Автор: Самусенко Игорь Михайлович
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Армавир
Наименование материала: Научная статья
Тема: Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора развития творческих способностей в отечественной педагогике
Раздел: среднее профессиональное
Самусенко Игорь Михайлович,
преподаватель общественно-гуманитарных дисциплин
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Становление проблемы использования интеллектуальных игр как фактора
развития творческих способностей в отечественной педагогике
Ситуация на рынке труда в настоящее время требует от выпускника
профессионального учебного заведения не просто обладания знаниями. В значительной
мере успешность в карьере определяется способностью оригинально мыслить, быстро
анализировать и владеть ситуацией. А это напрямую зависит от интеллектуальных
способностей. Одним из способов развития последних служат интеллектуальные игры.
Использование интеллектуальных игр в образовательной практике рассматривается
сегодня как признак современности учебного процесса.
Психологическая структура развиваемых в интеллектуальной игре человеческих
и профессионально значимых качеств охватывает основные стороны личности –
познавательную,
эмоционально-ценностную,
мотивационную,
волевую
и
поведенческую, творческую. Включает в себя знания и представления об окружающей
действительности, о самом себе, персональные ценности и ценностные ориентации,
смыслы, взгляды, идеалы, убеждения, установки деятельности.
Данная публикация ставит целью обобщить в достаточно сжатой форме генезис
проблемы использования интеллектуальной игры в отечественной педагогике.
В обобщенном виде педагогический аспект игры попал в фокус внимания
исследователей достаточно давно. К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, В.
А. Сухомлинский в своих концепциях раскрыли дидактические возможности игры для
решения задач обучения и воспитания. [20], [22], [4], [19] Подчеркивая проявления
личности ребенка в игре, К. Д. Ушинский писал: «Игра — своеобразный род
деятельности, при том свободной и обязательно сознательной деятельности…» [20, С.
483] С. Т. Шацкий напрямую связывал зависимость игры «от богатства внутренней
жизни, развивающееся в душе ребенка». [22, С.345]
А. С. Макаренко считал применение игры залогом успешного не только
умственного, но и нравственного развития личности. Последнее он связывал с тем
фактом, что игра помогает раскрыть созидательные, творческие возможности личности.
[13, С. 247]
Необходимо отметить, что явление игры занимало особое место в исследованиях
представителей советской психологической школы: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,
С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина. [7], [12], [17], [26] Д. Б. Эльконин полагал, что
организуя деятельность при помощи символов ребенок учится в игре ориентироваться
в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом.
В рамках «деятельностного» подхода к анализу личности игре отводилась роль одного
из «ведущих видов деятельности». При этом речь шла в основном о сюжетно-ролевых
играх.
Значительный вклад в решение педагогических вопросов личностного развития
в игровых формах организации учебно-воспитательного процесса внесли С. И.
Архангельский, Н. Б. Борисова, М. И. Махмудов, С. А. Шмаков. [3], [5], [15], [24]
Последни утверждал, что игра — это наиважнейшая, универсальная сфера «самости», в
которой
идут
мощные
процессы
«само»:
самоодушевления,
самопроверки,
самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации». [24, С.
45]
Теория «контекстного» обучения А. А. Вербицкого выдвигает игру в качестве
одной из форм проблемного обучения. Связывает автор концепции это с тем, что игра
по своему содержанию представляет собой цепь проблемных ситуаций, которые
связаны между собой и объединяются единой «сверхзадачей». [6, С. 147] Исследования
А. А. Вербицкого, О. С. Газмана, Д. Н. Кавтарадзе показали, что интеллектуальным
играм должно принадлежать особое место в наборе приемов стимулирования учебной
деятельности. [6], [8], [10]. С образовательной точки зрения «игры — это способ
группового диалогического исследования возможностей действительности в контексте
личностных интересов»,- убежден Д. Н. Кавтарадзе [10, С. 37].
Создатели теории проблемно-модульного обучения М. Ж. Арстанов, П. И.
