Автор: Навка Ольга Исифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ МО " Мурманский колледж экономики и информационных технологий"
Населённый пункт: г.Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: " Педагогическое воспитание, как направление развития воспитания"
Раздел: среднее профессиональное
Навка Ольга Иосифовна,
преподаватель экономических дисциплин
ГАПОУ МО « МКЭи ИТ»
.
Педагогическое общение, как направление развития воспитания
Студент – это факел, который надо зажечь, а для этого
учителю следует видеть, запомнить, принять решения,
мыслить и сопереживать через призму духовности.
Педагогическое
общение
в
системе
СПО
является
основой
эффективной профессиональной деятельности преподавателей. Успешное
общение с обучаемыми в системе образовательного учреждения выполняет
одну из важнейших задач педагогики, а именно социализацию студентов в
современном обществе.
Профессионально-педагогическое общение - это система приемов и
методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической
деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое
взаимодействие педагога и воспитуемых. [2].
Современное
педагогическое
общение
рассматривается
как
профессиональное общение преподавателя со студентами на уроке или вне
его, это многоплановый процесс организации, установления и развития
коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между ними.
[1].
Для успешного педагогического общения в колледже реализуются три
базовые функции:
−
коммуникативная (обмен информацией между общающимися),
−
интерактивная (организация взаимодействия),
−
перцептивная (восприятие друг друга партнерами по общению и
установление взаимопонимания).
Их
непременное
использование
позволяют
достичь
позитивного
взаимопонимания и творческого взаимодействия между педагогами и
студентами, а также улучшить качество учебно-познавательной совместной
деятельности.
В практике педагогического общения педагоги колледжа используют
следующие компоненты:
−
когнитивный
компонент:
знание
общих
закономерностей
общения;
структуры
общения,
особенностей
реализации
коммуникативной,
интерактивной
и
перцептивной
сторон
общения; методик исследования общения и межличностных
отношений; основных психолого-педагогических требований,
предъявляемых к организации педагогического и в целом
межличностного общения;
−
регулятивный
компонент:
умение
передавать
информацию,
используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и
приемов; организовывать взаимоотношения со студентами и их
взаимоотношения в процессе совместной деятельности; понимать
актуальное эмоционально-психологическое состояние, адекватно
воспринимать и объективно оценивать личностные качества и
поведение
другого
человека;
корректно
и
педагогически
целесообразно
воздействовать
на
партнеров
по
общению;
управлять собственным психическим состоянием, поведением и
развитием;
−
аффективный
компонент:
эмоциональное
состояние,
характеризующее отношение, переживание, которое возникает
между партнерами по общению;
−
духовный компонент: сплав интеллектуальных способностей и
духовного
состояния,
способности
понять,
оценить
и
использовать в качестве примера для подражания опыт других
людей
в
своем
творчестве,
это
интегральное
проявление
интеллекта и духовности личности.
Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется
контекстом взаимодействия.
Это по
своим
функциям
контактный
и
дистантный,
информационный,
побудительный,
координационный,
устанавливающий
отношения
взаимодействия
всех
субъектов
образовательный процесс. Заинтересованность в успехе обещающегося,
благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает
общение, способствует самоактуализации и дальнейшему его развитию. [3].
Таким образом четко организованное, продуманное педагогическое
общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление
социально-психологическими
процессами
в
юношеском
коллективе
и
позволяет
преподавателю
максимально
использовать
собственные
личностные особенности. Личность воспитывается личностью. В этом случае
педагог становится основным инструментом осуществления воспитательной
деятельности.
Список литературы
1.Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика СПб.: Питер,
2000.– 432 с.
2.Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая
психология:
учебное
пособие
для
студентов
всех
специальностей
педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512
3.Столяренко A.M. Психология и педагогика. - М., 2002 – 342с.