Автор: Ноготков Никита Дмитриевич
Должность: преподаватель отдельной дисциплины физическая культура
Учебное заведение: Кронштадтский морской кадетский военный корпус
Населённый пункт: г. Кронштадт
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ПОСРЕДСТВОМ СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР У КАДЕТ 7-ГО КЛАССА
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ БЫСТРОТЫ ПОСРЕДСТВОМ
СПОРТИВНЫХ И ПОДВИЖНЫХ ИГР У КАДЕТ 7-ГО КЛАССА
Ноготков Н.Д.
– старший лейтенант,
преподаватель отдельной
дисциплины (Физическая культура) Кронштадтского морского кадетского
военного корпуса
Аннотация:
В
статье
рассматривается
развитие
быстроты
с
использованием
спортивных
и
подвижных
игр
у
воспитанников
общеобразовательных организаций МО РФ.
Ключевые слова: быстрота, подвижные игры, общеобразовательные
организации МО РФ, воспитанники, физические качества.
ВВЕДЕНИЕ
Среди разнообразия средств физической подготовки у обучающихся
общеобразовательных организаций МО РФ, спортивным и подвижным играм
принадлежит
особое
место.
Разнообразие
двигательных
действий,
составляющих содержание спортивных и подвижных игр, способствует
развитию многих физических, морально-волевых и специальных качеств,
а также повышает эмоциональный фон у обучающихся и интерес к занятиям
по дисциплине «Физическая культура» [2].
Спортивные игры – это определенные виды спорта, возникшие
в течение длительного исторического периода на базе подвижных игр
и достигшие более высокой степени совершенства.
Подвижные
игры
–
это
разновидность
игровой
деятельности,
возникшая
для
обеспечения
утилитарных
потребностей
человека
и включающая в свое содержание различные действия, регламентируемые
простейшими правилами [4].
Подвижные
игры
одновременно
воздействуют
на
моторную
и психическую функции организма. Путем подбора последовательно
усложняющихся подвижных игр можно развить качества, обеспечивающие
успех
в
военно-профессиональной
деятельности.
С
помощью
игр
осуществляется развитие различных физических качеств и прежде всего
быстроты. При этом физические качества развиваются, как правило,
комплексно [3].
Под быстротой следует понимать двигательное качество человека,
которое заключается в способности выполнять те или иные движения с
учетом минимального отрезка времени [1].
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В период с 30 сентября 2019 по 10 ноября 2019 года для определения
влияния использования спортивных и подвижных игр на развитие быстроты
у обучающихся общеобразовательных организаций МО РФ, был проведен
педагогического
эксперимент
на
базе
Нахимовского
военно-морского
училища.
Для
участия
в
педагогическом
эксперименте
были
определены
контрольная
и
экспериментальная
группа
каждая
по
20
человек.
К исследованиям были привлечены учащиеся 7 классов: «71 класс» был
контрольной группой (КГ), а «72 класс» экспериментальной (ЭГ).
В начале педагогического эксперимента с обучающимися было
проведено
контрольное
занятие.
Были
проверены
упражнения
характеризующие физическое качество быстрота: бег на 60 метров,
челночный бег 6х10 метров и прыжок в длину с места. Результаты показаны
в таблице №1.
Таблица № 1 (выполнение упражнений, характеризующих физическое
качество быстрота на начальном этапе)
№
п.п.
Название упражнения
ЭГ
КГ
1.
Бег на 60 метров (сек.)
10,67 ± 0,14
10,34 ± 0,16
2.
Челночный
бег
6х10
метров
(сек.)
18,83 ± 0,22
19,21 ± 0,15
3.
Прыжок в длину с места (см)
166 ± 6
168 ± 6
Исследуемые занимались на всех формах физической подготовки
согласно распорядка дня.
Различие в содержании утренней физической зарядки не было,
в спортивной работе обучаемые ЭГ занимались спортивными и подвижными
играми: мини-футболом, гандболом по упрощенным правилам, массовым
баскетболом. Учебные занятия с обучаемыми ЭГ и КГ проходили согласно
расписания занятий. Различие в содержании занятий в контрольной
и экспериментальной группах заключалось в том, что в экспериментальном
классе в подготовительной и основной части занятия в течение 10-12 минут
применялись средства спортивных и подвижных игр.
Каждая неделя состояла из трех занятий, направленных на комплексное
развитие физических качеств, в том числе и быстроты.
В ЭГ в подготовительной части занятия применялись подвижные игры,
которые повышали интерес к занятию, а также были направлены
на воспитание коллективизма и подготовки организма обучаемых, к
основной части занятия.
Применялись такие игры как:
«Счет»
Подготовка к игре: игра проводится на волейбольной площадке. В игре
принимают участие неограниченное количество человек.
Описание
игры:
обучаемые
выполняют
специально-беговые
упражнения в различных направлениях, не выходя за границы волейбольной
площадки.
Правила
игры:
по
команде
руководителя,
он
называет
цифру,
например, «2», игроки должны взяться за руки друг с другом и соединиться
захватом в зависимости от названой цифры. Игрок, который остался без
партнеров (игроков) является проигравшим.
«Подвижная цель»
Подготовка к игре: игра проводится на ровной площадке, на которой
начертан круг (диаметр 10 м). В игре принимают участие две команды. Одна
команда находится внутри круга, а другая снаружи с волейбольным мячом.
