Автор: Заляева Гузель Шамилевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ 50 с уиоп"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
Сегодня в век высоких технологий и возможностей человек является потребителем благ, но
остается финансово безграмотным во многих жизненных ситуациях. Для того чтобы в будущем
быть грамотным взрослым, подрастающему поколению крайне необходима качественная
информация, раскрывающая актуальные вопросы экономики страны и мира: как разумно
пользоваться банковской картой, какие социальные пособия предусмотрены ребенку и подростку,
какие экономические специальности будут востребованы в будущем, как правильно выбрать
компанию для страхования жизни, здоровья и имущества, как рассчитать стоимость жизни, как
определить источники личных доходов, как правильно ими распоряжаться, как открыть Start-up и
т.д.
Для формирования у школьников финансовых знаний необходимо использование учебного
материала различных предметов, в частности, истории и обществознания. Приведем примеры.
Изучая тему «Налогообложение» в 8 классе для понимания необходимости уплаты
государственных платежей в разные исторические эпохи, понимания функций налогов можно
использовать такие термины как «полюдье» или «оброк», «подушная подать». Обязательная
дань со всех славянских племен-полюдье, предназначалась не только для содержания князя и его
семьи. Собранные средства использовалась и на строительство городских построек, укреплений,
дорог, мостов, шла на содержание дружины. В целом, на те нужды, в которых было
заинтересовано все население. Примером налога служит также пошлина на право передвижения
по дорогам, используемая в Золотой Орде, в размере 5% от стоимости товара.Оброк -
принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян за пользование землей,
взимавшийся помещиком или государством. «Подушная подать» с крестьян использовалась на
содержание лошадей, ремонт дорог и мостов, обслуживание речных перевозов, отопление и
освещение казенных помещений, оплату квартир чиновников. Задание для обучающихся:
сравнение разных видов налогов на сходство и отличие. Работа с текстом на осмысление
полученной информации.
В разделе экономики в теме «Торговля. Реклама» можно использовать
законодательство о торговле и рекламные тексты XIX в. в России. Так, закон 1830г. «О товарных
клеймах» раскрывал функции клейма на изделиях, предназначенных для торговли. Закон 1896г.
«О товарных знаках»Раскрывает их разновидность в виде клейма, печати, капсюли, метки,
этикетки, обложек, рисунков, оригинальных видов упаковок и т.д. Закон содержит обязательные
сведения о товарных знаков: информация о владельце, местонахождение и наименование товара
или предприятия. Таким образом, подробное описание товарного знака, его присутствие на
изделии свидетельствует о качестве, принадлежности и подлинности товара, что вселяло
уверенность покупателя и увеличивало его спрос на определенный товар. Задание для
обучающихся: сравнение рекламных объявлений XIX в. с современной рекламой, работа с текстом
требований ГОСТа, ЕС на этикетках, выявление недостатков и преимуществ товарных этикеток XIX
столетия.
Таким образом, знания истории и обществознания способствуют развитию навыков: Развитие
навыков: самостоятельно добывать знания, анализировать и делать выводы. Формируются
полезные финансовые привычки и умения: правильное распределение личного бюджета, отличие
качественного товара, понимание стоимости услуг, бережное отношение к личным вещам,
рациональное потребление товара и использование ресурсов. Повышается уровень
экономической культуры, формируется активная жизненная позиция. Все это в целом,
благоприятно сказывается на развитии социально-экономических отношений и финансовом росте
личности.