Автор: Рудакова Ольга Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКОУ Истобинская СОШ
Населённый пункт: Воронежская область, Репьёвский район, с. Истобное
Наименование материала: статья
Тема: Девиантное поведение детей и подростков
Раздел: среднее образование
1.3.3
Текстовый
материал
темы
"Профилактика
и
коррекция
девиантного
поведения; психолого-педагогические технологии работы с различными формами
отклоняющегося поведения детей и подростков"
Девиантное поведение детей и подростков
Практика работы с несовершеннолетними с проблемным и девиантным поведением
показала, что это зачастую дети, которые находятся в трудной жизненной и (или)
юридически значимой ситуации. При этом трудная жизненная ситуация характеризуется
как объективно или субъективно создавшаяся ситуация, нарушающая социальное и
психологическое благополучие, приводящая к осложнениям в функционировании в
социуме, дисгармонирующая психическое развитие человека, причем ситуация, которую
он не может преодолеть привычными средствами или самостоятельно. Юридически
значимая ситуация - это ситуация с участием несовершеннолетнего (и его семьи),
субъекты
которой
находятся
в
отношениях,
обусловленных
конфликтным
взаимодействием в правовом контексте, что приводит не только к юридически значимым,
но и к психологическим последствиям для ее участников
1
.
Девиантное
поведение
соотносится
с
феноменом
социально-психологической
дезадаптации, разворачивающейся во времени и приводящей к тому, что сначала
возникает первичный конфликт, который может расширяться и "захватывать" различные
системы отношений ребенка. Трудности в обучении могут быть частью трудной
жизненной и даже юридически значимой ситуации, когда первичный конфликт/проблема
в семье становится причиной плохой успеваемости ребенка в школе. Отсутствие адресной
помощи ребенку приведет к усилению конфликта со школой, обострению отношений с
родителями (законными представителями). В ряде случаев возникает обратная ситуация,
когда конфликт/проблема в школе приводит к конфликту в семье. Таким образом,
существуют риски, что несовершеннолетний может "выпасть" из социальной ситуации
нормального
развития
в
ситуацию
социально-психологической
дезадаптации.
Поведенческие девиации в этой связи могут быть как следствием, так и причиной
школьных проблем, в т.ч. неуспеваемости. При этом школьная ситуация всегда будет
оказывать влияние на характер и особенности протекания тех или иных поведенческих
стратегий ребенка
2
.
В девиантологии под девиантным поведением понимается устойчивое поведение
личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, не соответствующее
распространенным в обществе ценностям, правилам, стереотипам поведения, ожиданиям,
установкам,
причиняющее
реальный
ущерб
обществу
или
самой
личности,
непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений, а также
сопровождающееся ее социальной дезадаптацией. Термином "делинквентным поведение"
определяют поведение, нарушающее нормы уголовного права.
Вид девиантного поведения по-разному проявляется у каждого человека в
определенном возрасте.
Девиантное и делинквентное поведение характеризуется невысоким уровнем
1 Богданович Н.В. К проблеме психологического определения понятия "юридически значимые ситуации"
[Электронный ресурс]/Н.В. Богданович, В.В. Делибалт, А.В. Дегтярев//Психология и право. - 2015. - Т. 5. - N 3
2 Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь?/В.К.
Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011. - 208 с.
качества
жизни,
снижением
критичности
к
своему
поведению,
когнитивными
искажениями (восприятия и понимания происходящего), снижением самооценки и
эмоциональными
нарушениями.
Отмечается,
что
проявление
такого
поведения
увеличивается в пубертатный период, а после 18 лет снижается. Термин "девиантное
поведение" может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле не раньше 9 лет. В
детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного
поведения, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое
обращение с животными, воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества,
поджоги, побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение,
злословие, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество)
3
.
У подростков (от 13 лет) преобладают такие виды девиантного поведения, как
хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, физическое насилие, торговля наркотиками,
уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь,
агрессивное
поведение,
промискуитет
(беспорядочные
половые
связи),
граффити
(настенные рисунки и надписи непристойного характера), субкультуральные девиации
(сленг, шрамирование, татуировки). Спецификой девиантного поведения в подростковом
возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. У взрослых людей
(старше 18 лет) делинквентное поведение проявляется преимущественно в форме
правонарушений, влекущих за собой уголовную или гражданскую ответственность и
соответствующее наказание.
