Напоминание

Использование метода проектов в преподавании английского языка


Автор: Тимофеева Лилия Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МОУ "Лицей №43"
Населённый пункт: город Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода проектов в преподавании английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




« Использование метода проектов в преподавании английского языка»

Изучение английского языка – это инвестиция в свое благополучие. В настоящее

время требования к соискателям места в хорошей компании ужесточились

настолько, что нередки случаи, когда для подтверждения уровня владения

английским языком требуют сертификат о сдаче международного экзамена по

английскому языку: IELTS, TOEFL и т.п. Возможность предоставлять свои услуги

не только в своей стране, а по всему миру, открывает огромный рынок сбыта.

Неизвестно куда может забросить жизнь, а со знанием английского языка Вы не

пропадете! Это хорошо понимают учащиеся нашего лицея.

На уроках английского языка мы стараемся равномерно развивать у наших

учеников четыре необходимых навыка: восприятие английской речи на слух,

разговорную английская речь, чтение английских текстов и технику письма. Чтобы

сделать этот процесс максимально эффективным и увлекательным для учеников, мы

постоянно применяем в своей работе такие технологии, как: метод проектов,

информационно - коммуникативные технологии, игровые технологии; проблемно-

поисковые методы и приёмы, технологии дифференциации и индивидуализации

обучения.

Актуальность.

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения

иностранным

языкам

является

проектная

методика.

Она

наиболее

полно

обеспечивает

личностно-ориентированное

обучение.

Применение

проектной

методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и

раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной

деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере

ФГОС.

Проектная

методика

дает

возможность

учащимся

выражать

свои

собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например,

разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты, проектная методика и

использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в

сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.

Основные цели и задачи.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым

практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С.

Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой

последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы,

лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он

является составной частью учебного процесса. Проектная технология сочетается с

любым УМК и другими учебными средствами.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку

является

возможность

эффективного

овладения

учащимися

иноязычной

коммуникативной компетенцией. В это понятие входят:

-

Речевая компетенция – создание возможности проявления

коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании,

говорении, письме, чтении.

- Социокультурная компетенция – формирование представления о

социокультурной специфике стран изучаемого языка.

- Языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по

темам в качестве необходимой основы для оформления речевых умений.

- Учебно-познавательная компетенция – совершенствование учебной

деятельности по овладению английским языком.

- Компенсаторная компетенция – формирование умения выходить из

трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

-Информационная компетенция – умение самостоятельно работать с

источниками информации, находить необходимую сведения по разным отраслям

знаний.

Новизна опыта заключается:

-

в адаптации авторских приемов обучения с использованием технологии

проектной деятельности, с применением ИКТ и образовательных ресурсов

Интернета к классно-урочной форме организации учебного процесса;

- апробации приемов по формированию активной личности, мотивированной к

самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими

установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию

информации;

- разработке дидактических заданий для формирования и развития навыков

самостоятельной

познавательной

деятельности

для

разных

этапов

урока

(повторения и закрепления изученного, для уроков разного типа).

Задачи инновации:

развитие у учащихся познавательных интересов; умения

выделять главное; ориентироваться в современном информационном пространстве;

самообразования. Я считаю, что проектная работа необходима и важна для

осознания учащимися того, что английский язык является не только и не столько

целью

обучения,

сколько

средством

для

дальнейшего

образования

и

самообразования.

Теоретическая база опыта

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-

новаторов он привлек в начале 20 века, а в 1931году был запрещен из-за

недостаточной

продуманности,

в

зарубежной

школе

продолжал

активно

развиваться.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную

разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим

результатом.

Доктор педагогических наук, известный исследователь в области технологий

обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как “определенным

образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся,

индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение

того или иного результата.”

Итогом работы ученика над проектом может быть, как идеальный продукт

(сделанное

на

основе

изучения

информации

умозаключение,

выводы,

сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж,

альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины,

участие в благоустройстве двора, написанием письма зарубежному сверстнику,

созданием газеты)

Метод проекта -. такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают

знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении

практических

заданий.Теоретической

базой

опыта

являются

теоретические

положения Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В.

В. Давыдова, А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова о системно-деятельностном подходе к

обучению, Е.С. Полат и Г.К. Селевко о новых образовательных технологиях,

основанных на компетентностном подходе к обучению учащихся.

