Напоминание

Участие обучающихся с ОВЗ в выпуске школьной газеты


Автор: Кравцова Ксения Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №91
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Участие обучающихся с ОВЗ в выпуске школьной газеты
Раздел: среднее образование





Назад




Участие обучающихся с ОВЗ в выпуске школьной газеты

Дети с ОВЗ – особая категория учащихся. Очень часто это дети с

заниженной самооценкой. И именно они особо остро нуждаются в похвале,

положительной оценке их деятельности, ситуации успеха. Это мотивирует

их к учебе. Чтобы подарить такую мотивацию детям с ОВЗ, я решила

привлечь их к выпуску школьной газеты.

В школе я работаю четыре года. Дефектологом. Но до этого 15 лет была

журналистом в газете. Опыт было решено транслировать и в школе.

Среди учащихся 6-9 классов я выбрала самых активных детей и организовала

кружок «Теория и практика журналистики». В рамках занятий, чтобы

использовать полученные знания на практике, мы создали газету «Пульс 91».

Замечу, что это не настенный листок, написанный фломастерами. А

настоящая печатная газета, максимально приближенная к оригинальной

версии. Постепенно здесь появились постоянные рубрики (например,

«Новости 91», «Гость номера» и пр). В первое время к участию в

издательстве привлекались исключительно дети с нормой развития. Но, как

учитель-дефектолог, я решила привлечь к делу и ребят с ОВЗ разной

нозологии. Среди 37 своих учеников я обратила внимание, как минимум, на 7

человек, которые могли бы писать. Некоторым из них, на мой взгляд, это

было даже нужно, чтобы оттачивать свои навыки красиво излагать мысли на

бумаге. А одна девочка с нарушением слуха поразила меня больше всего. Как

оказалось, Саша (так зовут слабослышащую семиклассницу) пишет стихи.

Правда, своих талантов Саша очень стеснялась и никому стихи не

показывала. Даже родителям. Именно этот фак натолкнул меня на мысль

создать в газете рубрику «Поэзия 91». Сашины стихи открыли новую

рубрику очень органично! Единственное, что Саша постеснялась огласки и

не захотела подписывать свои произведения. Под стихами значилось просто

и скромно «7 класс». Впрочем, когда новый номер вышел (а один экземпляр

мы традиционно вывешиваем на первом этаже в общем холле), дети стали

читать стихи и восхищаться. Вот тут уже девочка не выдержала и решила

больше не держать свое авторство в тайне. Когда мы с ней вместе несли один

экземпляр газеты в библиотеку (там у нас хранится подшивка «Пульс 91»),

Саша всем встречным нам учителям рассказывала, что в этой газете

напечатаны ее стихи. Об этом тут же было поведано и самому библиотекарю.

В дальнейшем полученный неожиданно успех настолько вскружил Саше

голову, что она осмелела настолько, что официально стала ходить на кружок

журналистики. И стала активным корреспондентом газеты. Когда мы

беседовали с ней недавно о том, кем Александра планирует стать в будущем,

она поведала мне, что решила выучиться на психолога. Хочет помогать

людям поверить в себя.

Что касается других ребят, то их я тоже постепенно привлекла к выпуску

«Пульса 91». Для начала мы учились писать сочинения на коррекционных

занятиях. Дети с ЗПР не очень хорошо умеют оформлять свои мысли и

чувства на бумаге. Поэтому сначала приходилось проговаривать все устно.

Потом переносили на бумагу. Попутно учились грамотности, разбирали

основные ошибки, расставляли правильно знаки препинания. Чуть

поактивнее шла работа у ребят с ТНР. Некоторым из них писать удавалось

лучше, чем говорить.

Итогом всей нашей работы по написанию сочинений стала рубрика,

приуроченная к 23 февраля. Она называлась «Наши защитники».

Слабослышащая Саша из 7 класса, второклашки и третьеклашки с диагнозом

ТНР и ЗПР написали небольшие работы о своих защитниках: папах,

дедушках и просто знакомых, на которых хочется равняться. Получился

целый газетный разворот! Надо отметить, что я заранее попросила детей не

рассказывать обо всем родителям. Мы готовили для них сюрприз. Можно

себе представить глаза родителей, когда их ребенок, не особо блещущий

успехами в школе, принес в конце февраля домой настоящую газету со своей

публикацией.

Рубрикой «Поэзия 91» и «Наши защитники» дело не ограничилось. Родилось

еще несколько рубрик. Например, «Бюро находок». Ребятам с ТНР (тяжелые

нарушения речи) я поручила собрать объявления в тематическую рубрику.

Следовало буквально подойти к гардеробщице и записать, какие оставленные

и забытые на вахте вещи там хранятся. Ребята с заданием справились.

Объявления (своеобразную опись забытых вещей) они написали на бумажке.

Да, с ошибками, зато сами – как заправские журналисты. Далее я привлекла

своих учеников с ОВЗ к подготовке рубрики «Рецепты из школьной

столовой». Следовало взять интервью у поваров и составить небольшой

рецепт сахарных булочек, пиццы. Не с первого раза, но ребята справились и с

этим заданием.

Удалось раскрыть таланты и пятиклассницы Леры. Девочка слабослышащая,

и этот диагноз отразился и на ее развитии. Слабая моторика, отклонения в

поведении, задержка в развитии. Но при всем при этом Лера превосходно

рисует! Так в нашем пресс-центре появился главный художник! Ее рисунки

не только украсили страницы газеты, но и стали заставкой на первой полосе.

Депрессивная, замкнутая Лера почувствовала, что она умеет делать что-то

лучше других, что у нее есть талант и этот талант, наконец, заметили и

оценили. Пусть она плохо пишет сочинения на уроках русского языка, но

рисует она лучше всех в классе, это уж точно!

***

Привлекая учащихся с ОВЗ в выпуску школьной газеты, я стараюсь

соблюдать основные принципы инклюзии:

- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый человек способен чувствовать и думать.

- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

- Все люди нуждаются друг в друге.

- Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что

они могут делать, чем в том, что не могут.

- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Участи детей с ОВЗ в выпуске школьной газеты положительно влияет на

развитие и формирование базовых учебных действий (в первую очередь,

коммуникативные и регулятивные). В свою очередь, это развивает

социальную компетентность, формирует продуктивные формы

взаимодействия с социумом, учит слушать и вступать в диалог, участвовать в

коллективном действии. «Прокачивается» индивидуальность, личная

культура, коммуникативные навыки, формируются социальные компетенции.

Приобретенные навыки и знания основ журналистского дела будут

востребованы в будущем в любой сфере жизни.



В раздел образования