Для понимания специфики развития девиантного и делинквентного поведения
изучаются
различные
детерминирующие
факторы,
например,
органические
(биологические) факторы риска, факторы риска в истории жизни, индивидуальные и
социальные факторы риска. Практика показывает, что нельзя говорить о роли какого-то
одного фактора в генезе девиантного поведения, чаще всего говорится о различных
факторах как предпосылках формирования нарушений поведения, однако ведущим
выступает социально-средовой фактор.
Важное
значение
в
развитии
девиантного поведения
подростков придается
референтной
среде.
Девиантное
поведение
чаще
всего
формируется
благодаря
социальным подкреплениям, полученным от значимых лиц, обычно в группе сверстников.
Особо актуальным это становится тогда, когда подросток не может интегрироваться в
группе просоциальных сверстников. Он ищет поддержку в сообществе лиц с девиантным
поведением, где легко усваиваются нормы асоциальной субкультуры, в которой, как
правило, агрессивные формы поведения расцениваются как проявление силы и
мужественности. Также немаловажным фактором являются макросоциальные предикторы
агрессии у подростков - интенсивное воздействие на психику юного зрителя высоких
технологий обусловливает возникновение в детско-подростковой популяции девиаций в
поведении и проявление агрессивных тенденций.
Важно указать, что девиантное и делинквентное поведение рассматривается не
просто как проблемное поведение, а как расстройство поведения. В частности, в МКБ-10
раздел F90
- F98
посвящен поведенческим расстройствам детского и подросткового
возраста. При этом важно отметить, что расстройства поведения отличаются от
проблемного поведения, которое может быть частью нормального развития либо
результатом адаптации к неблагоприятным условиям окружающей среды. Более того,
девиантное и делинквентное поведение может проявляться как на фоне нормального
психического развития, так и сочетаться с аномальным психическим развитием
(дизонтогенезом). Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на
3 Три главные проблемы подростка с девиантным поведением: почему возникают? Как помочь?/В.К.
Зарецкий, Н.С. Смирнова, Ю.В. Зарецкий, Н.М. Евлашкина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум, 2011. - 208 с.
психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются
поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е.
достигающие уровня болезни. В ряде случаев на фоне нарушенного развития,
эмоционально-волевой
дисрегуляции
поведения,
недостаточной
сформированности
контроля и прогноза своих поступков возникает и находит свое выражение агрессивное,
девиантное и делинквентное поведение. Если поведенческие нарушения проявляются на
фоне тяжелых психических расстройств, то они не могут рассматриваться отдельно от
клинической картины данных заболеваний.
В условиях развития сети Интернет существенная часть девиантного поведения
подростков перемещается в социальные сети. Развитие компьютерных технологий,
ставших частью обыденной жизни не только взрослых, но и детей, способствует росту
киберпреступлений,
а
недостаточная
разработанность
действующего
уголовного
законодательства Российской Федерации приводит к высокому показателю латентности
(более 90%) данных видов преступлений.
В практике исследований особенностей этапов развития детей и подростков в
изменяющихся условиях социальной ситуации развития выделены междисциплинарные
исследования манипулятивных подходов, используемых в виртуальном пространстве,
влияющих на личность, установки, поведение.
Следует
выделить
проблему
реализации
стратегий
манипулятивного
психологического воздействия, которые направлены на трансформацию определенных
значимых структур личности ("мишеней") и осуществляются посредством применения
специфических методов постепенного установления контроля над сознанием человека
("техник"). Вместе с этим вся совокупность подобных взаимосвязей представляет собой
компонент единой стратегии коммуникативного воздействия. Реализация стратегии
воздействия через Интернет-ресурс разворачивается постепенно, посредством вкрапления
определенных лингвистических структур - коммуникативных ходов - в нейтральный по
содержанию материала текст (статьи, сообщения).
В качестве основных трудностей в работе с детьми в младших классах отмечаются
несформированность произвольности и навыков социального поведения, в средних -
трудности с дисциплиной в классе, в старших - проявления асоциального поведения, и на
всем протяжении школьного обучения - агрессивное поведение, конфликты, отсутствие
мотивации к обучению, невовлеченность или негативное отношение к школе родителей
(законных представителей)
4
.
