Напоминание

Тренинговое занятие с элементами коуч-технологии "Индивид-индивидуальность-личность"


Автор: Пундель Варвара Сергеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 77"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тренинговое занятие с элементами коуч-технологии "Индивид-индивидуальность-личность"
Раздел: среднее образование





Назад




Тренинговое занятие с элементами коуч-технологии

«Индивид-индивидуальность-личность»

Цель: создать условия для личностного роста подростков, осознания своей

индивидуальности

Задачи:

расширять представления воспитанников о понятиях «индивид»,

«индивидуальность», «личность»

учить

подростков

находить

в

себе

индивидуальные

черты,

определять свои личностные особенности, особенности других людей

развивать интерес подростков к своему внутреннему миру

способствовать формированию навыков общения, умения слушать,

высказывать свою точку зрения, приходить к пониманию других людей

развивать толерантность, эмпатию

воспитывать

внимательное

отношение

к

окружающим,

их

внутреннему миру

Материально-техническое

обеспечение:

мультимедийный

комплекс,

бланки для упражнений, канцелярские принадлежности.

Ход тренинга

Ритуал приветствия

- Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на сегодняшнем занятии. Давайте

друг друга поприветствуем, но только каждый по-своему. Придумайте

какой-то жест, может быть какое-то сочетание слов и т.д.

- Молодцы, вот мы с вами и поприветствовали друг друга необычным

способом.

I.

Разминка

Упражнение «Настроение»

- Скажите мне, друзья, с каким настроением пришли на тренинг, сравнив

его с погодой?

Каждый участник рассказывает о своем эмоциональном состоянии на

данный момент языком «прогноза погоды», т.е. говорит о том, какими

погодными признаками можно охарактеризовать его душевное состояние:

какому времени года оно соответствует? Пасмурно или ясно? Ветрено или

тихо?

(Важно в конце тренинга еще раз охарактеризовать свое настроение,

отметив его улучшение или ухудшение).

Упражнение «Визитка» (домашнее задание)

Повторение правил групповой работы

Вы знаете, что на каждом тренинге мы придерживаемся определённых

правил работы в группе. Давайте вспомним их:

1.

Активная работа на занятии каждого участника.

2.

Все внимательно, не перебивая, слушают говорящего.

3.

Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.

4.

Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный

момент.

5.

Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.

6.

Доверительный стиль общения.

7.

Не выносить обсуждение за пределы занятия.

- Вы согласны? Мы принимаем эти правила?

Упражнение на сплочение «Круг с карандашами»

При

выполнении

упражнения

от

участников

требуются

четкая

координация совместных действий и соизмерение своих движений с

движениями партнера. Задание практически невыполнимо, если каждый

участник думает только о своих действиях, не ориентируясь на других.

Участники встают в круг, стоящие рядом должны удержать

подушечками указательных пальцев карандаши или ручки. Расстояние

между соседями — 50—60 см. Группа, не отпуская карандашей,

синхронно выполняет задания:

1.Поднять руки, опустить их, вернуть в исходное положение.

2.Вытянуть руки вперед, отвести назад.

3.Сделать шаг вперед; два шага назад; шаг вперед (сужение и расширение

круга).

4.Наклониться вперед, назад, выпрямиться.

5.Присесть, встать.

(Как вариант, можно использовать не указательные, а безымянные пальцы

или мизинцы или же выполнять упражнение с закрытыми глазами).

Обсуждение

Сложно было выполнять упражнение? (сложно, т.к. нужно было

контролировать не только свои действия, но и подстраиваться под других)

– Чтобы карандаши в кругу не падали, как нужно выполнять действия?

(синхронно, одновременно, ориентируясь друг на друга)

– Чему может научить это упражнение? (работе в команде)

– Данное упражнение наглядно показывает, когда мы работаем командой,

группой,

необходимо

взаимопонимание,

сосредоточенность,

нужно

чувствовать другого человека.

II.

Раскрытие темы занятия

Упражнение: «Без маски».

Цель:

закрепить навыки самоанализа и самовыражения.

Инструкция:

«Перед Вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать

по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки,

продолжать фразу, начало которой написано в этой карточке. Ваше

высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Члены

группы будут внимательно слушать Вас, и если они почувствуют, что Вы

неискренни и неоткровенны, Вам придется еще раз взять карточку, но уже с

другим текстом, и попробовать ответить.

Комментарий: Участники садятся в большой круг. Каждый из них (по

мере психологической готовности) берут карточку. Если возникает

большая пауза, следует помочь участникам, пригласить их в центр круга,

где находятся карточки.

Ведущему необходимо заранее подготовить карточки с текстом.

Причем карточек должно быть больше, чем участников на случай, если

кто-то из них не сможет с первого раза выполнить задание.

Примерное содержание карточек:

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

«Мне очень трудно забыть, но я...»

«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

«Мне бывает стыдно, когда я...»

«Особенно меня раздражает то, что я...»

«Мне особенно приятно, когда меня...»

«Знаю, что это очень трудно, но я...»

«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

«Верю, что я еще...» и т.д.

Обсуждение

– Каждый человек индивидуален. Качества, присущие только одному

человеку, называются индивидуальными.

– На свете нет абсолютно похожих людей. Каждый человек особенный,

неповторимый. Каждый человек представляет ценность!

Существуют три неразделимых понятия:

Индивид – каждый отдельный человек.

Индивидуальность – неповторимость каждого человека.

Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности,

потребности, интересы, ценности).

Сообщение темы

1. Этап мотивации и постановки цели (формирование ожиданий

подростков)

- Сегодня на нашем тренинге мы с вами попробуем познать себя как

личность; узнать свои ценности, удостоверить свою индивидуальность или

схожесть с ровесниками.

