-ритма,
-количества отвлекающих упражнений,
-эмоционального фактора.
Дозировка и нагрузка упражнений дается в соответствии с уровнем
подготовленности учащихся.
Для получения лучших результатов соблюдаются следующие
принципы:
системность.
регулярность
длительность
нарастание
индивидуализация
общеукрепляющие упражнения.
В основу комплексов подобраны симметричные корригирующие упражнения
на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и
нетрадиционные оздоровительные методики.
Начинать занятия можно с любого периода, учитывая индивидуальные
особенности детей. Использовать программу ЛФК можно и в других
возрастных группах, меняя дозировку, нагрузку, подбирая упражнения и
игры с учетом психофизиологических особенностей учащихся.
Ожидаемые результаты и способы их результативности
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:
Знания:
параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым
углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не
чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно
выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для
здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности,
личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и
общего характера.
Умения:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при
выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя
различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях);
выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении
лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны
вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для
восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по
ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа,
используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в
игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек»,
«Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади
мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в
различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с
гантелями, с обручами, без предметов.
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память,
восприятие
.
К концу 2 – го года обучения:
Знания:
Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила
ортопедического режима (не поднимать и не носить тяжести, книги носить в
ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой
подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего
задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н.
Стрельниковой.
Умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной
осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила
ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для
растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,
«Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»);
упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики»,
«Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от
скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; комплекс с гимнастической
палкой; подвижные игры). Комплекс для профилактики плоскостопия
(ходьба в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков,
подошвенное сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов).
Уметь правильно дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в
подвижные игры целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5
игр); не бояться воды, выполнять упражнения в воде, играть на воде.
Выполнять полное произвольное расслабление мышц туловища и
конечностей, используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8
упражнений ЛФК под контролем взрослого. Произвольно расслаблять
мышцы.
Навыки:
Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены,
осуществлять подготовку рабочего места.
Личностные качества:
Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.
К концу 3 – го года обучения:
Знания:
Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие
правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля (
сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения,
работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о
физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у
гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.)
самостоятельно и подконтролем взрослого; ходить с предметами на голове;
выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги
(«Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.);
длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож»,
«Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под
музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.
Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное
дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь
– дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой»,
«Вышибалы на четвереньках» и др.
Навыки:
Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять
лечебную гимнастику дома под контролем взрослых
.
Личностные качества:
Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические
качества, коммуникативные качества; память.
К концу 4 – го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и
здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о
механизме лечебного действия упражнений, классического массажа,
аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных
спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;
элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц
и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота
на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя
согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя
руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через
тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,
«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития
силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1
минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для
расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,
«Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для
психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную
тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади
мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры
тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу
воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать
любым способом или держаться на воде.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения
по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление,
воображение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы ЛФК
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического
развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
- тестирование
- медицинский контроль
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить
контрольные тесты, проводимые 2 раза в год;
- гибкость позвоночника;
- силы мышечных групп спины;
- силы мышечных групп живота;
- силы мышечных групп плечевого пояса;
т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь
удерживает осанку в правильном положении
.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся
помогает определить медицинский контроль.
Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции
осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся
и родителям.
К концу 5 – го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и
здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о
механизме лечебного действия упражнений, классического массажа,
аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных
спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;
элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц
и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота
на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя
согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя
руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через
тело («Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,
«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития
силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1
минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для
расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,
«Танец силы», «Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для
психологической установки на выздоровление выполнять аутогенную
тренировку; играть в подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади
мячом в булаву», «Мяч в кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры
тренирующего и направленного характера); играть в волейбол сидя на полу
воздушным, волейбольным мячом или другую игру по выбору. Плавать
любым способом или держаться на воде.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения
по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность, самостоятельность, настойчивость, мышление,
воображение.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы ЛФК
Для определения динамики эффективности ЛФК и уровня физического
развития учащихся необходимо использовать мониторинговые исследования:
- тестирование
- медицинский контроль
Динамику развития физических качеств учащихся позволяют оценить
контрольные тесты, проводимые 2 раза в год;
- гибкость позвоночника;
- силы мышечных групп спины;
- силы мышечных групп живота;
- силы мышечных групп плечевого пояса;
т. к. эти мышцы являются основой мышечного корсета, а он в свою очередь
удерживает осанку в правильном положении
.
