Напоминание

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Автор: Галиуллина Дамира Дамировна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Раздел: среднее образование





Назад




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СПОСОБ

ОЦЕНКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Галиуллина Д.

Башкирский государственный педагогический

университет им. М.Акмуллы (г. Уфа)

Научный руководитель:

канд.пед.наук, доцент А.Ф. Фазлыева

Аннотация: в данной статье представлено содержание психолого -

педагогической диагностики как способ оценки эмоционального состояния

подростков муниципального автономного общеобразовательного учреждения

г.

Уфы.

Раскрыты

теоретические

основы

психолого-педагогической

диагностики эмоционального состояния подростков в общеобразовательном

учреждении.

Ключевые

слова:

психолого

-

педагогическая

диагностика,

образовательное

учреждение,

эмоциональное

состояние,

социальный

педагог, эмоциональное состояние, компоненты педагогического процесса,

методы работы социального педагога

Подростковый

возраст

считается

особенно

«эмоционально

насыщенным» и поэтому изучение эмоционального развития подростков

занимает ведущее место в психологии и педагогике. В последнее время

интерес к проблеме эмоционального развития значительно вырос. Ведь

именно в этом возрасте эмоциональная сфера претерпевает некоторые

изменения. И они реагируют на различные проявления окружающего мира

более интенсивно, чем взрослые и дети.

Эмоциональные состояния – психические состояния, которые возникают

в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень

информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности,

совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д. В

эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека

особенности поведения, так и случайные, не характерные для него

психические проявления.

Основные эмоциональные состояния, которые

испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства, настроение,

стресс, страсть, фрустрации и аффекты.

Эмоциональные

состояния

подростков

характеризуются

рядом

особенностей: легкость возникновения эмоциональной напряженности и

психологического стресса, постоянная смена настроения, частое появление

аффективного состояния, они сильнее поддаются воздействию страстей,

подросток цепляется за свои эмоции, что приводит к запиранию себя в

бесконечный круг переживаний. Старшие подростки имеют самый высокий

уровень тревожности по сравнению с другими возрастами, они часто

испытывают чувство вины, в связи с этим у них все чаще появляется такое

эмоциональное состояние как фрустрация, но при этом они склонны к

проявлению радости больше, чем к проявлению негативных эмоций.

Психолого-педагогическая

диагностика

-

это

изучение

личности

школьника в процессе реализации индивидуального и дифференцированного

подхода в обучении и воспитании с целью его оптимизации и создания

наиболее эффективных условий развития ребенка. Задачами психолого-

педагогической

диагностики

являются

выявление

индивидуальных

психолого-педагогических

особенностей

ребенка;

разработка

индивидуальных развивающих и коррекционных программ развития и

обучения; оценка динамики развития и эффективности коррекционной

работы;

определение

условий

воспитания

ребенка

и

специфики

внутрисемейных отношений; помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

профессиональное

консультирование

и

профессиональная

ориентация

подростков; решение проблем социализации и личностного развития.

Целью психолого - педагогической диагностики является установление

психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии

психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего

развития.

Методы работы социального педагога по психолого-педагогической

диагностике эмоционального состояния подростков в общеобразовательном

учреждении заключаются в изучении подростка при помощи следующих

диагностических методов: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение,

опрос, анализ документов, анализ продуктов деятельности.

Психолого-педагогическая

диагностика

является

одним

из

компонентов педагогического процесса. Чтобы оказывать эффективное

педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными

научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания

можно получить, если использовать методы психолого-педагогической

диагностики.

Следует отметить, что правильно подобранные формы и методы

работы социального педагога с учащимися по психолого-педагогической

диагностике эмоционального состояния подростков в общеобразовательном

учреждении

способствуют

своевременной

профилактики

негативных

эмоциональных состояний подростков.

Опытная

работа

проводилась

в

Муниципальном

автономном

общеобразовательном учреждении Школа №14 города Уфы, Республика

Башкортостан.

В исследование принимали участие ученики 7 классов, общее

количество 86 человек, отказавшихся – 3.

Цель опытной работы: выявление детей группы риска с эмоционально-

неустойчивым состоянием. В осуществление практической части нашей

работы выступают три этапа:

1. Констатирующий этап – диагностический, позволил определить

исходный уровень эмоционального состояния подростков.

На данном этапе мы провели методику первичной диагностики и

выявления детей с эмоционально-неустойчивым состоянием (М. И. Рожкова,

М. А. Ковальчука).

Полученные нами результаты первичной диагностики показали, что у

большинства детей высокие показатели к эмоционально-неустойчивому

состоянию.

2. Формирующий этап – направлен на процесс разработки и

реализации

программы

психолого-педагогической

диагностики

эмоционального состояния подростков в МАОУ Школа №14.

Цель программы: разработать программу психолого-педагогической

диагностики эмоционального состояния у подростков и методических

рекомендаций для педагогов по выявлению и профилактике эмоционального

состояния у подростков. Профилактика эмоционального неблагополучия

подростков через своевременную диагностику эмоциональных состояний у

подростков.

Программа рассчитана на 5-11 классы и предусматривает работу с

подростками и родителями.

3.

Оценочно-результативный

этап

оценка

эффективности

разработанной программы, была проведена повторная методика первичной

диагностики и выявления детей с эмоционально-неустойчивым состоянием

(М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука).

В ходе работы нами были учтены возрастные особенности детей и тот

факт, что некоторые родители не дали своё согласие на то, чтоб их дети

проходили диагностики. Поэтому исследование было проведено с теми

детьми, чьи родители в начале года дали согласие.

В начале исследования мы столкнулись с такими проблемами, как

пассивность ребят, незаинтересованность в данной проблеме, дети не

проявляли активности, были настроены агрессивно друг на друга, стеснялись

высказывать своё мнение. Также у многих детей были проблемы с

успеваемостью, в связи с конфликтом с преподавателем.

Но после нескольких занятий нам удалость привлечь их внимание, они

стали активно принимать участие в занятиях, начали высказывать своё

мнение, снизилась агрессивность по отношению друг к другу, начали

принимать полученные навыки умения в жизни, начали правильно подбирать

способы разрешения конфликтов. Также большинство детей наладили

отношение с преподавателями и повысили свою успеваемость.

Таким образом, содержание психолого - педагогической диагностики, как

способ оценки эмоционального состояния подростков представляет собой

комплексный процесс, включающий в себя грамотное взаимодействие

социального педагога с подростком, его родителями, другими специалистами

образовательного учреждения.

Диагностика является одной из основных

способов выявления эмоционального состояния (неблагополучия) ребёнка.

Следовательно, владение навыками правильного проведения диагностики,

является основным инструментом в деятельности социального педагога и

психолога.



В раздел образования