Автор: Куманова Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ 1371
Населённый пункт: Г.Москва
Наименование материала: Психология и школа.
Тема: Основная причина буллинга, или провокация родителей.
Раздел: среднее образование
Одна из главных причин буллинга или как его провоцируют родители.
Одной из негативных реалий школьной жизни стал буллинг - затянувшийся
конфликт одного ребенка с агрессивной личностью в классе или группой детей,
возглавляемой такой личностью.
Когда ребенок со слезами на глазах или, не дай Бог, с синяками, испорченными
вещами приходит домой и говорит, что в школу он больше не пойдет, родители
начинают бить тревогу, пытаясь защитить своё любимое чадо. И им невдомек, что
режиссерами этого драматичного сюжета, а нередко и трагического, стали они сами.
А корни этой ситуации проросли уже давно, еще в тот период, когда ребенок вышел
за пределы семьи и стал посещать детский сад. Родителям часто кажется что к его
любимому дитяти все неправильно относятся: с недостаточными любовью и
уважением. Ведь он читает стихи наизусть лучше всех, рисует талантливее всех,
танцует пластичнее всех. И вообще : он самый, самый, самый … И странно, что никто
этого не видит, не замечает. Поэтому воспитательница Мария Ивановна - это
неправильная воспитательница. А музыкальному работнику, не заметившему таланта
у моего ребенка , вообще давно пора уйти на пенсию. Другие дети? Нет. Такой
глубины творческих и умственных способностей , как у нашего, у них нет. Поэтому
главную роль в спектакле должен играть именно мой ребенок, быть солистом в хоре
тоже должен он. Он это может, умеет и хочет. А остальные пусть побудут на вторых
ролях. И так рассуждает большинство родителей. Может быть, такое отношение к
своим детям - это компенсация за то, что более 66 % современных родителей
общается со своими детьми 60 минут в сутки. Легче считать, что ребенок самый
лучший. А на воспитание самого лучшего времени тратить не нужно.
Отстаивание такого мнения, что
их дети самые красивые и самые лучшие,
заложено в мамах специально природой, для того чтобы ребенок мог опереться на
абсолютную поддержку со стороны родителей, которая поможет потом ему ощущать
себя уверенно в социуме. Чтобы избежать ошибок, которые могут привести к
нежелательным последствиям, нужно
постараться увидеть своего ребёнка таким, какой он есть,
учить ребёнка доверять самому себе и нести ответственность за свои поступки.
Из детского сада ребенок попадает в общеобразовательную школу , в музыкальную
школу, в спортивную секцию, художественный кружок. В начальной школе ребенок
еще маленький, он не способен активно заявлять о своих амбициях, талантах, он ждет
оценки взрослых. А мама продолжает формировать общественное мнение вокруг
своего ребенка. У него должны быть только хорошие отметки , именно его должны
любить учителя, ведь он выделяется из классного коллектива своими способностями,
воспитанием и прилежанием. Постепенно ребенок , живущий в постоянном
определении своей личности как особенной и выдающейся, привыкает и сам так
думать. В средней школе он уже уверен в своей исключительности. Он уже никому не
позволит считать по-другому, даже если это не так.
Современные психологии и педагоги к признакам гениальности (одаренности)
относят:
-
раннее развитие речи;
-
точность выполнения умственных операций;
-
высокую познавательную активность;
-
отличную память;
-
способность к классификации;
-
раннюю увлеченность, любознательность;
-
стремление к творчеству, нестандартное мышление;
-
отставание моторной координации от познавательных способностей.
Вряд ли многие родители знакомы с этими характеристиками и вряд ли проверяли их
наличие у своих детей.
Но это уже и не нужно. Теперь гениальность ребенка защищают не только родители,
но и он сам. Теперь он начинает доказывать эту истину своим одноклассникам, даже
если это не так на самом деле. Убеждены в его особенности и родители, и он сам.
Значит, все должны так думать . А если кто-то с этим не согласен, то ребенок
вступает с ним в конфликт: будь то одноклассник, учитель или родитель
одноклассника. А в борьбе все средства хороши: в дружбе - предательство, с
учителем - наушничество. А коллектив не прощает ни доносительства, ни
предательства. Он готов отстаивать свою правду. Дети уже всё видят и все понимают,
они способны распознать в одноклассниках и проявление таланта, и лидерские
качества, и отрицательные черты личности. К сожалению, средства защиты дети
выбирают не всегда правильные. Им хочется унизить зарвавшегося, с их точки зрения,
обнаглевшего ровесника , посмеяться над ним, поставить в неловкую ситуацию, чтобы
все и сам "гений"
увидел и понял свою ничтожность и больше не считал себя лучше других. Но как за
короткое время изменить годами складывавшееся мировоззрение ребенка, которому
родители внушили, что все, кроме него, ничтожество? "Особенный" продолжает
верить в то , что прав только он. Поэтому все, кто не согласен преклоняться перед
великой личностью, должны быть побеждены тоже любыми средствами: угрозами
детям и родителям, обращениями к администрации школы, в социальные и
психологические службы, в полицию, переводом в другой класс. Вот и возникает
конфликт, который кажется неразрешимым. Ни одна сторона не хочет уступать, все
считают себя правыми. Что делать?
Ребёнок один не справится с травлей в коллективе, поэтому вмешательство
взрослых необходимо. В таком конфликте нет правых и виноватых. Он спровоцирован
многими обстоятельствами. И уже не стоит искать того, кто прав, кто виноват. Нужно
помогать всем детям: и тем, кто подвергается издевательствам в любом их
проявлении, и тем, кто способен на жестокое обращение со своими сверстниками. Не
нужно никого обвинять, стыдить, говорить, что так нельзя поступать. Это бесполезно.
