Напоминание

Основная причина буллинга, или провокация родителей.


Автор: Куманова Надежда Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ 1371
Населённый пункт: Г.Москва
Наименование материала: Психология и школа.
Тема: Основная причина буллинга, или провокация родителей.
Раздел: среднее образование





Назад




Одна из главных причин буллинга или как его провоцируют родители.

Одной из негативных реалий школьной жизни стал буллинг - затянувшийся

конфликт одного ребенка с агрессивной личностью в классе или группой детей,

возглавляемой такой личностью.

Когда ребенок со слезами на глазах или, не дай Бог, с синяками, испорченными

вещами приходит домой и говорит, что в школу он больше не пойдет, родители

начинают бить тревогу, пытаясь защитить своё любимое чадо. И им невдомек, что

режиссерами этого драматичного сюжета, а нередко и трагического, стали они сами.

А корни этой ситуации проросли уже давно, еще в тот период, когда ребенок вышел

за пределы семьи и стал посещать детский сад. Родителям часто кажется что к его

любимому дитяти все неправильно относятся: с недостаточными любовью и

уважением. Ведь он читает стихи наизусть лучше всех, рисует талантливее всех,

танцует пластичнее всех. И вообще : он самый, самый, самый … И странно, что никто

этого не видит, не замечает. Поэтому воспитательница Мария Ивановна - это

неправильная воспитательница. А музыкальному работнику, не заметившему таланта

у моего ребенка , вообще давно пора уйти на пенсию. Другие дети? Нет. Такой

глубины творческих и умственных способностей , как у нашего, у них нет. Поэтому

главную роль в спектакле должен играть именно мой ребенок, быть солистом в хоре

тоже должен он. Он это может, умеет и хочет. А остальные пусть побудут на вторых

ролях. И так рассуждает большинство родителей. Может быть, такое отношение к

своим детям - это компенсация за то, что более 66 % современных родителей

общается со своими детьми 60 минут в сутки. Легче считать, что ребенок самый

лучший. А на воспитание самого лучшего времени тратить не нужно.

Отстаивание такого мнения, что

их дети самые красивые и самые лучшие,

заложено в мамах специально природой, для того чтобы ребенок мог опереться на

абсолютную поддержку со стороны родителей, которая поможет потом ему ощущать

себя уверенно в социуме. Чтобы избежать ошибок, которые могут привести к

нежелательным последствиям, нужно

постараться увидеть своего ребёнка таким, какой он есть,

учить ребёнка доверять самому себе и нести ответственность за свои поступки.

Из детского сада ребенок попадает в общеобразовательную школу , в музыкальную

школу, в спортивную секцию, художественный кружок. В начальной школе ребенок

еще маленький, он не способен активно заявлять о своих амбициях, талантах, он ждет

оценки взрослых. А мама продолжает формировать общественное мнение вокруг

своего ребенка. У него должны быть только хорошие отметки , именно его должны

любить учителя, ведь он выделяется из классного коллектива своими способностями,

воспитанием и прилежанием. Постепенно ребенок , живущий в постоянном

определении своей личности как особенной и выдающейся, привыкает и сам так

думать. В средней школе он уже уверен в своей исключительности. Он уже никому не

позволит считать по-другому, даже если это не так.

Современные психологии и педагоги к признакам гениальности (одаренности)

относят:

-

раннее развитие речи;

-

точность выполнения умственных операций;

-

высокую познавательную активность;

-

отличную память;

-

способность к классификации;

-

раннюю увлеченность, любознательность;

-

стремление к творчеству, нестандартное мышление;

-

отставание моторной координации от познавательных способностей.

Вряд ли многие родители знакомы с этими характеристиками и вряд ли проверяли их

наличие у своих детей.

Но это уже и не нужно. Теперь гениальность ребенка защищают не только родители,

но и он сам. Теперь он начинает доказывать эту истину своим одноклассникам, даже

если это не так на самом деле. Убеждены в его особенности и родители, и он сам.