В сфере освоения универсальных учебных действий внимания требует следующее:
- снижение когнитивных функций: память, внимание, восприятие. Утрата мотивации
обучения. Снижение физических сил, быстрая утомляемость;
- снижение регуляторных функций, волевого компонента.
- педагогическая запущенность, нарастание учебной неспешности приводит к
хронической неуспеваемости, гиперкомпенсации контрнормативными поступками или
реакциями избегания.
В коммуникативной сфере:
4 Проект "Разработка научно-методического обеспечения деятельности ПМПК при проведении
обследования и разработке рекомендаций для обучающихся с девиантным поведением, в том числе
находящихся в конфликте с законом", 2017 г. (Госзадание N 25.4394.2017/НМ)
- снижение потребности в установлении контактов с семьей, высокий уровень
конфликтности в семейной системе,
-
неспособность
к
конструктивному
диалогу
со
взрослыми,
негативизм,
обесценивание,
неспособность
просить
о
помощи,
низкий
уровень
рефлексии,
алекситимия;
- затруднения в установлении контактов со сверстниками, нарушение этих
контактов, замкнутость, отсутствие круга общения со сверстниками.
В сфере социальной адаптации:
- членство в асоциальной группе (при нехимических зависимостях - в интернет-
сообществах экстремистской,
террористической и антивитальной направленности),
субкультурных сообществах;
- гонения, оскорбления со стороны сверстников.
- свертывание социальных контактов, отказ от внеучебной общественной и
творческой/спортивной/развивающей деятельности.
Реализация программ работы с детьми и подростками с девиантным
поведением
Психолого-педагогические программы предназначены для решения проблемы
снижения рисков социальной дезадаптации детей, проявлений дезадаптивных форм
поведения.
При разработке программы необходимо учитывать специфику индивидуальной
профилактической,
диагностической,
просветительской,
коррекционно-развивающей
работы с трудностями, сформулированными в разделе, посвященном описанию данной
целевой группы детей. Необходимо руководствоваться тем, что одной из актуальных
проблем является состыковка различных направлений профессиональной деятельности
психологов и других специалистов, работающих в данном контексте, а также анализ
моделей и технологий помощи несовершеннолетним с проблемным и девиантным
поведением.
Образовательная организация, которая должна обеспечивать индивидуальную
профилактическую работу с несовершеннолетними в соответствии с рекомендациями
ПМПК, КДН выступает в роли кейс-менеджера, осуществляющего привлечение всех
ресурсов и социальных сервисов системы профилактики.
Все виды девиантного поведения и предшествующих ему форм нарушений
социализации требуют от всех специалистов системы образования как высокой
квалификации в области распознавания и квалификации признаков девиаций, так и
методической
оснащенности
и
поддержки
системы
профилактики
в
ситуациях
социальных
рисков.
Особенно
это
касается
работы
с
несовершеннолетними
обучающимися, признанными в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-
процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми
по уголовному делу либо являющимися потерпевшими или свидетелями преступления.
Ситуации,
затрагивающие
школу
непосредственно:
скуллшуттинг,
буллинг,
правонарушения в школьной среде. Это категория юридически значимых ситуаций, в
которых разворачиваются несколько связанных со школьной психологической службой
процессов
и
направлений
деятельности
специалистов
образования,
требующих
специальных познаний и специальной подготовки:
- Сопровождение несовершеннолетних, перечисленных выше, в суде, а также на
досудебном и послесудебном этапах (знание законодательства, этапов работы, различий в
работе психологов в зависимости от стадий процесса) (в соответствии с п. 42
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273 от 29.12.2020).
- Применение методов восстановительного правосудия и восстановительных
технологий. Программы восстановительного правосудия направлены на актуализацию у
несовершеннолетних ответственной позиции, заглаживание обвиняемым причиненного
потерпевшему вреда, выходу пострадавшего из травматического состояния, прекращение
между ними вражды, обсуждение и составление плана действий по неповторению
подобного в будущем, поддержке конструктивной родительской позиции в реагировании
на преступление. Ядром восстановительного правосудия является организованная встреча
обидчика и пострадавшего, на которой в ходе коммуникации реализуются перечисленные
задачи.
Основные
программы
восстановительного
правосудия:
восстановительная
медиация (программа примирения), круг сообщества, семейная конференция (семейный
совет). Программы восстановительного правосудия реализуют специалисты, имеющие
подготовку
работы
с
несовершеннолетними
и
их
родителями
(законными
представителями).