Шкала развития

Перед каждым подростком на листе бумаги изображена линия времени.

– Точка – это настоящее, данный момент, начало занятия. Посмотрим

вперед – это конец занятия. В конце занятия каждый из вас на этой шкале

времени поставит точку, которая будет означать, насколько вы смогли

понять свою индивидуальность, индивидуальность одноклассников и

оценить себя как личность.

– Вы сейчас в том возрасте, когда человек делает одно из важнейших

открытий – открывает себя, осознает свои особенности.

– Существует много разнообразных тестов, которые помогают человеку

осознать свои личностные качества. Вам я хочу предложить психо-

геометрический тест. Геометрические фигуры могут многое рассказать о

человеке.

Тест психогеометрический

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник,

зигзаг), изображенных на листе бумаге. Выберите из них ту, в отношении

которой вы можете сказать: это я. Запишите ее название под № 1, затем

расставьте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения.

Если основной формой оказался:

Квадрат

– упорный, усердный, неутомимый труженик, выносливый,

терпеливый. Это коллекционеры. Квадрат очень внимателен к деталям,

подробностям. Эмоциональная сухость, холодность мешает квадрату

быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник

сильная

личность,

энергичный,

тяга

к

лидерству,

импульсивность, склонность к риску, в большинстве случаев поступает по-

своему.

Круг – высокая потребность в общении. Щедрость, способность к

сопереживанию,

спокойствие,

хорошая

интуиция,

доверчивость,

эмоциональная чувствительность.

Прямоугольник

непредсказуемость

в

поступках,

изменчивость,

доверчивость, наивность, имитация поведения других людей, заниженная

самооценка.

Зигзаг – непоследовательность, непостоянство настроения, стремление

работать в одиночку, независимость, одержимость новыми идеями,

наивность.

– Надеюсь, данный тест помог вам немного узнать себя, приблизиться к

нашей цели – осознание своей индивидуальности. Данный тест, конечно,

100% уверенности, достоверности не дает, кто-то узнает себя, свои черты,

кто-то не совсем, засомневается.

Упражнение «Какой он?»

Цель: Активизировать участников.

Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные

загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?»,

должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был

загадан.

Мозговой штурм «Личность»

На экране участники видят слово «Личность», на каждую букву слова

нужно подобрать качества, которые необходимо иметь человеку, чтобы

быть личностью.

Л – любознательность, любопытство

И – искренность

Ч – честность

Н – надежность

О – ответственность, отважность, отзывчивость

С – смелость, сила

Т – твердость, терпимость

Ь

– Какие из данных качеств вы считаете самыми важными?

– Почему эти черты для вас важные?

– Хотели ли вы добавить ещё какие-то черты?

– Обязательно ли иметь все эти черты, чтобы быть личностью?

– Мы с вами поговорили о качествах личности в целом, сейчас мы

поговорим, точнее, вы сами назовете свое одно положительное качество.

Для этого нам надо встать в круг.

Упражнение: «Аплодисменты»

Участники образуют круг, в центр круга по очереди встают дети и

называют

положительное

качество.

Остальные

участники

тренинга

хлопают в ладоши.

– Какие чувства испытывали при выполнении упражнения? (гордость или

смущение)

– Смущали ли Вас аплодисменты или приятно было их слушать?

Вывод. Каждый из вас выполнил две одинаковые функции, т. е. вы и

хлопали, стоя в кругу, и были в центре круга, но каждый из вас испытал

разные чувства. В этом тоже проявляется индивидуальность.

Упражнение «Моя Вселенная»

Участникам раздают лист бумаги с рисунком Вселенной, солнце с

большой буквой Я посередине; от него линии до звёзд (мои достижения),

облаков (черты моего характера) и планеты (мои увлечения). После

заполнения каждый участник зачитывает свои записи.

– Что было легче написать, а что тяжелее?

– Что нового узнали о себе и других участниках?

– Чем вы гордитесь больше всего?

– Чему бы хотели научиться у других?

– Когда вы говорили о своих успехах и достижениях, какое чувство

испытывали? (чувство гордости, т.к. этим нужно гордиться)

Упражнение: тест-опросник «Мои ценности»

– Каждая личность имеет свои интересы, увлечения и, конечно же,

ценности. Причем, значимость ценностей человек определяет для себя

сам. Выполняя следующее упражнение, вы сможете определиться, что для

вас является важным.

(Расставить по значимости «ценности»)

1.

Наличие хороших и верных друзей.

2.

Интересная работа.

3.

Уверенность в себе.

4.

Творчество.

5.

Счастливая семейная жизнь.

6.

Здоровье.

7.

Материально обеспеченная жизнь.

8.

Свобода, как независимость в действиях и поступках.

9.

Любовь.

10.

Познание, стремление к «новому» – учеба.

11.

Красота природы и искусство.

Вывод.

Человек

сам

определяет

свои ценности,

строит

жизнь в

зависимости от ценности, которые ставит на первом месте.

III.

Рефлексия

Шкала развития

– Наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итоги. На шкале

времени отметьте точку, которая скажет о том, насколько вы осознали

свою индивидуальность, свои личностные качества.

Упражнение «Закончи фразу»

Подростки по очереди говорят следующее:

– Сегодня я узнал о том, что я…

– Мне было приятно, когда…

– Изменилось ли ваше настроение по окончанию занятия?

Ритуал прощания. Упражнение «Пирамида»

Обучающиеся должны составить пирамиду из своих ладошек, каждый, кто

протягивает руку, говорит приятные слова всему классу.



В раздел образования