Эффективность оздоровления, уровень состояния здоровья учащихся
помогает определить медицинский контроль.
Медицинский специалист проводит периодический контроль коррекции
осанки учащихся – 2 раза в год, дает рекомендации учителю ЛФК, учащимся
и родителям.
Список литературы.
1.
Белкин А.С. «Основы возрастной педагогики», часть 1, Екатеринбург, 1992.
2.
Гриненко М.Ф. «Целебная сила движений».
3.
Зайцев Г.К. «Здоровье», Санкт – Петербург, 2005.
4.
КрутецкийВ.А.»Психология обучения и воспитания школьников», Москва,
«Просвещение».
5.
Лахманчун Г.Е. «Эта замечательная йога», Москва, «Физкультура и спорт»,
1992.
6.
Ловейко И.Д., Фонарев М.И. «Лечебная физическая культура при
заболеваниях позвоночника у детей», Ленинград, «Медицина», 1988.
7.
Лодкина С.Р. «Валеология в школе: подходы, программы, методики»,
Екатеринбург, 1995.
8.
Латохина Л.И. «Хатха – йога для детей», Москва, Просвещение, 1993.
9.
Малахов Г.П. «Целительные силы», том 2, И.К. «Комплект», 1996.
10. Никифоров Ю.Б. «Аутотренинг + физкультура», Москва, «Советский спорт»,
1989.
11. Пеганов Ю.А. «Создай себя», «Физкультура и спорт», № 6, 1991.
12. Рекомендации врача высшей квалификационной категории по спортивной
медицине Осинцевой И.П. (центр медицинской профилактики Асбестовской
детской поликлиники).
13. «Физкультура и спорт», № 4, 1991.
14. «Физкультура в школе», 1990 – 2006.
Учебно – тематический план
№
п/п
Раздел
учебной
программы
1
год
2 год
3 год
4
год
5
год
Все
го
час
ов
1.
Основы знаний и умений
1
2
3
3
3
12
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
20
20
20
100
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
2
2
2
10
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
4
4
4
20
7.
Профилактика плоскостопия
6
5
4
4
4
23
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
2
2
2
2
2
10
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
35
35
35
175
Учебно-тематический план на 1 год обучения (1 раз в неделю)
для 1 классов
№
п/п
Раздел учебной программы
1 год
Всего
часов
1.
Основы знаний и умений
1
1
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
7.
Профилактика плоскостопия
6
6
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2
2
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
Учебно-тематический план на 2 год обучения (1 раз в неделю)
для 2 классов
№
п/п
Раздел учебной программы
2 год
Всего
часов
1.
Основы знаний и умений
2
2
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
7.
Профилактика плоскостопия
5
5
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2
2
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
Учебно-тематический план на 3 год обучения (1 раз в неделю)
для 3 классов
№
п/п
Раздел учебной программы
3 год
Всего
часов
1.
Основы знаний и умений
3
3
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
7.
Профилактика плоскостопия
4
4
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
2
2
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
Учебно-тематический план на 4 год обучения 1 раз в неделю)
для 4 классов
№
п/п
Раздел учебной программы
4 год
Всего
часов
1.
Основы знаний и умений
3
3
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
7.
Профилактика плоскостопия
4
4
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
2
2
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
Учебно-тематический план на 5 год обучения 1 раз в неделю)
для 5 классов
№
п/п
Раздел учебной программы
4 год
Всего
часов
1.
Основы знаний и умений
3
3
2.