Рекомендуется
проведение
восстановительных
программ
до
рассмотрения дела в суде или на Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав. Рекомендуется проведение восстановительных программ в случаях девиантного
поведения и по конфликтным ситуациям, не переданным в правоохранительные органы, в
целях профилактики правонарушений несовершеннолетних, воспитания и снижения риска
повторения подобного в будущем.
Говоря о программах профилактики девиантного поведения, необходимо выделить
два типа таких программ
5
:
1. Программы профилактики как комплексная система деятельности в процессе
решения проблем, связанных с отклоняющимся поведением, эффект которых рассчитан не
на конкретного несовершеннолетнего или семью, а на определенную категорию,
выделенную по какому-то признаку (например, программа профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних). Этот тип программ методически описывает систему
работы
специалистов,
занимающихся
профилактикой
того
или
иного
вида
отклоняющегося поведения в конкретной образовательной организации.
2.
Профилактические
программы
в
отличие
от
программ
профилактики
представляют
собой
адресную
помощь,
направленную
на
системное
изменение
конкретной ситуации и поведения данного ребенка или семьи, с учетом факторов риска и
ресурсов развития. Этот тип программ разрабатывается как раз в рамках работы
консилиума непосредственно для каждого клиента.
Организация взаимодействия образовательных организаций
5 Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и
подростков
как
направление
деятельности
психолога
в
образовательных
учреждениях//Психология и право. 2020. Т. 10. N 2. С. 1 - 14.
с органами профилактики
При
взаимодействии
с
органами
профилактики
психологической
службе
образовательной организации рекомендуется:
- проводить диагностику состояния психологического здоровья и особенностей
психического развития несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) в целях
определения
уровня
социальной
дезадаптации
и
характера
реагирования
в
затруднительных ситуациях;
- обеспечить систематический внешний визуальный осмотр несовершеннолетних
обучающихся (воспитанников) в целях выявления внешних признаков суицидального
поведения несовершеннолетних;
- организовать проведение родительского всеобуча по вопросам урегулирования
детско-родительских
отношений;
профилактики
суицидального
поведения
несовершеннолетних,
вовлечения
несовершеннолетних
в
совершение
действий,
представляющих опасность для их жизни, по вопросам обеспечения информационной
безопасности детей;
- организовать проведение тематических мероприятий, классных часов по вопросам
информационной безопасности детей, мирного разрешения межличностных конфликтов с
привлечением
специалистов
медицинских
организаций,
сотрудников
органов
и
учреждений
системы
профилактики;
мероприятий,
пропагандирующих
ценность
человеческой жизни, направленных на оптимизацию межличностных отношений в
детском коллективе;
- организовать деятельность служб примирения, направленных на разрешение
межличностных
конфликтов
как
возможных
причин
суицидального
поведения
несовершеннолетних, улучшение психологического климата детского коллектива;
- организовать распространение здоровьесберегающих технологий,
внедрение
инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работе с
несовершеннолетними;
- организовать индивидуальное консультирование психологом специалистов органов
и
учреждений
системы
профилактики
с
целью
повышения
эффективности
профилактических
мер,
раннего
выявления
подростков,
входящих
в
группы
суицидального риска;
- организовать индивидуальное консультирование психологом несовершеннолетних
и их родителей (законных представителей) по вопросам выявления и профилактики
суицидального поведения несовершеннолетних;
- проводить тематические методические часы (заседания методических объединений,
советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) по
вопросам урегулирования детско-родительских отношений, профилактики суицидального
поведения несовершеннолетних, вовлечения несовершеннолетних в совершение действий,
представляющих опасность для их жизни, по вопросам обеспечения информационной
безопасности детей;
- проводить инструктажи с работниками о порядке действий при возникновении
кризисных ситуаций, в случаях выявления сведений о суицидальном поведении
подростков, обнаружения признаков суицидального поведения несовершеннолетних
(особое внимание уделяется вновь прибывшим обучающимся 1, 5, 11 классов,
воспитанникам в возрасте 12 - 15 лет);
- организовать информирование несовершеннолетних и их родителей (законных
представителей) о деятельности детского телефона доверия на территории края, о
службах,
оказывающих
социально-психологическую
помощь,
путем
размещения
информации на стендах, официальных сайтах;
- распространять среди несовершеннолетних информационные материалы (памятки,
буклеты) по вопросам информационной безопасности детей, мирного разрешения
межличностных
конфликтов;
среди
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних - информационные материалы (памятки, буклеты) по профилактике
суицидального поведения подростков.
