Автор: Фирсова Татьяна Борисовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: КОУ ОО "Орловский лицей-интернат"
Населённый пункт: город Орел, Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности использования игровых технологий при обучении географии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел: среднее образование
Особенности использования игровых технологий при обучении
географии детей с ограниченными возможностями здоровья в КОУ ОО
«Орловский лицей-интернат».
Статья 79 ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
«Организация получения образования обучающихся с
ограниченными
возможностями
здоровья»
регламентирует
получение
образования
обучающимися с ОВЗ в организациях, реализующих образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам. В лицее - интернате количество
детей в
6-9 классах с
задержкой психического развития ЗПР составляет около 30%.
Понятие «задержка психического развития» (ЗПР) в педагогической,
психологической, медицинской литературе употребляется по отношению к
детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы
— органической или функциональной. У этих детей нет специфических
нарушений
слуха,
зрения,
опорно-двигательного
аппарата,
тяжелых
нарушений речи, они не являются умственно отсталыми.
Внимание
характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-
образное и особенно словесно-логическое. Имеются также легкие нарушения
речевых функций. Ребенок оказывается не в состоянии построить короткий
связный пересказ рассказа, а строит лишь отдельные и нередко неграмотные
фразы. Такие школьники требуют специальных коррекционных воздействий
для компенсации нарушений, а также организации дифференцированного
подхода при их обучении географии..
Часто детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у
которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального
характера. При умело организованном учебном процессе, а именно, при
создании у обучающихся стойкой мотивации для обучения, осознанном
овладении ими учебного материала, трудности эти успешно преодолеваются.
Для обучающихся ОВЗ необходимо создать:
ситуацию успеха;
помочь ребенку учиться “легко”;
помогать обретать уверенность в своих способностях и силах;
поощрять и хвалить за успехи.
В настоящей работе приведены игровые технологии, применяемые
мною в педагогической практике при обучении географии детей ЗПР. Как
установлено эффективность обучения детей ЗПР во многом зависит от
своевременной и тактичной помощи учителя, при этом важно учитывать
индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать в нем веру в свои
силы и возможности.
География – предмет, который
позволяет
использовать
игровые
технологии для коррекции памяти, внимания,
мышления.
На уроках географии мною используются следующие основные приемы:
вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска.
использование разнообразных методов учебной деятельности учащихся.
предложение учащимся посильного учебного материала.
использование многообразие форм проверки качества знаний и умений,
которыми овладевают учащиеся.
использование на уроках коррекционно-развивающих упражнений.
акцентирование внимания школьников на теоретической важности и
практической значимости получаемых знаний и умений на уроках географии
доброжелательное отношение к школьникам, доверительное общение с
ними, склоняющее к диалогу.
Поддержать познавательный интерес на уроках помогают игровые
ситуации, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие,
развивающие игры, которые непосредственно связаны с темой урока.
В познавательной игре закрепляется умение применять полученные
ранее знания и навыки, а главное школьники получают знания, испытывая
положительные эмоции. Эти чувства помогают лучше усвоить материал,
влияют на развитие личности ребенка в целом.
Игры, которые применяются
мною
на уроках географии -
«Географическое лото», «Геоцепочка», «Немые карты», «Ассоциации», если
ребенок, с ЗПР, испытывает трудности в выполнении заданий, можно
предложить воспользоваться наводящими вопросами или дополнительным
материалом.
Игра в виде путешествия, например, по Австралии: читая рассказ,
делается остановка в том месте, где включено название проверяемого
объекта. Учащиеся отмечают географические объекты в контурной карте.
Игра «Память на слова»: учащимся диктуются сразу все слова 2 раза. После
чего дети записывают слова (вразброс или по порядку). Затем учитель
прочитывает снова список слов, а ученики его проверяют и подсчитывают
количество написанных слов.
Географические головоломки, загадки, например, переставьте буквы в
этих словах так, чтобы получились названия городов: игра - Рига, остров -
Ростов; какое название полуострова говорит о его величине? (Я-мал), какая
земля никогда не старится? (Новая Земля).
«
Географические силуэты
»
Этот игровой приём известен давно, ещё с
прошлого
века:
рисунки
с
силуэтами
географических
объектов
демонстрируются
учащимся
по
мере
накопления
номенклатуры.
Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты.
Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать
на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где
находится, в чём особенности, чем известен?
Задание «Узнай страну по описанию».
На доске под номерами написаны названия стран (кол-во определяет
учитель). Учащиеся читают их, фиксируют в памяти, затем надписи
закрываются (можно оставить только контуры стран), а учитель задает
вопросы, ответы на которые ученики прописывают в тетрадях. Задание
стимулирует
познавательный
интерес,
развивает
зрительную
память,
внимание, способствует лучшему запоминанию карты.
Найди ошибки в тексте: «Большая часть Африки находится севернее
30˚с.ш. На востоке пролив отделяет от южной Африки самый крупный на
земном шаре остров Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки,
особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к
новой складчатости Драконовы горы».
Быстрый поиск по карте.
Найдите и обведите все значки,
обозначающие действующие вулканы на физической карте мира, посчитайте
их количество на каждом материке и выделите самый опасный .
Результат применения данных обучающих игр в своей педагогической
деятельности позволяет сделать вывод о том, что
игры влияют на
эффективность
обучения,
развивают
у
обучающихся
творческую
деятельность. В процессе игры ученики сами стремятся к преодолению
трудностей, ставят задачи и решают их.