Подвижные игры:
1)подвижные
игры
целенаправленного характера
2)подвижные
игры
тренирующего характера
3)спортивные игры
В процессе занятий
3
Дыхательные упражнения:
1)обучение
правильному
дыханию
В процессе занятий
4
Комплексы упражнений
для формирования и
закрепления правильной
осанки:
-комплекс упражнений
для
развития
гибкости
и
растяжении
мышц
позвоночника
-комплексы упражнений
на
развитие
силы
мышц
спины
- комплексы упражнения на
выносливость
- комплексы упражнений для
расслабления
мышц
и
укрепления нервной системы
20
20
5.
Аутогенная тренировка
Самомассаж спины
2
2
6.
Оздоровительная Хатха-йога
4
4
7.
Профилактика плоскостопия
4
4
8.
Проведение
контрольных
мероприятий:
1)тесты
2)медицинский контроль
3)самоконтроль
2
2
9.
Задания на дом
По выбору учителя
Итого:
35
35
Содержание курса «Лечебная физическая культура»
1-й год обучения:
1.
Основы знаний.
Параметры правильной осанки и как ее проверить. Дыхание при выполнении
упражнений, восстановительное дыхание. Сведения при ортопедическом
режиме( о правилах выработки и сохранении правильной осанки).
2.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
осанки.
Упражнения в положении стоя и сидя, касаясь стены или гимнастической
стенки. Ходьба с предметом на голове. Постоянное напоминание взрослого о
правилах соблюдения ортопедического режима – положение тела при
ходьбе, сне, выполнении уроков, поднятии и переносе тяжестей).
3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Колено – локтевое ползание по гимнастической скамейке; перекаты со спины
на живот и т. д. в положении лежа и сидя; перекаты по позвоночнику вперед
– назад в положении группировки; наклоны головы, туловища вперед – назад
в различных И.П.
4.Обучение правильному дыханию.
Брюшной и грудной тип дыхания. Полное дыхание. Упражнения для
тренировки дыхательных мышц, для восстановления дыхания.
5.Развитие выносливости к умеренным нагрузкам.
Медленный бег в чередовании с ходьбой до 1 мин. Подвижные игры общего
характера; постепенное увеличение количества упражнений и времени их
выполнения, равномерным методом в аэробном режиме.
6.Развитие силы.
Отжимания от скамейки, от пола (на коленях), подтягивания на нижней
перекладине. Приседания, специально подобранные упражнения в различных
И.П. лежа, методом динамических усилий и незначительной статической
задержки позы ( наклоны, прогибы туловища, поднимание ног, головы,
туловища в И.П. лежа). Комплексы упражнений с обручами, гантелями.
7.Развитие координации движений.
Бег врассыпную, с изменением направления, ходьба разными способами с
движениями рук, с положением рук в разных И.П. Изучение и повторение
упражнений различной координационной сложности с предметами и без них.
Подвижные игры.
8.Профилактика плоскостопия.
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп, по ребристой доске, по песку,
по камешкам. Упражнения с активным вытягиванием носков, подошвенные
сгибания стоп и пальцев с захватом ими разных мелких предметов ( мячей,
палочек, кубиков); подниматься и опускаться на носках.
9.Упражнения для расслабления мышц.
Упражнения в И.П. лежа, используя образные сравнения типа : «рука
отдыхает», «нога спит», «тело мягкое, как вата», «живот чужой», также
представляя тяжесть и тепло в мышцах.
10.Подвижные игры.
Общего характера: «Бездомный заяц», «Пятнашки с мячом», «Попади мячом
в булаву» и др.
Специального характера: «Делай так, делай эдак», «Совушка», «Тише едешь
– дальше будешь», «Не урони мешочек» и др.
11.Проведение контрольных мероприятий.
а).Тесты на определение развития силы мышечных групп плечевого пояса,
живота, спины и гибкости позвоночника.
Подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу,
на скамейке; поднятие прямых ног из виса на гимнастической стенке;
упражнение – сесть-лечь, руки за головой; наклоны в И.П. стоя, сидя;
шпагаты, взмахи ногами и др.
б). Медицинский контроль по плану.
в). Педагогический контроль – наблюдение за учащимися, беседы с
родителями, выявление причин отклонения осанки у каждого ребенка.
12.Задания на дом.
Упражнения для формирования навыков правильной осанки ( под контролем
родителей).
