Автор: Кулешова Анна Александровна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МКОУ Чесменская СОШ
Населённый пункт: с. Чесменка, Воронежская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Практическое применение он-лайн сервисов на уроках информатики в основной школе"
Раздел: среднее образование
Практическое применение он-лайн сервисов на уроках информатики в основной
школе.
В век современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) урок
информатики в основной школе можно считать одним из ключевых в образовательном
процессе. В его задачу входит знакомство учащихся с ИКТ, а также формирование
навыков их использования. Причём, при использовании
на уроке онлайн-сервисов,
развитие этих навыков происходит за счёт того, что:
во-первых, онлайн-сервис выступает как современное средство обучения;
во-вторых, он является и объектом изучения.
Онлайн-сервисы могут применяться на уроках различного типа. Классификация
онлайн-сервисов,
основанная
на
соотнесении
их
с
основными
компонентами
современного образовательного процесса. Рассмотрим применение онлайн-сервисов на
уроках информатики в 7 и 8 классах.
Одним из способов структуризации знаний у учащихся является ментальная карта
– метод визуализации мышления. Этот метод удобно
применять при завершении
прохождения темы, когда учащиеся знают много понятий, терминов из одной предметной
области и им необходимо их структурировать. Создание ментальной карты может быть
организовано на
уроке информатики в формате групповой работы. Для создания
ментальной карты может быть применен онлайн-сервис Goоgle, который обеспечивает
возможность многопользовательского режима работы. Например, можно
предложить
ученикам создать ментальную карту по теме «Прикладное программное обеспечение».
Предполагаемое время выполнения данной групповой работы учащимися составляет 8–10
минут. В результате работы у учеников должны получиться ментальные карты, близкие к
представленной на рисунке 1.
Рис. 1. Ментальная карта, построенная в онлайн-сервисе Coоgle.
Также, для закрепления материала учитель может предложить
обучающимся
индивидуальную работу на сопоставление понятий и определений, соответствующих друг
другу. В частности, на уроке в 8 классе по
теме «Элементы теории множества и
комбинаторики» для закрепления
материала учитель может предложить задание на
сопоставление логической
формулы и кругов Эйлера. Это задание может быть
подготовлено с использованием онлайн-сервиса LearningApps. Учитель предварительно
готовит мини-приложение, а затем предлагает его ученикам для выполнения на уроке (см.
рис. 2). Данное задание выполняется каждым учеником индивидуально, предполагаемое
время выполнения 10 минут. На подготовку самого задания учитель затрачивает около
10–15 минут.
Рис. 2. Задание на сопоставление в LearningApps
Онлайн-сервис Wizer.me представляет собой рабочую тетрадь с интерактивными
заданиями, такими как сопоставление, вставка пропущенного слова, тестовый вопрос с
единственным и множественным вариантом ответа и другие. С его помощью можно
создать,
например,
проверочную
работу
по
теме
«Элементы
алгебры
логики».
На
рисунке
3
представлено
задание
на
вставку
пропущенного слова, на рисунке 4 – задание на сопоставление.
Рис. 3. Задание «Заполните пропуски» в онлайн-сервисе Wizer.me
Данная
работа
проводится
учителем
на
уроке
и
предназначена
для
индивидуального выполнения в течение 20 минут. По результатам работы учитель в
личном кабинете может увидеть статистику по каждому ученику и каждому заданию, что
важно для достижения максимальной эффективности образовательного процесса (рис. 4).
Кроме того, учитель может оставить
комментарий по каждому отдельному
вопросу, что является важным при применении учителем формирующего оценивания.
Рис. 4. «Сопоставление» в онлайн-сервисе Wizer.me
И это лишь некоторые возможности применения онлайн-сервисов
на уроке
информатики в основной школе. Возможности применения онлайн-сервисов на уроках
гораздо шире. С их помощью учитель может сделать образовательный процесс более
увлекательным и эффективным. Это, в свою очередь, благоприятно отразится на качестве
знаний учащихся.
Список литературы
1. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2009. 342 с.
2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 класс: учебник. М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2019. 240 c.
3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс: учебник. М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2019. 176 c.