Напоминание

Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора развития творческих способностей в отечественной педагогике


Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: Научная статья
Тема: Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора развития творческих способностей в отечественной педагогике
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Самусенко Игорь Михайлович,

преподаватель общественно-гуманитарных дисциплин

ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»

Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора

развития творческих способностей в отечественной педагогике

Ситуация на рынке труда в настоящее время требует от выпускника

профессионального учебного заведения не просто обладания знаниями. В значительной

мере успешность в карьере определяется способностью оригинально мыслить, быстро

анализировать и владеть ситуацией. А это напрямую зависит от интеллектуальных

способностей. Одним из способов развития последних служат интеллектуальные игры.

Использование интеллектуальных игр в образовательной практике рассматривается

сегодня как признак современности учебного процесса.

Психологическая структура развиваемых в интеллектуальной игре человеческих

и профессионально значимых качеств охватывает основные стороны личности –

познавательную,

эмоционально-ценностную,

мотивационную,

волевую

и

поведенческую, творческую. Включает в себя знания и представления об окружающей

действительности, о самом себе, персональные ценности и ценностные ориентации,

смыслы, взгляды, идеалы, убеждения, установки деятельности.

Данная публикация ставит целью обобщить в достаточно сжатой форме генезис

проблемы использования интеллектуальной игры в отечественной педагогике.

В обобщенном виде педагогический аспект игры попал в фокус внимания

исследователей достаточно давно. К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В.

А. Сухомлинский в своих концепциях раскрыли дидактические возможности игры для

решения задач обучения и воспитания. [20], [22], [4], [19] Подчеркивая проявления

личности ребенка в игре, К. Д. Ушинский писал: «Игра — своеобразный род

деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности…» [20, С.

483] С. Т. Шацкий напрямую связывал зависимость игры «от богатства внутренней

жизни, развивающееся в душе ребенка». [22, С.345]

А. С. Макаренко считал применение игры залогом успешного не только

умственного, но и нравственного развития личности. Последнее он связывал с тем

фактом, что игра помогает раскрыть созидательные, творческие возможности личности.

[13, С. 247]

Необходимо отметить, что явление игры занимало особое место в исследованиях

представителей советской психологической школы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,

С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. [7], [12], [17], [26] Д. Б. Эльконин полагал, что

организуя деятельность при помощи символов ребенок учится в игре ориентироваться

в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом.

В рамках «деятельностного» подхода к анализу личности игре отводилась роль одного

из «ведущих видов деятельности». При этом речь шла в основном о сюжетно-ролевых

играх.

Значительный вклад в решение педагогических вопросов личностного развития

в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли С. И.

Архангельский, Н. Б. Борисова, М. И. Махмудов, С. А. Шмаков. [3], [5], [15], [24]

Последни утверждал, что игра — это наиважнейшая, универсальная сфера «самости», в

которой

идут

мощные

процессы

«само»:

самоодушевления,

самопроверки,

самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации». [24, С.

45]

Теория «контекстного» обучения А. А. Вербицкого выдвигает игру в качестве

одной из форм проблемного обучения. Связывает автор концепции это с тем, что игра

по своему содержанию представляет собой цепь проблемных ситуаций, которые

связаны между собой и объединяются единой «сверхзадачей». [6, С. 147] Исследования

А. А. Вербицкого, О. С. Газмана, Д. Н. Кавтарадзе показали, что интеллектуальным

играм должно принадлежать особое место в наборе приемов стимулирования учебной

деятельности. [6], [8], [10]. С образовательной точки зрения «игры — это способ

группового диалогического исследования возможностей действительности в контексте

личностных интересов»,- убежден Д. Н. Кавтарадзе [10, С. 37].

Создатели теории проблемно-модульного обучения М. Ж. Арстанов, П. И.

Пидкасистый на сонове исследования отдельных игр предложили их классификацию –

«древо» игр. [2] О. В. Заславская, М. В. Кларин, Л. Н. Матросова разрабатывали

проблему целенаправленного использования игры как средства профессиональной

подготовки в аспекте обучения технологиям решения задач профессиональной

деятельности. [9], [11], [12]

Исследования О. С. Анисимова и В. Д. Симоненко отразили проблемы методики

применения интеллектуальных игр в изучении социально-гуманитарных дисциплин.

[1], [18] Важность разработки именно этого направления связывалась данными

авторами с главенствующей ролью становления речевых механизмов в развитии

познавательных процессов и психических функций. [18, С. 47] В современных

исследованиях обосновывается тезис, что игра, сопровождая человека в течении всей

жизни, служит одним из главенствующих факторов становления личности. Г. П.

Щедровицкий обращает внимание на то, что педагогическая практика демонстрирует

охотную интеграцию в игровую деятельность людей практически любого возраста, в

том числе, если эта игра применяется в организации обучения по различным

направлениям. [25, С. 47] В последнее время стали появляется разнообразные

разработки интеллектуальных игр. [21], [23]

Таким образом, не смотря на обилие психолого-педагогических исследований и

методических указаний по организации интеллектуальных игр, вопросы теории

интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования

интеллектуальных игр в развитии профессионально значимых качеств будущих

специалистов остаются мало разработанными. Коммуникативная и профессионально

развивающая

ориентация

общеобразовательных

дисциплин

в

системе

СПО

обуславливает

необходимость

разработки

интеллектуальных

игр,

обладающих

обширным

дидактическим

потенциалом

в

формировании

профессионально

необходимых качеств и развития творческого потенциала студентов.

Список литературы:

1.

Анисимов О. С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. – М.,

1990. – 86 с.

2.

Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное

обучение. Вопросы теории и технологии – Алма–Ата, 1980 - 240 с.

3.

Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и

методы – М., 1980. – 368 с.

4.

Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения – М., 1961. – 365 с.

5.

Борисова Н. В. Новые технологии обучения – М., 2000. – 146 с.

6.

Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход – М.,

1991. – 207 с.

7.

Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999 –

536 с.

8.

Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура:

теоретические и методологические аспекты: сб. трудов/ под ред. Газман О. С. – М.,

1989 – 107 с.

9.

Заславская О. В. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как

фактор воспитания личности// Проблемы становления и развития ценностных

ориентаций учителя на рубеже XXI века – Тула, 1997 – С. 187 – 189.

10. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения – М.,

1998. – 192 с.

11. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических

поисках – М., 223 с.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977 – 307 с.

13. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1977. –

397 с.

14. Матросова Л. Н. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя// Научные

труды Mill V серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1991 – С. 128 – 133.

15. Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе – М., 1977. – 240 с.

16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии – М.,

1996 - 269 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 1999 – 730 с.

18.

Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно –

технологическая концепция развития общества и образования) – Брянск, 2001. – 214

с.

19. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед соч. в 3-х т., Т. 2. – М.,

1980. – 236 с.

20.

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической

антропологии// Пед. соч. в 6 – ти т., Т. 6. – М., 1990 – 528 с.

21. Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для старшеклассников. – Ростов н/Д.,

2008. – 248 с.

22. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1988. –

416 с.

23. Шепелев С. В. Пособие по организации интеллектуальных игр. – Краснодар, 2005. –

87 с.

24. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры - М.:,1994 . – 240 с.

25. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию

игры// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991 – С. 75.

26. Эльконин Д. В. Психология игры – М., 1978. – 400 с.



В раздел образования