Напоминание

Особенности использования игровых технологий при обучении географии детей с ограниченными возможностями здоровья.


Автор: Фирсова Татьяна Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловский лицей-интернат"
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности использования игровых технологий при обучении географии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее образование





Назад




Особенности использования игровых технологий при обучении

географии детей с ограниченными возможностями здоровья в КОУ ОО

«Орловский лицей-интернат».

Статья 79 ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

«Организация получения образования обучающихся с

ограниченными

возможностями

здоровья»

регламентирует

получение

образования

обучающимися с ОВЗ в организациях, реализующих образовательную

деятельность

по

адаптированным

основным

общеобразовательным

программам. В лицее - интернате количество

детей в

6-9 классах с

задержкой психического развития ЗПР составляет около 30%.

Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической,

психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к

детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы

— органической или функциональной. У этих детей нет специфических

нарушений

слуха,

зрения,

опорно-двигательного

аппарата,

тяжелых

нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.

Внимание

характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.

Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-

образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения

речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий

связный пересказ рассказа, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные

фразы. Такие школьники требуют специальных коррекционных воздействий

для компенсации нарушений, а также организации дифференцированного

подхода при их обучении географии..

Часто детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у

которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального

характера. При умело организованном учебном процессе, а именно, при

создании у обучающихся стойкой мотивации для обучения, осознанном

овладении ими учебного материала, трудности эти успешно преодолеваются.

Для обучающихся ОВЗ необходимо создать:

ситуацию успеха;

помочь ребенку учиться “легко”;

помогать обретать уверенность в своих способностях и силах;

поощрять и хвалить за успехи.

В настоящей работе приведены игровые технологии, применяемые

мною в педагогической практике при обучении географии детей ЗПР. Как

установлено эффективность обучения детей ЗПР во многом зависит от

своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать

индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать в нем веру в свои

силы и возможности.

География – предмет, который

позволяет

использовать

игровые

технологии для коррекции памяти, внимания,

мышления.

На уроках географии мною используются следующие основные приемы:

вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.

использование разнообразных методов учебной деятельности учащихся.

предложение учащимся посильного учебного материала.

использование многообразие форм проверки качества знаний и умений,

которыми овладевают учащиеся.

использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.

акцентирование внимания школьников на теоретической важности и

практической значимости получаемых знаний и умений на уроках географии

доброжелательное отношение к школьникам, доверительное общение с

ними, склоняющее к диалогу.

Поддержать познавательный интерес на уроках помогают игровые

ситуации, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие,

развивающие игры, которые непосредственно связаны с темой урока.

В познавательной игре закрепляется умение применять полученные

ранее знания и навыки, а главное школьники получают знания, испытывая

положительные эмоции. Эти чувства помогают лучше усвоить материал,

влияют на развитие личности ребенка в целом.

Игры, которые применяются

мною

на уроках географии -

«Географическое лото», «Геоцепочка», «Немые карты», «Ассоциации», если

ребенок, с ЗПР, испытывает трудности в выполнении заданий, можно

предложить воспользоваться наводящими вопросами или дополнительным

материалом.

Игра в виде путешествия, например, по Австралии: читая рассказ,

делается остановка в том месте, где включено название проверяемого

объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в контурной карте.

Игра «Память на слова»: учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После

чего дети записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель

прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают

количество написанных слов.

Географические головоломки, загадки, например, переставьте буквы в

этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, остров -

Ростов; какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал), какая

земля никогда не старится? (Новая Земля).

«

Географические силуэты

»

Этот игровой приём известен давно, ещё с

прошлого

века:

рисунки

с

силуэтами

географических

объектов

демонстрируются

учащимся

по

мере

накопления

номенклатуры.

Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты.

Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать

на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где

находится, в чём особенности, чем известен?

Задание «Узнай страну по описанию».

На доске под номерами написаны названия стран (кол-во определяет

учитель). Учащиеся читают их, фиксируют в памяти, затем надписи

закрываются (можно оставить только контуры стран), а учитель задает

вопросы, ответы на которые ученики прописывают в тетрадях. Задание

стимулирует

познавательный

интерес,

развивает

зрительную

память,

внимание, способствует лучшему запоминанию карты.

Найди ошибки в тексте: «Большая часть Африки находится севернее

30˚с.ш. На востоке пролив отделяет от южной Африки самый крупный на

земном шаре остров Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки,

особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к

новой складчатости Драконовы горы».

Быстрый поиск по карте.

Найдите и обведите все значки,

обозначающие действующие вулканы на физической карте мира, посчитайте

их количество на каждом материке и выделите самый опасный .

Результат применения данных обучающих игр в своей педагогической

деятельности позволяет сделать вывод о том, что

игры влияют на

эффективность

обучения,

развивают

у

обучающихся

творческую

деятельность. В процессе игры ученики сами стремятся к преодолению

трудностей, ставят задачи и решают их.



В раздел образования