Межведомственное взаимодействие ЦППМСП с институтами,
органами и организациями - социальными партнерами
Развитие межведомственного взаимодействия ЦППМСП с институтами, органами и
организациями - социальными партнерами должно опираться на выделенные ниже
ключевые задачи.
1. Организация процесса сопровождения ребенка и его семьи, нуждающихся в
получении профессиональной помощи, которая обеспечивает междисциплинарный,
межуровневый и межведомственный аспекты оказания данной помощи.
2. Разработка и апробация инновационных услуг в сфере муниципальной и
региональной политики в области защиты прав и интересов детей с трудностями в
обучении, развитии и социальной адаптации; детей с отклонениями в здоровье и
поведении; детей, подвергшихся жестокому обращению или насилию; детей, в отношении
которых были совершены развратные действия или преступления против их половой
неприкосновенности;
детей,
вовлекаемых
в
экстремистские
организации
или
деструктивные культы и интернет-сообщества; детей, в отношении которых ведутся
судебные споры их родителей (законных представителей).
3.
Обеспечение
обмена
служебными
документами
при
оказании
междисциплинарной, межуровневой и межведомственной профессиональной помощи
через электронные средства связи. Взаимодействие Регионального центра психолого-
педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
со
службами
психолого-
педагогического сопровождения государственных общеобразовательных учреждений
опирается на утвержденный органом исполнительной власти в сфере образования региона
порядок взаимодействия между организациями и договор о совместной деятельности.
Развитие взаимодействия ЦППМСП со специалистами сопровождения (педагогами-
психологами,
учителями-логопедами,
тьюторами
и
социальными
педагогами),
работающими в образовательных организациях в рамках зоны обслуживания ЦППМСП,
включает в себя:
1.
Перевод
специалистов
сопровождения
(педагогов-психологов,
учителей-
логопедов, тьюторов и социальных педагогов) на "эффективный контракт" на основе
профстандартов и норм труда.
2.
Создание
автоматизированных
рабочих
мест
в
кабинетах
специалистов
сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов и социальных
педагогов).
3.
Оснащение
кабинетов
педагогов-психологов
и
учителей-логопедов
компьютерными психодиагностическими системами и компьютерными коррекционно-
развивающими комплексами (симуляторами).
4. Создание виртуальных площадок для оперативной служебной дистанционной
связи специалистов сопровождения (педагогов-психологов, учителей-логопедов, тьюторов
и социальных педагогов).
5. Внедрение единых электронных журнальных форм регистрации оказанных
государственных (муниципальных) услуг.
6. Внедрение согласованных между специалистами сопровождения и ЦППМСП
алгоритмов оказания помощи участникам образовательных отношений в стандартных и
кризисных ситуациях.
7.
Внедрение
единых
моделей
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся по ступеням обучения согласно ФГОС ДО, ФГОС НОО, ФГОС ОО, ФГОС
С (П)О.
8.
Внедрение
единых
моделей
психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся-инвалидов и с ОВЗ согласно ФГОС ОВЗ и в инклюзивном режиме.
9. Обеспечение обмена служебными документами при оказании "первичной
помощи" и профессиональной помощи через электронные средства связи
Взаимодействие с комиссией по делам
несовершеннолетних (КДН)
Межведомственное
взаимодействие
с
органами
внутренних
дел
и
других
правоохранительных органов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от
24 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних". В статье 4
данного Федерального закона
представлены органы и учреждения, которые входят в систему профилактики. Таковыми
являются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления
социальной защиты населения, органы управления образования, органы опеки и
попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранения, органы
службы занятости, органы внутренних дел и другие ведомства. Комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав осуществляет меры по координации деятельности
органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних. В соответствии с пунктом 4.1 статьи 26 Федерального закона от 24
июня
1999
г.
