Автор: Бобкова Екатерина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г. о. Реутов
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы организации кадрового планирования в образовательных учреждениях
Раздел: среднее образование
Проблемы организации кадрового планирования в ОУ
Образовательные учреждения в соответствии с их спецификой имеют
ряд особенностей при организации и реализации кадровой политики и
соответственно кадрового планирования.
Поскольку
темой
нашего
исследования
является
организация
кадрового планирования в ОУ, и мы делаем это на базе Муниципального
бюджетного
общеобразовательного
учреждения
"Средняя
общеобразовательная школа №1" г. Реутов Московской области, то выделим
ряд особенностей, характерных не только для кадрового планирования в
образовательных организациях, но и конкретно в муниципальных средних
общеобразовательных школах.
Именно у ОУ есть особенности, отличающие их от коммерческих
предприятий и организаций иных видов деятельности.
1.
Современная
школа
работает
в
условиях
постоянного
реформирования:
обновляется
содержание
образования,
методы,
осуществляется
внедрение
новых
технологий,
меняются
формы
собственности и схемы финансирования. Нестабильность –
фактор,
влияющий на работу с персоналом,
на формирование организационной
структуры ОУ.
2. Большое влияние государства оказывается на осуществление
деятельности школ.
Руководитель школы не отвечает в полной мере за работу
организации, она регулируется государственными структурами на местном и
федеральном уровнях. «Причем с одной стороны это касается жесткой
регламентации и стандартизации основной (образовательной) деятельности,
с другой – «сопутствующих» направлений». [14]
Как следствие - ограниченность финансовых ресурсов.
3. Социальный характер деятельности.
Школа как организация
несет значительную социальную ответственность перед обществом за
качество своей деятельности. Она не просто предоставляет образовательные
услуги, но и осуществляет важную социальную миссию.
4. Консерватизм. Школьная организация традиционно отличается
консерватизмом. Многие стандарты и технологии деятельности существуют
в неизменном виде на протяжении десятилетий, а в ряде случаев и столетий.
Поэтому школы очень трудно поддаются преобразованиям даже с учетом
изменений социально-экономической ситуации.
По мнению Ушакова К.М. изменения организационной культуры
школы практически невозможны, поскольку она не просто принадлежит
отдельно взятой организации, а формировалась в образовательной среде на
протяжении ряда лет. [77]
5. Некоммерческий характер деятельности. Цель ОУ не заключается в
получении максимального дохода от деятельности предприятия
(даже
частные
школы
обычно
так
не
формулируют
свои
задачи,
а
для
государственных - это просто не приемлемо).
Это определяет и специфику работы с персоналом. В условиях, когда
невозможно подсчитать эффективность деятельности в размерах прибыли,
возникает вопрос определения критериев оценки работы всей организации,
и отдельных работников школы.
При этом в новой социально-экономической ситуации и в условиях
образовательных реформ образовательные учреждения получают больше
финансовой автономии.
Важными становятся такие ранее нетрадиционные для школы
направления, как маркетинг, связь с общественностью.
ОУ вынуждены конкурировать за привлечение учащихся.
Все вышеперечисленное необходимо учитывать
при оценке и
организации кадрового планирования в ОУ.
Кадровое планирование
является важнейшим элементом кадровой
политики и составной частью планирования образовательных организаций.
Мы
рассмотрим
те
специфические
особенности
кадрового
планирования школы, которые характерны именно для организации этого
вида деятельности.
Прежде
всего,
это
касается
таких
направлений
в
работе
с
персоналом как определение потребности в персонале и планирования
обеспечения персоналом (планирование набора, отбора, приема на работу,
адаптации новых сотрудников).
В
первую
очередь
анализируется
фактическое
соответствие
качественного и количественного состава персонала стоящим перед ОУ
задачам и требованиям, предъявляемым к исполнителям.
Эту работу необходимо проводить
постоянно, а не в виде
периодических мероприятий.
«Важно установить природу несоответствия между требуемым и
имеющимся
в
наличии
персоналом,
так
как
этим
обусловлен
круг
мероприятий, направленных на ликвидацию подобного несоответствия».[80]
При
проведении
анализа
количественного
и
качественного
состава
имеющегося в наличии персонала необходимо учитывать следующие
факторы, характерные для ОУ:
- устойчивая тенденция старения педагогических кадров;
- недостаточный приток молодых педагогов;
-гендерный дисбаланс (численное превосходство женщин-педагогов);
-повышенная
однородность по
профессиональному
признаку
(подавляющее большинство - педагоги (представители одной профессии)).