Пидкасистый на сонове исследования отдельных игр предложили их классификацию –
«древо» игр. [2] О. В. Заславская, М. В. Кларин, Л. Н. Матросова разрабатывали
проблему целенаправленного использования игры как средства профессиональной
подготовки в аспекте обучения технологиям решения задач профессиональной
деятельности. [9], [11], [12]
Исследования О. С. Анисимова и В. Д. Симоненко отразили проблемы методики
применения интеллектуальных игр в изучении социально-гуманитарных дисциплин.
[1], [18] Важность разработки именно этого направления связывалась данными
авторами с главенствующей ролью становления речевых механизмов в развитии
познавательных процессов и психических функций. [18, С. 47] В современных
исследованиях обосновывается тезис, что игра, сопровождая человека в течении всей
жизни, служит одним из главенствующих факторов становления личности. Г. П.
Щедровицкий обращает внимание на то, что педагогическая практика демонстрирует
охотную интеграцию в игровую деятельность людей практически любого возраста, в
том числе, если эта игра применяется в организации обучения по различным
направлениям. [25, С. 47] В последнее время стали появляется разнообразные
разработки интеллектуальных игр. [21], [23]
Таким образом, не смотря на обилие психолого-педагогических исследований и
методических указаний по организации интеллектуальных игр, вопросы теории
интеллектуальной игры, учебной игровой деятельности, возможностей использования
интеллектуальных игр в развитии профессионально значимых качеств будущих
специалистов остаются мало разработанными. Коммуникативная и профессионально
развивающая
ориентация
общеобразовательных
дисциплин
в
системе
СПО
обуславливает
необходимость
разработки
интеллектуальных
игр,
обладающих
обширным
дидактическим
потенциалом
в
формировании
профессионально
необходимых качеств и развития творческого потенциала студентов.
Список литературы:
1.
Анисимов О. С., Данько Т. П. Игровой тренинг мыслительной деятельности. – М.,
1990. – 86 с.
2.
Арстанов М. Ж., Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Проблемно-модельное
обучение. Вопросы теории и технологии – Алма–Ата, 1980 - 240 с.
3.
Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и
методы – М., 1980. – 368 с.
4.
Блонский П. П. Избранные педагогические сочинения – М., 1961. – 365 с.
5.
Борисова Н. В. Новые технологии обучения – М., 2000. – 146 с.
6.
Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход – М.,
1991. – 207 с.
7.
Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1999 –
536 с.
8.
Газман О. С. Базовая культура и самоопределение личности. Базовая культура:
теоретические и методологические аспекты: сб. трудов/ под ред. Газман О. С. – М.,
1989 – 107 с.
9.
Заславская О. В. Формирование гуманистических ценностей учебного процесса как
фактор воспитания личности// Проблемы становления и развития ценностных
ориентаций учителя на рубеже XXI века – Тула, 1997 – С. 187 – 189.
10. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения – М.,
1998. – 192 с.
11. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических
поисках – М., 223 с.
12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.,1977 – 307 с.
13. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1977. –
397 с.
14. Матросова Л. Н. Деловая игра в профессиональной подготовке учителя// Научные
труды Mill V серия: Психолого-педагогические науки. – М., 1991 – С. 128 – 133.
15. Махмудов М. И. Организация проблемного обучения в школе – М., 1977. – 240 с.
16. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии – М.,
1996 - 269 с.
17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – СПб., 1999 – 730 с.
18.
Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно –
технологическая концепция развития общества и образования) – Брянск, 2001. – 214
с.
19. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива// Избр. пед соч. в 3-х т., Т. 2. – М.,
1980. – 236 с.
20.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической
антропологии// Пед. соч. в 6 – ти т., Т. 6. – М., 1990 – 528 с.
21. Шаульская Н. А. Интеллектуальные игры для старшеклассников. – Ростов н/Д.,
2008. – 248 с.
22. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 – х т., Т. 2. – М., 1988. –
416 с.
23. Шепелев С. В. Пособие по организации интеллектуальных игр. – Краснодар, 2005. –
87 с.
24. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры - М.:,1994 . – 240 с.
25. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию
игры// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М., 1991 – С. 75.
26. Эльконин Д. В. Психология игры – М., 1978. – 400 с.