Напоминание

Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания


Автор: Заляева Гузель Шамилевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МАОУ "СОШ 50 с уиоп"
Населённый пункт: г. Набережные Челны
Наименование материала: статья
Тема: Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

Сегодня в век высоких технологий и возможностей человек является потребителем благ, но

остается финансово безграмотным во многих жизненных ситуациях. Для того чтобы в будущем

быть грамотным взрослым, подрастающему поколению крайне необходима качественная

информация, раскрывающая актуальные вопросы экономики страны и мира: как разумно

пользоваться банковской картой, какие социальные пособия предусмотрены ребенку и подростку,

какие экономические специальности будут востребованы в будущем, как правильно выбрать

компанию для страхования жизни, здоровья и имущества, как рассчитать стоимость жизни, как

определить источники личных доходов, как правильно ими распоряжаться, как открыть Start-up и

т.д.

Для формирования у школьников финансовых знаний необходимо использование учебного

материала различных предметов, в частности, истории и обществознания. Приведем примеры.

Изучая тему «Налогообложение» в 8 классе для понимания необходимости уплаты

государственных платежей в разные исторические эпохи, понимания функций налогов можно

использовать такие термины как «полюдье» или «оброк», «подушная подать». Обязательная

дань со всех славянских племен-полюдье, предназначалась не только для содержания князя и его

семьи. Собранные средства использовалась и на строительство городских построек, укреплений,

дорог, мостов, шла на содержание дружины. В целом, на те нужды, в которых было

заинтересовано все население. Примером налога служит также пошлина на право передвижения

по дорогам, используемая в Золотой Орде, в размере 5% от стоимости товара.Оброк -

принудительный натуральный или денежный сбор с крестьян за пользование землей,

взимавшийся помещиком или государством. «Подушная подать» с крестьян использовалась на

содержание лошадей, ремонт дорог и мостов, обслуживание речных перевозов, отопление и

освещение казенных помещений, оплату квартир чиновников. Задание для обучающихся:

сравнение разных видов налогов на сходство и отличие. Работа с текстом на осмысление

полученной информации.

В разделе экономики в теме «Торговля. Реклама» можно использовать

законодательство о торговле и рекламные тексты XIX в. в России. Так, закон 1830г. «О товарных

клеймах» раскрывал функции клейма на изделиях, предназначенных для торговли. Закон 1896г.

«О товарных знаках»Раскрывает их разновидность в виде клейма, печати, капсюли, метки,

этикетки, обложек, рисунков, оригинальных видов упаковок и т.д. Закон содержит обязательные

сведения о товарных знаков: информация о владельце, местонахождение и наименование товара

или предприятия. Таким образом, подробное описание товарного знака, его присутствие на

изделии свидетельствует о качестве, принадлежности и подлинности товара, что вселяло

уверенность покупателя и увеличивало его спрос на определенный товар. Задание для

обучающихся: сравнение рекламных объявлений XIX в. с современной рекламой, работа с текстом

требований ГОСТа, ЕС на этикетках, выявление недостатков и преимуществ товарных этикеток XIX

столетия.

Таким образом, знания истории и обществознания способствуют развитию навыков: Развитие

навыков: самостоятельно добывать знания, анализировать и делать выводы. Формируются

полезные финансовые привычки и умения: правильное распределение личного бюджета, отличие

качественного товара, понимание стоимости услуг, бережное отношение к личным вещам,

рациональное потребление товара и использование ресурсов. Повышается уровень

экономической культуры, формируется активная жизненная позиция. Все это в целом,

благоприятно сказывается на развитии социально-экономических отношений и финансовом росте

личности.



В раздел образования