2-ой год обучения:
1.Основы знаний.
Значение лечебной гимнастики для укрепления здоровья детей; более
глубокие знания о правилах ортопедического режима и их соблюдении при
напоминании взрослого; оздоровительное направление гимнастики А.Н.
Стрельниковой; оздоровительное плавание; какие упражнения включать в
комплекс утренней гимнастики.
2.Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
осанки.
Упражнения для сохранения правильной осанки около стены,
гимнастической стенки, у зеркала; контроль осанки на уроках и дома с
напоминанием взрослого.
3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Висы на гимнастической стенке, перекладине, кольцах; элементы Хатха –
йоги: «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук» и др. (см.
Методические разработки)
4.Повторение полного дыхания.
Упражнения для тренировки дыхательных мышц: глубоко и медленно
дышать, премежая грудное и брюшное дыхание; вдох и выдох, преодолевая
сопротивление стиснутых рук; глубокий вдох – максимальный выдох и др.
5.Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
Упражнения: «Обнимая себя», «Насос», «Наклон назад, обнимая себя»,
«Выпад, обнимая себя», «Насос – наклон назад, обнимая себя». (см.
Методические разработки).
6.Развитие выносливости.
Бег в чередовании с ходьбой, медленный бег до 1,5 – 2 минут; упражнения
для развития специальной выносливости в непродолжительном удержании
статических поз Хатха – йоги: «Медуза», «Мост», «Вытяжение», «Плуг»,
«Натянутый лук». Висы на перекладине максимальное количество времени;
оздоровительное плавание; общее увеличение урока до 40 минут.
7.Развитие силы.
Подтягивания на высокой и низкой перекладинах, отжимания от пола (на
коленях), от скамейки; упражнения с гантелями; бег, прыжки, ходьба в воде.
Развитие статической силы в удержании поз Хатха – йоги: «Поза лодки»,
«Плуг», «Мост», «Натянутый лук». ( см. Методические разработки).
Статическое напряжение мышц лопаток, шеи, спины, упражнения для
укрепления диафрагмы.
8.Развитие координации движений. Подвижные игры.
Новые упражнения и их комбинации: бег «Буратино», комплекс упражнений
с гантелями, с гимнастической палкой,гимнастика А.Н. Стрельниковой;
элементы Хатха – йоги: «Брасс», «Кошка под забором», «Кресло – качалка»,
«Лодочка» и др.
Подвижные игры общего и целенаправленного характера: «Ловишки на
четвереньках», «Вышибалы на четвереньках», «Сделай фигуру», «Мяч в
кругу», «Змейка на четвереньках».
9.
Профилактика плоскостопия.
Упражнения на уменьшенной площади опоры в виде ходьбы по узкой рейке
скамьи, гимнастической палке, по канату или шесту, положенному на пол.
10.Упражнения для расслабления мышц.
Произвольное расслабление мышц – релаксация (мысленное отключение
мышц от импульсов, идущих от двигательного центра головного мозга).
Упражнения для расслабления мышц, мысленно представляя тело вялым,
тяжелым, теплым, ощущая приятное появление истомы в И.П. лежа.
Последовательное расслабление групп мышц лица, шеи, затылка, ног, рук,
плеч, спины, живота и всего тела.
11.Упражнения для укрепления диафрагмы.
Брюшное дыхание, лежа на спине, без груза и с грузом на животе.
12.Проведение контрольных мероприятий.
а). Тесты – по выбору учителя; промежуточные и итоговые – по плану.
б). Медицинский контроль – по плану.
в). Педагогический контроль – постоянный в течение года. Знания, умения,
навыки, личностные качества, приобретенные учащимися в течение 2 года
обучения.
13.Задания на дом.
Ежедневное выполнение 4-8 упражнений по выбору учителя и под контролем
родителей.
3-ий год обучения:
1.Основы знаний.
Соблюдение режима дня и ортопедических правил – главное условие
правильного физического развития ребенка; субъективные показатели
самоконтроля (сон, аппетит, самочувствие, настроение, болевые ощущения,
работоспособность); значение самомассажа, очистительного дыхания,
физкультминуток в школе и дома при выполнении домашнего задания.