Значит, все должны так думать . А если кто-то с этим не согласен, то ребенок

вступает с ним в конфликт: будь то одноклассник, учитель или родитель

одноклассника. А в борьбе все средства хороши: в дружбе - предательство, с

учителем - наушничество. А коллектив не прощает ни доносительства, ни

предательства. Он готов отстаивать свою правду. Дети уже всё видят и все понимают,

они способны распознать в одноклассниках и проявление таланта, и лидерские

качества, и отрицательные черты личности. К сожалению, средства защиты дети

выбирают не всегда правильные. Им хочется унизить зарвавшегося, с их точки зрения,

обнаглевшего ровесника , посмеяться над ним, поставить в неловкую ситуацию, чтобы

все и сам "гений"

увидел и понял свою ничтожность и больше не считал себя лучше других. Но как за

короткое время изменить годами складывавшееся мировоззрение ребенка, которому

родители внушили, что все, кроме него, ничтожество? "Особенный" продолжает

верить в то , что прав только он. Поэтому все, кто не согласен преклоняться перед

великой личностью, должны быть побеждены тоже любыми средствами: угрозами

детям и родителям, обращениями к администрации школы, в социальные и

психологические службы, в полицию, переводом в другой класс. Вот и возникает

конфликт, который кажется неразрешимым. Ни одна сторона не хочет уступать, все

считают себя правыми. Что делать?

Ребёнок один не справится с травлей в коллективе, поэтому вмешательство

взрослых необходимо. В таком конфликте нет правых и виноватых. Он спровоцирован

многими обстоятельствами. И уже не стоит искать того, кто прав, кто виноват. Нужно

помогать всем детям: и тем, кто подвергается издевательствам в любом их

проявлении, и тем, кто способен на жестокое обращение со своими сверстниками. Не

нужно никого обвинять, стыдить, говорить, что так нельзя поступать. Это бесполезно.

Нужно разговаривать. Всем со всеми. По-человечески. Родителям со своими детьми.

Учителям с учениками. Одноклассникам с одноклассниками. Не обмениваться

поступками , которые ранят, а говорить о своей боли, желаниях, представлениях,

несогласии. А взрослые должны помочь детям услышать и понять друг друга. Понять,

что сегодня в роли обиженного может быть один ребенок, а завтра тот, кто обижал,

будет плакать от унижения. Нужно , чтобы дети навсегда поняли, что никого ни при

каких обстоятельствах нельзя травить, унижать, обижать, оскорблять, ни одному

живому существу нельзя причинять боль, ни душевную, ни физическую. Нужно

рассказывать о подобных ситуациях из жизни. Читать и обсуждать книги о буллинге.

Если детям трудно выразить свои мысли и чувства, пусть они характеризуют

состояние литературных героев. Вот список рекомендуемых для обсуждения книг,

которые помогут понять, что "жестокость — это всегда просто развлечение, пока ты не

понимаешь, что кому-то это причиняет боль":

Андрей Богословский «Верочка»,

Джоди Пиколт «Девятнадцать минут» ,

Владимир Железников «Чучело».

"Вот ты и не знаешь, что это такое, когда тебя гоняют, как зайца. А получается, раз

побежал — значит, виноват. Теперь я учёная — надо отбиваться, если даже их много

и тебя бьют. Но бежать нельзя. Тогда я этого не понимала и побежала»,- говорит Лена

Бессольцева, подвергшаяся за чужую вину буллингу одноклассников.

Гордон Рис «Мыши», где показаны процесс и причины превращения жертв в палачей.

Анника Тор «Правда или последствия», где описывается сложное психологическое

состояние детей, мучительно решающих, к кому им примкнуть: к палачу или жертве.

Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз», Кэндзиро Хайтани «Взгляд

кролика», где описывается правильное отношение учителей к детям.

Грейс Макклин «Самая прекрасная земля на свете» - о необходимости поддержки

родных людей.