N
120
"Об
основах
системы
профилактики
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних" для подготовки рекомендаций по оказанию
несовершеннолетнему, в отношении которого рассматривается вопрос о помещении в
специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, психолого-медико-
педагогической помощи и определению форм его дальнейшего обучения и воспитания,
психолого-медико-педагогическая комиссия проводит на основании постановления
начальника
органа
внутренних
дел
или
прокурора
комплексное
обследование
несовершеннолетнего.
Одним из основных направлений деятельности образовательного учреждения в
рамках профилактики является организация комплексного психолого-педагогического
сопровождения
обучающихся
группы
риска
развития
кризисных
состояний
и
суицидального риска. После вынесения заключения судебно-медицинской экспертизы о
факте суицида при муниципальном учреждении управления образованием создается
комиссия по служебному расследованию несчастного случая с обучающимся. В состав
комиссии входят: председатель - начальник муниципального учреждения управления
образованием, специалист управления образованием по охране труда и технике
безопасности, специалист управления образованием, курирующий психологическую
службу, специалист администрации муниципального образования (района) по охране прав
детства, психолог и социальный педагог школы, при отсутствии данных специалистов
следует привлечь психолога муниципального ЦППМСП. Служебное расследование по
факту
завершенного
суицида
проводится
в
3-дневный
срок
и
незамедлительно
направляется в отдел охраны труда и техники безопасности органа управления
образованием субъекта Российской Федерации. В перечень документов, прилагаемых к
справке служебного расследования, входит психолого-педагогическое заключение по
факту суицида.
Образовательная
организация
может
вносить
предложения
в
КДНиЗП
о
целесообразности включения в решение конкретных проблем ребенка специалистов
системы профилактики (организация досуга ребят, поиск возможностей организации их
отдыха или работы в каникулярное время). Этот запрос может выглядеть в виде
докладного письма, в котором содержится информация о необходимости подключения к
сопровождению обучающегося группы суицидального риска дополнительных сил
(специалистов),
обоснования
подобных
мероприятий.
К
письму
прикладывается
составленная
программа
сопровождения
с
результатами
диагностики.
Программа
сопровождения
обозначается
грифом
"Для
служебного
пользования"
(письмо
Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г.
N 07-149 "О направлении методических рекомендаций по профилактике суицида").
Информация о ребенке и его семье является строго конфиденциальной и не подлежит
разглашению без их согласия. Для беседы следует пригласить родителей (законных
представителей)
в
образовательную
организацию,
желательно
не
сообщать
эту
информацию по телефону. По результатам диагностики с целью оказания своевременной
комплексной помощи для всех обучающихся выявленной группы суицидального риска в
образовательной
организации
на
плановом
ППк
специалистов
разрабатываются
индивидуальные программы комплексного сопровождения.
С целью профилактики расширенного суицида (повторных случаев по подражанию)
и комплексной реабилитации ближайшего окружения суицидента (одноклассники, друзья,
родственники, педагоги) необходимо создать междисциплинарную группу психолого-
педагогического сопровождения. В состав группы входят: начальник муниципального
учреждения
управления
образованием,
специалист
муниципального
учреждения
управления образованием, директор ЦППМСП (при наличии), директор ОО, заместитель
директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог, классный
руководитель, медицинский работник,
представитель местной администрации,
по
согласованию - врач-психиатр (невропатолог).
При работе с детьми с отклоняющимся поведением включение такого субъекта
профилактики, как инспектор ПДН, а также сотрудничество с ним в сборе информации о
несовершеннолетнем,
раннем
вмешательстве,
мотивировании
позволит
усилить
организационно-методическое сопровождение деятельности педагогов-психологов.
Взаимодействие со следственными органами
При обращении в психологическую службу следователей СО СК РФ с запросом о
психологическом
сопровождении
следственных
действий
с
участием
несовершеннолетнего, обучающегося в данной ОО, психологическая служба проводит
анализ запроса с точки зрения оценки компетенций, позволяющих осуществлять
психологическое сопровождение следственных действий по данному запросу. В том
случае, если по результатам проведенного анализа делается вывод о недостаточности
соответствующих
компетенций,
то
специалистами
психологической
службы
до
представителя СК доводится мотивированный отказ с четким обоснованием его причин.