Нужно разговаривать. Всем со всеми. По-человечески. Родителям со своими детьми.
Учителям с учениками. Одноклассникам с одноклассниками. Не обмениваться
поступками , которые ранят, а говорить о своей боли, желаниях, представлениях,
несогласии. А взрослые должны помочь детям услышать и понять друг друга. Понять,
что сегодня в роли обиженного может быть один ребенок, а завтра тот, кто обижал,
будет плакать от унижения. Нужно , чтобы дети навсегда поняли, что никого ни при
каких обстоятельствах нельзя травить, унижать, обижать, оскорблять, ни одному
живому существу нельзя причинять боль, ни душевную, ни физическую. Нужно
рассказывать о подобных ситуациях из жизни. Читать и обсуждать книги о буллинге.
Если детям трудно выразить свои мысли и чувства, пусть они характеризуют
состояние литературных героев. Вот список рекомендуемых для обсуждения книг,
которые помогут понять, что "жестокость — это всегда просто развлечение, пока ты не
понимаешь, что кому-то это причиняет боль":
Андрей Богословский «Верочка»,
Джоди Пиколт «Девятнадцать минут» ,
Владимир Железников «Чучело».
"Вот ты и не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз
побежал — значит, виноват. Теперь я учёная — надо отбиваться, если даже их много
и тебя бьют. Но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала»,- говорит Лена
Бессольцева, подвергшаяся за чужую вину буллингу одноклассников.
Гордон Рис «Мыши», где показаны процесс и причины превращения жертв в палачей.
Анника Тор «Правда или последствия», где описывается сложное психологическое
состояние детей, мучительно решающих, к кому им примкнуть: к палачу или жертве.
Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», Кэндзиро Хайтани «Взгляд
кролика», где описывается правильное отношение учителей к детям.
Грейс Макклин «Самая прекрасная земля на свете» - о необходимости поддержки
родных людей.
Гевин Экстенс «Вселенная против Алекса Вудса», где рассказывается, как можно быть
иным, не обижая окружающих. В этих книгах подростки и взрослые найдут ответы на
многие вопросы, которые, безусловно, рождаются в их сознании. Пусть дети и не
всегда доверяют мнению взрослых, сверстников, но ведь они привыкли доверять
писателям. У них сформировано понимание, что книги содержат нужную и правильную
информацию, которой можно доверять, тем более, что это мировая литература,
представляющая мировоззрение представителей разных национальностей.
А как себя вести тому самому обычному ребенку, который по воле родителей стал
считать себя особенным? Ему придется тяжелее всех. Чтобы разрешить уже
имеющийся конфликт и избежать неприятностей во взаимоотношениях с коллективом
в будущем, ему придется признаться в том, что он такой же ребенок, как и все в
классе. Каждый ребенок в чем- то талантлив, каждый в чём–то особенный и , конечно,
самый любимый своими родителями. Но это не повод себя считать выше и лучше
других .
"Скромность — знаменитейшее достоинство, если ты знаменит,"- сказал английский
писатель Ивлин Во. Его поддерживает в своем высказывании канадский педагог
Лоуренс Питер:
"Скромность — это способ услышать от других все то хорошее, что мы думаем о
себе". Коротко о скромности сказал Цицерон, древнеримский политик:"Чем кто умнее,
тем он скромнее". Об этих людях и их взглядах следует упоминать в беседах с детьми.
Борьба с буллингом и его причинами - это целая система взаимосвязанных
долгосрочных действий детей и взрослых, где детям разрешается совершать ошибки
только потому, что они дети, а взрослым - нет, потому что они отвечают за детей и за
всё, что с ними происходит, до 18 лет по Конституции. А по человеческим законам - в
течение всей жизни. Воспитание чрезмерно амбициозного или нерешительного
ребенка - это ответственность семьи и родителей, которым следует помнить, что
все их действия и поступки становятся фундаментом жизни их ребенка. Стоят ли
минуты тщеславия и самолюбования несчастливой жизни собственных детей?
Самое главное, что нужно знать про правильное воспитание: личность формируется
только в процессе самовоспитания, а не воспитания кем-то другим.
Чтобы стать психологически здоровой личностью, человек должен развить
самосознание и саморегуляцию, а умения развиваются только изнутри, посредством
личных усилий. Как писал гениальный психиатр Пьер Жане: "Если человека вылечили
внушением, он остался болен". Нельзя быть психологически здоровым, если все
изменения происходят с тобой извне, а изнутри ты никак ими не управляешь. Нельзя
просто внушить ребенку, что он лучший, что он талантливый, что он лучше других. Он
от внушения таковым не станет . Это ошибка в воспитании, которая может привести
ребенка к нежелательным последствиям в его жизни, например, к проблемам во
взаимоотношениях с членами коллектива.
Важнейшее качество, которое следует воспитывать в ребенке, - это
эмпатийность. Умение сопереживать является ключевым фактором состоятельности
человека как моральной личности. Такие люди способны внимать мнению, желаниям,
и интересам окружающих (в том числе и родственников). Для воспитания сильной
личности эмпатия является ключевым фактором, который позволит ребенку обрести
чувство справедливости. Это чувство личности более всего ценится в коллективе.
Справедливые люди имеют шанс стать лидерами и руководителями. Тщеславный,
самолюбивый и эгоистичный человек справедливым быть не может. Чаще всего он
становится изгоем.
В жизни каждый человек встречает множество трудностей, которые заставляют его
делать выбор не всегда по душе. Сильная , психологически устойчивая личность
встретит эти трудности с уверенностью в себе и коллективе, где он находится и
действует.
Ребенок – это пластилин, которому родители придают форму. Жизнь вашего
ребенка, его будущее в ваших руках.