2.Упражнения для формирования и закрепления навыков правильной осанки.
Упражнения с пиалами (чашечками или другими предметами), ходьба с
мешочком на голове с перешагиванием через веревочку, кубики, мячи,
скамейки и т.д. Ловля и передача мяча с сохранением правильной осанки,
стараясь не уронить мешочек с головы. Выполнение различных заданий с
мешочком на голове (присесть, ходьба с высоким подниманием коленей,
ходьба боком, приставным шагом и др.).
3.Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Комплексы упражнений у гимнастической стенки; с гимнастической палкой;
оздоровительное плавание; элементы Хатха – йоги. Повторение ранее
изученных упражнений: висы, ползание, перекаты туловища в группировке
по позвоночнику; различные наклоны.
4.Самоконтроль.
Постоянный
контроль
за
здоровьем,
своим
физическим
состоянием,
соблюдением
режимадня
и
ортопедических
правил.
Определение
субъективных показателей: самочувствия, настроения, болевых ощущений,
работоспособности, сна, аппетита.
5.Развитие выносливости.
Ритмическая гимнастика, подвижные игры, бег средней интенсивности до 2,5
минут. Развитие общей выносливости путем увеличения интенсивности и
количества упражнений за урок. Развитие специальной выносливости путем
длительного удержания статических поз.
6.Развитие силы.
Длительная статическая задержка поз Хатха-йоги: «Мост», «Березка»,
«Саранча», «Натянутый лук», «Поза лодки» и др. (см. Методические
разработки). Подтягивание на перекладине максимальное количество раз,
имитация езды на велосипеде; «Уголки» в висе спиной к гимнастической
стенке; отжимания от пола, от скамейки в упоре спиной к ней; упражнение
сесть – лечь, руки за головой; специальные подготовительные упражнения в
воде, плавание.
7.Элементы Хатха-йоги.
Специально подобранные упражнения, ориентированные на укрепление и
расслабление мышц позвоночника. Упражнения в И.П. лежа на полу:
«Вытяжение», «Плуг», «Березка», «Мост», «Кресло – качалка», «Саранча»,
«Поза собаки», «Складной нож», «Натянутый лук» (см. Методические
разработки).
8.Элементы самомассажа.
Простейшие элементы самомассажа: растирание ладоней, ушных раковин,
поясничного отдела позвоночника, предплечий, поглаживания живота, шеи,
постукивания кулаком по грудине, по крупным мышцам конечностей.
Упражнения с гимнастической палкой: растирание палкой лопаточной,
поясничной, грудной областей, похлопывание гимнастической палкой
крупных мышц конечностей.
9.Профилактика плоскостопия.
Совершенствование ранее изученных упражнений.
10.Развитие координации движений.
Комплексы ритмической гимнастики, с гимнастической палкой, около
гимнастической стенки. Подвижные игры тренирующего и
целенаправленного характера: «Ножной мяч в кругу», «Пятнашки елочкой»,
«Китайские пятнашки» и др.; специальные плавательные упражнения.
11.Очистительное дыхание.
Несколько упражнений из вариантов дыхательной гимнастики йогов:
упражнения с непродолжительной задержкой дыхания, с различными
движениями рук, в разных И.П. и другие варианты.
12.Проведение контрольных мероприятий.
а). тесты – по плану учителя.
б). медицинский контроль – по плану.
в). педагогический контроль – в течение всего учебного года (контроль за
соблюдением ортопедического режима, ежедневного выполнения
упражнений ЛФК).
13.Задания на дом.
Ежедневное выполнение комплекса упражнений ЛФК самостоятельно и под
постоянным контролем учителя и родителей.
4-ый год обучения:
1.Основы знаний.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый
образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа,
аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в
урок.
2.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых
руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера;
передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками;
ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха –
йоги.
3.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
4.
Оздоровительная Хатха – йога.
Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное
пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).
5. Развитие выносливости.
Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания
статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут,
увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных
игр; преодоление полосы препятствий.
