Автор: Кравцова Ксения Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №91
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Участие обучающихся с ОВЗ в выпуске школьной газеты
Раздел: среднее образование
Участие обучающихся с ОВЗ в выпуске школьной газеты
Дети с ОВЗ – особая категория учащихся. Очень часто это дети с
заниженной самооценкой. И именно они особо остро нуждаются в похвале,
положительной оценке их деятельности, ситуации успеха. Это мотивирует
их к учебе. Чтобы подарить такую мотивацию детям с ОВЗ, я решила
привлечь их к выпуску школьной газеты.
В школе я работаю четыре года. Дефектологом. Но до этого 15 лет была
журналистом в газете. Опыт было решено транслировать и в школе.
Среди учащихся 6-9 классов я выбрала самых активных детей и организовала
кружок «Теория и практика журналистики». В рамках занятий, чтобы
использовать полученные знания на практике, мы создали газету «Пульс 91».
Замечу, что это не настенный листок, написанный фломастерами. А
настоящая печатная газета, максимально приближенная к оригинальной
версии. Постепенно здесь появились постоянные рубрики (например,
«Новости 91», «Гость номера» и пр). В первое время к участию в
издательстве привлекались исключительно дети с нормой развития. Но, как
учитель-дефектолог, я решила привлечь к делу и ребят с ОВЗ разной
нозологии. Среди 37 своих учеников я обратила внимание, как минимум, на 7
человек, которые могли бы писать. Некоторым из них, на мой взгляд, это
было даже нужно, чтобы оттачивать свои навыки красиво излагать мысли на
бумаге. А одна девочка с нарушением слуха поразила меня больше всего. Как
оказалось, Саша (так зовут слабослышащую семиклассницу) пишет стихи.
Правда, своих талантов Саша очень стеснялась и никому стихи не
показывала. Даже родителям. Именно этот фак натолкнул меня на мысль
создать в газете рубрику «Поэзия 91». Сашины стихи открыли новую
рубрику очень органично! Единственное, что Саша постеснялась огласки и
не захотела подписывать свои произведения. Под стихами значилось просто
и скромно «7 класс». Впрочем, когда новый номер вышел (а один экземпляр
мы традиционно вывешиваем на первом этаже в общем холле), дети стали
читать стихи и восхищаться. Вот тут уже девочка не выдержала и решила
больше не держать свое авторство в тайне. Когда мы с ней вместе несли один
экземпляр газеты в библиотеку (там у нас хранится подшивка «Пульс 91»),
Саша всем встречным нам учителям рассказывала, что в этой газете
напечатаны ее стихи. Об этом тут же было поведано и самому библиотекарю.
В дальнейшем полученный неожиданно успех настолько вскружил Саше
голову, что она осмелела настолько, что официально стала ходить на кружок
журналистики. И стала активным корреспондентом газеты. Когда мы
беседовали с ней недавно о том, кем Александра планирует стать в будущем,
она поведала мне, что решила выучиться на психолога. Хочет помогать
людям поверить в себя.
Что касается других ребят, то их я тоже постепенно привлекла к выпуску
«Пульса 91». Для начала мы учились писать сочинения на коррекционных
занятиях. Дети с ЗПР не очень хорошо умеют оформлять свои мысли и
чувства на бумаге. Поэтому сначала приходилось проговаривать все устно.
Потом переносили на бумагу. Попутно учились грамотности, разбирали
основные ошибки, расставляли правильно знаки препинания. Чуть
поактивнее шла работа у ребят с ТНР. Некоторым из них писать удавалось
лучше, чем говорить.
Итогом всей нашей работы по написанию сочинений стала рубрика,
приуроченная к 23 февраля. Она называлась «Наши защитники».
Слабослышащая Саша из 7 класса, второклашки и третьеклашки с диагнозом
ТНР и ЗПР написали небольшие работы о своих защитниках: папах,
дедушках и просто знакомых, на которых хочется равняться. Получился
целый газетный разворот! Надо отметить, что я заранее попросила детей не
рассказывать обо всем родителям. Мы готовили для них сюрприз. Можно
себе представить глаза родителей, когда их ребенок, не особо блещущий
успехами в школе, принес в конце февраля домой настоящую газету со своей
публикацией.
Рубрикой «Поэзия 91» и «Наши защитники» дело не ограничилось. Родилось
еще несколько рубрик. Например, «Бюро находок». Ребятам с ТНР (тяжелые
нарушения речи) я поручила собрать объявления в тематическую рубрику.
Следовало буквально подойти к гардеробщице и записать, какие оставленные
и забытые на вахте вещи там хранятся. Ребята с заданием справились.
Объявления (своеобразную опись забытых вещей) они написали на бумажке.
Да, с ошибками, зато сами – как заправские журналисты. Далее я привлекла
своих учеников с ОВЗ к подготовке рубрики «Рецепты из школьной
столовой». Следовало взять интервью у поваров и составить небольшой
рецепт сахарных булочек, пиццы. Не с первого раза, но ребята справились и с
этим заданием.
Удалось раскрыть таланты и пятиклассницы Леры. Девочка слабослышащая,
и этот диагноз отразился и на ее развитии. Слабая моторика, отклонения в
поведении, задержка в развитии. Но при всем при этом Лера превосходно
рисует! Так в нашем пресс-центре появился главный художник! Ее рисунки
не только украсили страницы газеты, но и стали заставкой на первой полосе.
Депрессивная, замкнутая Лера почувствовала, что она умеет делать что-то
лучше других, что у нее есть талант и этот талант, наконец, заметили и
оценили. Пусть она плохо пишет сочинения на уроках русского языка, но
рисует она лучше всех в классе, это уж точно!
***
Привлекая учащихся с ОВЗ в выпуску школьной газеты, я стараюсь
соблюдать основные принципы инклюзии:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте
реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что
они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Участи детей с ОВЗ в выпуске школьной газеты положительно влияет на
развитие и формирование базовых учебных действий (в первую очередь,
коммуникативные и регулятивные). В свою очередь, это развивает
социальную компетентность, формирует продуктивные формы
взаимодействия с социумом, учит слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном действии. «Прокачивается» индивидуальность, личная
культура, коммуникативные навыки, формируются социальные компетенции.
Приобретенные навыки и знания основ журналистского дела будут
востребованы в будущем в любой сфере жизни.