Если по результатам проведенного анализа делается вывод о соответствии
компетенций
запросу
представителя
СК,
совместно
со
следователем
планирует
организацию психологического сопровождения следственных действий с участием
несовершеннолетнего. Дознаватели и следователи указанных подразделений МВД России
в рамках расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, так же, как и
сотрудники Следственного комитета обращаются с запросом о психологическом
сопровождении следственных действий с участием несовершеннолетнего.
Педагог-психолог знакомится с информацией о совершенном правонарушении
несовершеннолетним или в отношении него, либо свидетелем которого он стал. В
планировании проведения следственных действий учитывает необходимость проведения
предварительной встречи в несовершеннолетним с целью установления с ним контакта, а
также для оценки его психоэмоционального состояния и уровня развития. По результатам
проведенной встречи предоставляет следователю рекомендации относительно характера
проведения следственных действий с учетом выявленных особенностей его развития, а
также с учетом его психоэмоционального состояния.
В ходе следственных действий педагог-психолог переформулирует для ребенка
вопросы следователя с сохранением их смысла, в том случае если они не понятны
ребенку, проясняет однозначность понимания ребенком и следователем определений и
понятий,
употребляемых
в
процессе
допроса,
оказывает
по
необходимости
психологическую поддержку и помощь несовершеннолетнему перед допросом, во время
его проведения и по его окончании.
Педагог-психолог
в
ходе
проведения
допроса
оценивает
изменения
психоэмоционального состояния ребенка и при возникновении сильного эмоционального
напряжения, тревоги или иных негативно окрашенных эмоций рекомендует прекратить
допрос с целью профилактики вторичной психологической травматизации либо дает
рекомендации следователю о необходимости перерыва в допросе в случае усталости или
отвлекаемости несовершеннолетнего; оказывает помощь следователю в психологической
коррекции агрессивного, конфликтного поведения несовершеннолетнего. По завершении
допроса педагог-психолог дает рекомендации родителям (законным представителям)
относительно характера взаимодействия с ребенком с учетом актуальной ситуации, а
также относительно оптимизации его психоэмоционального состояния. В том случае, если
ребенок обучается в той ОО, представителем которого являлся педагог-психолог, он
принимается на сопровождение специалистом по месту своего обучения.
Система
деятельности
психологов,
оказывающих
помощь
несовершеннолетним и семьям в правовом контексте.
Для всех трех направлений профессиональной деятельности психологов можно
выделить общие моменты: межведомственное взаимодействие на основе комплексного
подхода, а также:
1. Создание и развитие команды специалистов как внутри учреждения, так и вне его.
Это подразумевает выполнение диспетчерской деятельности, т.е. выстраивание системы
комплексной помощи на основе полноценных консилиумов, где происходит обмен
информацией и планирование совместной деятельности, а не перебрасывание клиента от
специалиста к специалисту;
2. Создание особого пространства (профилактического, сопроводительного или
реабилитационного), в котором создаются ресурсные условия для развития клиентов с
опорой на сформированные, сохранные стороны личности, деятельности, отношений и
ситуации. Кроме того, предполагается включение в работу не только клиента, но и его
микросоциального окружения;
3. Субъект-субъектный подход, в рамках которого клиент - это активный участник
процесса профилактики, сопровождения или реабилитации, а не объект для воздействия,
что подразумевает осознание клиентом своей роли, активности и ответственности как в
процессе оказания помощи, так и за ее результат.
Специфика психологического сопровождения в юридически значимом
контексте.
Рассматривая сопровождение как направление деятельности психолога, его целью
является создание адекватных и психологически благоприятных условий для участников
какой-либо определенной деятельности и повышения эффективности достижения ее
целей. Например, в ситуации психологического сопровождения несовершеннолетнего
обвиняемого в суде психологу важно не только осуществлять работу с подростком, но
также с представителями судебно-следственной системы, тем самым создавая условия для
их взаимодействия с целью установления истины и разрешения юридически значимой
ситуации. Работа с подростком подразумевает подробный анализ его актуальной
социальной ситуации развития, личностных особенностей, факторов риска совершения
повторных
правонарушений
и
сдерживающих
механизмов,
описание
возможной
программы реабилитационной работы с ним, которые могут быть учтены судом при
вынесении приговора и частного определения суда. Также психолог сотрудничает и с
представителями
судебно-следственной
системы,
давая
пояснения
в
отношении
индивидуально-психологических особенностей подростка, существенных для проведения
процессуальных действий, не нарушая принципа конфиденциальности.