Напоминание

Как помочь в классе ученику с СДВГ с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках английского языка


Автор: Матвеева Ирина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ"Гимназия 80"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Как помочь в классе ученику с СДВГ с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




Что такое гиперактивность?

«Гипер...»— составная часть сложных слов, указывающая на превышение

нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает

«действенный, деятельный».

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям

гиперактивности- невнимательность, отвлекаемость, импульсивность,

повышенную двигательную активность.

Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с

окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень

интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности

и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления

гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у

мальчиков, чем у девочек.

Существуют различные мнения о причинах возникновения

гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности

строения и функционирования головного мозга, родовые травмы,

инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни,

и т. д.

Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная

мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-

невропатолог после проведения специальной диагностики. При

необходимости назначается медикаментозное лечение.

Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в

коллективе должен быть комплексным. Как отмечают специалисты по работе

с гиперактивными детьми - «ни одна таблетка не может научить человека,

как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве,

способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться...». Вот тут-то и

приходят на помощь психолог и учитель, которые, работая в тесном

контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам

общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько

хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Однако это только

одна сторона медали.

Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не

может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а

потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не

разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые

так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся

источниками новых конфликтов.

Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать

формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате

страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и

покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и

сотрудничать с ним - вполне посильная задача.

Портрет гиперактивного ребенка.

Наверное, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго

сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают

дополнительные трудности в работе учителя, потому что очень подвижны,

вспыльчивы, раздражительны и безответственны.

Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы,

толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто

обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

«Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,

вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой

своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный

мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи.

Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко

отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается

ответов». Вероятно, каждому учителю знаком этот портрет.

Как выявить гиперактивного ребенка

Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на

поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать

основные отличия поведения одной категории детей от другой.

Приведенная ниже таблица поможет в этом. Кроме того, поведение

тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто

является источником разнообразных конфликтов, драк и просто

недоразумений.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и

тревожности у ребенка

Чтобы выявить гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно

наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами.

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:

1) дефицит активного внимания

2) двигательная расторможенность

3) импульсивность.

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие

критерии выявления гиперактивности у ребенка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

Дефицит активного внимания

1.Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2.Не слушает, когда к нему обращаются.

3.С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4.Испытывает трудности в организации.

5.Часто теряет вещи.

6.Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7.Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

1.Постоянно ерзает.

2.Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальца ми, двигается в

кресле, бегает, забирается куда-либо).

3.Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

4.Очень говорлив.

Импульсивность

1.

Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2.

Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3.

Плохо сосредоточивает внимание.

4.

Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и

вознаграждением есть пауза).

5.

Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо

управляемо правилами.

6.

При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные

результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на

одних уроках он успешен, на других — нет).

Если у ребёнка проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков,

педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за

которым он наблюдает, гиперактивен.

Очень часто педагоги задают себе вопрос: «Что делать, если у ребенка

выявлены признаки гиперактивности? Диагноз в медицинской карте не

поставлен, а родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь,

что с возрастом все пройдет».

В этом случае педагог в тактичной форме может рекомендовать родителям

обратиться к специалисту: психологу или невропатологу. Согласитесь, что

ответственность за постановку диагноза должен взять на себя врач. Важно

убедить родителей, что ребенку необходима помощь специалиста.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том

основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения

ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного

внимания, импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно

часто педагоги и родители не обращают должного внимания на проявление

у ребенка импульсивности.

Что же такое импульсивность?

В психологическом словаре этот термин объясняется так:

«Импульсивность - особенность поведения человека (в устойчивых формах

— черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому

побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не

обдумывает свои поступки, не взвешивает все «за» и «против», он быстро и

непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих

действиях».

Данная анкета разработана для педагогов и помогает определить

признаки импульсивности.

Импульсивный ребенок:

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и

неверный).

2.У него часто меняется настроение.

3.Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4.Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5.Обидчив, но не злопамятен.

6.Часто чувствуется, что ему все надоело.

7.Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8.Может резко отказаться от еды, которую любит.

9.Нередко отвлекается на занятиях.

10.Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11.Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12.Может нагрубить родителям, учителю.

13.Временами кажется, что он переполнен энергией.

14.Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15.Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16.В играх не подчиняется общим правилам.

17.Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18.Легко забывает поручения старших.

19.Любит организовывать и предводительствовать.

20.Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Для получения объективных данных надо суммировать все баллы во всех

исследованиях и найти средний балл. Результат 15- 20 баллов

свидетельствует о высокой импульсивности, 7- 14 о средней, 1-6 баллов о

низкой.