6.Развитие силы.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь
друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее
изученных упражнений.
7. Массаж мышц спины.
Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание,
разминание, вибрация, надавливание.
8.Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп;
произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с
одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические
разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.
9. Подвижные и спортивные игры.
Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя
на коленях), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры
на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр
тренирующего и целенаправленного характера.
10.Аутогенная тренировка.
Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых
приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет»,
«Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации,
связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической
установки на выздоровление.
11.Проведение контрольных мероприятий.
а). тесты – по плану учителя.
б). медицинский контроль – по плану.
в). самоконтроль
12.Задания на дом.
Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по
рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.
5-ый год обучения:
1.Основы знаний.
Что такое позвоночник и как он устроен; правильное питание и здоровый
образ жизни; механизм лечебного действия ЛФК, классического массажа,
аутогенной тренировки; простейшие правила спортивных игр, включаемых в
урок.
5.
Упражнения для развития гибкости, растяжения мышц и связок
позвоночника.
Перекаты на спину в положении лежа без помощи рук; ходьба на прямых
руках и ногах согнувшись; ходьба на руках с помощью партнера;
передвижение по скамейке лежа на животе, подтягивая себя руками;
ползание по скамье на коленях с опорой руками на пол; элементы Хатха –
йоги.
6.
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной
осанки.
Контроль осанки товарищей и самоконтроль всеми изученными способами.
7.
Оздоровительная Хатха – йога.
Закрепление и совершенствование изученных поз, добавляя мысленное
пропускание тока энергии через тело (см. Методические разработки).
5. Развитие выносливости.
Развитие специальной выносливости, увеличивая время удержания
статических поз Хатха – йоги. Бег средней интенсивности до 3 минут,
увеличение интенсивности и времени проведения подвижных и спортивных
игр; преодоление полосы препятствий.
6.Развитие силы.
Общеукрепляющие упражнения в парах, оказывая сопротивление и помощь
друг другу; преодоление полосы препятствий; совершенствование ранее
изученных упражнений.
7. Массаж мышц спины.
Простейшие приемы классического массажа: поглаживание, растирание,
разминание, вибрация, надавливание.
8.Упражнения для расслабления мышц и укрепления нервной системы.
Простые танцевальные движения под музыку, постепенно увеличивая темп;
произвольные движения всем телом под ритмичную музыку с
одновременным поворотом тела вокруг своей оси и др. (см. Методические
разработки). Совершенствование ранее изученных упражнений.
9. Подвижные и спортивные игры.
Волейбол, пионербол, футбол и другие игры в разных И.П. (сидя, лежа, сидя
на коленях), используя мячи разного размера и веса и изменяя правила игры
на усмотрение учителя. Совершенствование ранее изученных подвижных игр
тренирующего и целенаправленного характера.
11.Аутогенная тренировка.
Расслабление мышц с помощью самовнушения: представление любых
приятных и доступных для воображения детей картин ( «Тепло», «Свет»,
«Солнце», «Лесная поляна», «Небо», «Источник» и т. д.), ассоциации,
связанные с добрым, приятным, красивым и т. д.; создание психологической
установки на выздоровление.
11.Проведение контрольных мероприятий.
а). тесты – по плану учителя.
б). медицинский контроль – по плану.
в). самоконтроль
12.Задания на дом.
Ежедневное, самостоятельное выполнение изученного комплекса ЛФК по
рекомендациям учителя; соблюдение ортопедического режима.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу 1 – го года обучения:
Знания:
параметры правильной осанки ( подбородок должен находиться под прямым
углом к остальному телу, плечи прямые, грудная клетка поднята вверх, но не
чрезмерно, живот подтянут, но не втянут глубоко внутрь. Все это можно
выразить одним словом: «Выпрямись!»). Значение лечебной гимнастики для
здоровья ребенка, правильного дыхания; правила техники безопасности,
личной гигиены на уроке, правила нескольких игр целенаправленного и
общего характера.
