Автор: Казакбаева Марина Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: БГПУ им. М. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: статья
Тема: РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
УДК 374.31
Казакбаева М.А., студент
Трофимова Е.В.., доктор пед.наук, проф.
РФ, г.Уфа, ФГБОУ ВО «БГПУ им.М.Акмуллы»
РАБОТА
СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
ПО
КОРРЕКЦИИ
ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка,
когда большие изменения происходят в познавательной сфере. Память
приобретает ярко выраженный произвольный характер, идет интенсивное
формирование приемов запоминания.
В школе за относительно короткий промежуток времени ребенок
должен овладеть системой научных понятий – основой наук. От ребенка
требуется
развитие
мыслительных
операций.
В
процессе
школьного
обучения происходит не только усвоение отдельных знаний и умений, но и
их обобщение и вместе с тем формирование интеллектуальных операций.
Потому данный период развития ребенка требует особого внимания со
стороны родителей, учителей и общества, в целом. Задача окружающих не
только развить в ребенке его потенциал, но и предостеречь от влияния
негативных факторов.
Трудные дети – это те дети, поведение которых отличается от
общепринятых норм. Педагоги к этой категории относят детей разных групп.
Это и одаренные дети, и дети, имеющие различного рода трудности.
Существуют различные определения понятия отклоняющегося от
нормы
(девиантного)
поведения.
В
педагогической
литературе
под
девиантным поведением понимается отклонение от принятых в данном
обществе,
социальной
среде6,
ближайшем
окружении,
коллективе
социально-нравственных норм и ценностей, нарушение процесса усвоения и
воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также
саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек
принадлежит.
Тема девиантного поведения детей младшего школьного возраста
является на сегодня одной из самых актуальных. Численность детей,
характеризующихся девиантным поведением, растет.
Огромная занятость родителей в последствии ведет к отсутствию
должного контроля обучения и поведения детей. Все это подрывает
уверенность
ребенка
в
себе
и
его
способность
к
саморегуляции,
самоутверждению в жизненно важных ситуациях. В итоге формируется
чувство незащищенности и одиночества.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что сегодня
девиантное
поведение
несовершеннолетних
рассматривается
как
свидетельство недостатков в воспитательной сфере, сложной социально-
экономической
ситуации
в
стране,
а
совокупность
фактов
антиобщественного
поведения
и
правонарушений
подростков
на
определенной
территории
—
как
серьезный
показатель
недостатков
проводимой профилактической и воспитательной работы.
Девиантное поведение (лат. deviation — отклонение) — устойчивое
поведение
личности,
отклоняющееся
от
общепринятых,
наиболее
распространённых и устоявшихся общественных норм.
Коррекция – это комплекс педагогических и медицинских мер,
ставящих задачи устранения недостатков развития и поведения личности.
Коррекционная
работа
ставит
целью
изучение
характеристик
развивающейся личности с аномалиями в интеллектуальной, соматической,
психической,
речевой,
сенсорной
и
поведенческой
сферах,
которые
затрудняют социализацию. Знание основных принципов коррекционной
работы позволяет изучать причины отклонений детей младшего школьного
возраста, установить педагогические методы коррекции, формирования
личности ребенка и верно организовать учебный процесс для трудных детей
младшего школьного возраста.
Любая коррекционная работа должна иметь определенные рамки
деятельности и характеризоваться следующими признаками:
1.
В рамках концепции коррекционно-развивающего образования и
воспитания
детей
младшего
школьного
возраста
коррекционно-
педагогическая деятельность занимает центральное положение в едином
педагогическом процессе.
2.
Коррекционная
деятельность
имеет
свое
определенное
направление при реализации учебно-воспитательного процесса.
3.
В процессе воспитания, обучения и развития коррекционно-
педагогическая работа занимает очень важное место.
Коррекция как независимая единица образовательного процесса имеет
независимый выход, взаимодействовать с социальной средой, так как для
коррекционного процесса это не компонент, а окружающее.
Основная задача коррекционно-педагогической работы состоит в
помощи
ребенку
адаптироваться
в
окружающем
мире
и
стать
его
полноправным членом.
Основные линии коррекционной работы:
корректирующее влияние средой;
специальная организация процесса обучения;
целенаправленная подборка культурно-массовых мероприятий;
психогигиена общения и семейного воспитания.