В связи с узкой
специальной направленностью ротация кадров
внутри организации затруднена и в основном осуществляется в процессе
карьерного роста.
Поэтому при планировании набора кадров на основании выявленной
потребности необходимо учитывать, что основным источником являются
внешние источники.
Необходимо запланировать следующие мероприятия: объявления в
прессе и в интернете, подача заявок в Центры занятости населения.
Возможно использовать специфичный источник поиска кандидатов
именно для образовательных учреждений – взаимодействие с районными
управлениями образования, где аккумулируются все сведения о вакансиях в
школах и куда может обратиться учитель, ищущий работу.
Если
раньше
существовала
тесная
связь
между
школами
и
профильными педагогическими колледжами и вузами, то в настоящее время
она значительно ослабла. Но этот метод продолжает оставаться действенным.
При этом надо обратить внимание, что способ поиска персонала при
помощи кадровых агентств не приемлем для школ, т.к. в бюджете не
заложены средства на подобные услуги.
Нужно использовать тот факт, что учителя чаще, чем работники
других специальностей подбирают работу по фактору близости к месту
жительства, поэтому большое значение имеют публикация объявлений в
районной прессе, а также размещение их возле самого учебного заведения.
Одной из проблем ОУ является то, что молодые специалисты,
получившие
педагогическое
образование,
редко
идут
работать
по
специальности, что связано в большей степени с низким уровнем заработной
платы, а также снижением уровня авторитета учителя.
Практически все последние годы вакансии в регионах значительно
превышали количество соискателей за исключением единичных «элитных»
(по разным показателям) школ.
Хотя признаем, что в самое последнее время ситуация несколько
меняется.
В период кризиса работа в школе представляется гарантией
стабильного, пусть и небольшого дохода, социальных льгот и пр.
Кроме того для педагога нематериальное поощрение имеет большое
значение, являясь мерилом его профессионального успеха.
В этом смысле очень важно признание значимости педагогического
труда.
Среди способов мотивации можно назвать следующие методы:
-
социально-психологические:
отношение
руководства,
взаимоотношения в коллективе, моральное стимулирование, участие в
управлении, профессиональный и карьерный рост и т.д.
- административные: издание приказов и распоряжений, утверждение
должностных инструкций, наблюдение за правилами внутреннего распорядка
и др.
- экономические: премирование, дополнительные социальные льготы,
надбавки, единовременные выплаты и т.д. Но этот вариант мотивации
ограничен финансовыми возможностями образовательной организации.
Считаем,
что
направления
нематериального
стимулирования
необходимо развивать и учитывать при разработке кадрового планирования
организации как оперативного, так и стратегического,
поскольку
они
являются важным конкурентным преимуществом для многих педагогов при
выборе места своей работы и для сохранения действующих работников.
«В то время, когда руководитель коммерческой организации будет в
первую очередь выстраивать систему материального стимулирования, то
руководитель
образовательной
организации
должен
разрабатывать
эффективную модель нематериального стимулирования»[9]
Поскольку в сложившихся условиях появляется новая тенденция
увеличения количества кандидатов на вакантные должности, как результат
возможно проведение конкурса.
При планировании отбора кандидатов необходимо учитывать, что
сам процесс отбора в школах организован слабо и обычно сводится к
изучению документов и беседе с кандидатом. Этим занимаются директор или
его
заместители,
у
которых
для
организации
проведения
квалифицированного собеседования нет времени, а зачастую и профильных
знаний.
При планировании отбора кандидатов
необходимо определить
критерии,
которым
должны
удовлетворять
кандидаты
на
вакантные
должности.
«В процессе кадрового планирования подбора персонала для
образовательных организаций важна такая ситуация, что работа с детьми
отличается повышенной ответственностью, соответственно кандидат на
педагогическую должность должен обладать рядом психологических и
личностных качеств и самое главное - не иметь противопоказаний. Не менее
важными являются и профессиональные навыки соискателя»[68].
Признавая, что ситуация в этом плане сложная,
отметим, что
организация планирования
отбора кандидатов – это гарантия того, что
сотрудник будет эффективно и долго работать.
В целом опыт работы российских муниципальных школ подтверждает
отсутствие сформулированной кадровой политики, а кадровое планирование
сводится при наличии вакансии к быстрому поиску персонала на рынке
труда.
Большинство
предприятий
ограничиваются
подготовкой
краткосрочных планов, не требующих применения специальных методов и
инструментов,
что
приводит
к
неэффективному
распределению
и
использованию важнейшего стратегического ресурса, как кадры, создает
угрозу будущему развитию предприятия и общества в целом.