Гевин Экстенс «Вселенная против Алекса Вудса», где рассказывается, как можно быть

иным, не обижая окружающих. В этих книгах подростки и взрослые найдут ответы на

многие вопросы, которые, безусловно, рождаются в их сознании. Пусть дети и не

всегда доверяют мнению взрослых, сверстников, но ведь они привыкли доверять

писателям. У них сформировано понимание, что книги содержат нужную и правильную

информацию, которой можно доверять, тем более, что это мировая литература,

представляющая мировоззрение представителей разных национальностей.

А как себя вести тому самому обычному ребенку, который по воле родителей стал

считать себя особенным? Ему придется тяжелее всех. Чтобы разрешить уже

имеющийся конфликт и избежать неприятностей во взаимоотношениях с коллективом

в будущем, ему придется признаться в том, что он такой же ребенок, как и все в

классе. Каждый ребенок в чем- то талантлив, каждый в чём–то особенный и , конечно,

самый любимый своими родителями. Но это не повод себя считать выше и лучше

других .

"Скромность — знаменитейшее достоинство, если ты знаменит,"- сказал английский

писатель Ивлин Во. Его поддерживает в своем высказывании канадский педагог

Лоуренс Питер:

"Скромность — это способ услышать от других все то хорошее, что мы думаем о

себе". Коротко о скромности сказал Цицерон, древнеримский политик:"Чем кто умнее,

тем он скромнее". Об этих людях и их взглядах следует упоминать в беседах с детьми.

Борьба с буллингом и его причинами - это целая система взаимосвязанных

долгосрочных действий детей и взрослых, где детям разрешается совершать ошибки

только потому, что они дети, а взрослым - нет, потому что они отвечают за детей и за

всё, что с ними происходит, до 18 лет по Конституции. А по человеческим законам - в

течение всей жизни. Воспитание чрезмерно амбициозного или нерешительного

ребенка - это ответственность семьи и родителей, которым следует помнить, что

все их действия и поступки становятся фундаментом жизни их ребенка. Стоят ли

минуты тщеславия и самолюбования несчастливой жизни собственных детей?

Самое главное, что нужно знать про правильное воспитание: личность формируется

только в процессе самовоспитания, а не воспитания кем-то другим.

Чтобы стать психологически здоровой личностью, человек должен развить

самосознание и саморегуляцию, а умения развиваются только изнутри, посредством

личных усилий. Как писал гениальный психиатр Пьер Жане: "Если человека вылечили

внушением, он остался болен". Нельзя быть психологически здоровым, если все

изменения происходят с тобой извне, а изнутри ты никак ими не управляешь. Нельзя

просто внушить ребенку, что он лучший, что он талантливый, что он лучше других. Он

от внушения таковым не станет . Это ошибка в воспитании, которая может привести

ребенка к нежелательным последствиям в его жизни, например, к проблемам во

взаимоотношениях с членами коллектива.

Важнейшее качество, которое следует воспитывать в ребенке, - это

эмпатийность. Умение сопереживать является ключевым фактором состоятельности

человека как моральной личности. Такие люди способны внимать мнению, желаниям,

и интересам окружающих (в том числе и родственников). Для воспитания сильной

личности эмпатия является ключевым фактором, который позволит ребенку обрести

чувство справедливости. Это чувство личности более всего ценится в коллективе.

Справедливые люди имеют шанс стать лидерами и руководителями. Тщеславный,

самолюбивый и эгоистичный человек справедливым быть не может. Чаще всего он

становится изгоем.

В жизни каждый человек встречает множество трудностей, которые заставляют его

делать выбор не всегда по душе. Сильная , психологически устойчивая личность

встретит эти трудности с уверенностью в себе и коллективе, где он находится и

действует.

Ребенок – это пластилин, которому родители придают форму. Жизнь вашего

ребенка, его будущее в ваших руках.



В раздел образования