Напоминание

Cохранение психологического здоровья педагога


Автор: Елена Николаевна Чистякова
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: ФГКОУ "Екатеринбургское суворовское военное училище" МО РФ
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: "Актуальные вопросы сохранения психологического здоровья в режиме повседневной деятельности"
Тема: Cохранение психологического здоровья педагога
Раздел: среднее образование





Назад




«Актуальные вопросы сохранения психологического здоровья

в режиме повседневной деятельности»

Чистякова Елена Николаевна,

Педагог-организатор

ФГКОУ «Екатеринбургское суворовское

военное училище», г. Екатеринбург

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с сохранением

психологического здоровья педагога. В процессе рассмотрения, автор пришел к выводу,

что для избегания и ранней профилактики кризисов у педагога необходимо психолого-

педагогическое сопровождение профессионального здоровья, и разработка программы,

которая должна состоять из комплекса профилактических мероприятий.

Ключевые слова: сохранение психологического здоровья, профилактика кризисов,

здоровье сбережение, педагогический процесс.

В современном российском обществе, здоровье является одной из

ценностей

на

государственном

уровне.

Здоровье

есть

ключевая

составляющая с позиции государства, поскольку здоровье нации и всего

общества в целом зависит от состояния здоровья каждого отдельного

человека.

В последние годы тема здоровья характеризуется повышенным

вниманием

общества.

Здоровьесбергающий

фактор

оказывается

приоритетным не только на государственном уровне всего общества в целом,

но и является ценностью в профессиональной сфере, в частности в сфере

педагогического образования.

Позиция государства по вопросу здоровья и образования обозначена

в таких нормативных документах, как Федеральный закон «Об основах

охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Федеральный закон

«Об образовании в Российской Федерации», в который включена статья

о здоровье обучающихся, Федеральный закон «О высшем и послевузовском

профессиональном

образовании»,

федеральная

программа

развития

образования, национальная доктрина в образовании Российской Федерации

до 2025 года и других.

На состояние своего здоровья обращают внимание педагоги не только

среднего и пожилого возраста, но и молодые. В профессионально-

педагогической сфере здоровье оказывает прямое влияние на результат

и успех выполняемой деятельности, поскольку здоровый работник лучше

работает,

он

способен

развиваться,

образовываться,

повышать

свою

квалификацию, больше уделять внимание учащимся и педагогическому

процессу, а также склонен к творчеству. Согласно научной публикации

М.И.

Петуховой,

«еще

основатель

педагогической

психологии

П. Ф. Каптерев говорил о здоровье педагогов. [1] Он утверждал, что «важно

укреплять здоровье педагога, потому что от него зависит здоровье ребенка

и человек со слабым здоровьем не способен оказывать помощь другим»,

то есть обучать и выполнять профессиональную деятельность, а также

совершенствоваться и развиваться.

Однако, как отмечают ряд авторов, таких как В.В. Бойко, Л.М.,

Г.Ш. Габдреева и другие, проблема здоровья в современном обществе

касается и молодых педагогов. [2] По данным исследования выявлено,

что «молодые педагоги часто обращаются в учреждения здравоохранения

с

жалобами

по

состоянию

здоровья.

Наиболее

распространенными

профессиональными заболеваниями среди молодых педагогов являются

сердечно-сосудистые

заболевания,

заболевания

желудочно-кишечного

тракта, а также заболевания неврогенного характера».[2]

Ухудшение здоровья педагога есть «национальное бедствие» по словам

Л. М. Митиной, а также показатель того, что одна из самых значимых и

преданных профессий подвержена моральной апатии и нравственной

депрессии».[3]

В педагогической деятельности специалист выполняет многоаспектные

функции,

должен

преобразовывать

себя

в

рамках

профессии,

переосмысливать свои ожидания, преодолевать психологические барьеры

в

развитии

и

развивать

у

себя

профессионально-важные

качества.

Педагогический процесс является динамичным и педагогу следует быстро

и мобильно реагировать на изменяющиеся условия, и зачастую справиться

с высокой нагрузкой в своей деятельности он не способен, из-за чего и могут

проявляться вспышки гнева, снижаться профессиональная активность

и ухудшаться самочувствие. [4]

Если

вовремя

не

будет

оказано

психолого-педагогическое

сопровождение

профессионального

здоровья,

то

состояние

педагога

ухудшится, что может привести «к стагнации в профессиональном развитии,

профессиональным и личностным кризисам, и даже к профессиональному

выгоранию» .

Проблемы

сохранения

здоровья

и

профессиональное

выгорание

преподавателей является острой и значимой проблемой ччпо мнению таких

ученых как Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк, которые изучали кризисы

профессионального

становления

личности,

Л.М.

Митиной,

которая

рассматривала тему профессионального развития учителя, А. В. Бутылина,

изучавшего особенности профессионального выгорания, и других . [6]

Профессия педагога по мнению В. Шебеко и Е. Семеновой, есть

«работа сердца и нервов», которая требует ежедневного расходования

душевных сил. А одним из главных показателей является умение владеть

собой

и

держать

себя

в

руках

при

выполнении

профессиональной

деятельности, именно от этого, по словам авторов, зависит успех педагога и

его психологическое здоровье».[5]

Тем самым, деятельность педагогов принадлежит к той сфере, которая

остро

на

сегодняшний

день,

нуждается

в

психолого-педагогическом

сопровождении профессионального здоровья, ведь состояние педагога

сказывается на качестве всего образовательного процесса и способно

привести даже к выгоранию, если вовремя не принять меры и не оказывать

сопровождение.

Вопрос сохранения здоровья педагога в психологии образования и

педагогике становится актуальным по ряду причин, таких как:

1.

У педагогов наблюдается низкий уровень психологического

здоровья

так

как,

культура

самосбережения

здоровья

недостаточное

развитие.

2.

В

программах

повышения

квалификации,

переподготовки

педагогов

недостаточно

уделяется

внимание

современным

подходам,

методиками и технологиям, которые способны были бы полноценно

обеспечивать готовность педагога к реализации культуры самосбережения

здоровья в профессиональной деятельности.

3.

Педагог

сможет

повысить

качество

работы,

а

также

профессиональную компетентность в целом, если овладеет культурой

самосбережения .

Опираясь на вышеизложенные причины, стоит отметить, чтобы

овладеть

культурой

самосбережения,

и

раннего

предупреждения

профессиональных

кризисов,

необходим

комплекс

мероприятий,

направленный на сопровождение профессионального здоровья педагогов.

Тем

самым,

деятельность

педагога

связана

с

высокой

стрессогенностью, что способно привести к кризисам и профессиональной

деформации. Для избегания и ранней профилактики кризисов у педагога

необходимо психолого-педагогическое сопровождение профессионального

здоровья, и разработка программы, которая должна состоять из комплекса

профилактических мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб, 2004

2.

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб, 2000

3.

Вяткин

Б.А.

Лекции

по

психологии

интегральной

индивидуальности человека, Пермь, 2000

4.

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000

5.

Есликова

Е.В.

Психологические

особенности

конфликтов

профессионального самоопределения личности: Автореф. дис. канд. психол.

наук СПб., 2000;

6.

Зеер

Э.Ф.,

Сыманюк

Э.Э.

Психология

профессиональных

деструкций: Учебное пособие для вузов – М.: Академический Проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2005 – 240 с.



В раздел образования