Как помочь гиперактивному ребенку

Появление гиперактивного ребенка в классе с первых же минут осложняет

жизнь всего коллектива. Он мешает вести урок, вскакивает с места, отвечает

невпопад, перебивает учителя. Безусловно, даже очень терпеливого педагога

такое поведение может вывести из себя.

Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от

стратегии и тактики взрослого.

Эффективность работы учителя будет во многом зависеть от выбранной им

стратегии.

Первый шаг в решении проблемы уже сделан: гиперактивные дети

выявлены. Более того, если учитель готов сесть за стол переговоров с

родителями, привлечь к работе других специалистов (педагогов, психологов,

медиков), то итогом такой совместной работы может стать выработка единой

стратегии воспитания каждого ребенка.

Как помочь в классе ученику с СДВГ

с синдромом дефицита внимания

и гиперактивности

Поведение ученика

Предлагаемое решение

Организация пространства в классе

Легко отвлекается на посторонние

действия в классе или на происходящее в

коридоре школы или за окном.

Посадите ученика впереди или в центре класса,

подальше от того, что может его отвлечь.

Дурачится в классе, чтобы привлечь к

себе внимание.

Посадите его возле ученика, который может

служить положительным образцом для

подражания.

Не осознает личного пространства;

тянется через парту, чтобы поговорить

или дотронуться до других учеников.

Увеличьте расстояние между партами.

Задания

Неспособен завершить работу в заданное

время.

Дайте ему дополнительное время на выполнение

поставленного задания.

Хорошо начинает выполнять задание, но к

концу качество работы ухудшается.

Разбивайте длинные задания на части; давайте

более короткие задания или устанавливайте

более короткие периоды работы

Ему трудно следовать указаниям.

Объединяйте письменные указания с устными.

Отвлекаемость

Неспособен долго удерживать внимание

во время обсуждения учебного материала

и/или конспектирования.

Попросите одноклассника помогать ему

конспектировать; задавайте ученику вопросы,

чтобы поддержать его участие в уроке.

Жалуется, что на уроках ему скучно.

Старайтесь вовлечь ученика в ведение урока.

Легко отвлекается.

Незаметно для других подайте ему знак

вернуться к заданию.

Сдает работы с ошибками, сделанными

по невнимательности

Дайте ему 5 минут для проверки домашней или

контрольной работы перед тем, как ее сдать.

Поведение

Часто ведет себя вызывающе.

Игнорируйте незначительные проявления

неуместного поведения.

Неспособен понять главное в уроке или

задании.

Помогайте ему сразу понять, что из чего следует,

и сразу хвалите за правильные догадки.

Выкрикивает ответы или перебивает

других.

Реагируйте на верные ответы только когда

ученик поднял руку и вы его вызвали.

Нуждается в поощрении.

Периодически передавайте родителям

сообщения о его успехах.

Нуждается в долгосрочной помощи для

улучшения поведения.

Заключите с ним соглашение по вопросам

поведения.

Организация / Планирование

Нет порядка в бумагах.

Порекомендуйте ему папки с разделами.

Забывает, что задано на дом.

Пусть ученик ведет дневник; следите за записью

домашних заданий.

Теряет книги.

Пусть дома у ученика будет дополнительный

комплект книг.

Неусидчивость

Должен все время двигаться.

Давайте разные поручения или позволяйте ему

иногда вставать во время работы.

Ему трудно сосредоточиться на

длительные промежутки времени.

Делайте короткие перерывы между заданиями.

Настроение / Общение

Не понимает норм социального

поведения.

Поставьте перед учеником цели, связанные с

социальным поведением, и применяйте систему

вознаграждений по мере достижения этих целей.

Не имеет навыков совместной работы с

другими.

Поощряйте учебные задания, требующие

взаимодействия учеников.

Одноклассники его не уважают.

Давайте ему особые поручения в присутствии его

одноклассников.

Неуверенность в себе.

Хвалите ученика за хорошее поведение и работу;

предоставляйте ему возможность играть роль

лидера.

Находится в одиночестве или замкнут в

себе.

Поощряйте его взаимодействие с учениками;

планируйте коллективные виды работы под

руководством учителя.

Легко отчаивается.

Чаще хвалите его за правильное поведение и

хорошую работу.

Легко раздражается.

Поощряйте ученика обходить стороной

раздражающие ситуации; часто беседуйте с

учеником.

И в заключении…

Дети с диагнозом СДВГ

(синдром дефицита внимания и

гиперактивности), не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в

подростковом

возрасте

приобрести

ОВР

(опозиционно-вызывающее

расстройство поведения). Поэтому, важнейшей социальной миссией педагога

средней школы является не отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь

в

выявлении

и

коррекции

синдрома.



В раздел образования