Умения:
Проверять осанку у стены, соблюдать симметрию положения тела при
выполнении упражнений, ходить с предметом на голове, выполняя
различные задания; отжиматься от скамейки, от пола (на коленях);
выполнять упражнения для развития гибкости: подтягивания в положении
лежа, перекаты по позвоночнику вперед – назад в группировке, наклоны
вперед – назад в различных И.П.; дышать носом, выполнять упражнения для
восстановления дыхания; ходьба на носках, на наружных сводах стопы по
ребристой доске; медленно бегать, расслаблять мышцы в положении лежа,
используя образные сравнения: «рука отдыхает», «нога спит», и др.; играть в
игры целенаправленного («Делай так, делай эдак», «Не урони мешочек»,
«Тише едешь – дальше будешь») и общего характера («Совушка», «Попади
мячом в булаву», «Пятнашки с мячом», «Бездомный заяц»); ходить в
различных И.П., бегать в медленном темпе, выполнять упражнении с
гантелями, с обручами, без предметов.
Навыки:
Соблюдать порядок, дисциплину, гигиенические правила на уроке.
Личностные качества:
Трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, зрительная память,
восприятие.
К концу 2 – го года обучения:
Знания:
Значение лечебной гимнастики в укреплении здоровья детей, правила
ортопедического режима ( не поднимать и не носить тяжести, книги носить в
ранце за спиной, не прыгать с высоты, спать на жесткой постели с маленькой
подушкой, правильно сидеть, чаще менять позы при выполнении домашнего
задания); знать оздоровительное направление гимнастики А.Н.
Стрельниковой.
Умения:
Проверять осанку у стены, у зеркала, сохранять положение правильной
осанки на уроках и дома с напоминаниями взрослых; выполнять правила
ортопедического режима с помощью взрослого. Выполнять упражнения для
растяжения мышц и связок позвоночника ( висы, «Вытяжения»,
«Группировка», «Кошка под забором», «Плуг», «Натянутый лук»);
упражнения для развития силы («Укрепление диафрагмы», «Крестики»,
«Велосипед», «Брасс руками», «Лодочка», «Мост», «Медуза»; отжимания от
скамейки, от пола, подтягивания на перекладине; упражнения с гантелями;
выполнять упражнения для развития координации движений (комбинация
специальных упражнений различной координационной сложности:
«Крестики», «Брасс руками», «Брасс ногами»; комплекс с гимнастической
палкой; подвижные игры).Комплекс для профилактики плоскостопия (ходьба
в различных И.П. по канату, по палке, вытяжение носков, подошвенное
сгибание стоп и пальцев, захват ногами разных предметов). Уметь правильно
дышать, выполняя гимнастику Стрельниковой; играть в подвижные игры
целенаправленного ( 2 – 3 игры) и общего характера ( 4 – 5 игр). Выполнять
полное произвольное расслабление мышц туловища и конечностей,
используя образные сравнения; выполнять ежедневно 4 – 8 упражнений ЛФК
под контролем взрослого. Произвольно расслаблять мышцы.
Навыки:
Соблюдать правила безопасности на уроке, проверять осанку у стены,
осуществлять подготовку рабочего места.
Личностные качества:
Честность, настойчивость, произвольное внимание, двигательная память.
К концу 3 – го года обучения:
Знания:
Соблюдение режима дня и ортопедического режима – главное условие
правильного физического развития ребенка. Знать показатели самоконтроля
(сон, аппетит, самочувствие, настроение, настроение, болевые ощущения,
работоспособность). Значение самомассажа, очистительного дыхания, о
физкультминутках в школе и дома, при выполнении домашнего задания.
Умения:
Периодически контролировать правильность осанки (у зеркала, у стены, у
гимнастической стенки, сидя на скамейке, с закрытыми глазами и др.)
самостоятельно и под контролем взрослого; ходить с предметами на голове;
выполнять комплекс у гимнастической стенки; элементы Хатха – йоги
(«Вытяжение», «Натянутый лук», «Складной нож», «Поза собаки», и др.);
длительное время удерживать статические позы («Мост», «Складной нож»,
«Березка», «Поза саранчи» и др.). Выполнять ритмическую гимнастику под
музыкальное сопровождение; упражнения с гимнастической палкой.
