Автор: Колодезникова Анастасия Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Покровская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Покровск Хангаласского района Республики Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы решения геометрических задач
Раздел: среднее образование
Организация деятельности обучающихся, как инструмент для развития
математических компетенций
Математическая грамотность включает в себя понятия, процедуры и факты, а также
инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает понять
роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения,
которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21
веке. Как Вы знаете, в настоящее время особое внимание необходимо уделить
использованию математики для решения практических задач в различных контекстах.
В концепцию по математике добавлены навыки:
Критическое мышление
Креативность
Исследование и изучение
Саморегуляция, инициативность и настойчивость
Использование информации
Системное мышление
Коммуникация
Рефлексия
Основа
организации
исследования
математической
грамотности
включает
три
структурных компонента:
контекст, в котором представлена проблема;
содержание математического образования, которое используется в заданиях;
мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в
котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым
для её решения
Математическое содержание заданий
изменение и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости
между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом;
пространство и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским
геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;
количество – задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по
математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики;
неопределённость и данные – задания охватывают вероятностные и статистические
явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и
вероятности.
Итак, представляю Вам фрагмент учебной деятельности мини- проект «Высота здания»
Перед тем как задать задачу я ребятам рассказала притчу об измерении высоты башни
различными способами с использованием законов физики
После этого предложила им решить задачу с точки зрения математики, кто как может
решает задачу
Объект исследования: здание школы
Предмет исследования: высота здания школы
Цель: измерить высоту здания школы
Задачи:
1.
Рассмотреть различные способы измерения высоты предметов
2.
Применить данные способы при измерении высоты здания школы
3.
Найти наиболее простой способ измерения высоты здания без приборов
Актуальность:
эксперименты
способствуют
формированию
личностных
и
математических компетенций, умению применять знания на практике
Гипотеза: существуют различные способы измерения высоты здания, дерева и тому
подобных фигур с помощью приборов и без приборов
С помощью измерения одного этажа изнутри
Работа Славы, Алгыстааны, Айыыны
Измерение высоты этажа в коридоре и высоты нулевого этажа.
0 этаж-280 см, 1 этаж-3 метра, 2 этаж-3 метра, 3 этаж-3 метра. Итого: 11м 80 см
С помощью фотографий
Рост Амана- 180 см. Высота здания равна 7 фотографиям Амана. 7* 180 см= 1260 см= 12м
60 см
С помощью измерения по росту человека (пропорция)
Работа Амана
Измерение высоты кабинета по своему росту с вытянутой рукой с учетом высоты стула,
на котором он стоял и ступенек в кабинете
С помощью прямоугольного треугольника
С помощью измерения в процентном соотношении к высоте человека
С помощью макета прямоугольного треугольника
Работа Саши, Кюннэй, Миши
Измерение высоты школы с помощью прямоугольного треугольника с учетом высоты
роста Саши
С помощью зеркала (подобие треугольников)
С помощью тени
В солнечный день можно определить высоту предмета по его тени, руководствуясь
следующим правилом: высота измеряемого предмета во столько раз больше высоты
известного вам предмета (высоты человека), во сколько раз тень измеряемого предмета
больше тени человека
Тень школы по шагам Амана равна 12 м, высота Саши - 165 см, тень Саши -165 см.
Следовательно, высота школы примерно 12м
С помощью шеста
С помощью учителей
Алгыстаана, Айыына, Ньургуяна спросили данные у учителя физики и у директора
школы.
Выводы: такая работа развивает математические компетенции и учит
самостоятельности,
коллективной работе,
умению находить несколько путей решения,
креативному мышлению,
исследованию,
саморегуляции,
инициативности и настойчивости,
использованию информации.
Автор статьи: учитель математики Колодезникова Анастасия Егоровна