Основными
направлениями
коррекционной
работы
социального
педагога с трудными детьми младшего школьного возраста являются:
нормализация и обогащение взаимоотношений личности ребенка
с окружением, в частности с педагогами и коллективом;
восстановление деформированных у личности положительных
качеств;
регулярное поощрение позитивных качеств;
овладение
и
накопление
жизненного
опыта,
обогащение
практического опыта деятельности в разных сферах жизнедеятельности;
усвоение навыков морального поведения;
устранение отрицательных качеств.
Основные
методы
коррекционной
работы:
принуждение,
переубеждение,
«реконструкция»
характера,
приучение,
переключение,
«взрыв», поощрения и наказания.
Одним из главных направлений в работе социального педагога
является определение увлечений и потребностей, проблем и трудностей,
отклонений в поведении учащихся, конфликтных ситуаций, а также
своевременная помощь. Им строится целый комплекс мероприятий по
развитию, обучению, социальной поддержке ребенка, как в школе, так и в
рамках семьи.
Социально-педагогическая
профилактика
–
это
система
мер
социального воспитания, направленная на создание оптимальной социальной
ситуации развития детей и способствующих проявлению различных видов
его активности.
В
структуре
социальной-педагогической
профилактики
правонарушений выделяют следующие основные задачи:
выявление детей с отклоняющимся поведением;
изучение возрастных и психологических особенностей данной
личности;
разработка
программы
индивидуального
воспитательно-
профилактического воздействия с учетом имеющихся форм и методов,
результативности их применения;
организация взаимодействия и преемственности в воспитательно-
профилактической
работе
всех
субъектов
социально-педагогической
деятельности, повседневного и непрерывного контроля над образом жизни
подростков
с
девиантным
поведением,
реагирование
на
«срывы»
и
поощрение позитивных сдвигов.
В коррекционно-педагогической работе с трудными детьми важно
обратить внимание на верное строение процесса начального обучения.
Проблема таких детей не в усвоении чтения, письма или счета. Их проблема
заключается в ином. Трудным детям крайне сложно вовлекаться в
деятельность, концентрировать внимание, доводить дело до завершения,
выполнять задания аккуратно.
Коррекционная работа включает в себя ряд аспектов, каждый из
которых важен и неотделим от общей системы коррекционной работы.
1.
Увеличение роли родителей в коррекции поведения. Данный аспект
предполагает:
изучение будущими родителями важнейших аспектов семейной
жизни, семейного воспитания;
создание благоприятной эмоциональной, нравственно-волевых
качеств;
предупреждение воздействия на ребенка таких негативных
факторов как насилие, вредные привычки.
2.
Увеличение роли образовательных учреждений в коррекционной
работе с трудными детьми предполагается:
подготовка педагогов к работе с детьми разных способностей,
стремление преподавательского состава к самосовершенствованию;
создание
наиболее
благоприятной
обстановки
в
условиях
образовательного учреждения для педагогической деятельности;
создание при образовательных учреждениях социальной службы,
способствующей индивидуализации работы с детьми девиантного поведения,
оказывающими помощь учителю и родителям в работе с ними;
3.
Увеличение взаимодействия семьи и школы в предупреждении и
преодолении девиантного поведения детей.
проведение
семинаров,
классных
часов,
мероприятий
для
родителей;
повышение роли родительских комитетов в жизни школы;
посещение учителями на дому, а также помощь в воспитательной
деятельности родителей.
4.
Приобщение детей к участию в позитивных общественных центрах,
организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных).
При работе с трудными детьми младшего школьного возраста
применимы различные методы работы.
Основными видами работы являются:
индивидуальное консультирование;
включение ребенка в тренинговые группы с целью коррекции
негативных эмоционально значимых ситуаций;
индивидуальная работа с системой ценностей ребенка;
обучение социальным навыкам, способам эффективного общения,
конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Для
снятия
напряжения,
расслабления
детей
применяются
релаксационные игры. Важно использовать новые методики. К примеру,
современная арт-терапия.
Основным в коррекционной работе с трудными детьми младшего
школьного возраста должно стать желание помочь детям преодолеть эффект
«застревания» на своих трудностях. Коррекционная работа всегда должна
строиться с учетом положительных качеств ребенка и интеллекта.
Для того, чтобы помочь детям с трудностями в поведении нужно
соблюдать единство требований в работе и общении с детьми, как в школе,
так и дома, так как в семье ребенок проводит большую часть времени.