Ведущая педагогическая идея

Целью своей работы я считаю развитие у учащихся способности к деятельности,

включающей следующие аспекты:

- готовность к целеполаганию;

- готовность к оценке;

- готовность к действию;

- готовность к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию

Принцип такого подхода можно сформулировать, следующим образом: “Я умею

(работать самостоятельно, работать с источниками информации, общаться с

людьми), значит я смогу (найду, сделаю)”.

Оптимальность и эффективность метода

Работа над проектом может вестись и индивидуально и в группах. В последнем

случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и

объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над

проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а

презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать

работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и

проявления творческого потенциала участников.

Я считаю, что использование метода проектов — это наиболее удачная форма

контроля, стимулирующая речемыслительную деятельность учащихся, вызывающая

у них живой интерес.

Основные преимущества проектной деятельности в школе:

- Школьники учатся определять цель и задачи проекта (учитель выступает в роли

консультанта);

- Дети всегда активны и заинтересованы в углубленном изучении предмета;

- Формируются интересы детей в интегрированных областях знаний;

- Ученик субъект обучения – учитель партнёр;

- Проект помогает сплачивать детей;

- Развитие творческого потенциала детей;

- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного

языка (особенно ценны международные проекты);

- Развитие коммуникативных навыков, совершенствование знаний иностранного

языка (особенно ценны международные проекты);

- Расширение знаний по предмету;

- Видимый результат проекта повышает самооценку учащихся и даёт веру в свои

силы.

Совместная работа над проектом позволяет каждому не только выполнять для

него задание, но и учиться навыкам совместного труда в коллективе, когда

необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения,

аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое “я”, рассказать о себе,

о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты

сам как личность. Здесь мы уже видим проявление “ Я-фактора”, волевой

саморегуляции, избирательности личности.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,

самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения

раскрываются

наиболее

плотно,

если

этому

способствуют

благоприятный

психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и

старшего помощника.

Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна

осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым

проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве

примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку

лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов,

учителя, родители.

Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально

благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала

учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех

участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить

их

использовать

разнообразные

способы

работы:

графическое

написание,

оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или

музыкальное оформление.

Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные

методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать

положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с

увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках

программного материала практической значимости для школьника.

Используя в своей работе проектную методику, я пришла к выводу, что при

обобщении, закреплении и повторении учебного материала, а особенно при

организации его практического применения этот метод очень эффективен. Особенно

привлекательным для меня является тот факт, что проектное обучение активно

влияет на мотивационную сферу обучаемого. Очень важно также и то, что в работе

над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в

них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение

сопереживать; формируются творческие способности и активность обучаемых, т.е.

идет неразрывный процесс обучения и воспитания.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и

социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению

иностранным языком.

Метод проектов является составной частью обучения английскому языку

школьников на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из

главных задач обучения иностранным языкам является решение такой важной

проблемы, как развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на

активное творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно

принимать самостоятельно решения.

Как показывает опыт работы, уроки, посвященные страноведческой тематике,

способствуют поддержанию интереса у школьников к предмету “иностранный

язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений, обогащению учащихся

новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе подготовки к таким урокам

повторяется страноведческий материал предыдущих лет обучения, привлекаются

источники, содержащие дополнительную информацию о стране изучаемого языка,

осуществляются межпредметные связи.

Результативность опыта

Метод проектов является одним из востребованных методов, начиная с раннего

обучения детей иностранному языку. Главная наша задача, как педагогов –

заинтересовать, мотивировать ребёнка и вовлечь его в атмосферу деятельности. На

своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в

настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса,

позволяющая

осуществить

деятельностный

подход

в

обучении

успешно

формировать коммуникативную и информационную компетенции моих учеников.

Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития

мотивации учащихся.

Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные

особенности

моих

учащихся

и

ориентироваться

на

их

опыт,

уровень

интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности его памяти,

восприятия и мышления.

Мои воспитанники осознают, что знание иностранного языка повышает уровень

коммуникативной

культуры,

активизирует

их

познавательный

интерес

к

английскому языку не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, что дает

возможность участия в конкурсах и олимпиадах разного уровня, таких как:

- Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку

- Международные конкурсы и олимпиады «Британский Бульдог», «Фоксфорд»,

«SkyEng»

- Всероссийские конкурс «Познание и творчество», «Ителлект – экспресс»,

«МетаШкола», «English Olimpiad».

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить

проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный

настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки

на практике для решения проблем.

Таким образом, создавая на уроке условия познания и осмысление себя через

средства английского языка, я добиваюсь активной деятельности моих учащихся и

метод проектов очень мне в этом помогает.



В раздел образования