Описание игры: пo
сигналу руководителя игроки, находящиеся за
пределами круга, перекидывая мяч друг другу, стараются попасть им в
соперников. Игроки, находящиеся внутри круга, не выходя из него должны
увернуться от мяча. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры и
покидает круг. После того, как последний игрок уйдет из круга, команды
меняются местами. Выигрывает команда, которая дольше по времени
остается в кругу.
Правила игры: засчитывается прямое попадание (без отскока от пола) в
любую часть туловища (кроме головы). Игрокам, находящимся за пределами
круга, запрещается пересекать линию. Если игрок, находящийся в круге,
поймает мяч, то в игру может вступить один из выбывших игроков.
«Вызов»
Подготовка к игре:
игра проводится на баскетбольной площадке.
Обучаемые делятся на две команды, которые выстраиваются в шеренги на
линиях старта (боковые линии площадки).
Описание игры: по сигналу руководителя поочередно игрок одной из
команд подбегает к шеренге соперников, которые вытягивают руки вперед
ладонями вверх и три раза касается ладоней одного, двух или трех разных
игроков противоположной команды. После третьего касания он бежит на
свое место за линией старта, а вызванный им соперник старается догнать и
поймать его качанием руки. Если он поймал игрока касанием руки, то
возвращается на свое место, а запятнанный становится позади него.
Побеждает команда, имеющая больше пойманных игроков.
Правила игры: нельзя начинать бег до третьего касания. Пятнать мож-
но только до линии старта. Игроки, подбегающие к соперникам, каждый раз
должны быть разными [5].
В основной части занятия испытуемые ЭГ занимались по программе
обучения согласно тематическому плану дисциплины физическая культура.
Также в основную часть занятия были включены спортивные и подвижные
игры, для развития физических качеств в том числе и быстроты.
Подбор содержания и методика проведения спортивных и подвижных
игр на учебных занятиях по физической культуре менялась в зависимости от
поставленных задач и с учетом основной программы учебного материала по
разделам программы. Содержание занятий были построены на сюжетах с
использованием
подвижных
игр
в
форме
легкоатлетических
эстафет,
спортивно-игровых эстафет, игр с предметами. Применительно к выбранному
сюжету определялись задачи, выбирались средства, методы и инновационные
приемы обучения занимающихся.
По окончании педагогического эксперимента был проведен повторный
контроль по упражнениям характеризующим физическое качество быстрота,
бег на 60 метров, челночный бег 6х10 метров и прыжок в длину с места.
Результаты показаны в таблице №2.
Таблица № 2 (выполнение упражнений, характеризующих физическое
качество быстрота на контрольном этапе)
№
п.п.
Название упражнения
ЭГ
КГ
1.
Бег на 60 метров (сек.)
09,87 ± 0,12
10,04 ± 0,14
2.
Челночный
бег
6х10
метров
(сек.)
18,13 ± 0,12
18,91 ± 0,13
3.
Прыжок в длину с места (см)
172 ± 4
170 ± 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного педагогического эксперимента показатели
выполнения упражнений, характеризующих качество быстрота достоверно
улучшились
в
экспериментальной
группе.
У
обучающихся
экспериментальной группы (ЭГ) показатели в беге на 60 м выросли за период
педагогического эксперимента на 0,8 сек., а у КГ на 0.3 сек., с 10,67±0,14 сек.
до 09,87 ± 0,12 сек; показатели в челночном беге 6х10 м у обучающихся
экспериментальной
группы
(ЭГ) выросли за
период педагогического
эксперимента на 0,7 сек., а у КГ на 0.3 сек., с 18,83 ± 0,22 сек. до 18,13 ± 0,12
сек.; у обучающихся экспериментальной группы (ЭГ) показатели в прыжке в
длину с места увеличились на 6 см, а у КГ на 2 см, со 166±4 см до 172±4 см,
При этом обучаемые ЭГ отмечали повышение интереса к занятиям по
физической
культуре,
значительное
улучшение
самочувствия,
эмоционального состояния и улучшение микроклимата внутри класса.
Для развития быстроты целесообразно использовать спортивные и
подвижные игры с правилами, с наличием соревновательного компонента,
либо определенного сюжета. Также важно выделять индивидуальные
результаты обучающихся, проводить работу над сплочением коллектива,
обучать разработке стратегии для достижения поставленной цели игры.
Данные результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об
эффективности использования спортивных и подвижных игр, направленных
на развитие быстроты у обучающихся общеобразовательных организаций
МО РФ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бобкова, Е.Н. Дифференцированная методика воспитания скоростных
способностей у мальчиков 7-15 лет с учетом гармоничности их физического
развития: дисс. канд. п. н. / Е.Н. Бобкова. – Смоленск, 2006. – 177 с.
2. Попов, А.В. Подвижные игры как средство физической культуры
[Текст] / А.В. Попов. – Балашов: б. и., 2012. – 72 с.
3. Кравец, А.Г. Подвижные игры на уроках физической культуры с
учащимися 6-8 классов / А.Г. Кравец. – Челябинск: ЧелябГПИ, 1979. – 35 с.
4. Егоров, В.Ю., Рыбаков, Г.П. Спортивные и подвижные игры:
учебник / В.Ю. Егоров, Г.П. Рыбаков – Санкт-Петербург, ВИФК, 2019. – С. 7-
10.
5. Егоров, В.Ю., Рыбаков, Г.П. Спортивные и подвижные игры 1 часть:
учебное пособие / Н.А. Вертаков, А.А. Даценко, В.Ю. Егоров – Санкт-
Петербург, ВИФК, 2015. – С. 39-60.