Осуществлять самоконтроль за своим здоровьем, выполнять очистительное
дыхание и элементы самомассажа. Играть в подвижные игры – «Тише едешь
– дальше будешь», «Мяч в кругу», «Ножной мяч», «Пятнашки елочкой»,
«Вышибалы на четвереньках» и др.
Навыки:
Соблюдать правила ортопедического режима в школе и дома; выполнять
лечебную гимнастику дома под контролем взрослых.
Личностные качества:
Ответственность, выдержка, самодисциплина, справедливость; эстетические
качества, коммуникативные качества; память.
К концу 4 – го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и
здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о
механизме
лечебного
действия
упражнений,
классического
массажа,
аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных
спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;
элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц
и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота
на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя
согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя
руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через
тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,
«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития
силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1
минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для
расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,
«Танец силы»,
«Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической
установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в
подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в
кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного
характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным
мячом или другую игру по выбору.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения
по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность,
самостоятельность,
настойчивость,
мышление,
воображение.
К концу 5 – го года обучения:
Знания:
Назначение и строение позвоночника, значение правильного питания и
здорового образа жизни для здоровья человека; иметь представление о
механизме
лечебного
действия
упражнений,
классического
массажа,
аутогенной тренировки; знать простейшие правила одной из выбранных
спортивных игр.
Умения:
Корректировать осанку самостоятельно всеми изученными способами;
элементы классического массажа в парах; упражнения для растяжения мышц
и связок позвоночника; в положении лежа осуществлять перекаты с живота
на спину без помощи рук, ходить на прямых руках и ногах в упоре стоя
согнувшись; передвигаться лежа на животе по скамье, подтягивая себя
руками; ползать по скамье на четвереньках с опорой руками на пол.
Выполнять упражнения Хатха – йоги, мысленно пропуская ток энергии через
тело ( «Йога мудра», «Поза кобры», «Плуг», «Березка», «Натянутый лук»,
«Поза лотоса», «Поза полного расслабления»). Упражнения для развития
силы в парах, оказывая помощь и сопротивление, длительное время (до 1
минуты и больше) удерживать статические позы; выполнять упражнения для
расслабления мышц и укрепления нервной системы: «Спонтанный танец»,
«Танец силы»,
«Танец дервишей» и другие упражнения из курса. Для психологической
установки на выздоровление выполнять аутогенную тренировку; играть в
подвижные игры («Китайские пятнашки», «Попади мячом в булаву», «Мяч в
кругу», «Ножной мяч» и любые другие игры тренирующего и направленного
характера); играть в волейбол сидя на полу воздушным, волейбольным
мячом или другую игру по выбору.
Навыки:
Самостоятельно выполнять комплекс ЛФК и оздоровительные упражнения
по выбору детей.
Личностные качества:
Инициативность,
самостоятельность,
настойчивость,
мышление,
воображение.
Учебно – методическое обеспечение.
1 –ый год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* обручи на всех детей;
* коврики для всех детей;
* скамейка;
* мяч;
* мешочки с песком на всех детей;
* ребристая доска, дорожка с песком, с камешками.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа;
* литература по курсу.
2 –ой год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* коврики на всех детей;
* груз – мешочки или гантели на каждого ребенка;
* наличие гимнастической стенки, перекладины;
* гимнастические палки на каждого ребенка;
* скамейка;
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа;
* литература по курсу.
3 – ий год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение :
* гимнастические палки на всех детей;
* гимнастическая стенка;
* пиалы – по 2 штуки на каждого ребенка;
* коврики на каждого ребенка;
* музыкальное сопровождение.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа;
* литература по курсу.
4 – ый год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* коврики на всех;
* гимнастические маты;
* гимнастические скамейки;
* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа;
* литература по курсу.
5 – ый год обучения.
1. Материально – техническое обеспечение:
* коврики на всех;
* гимнастические маты;
* гимнастические скамейки;
* волейбольная сетка, волейбольный мяч и воздушные шары.
2. Учебно – методическое обеспечение:
* учебная программа;
* литература по курсу.