Напоминание

"Правовое поле участников образовательного процесса. Совершенствование работы педагогических работников в вопросах обеспечения безопасности в ОО"


Автор: Дьякова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель-организаиор обж
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Правовое поле участников образовательного процесса. Совершенствование работы педагогических работников в вопросах обеспечения безопасности в ОО"
Раздел: среднее образование





Назад




Правовое поле участников образовательного процесса.

Совершенствование работы педагогических работников в вопросах

обеспечения безопасности в ОО

Дьякова Т.Ю., преподаватель-организатор ОБЖ,

заместитель директора по безопасности

В контексте реализации обновленных ФГОС и подготовке к введению

федеральных образовательных программ нельзя не сказать о правовом поле

участников образовательного процесса, также о совершенствовании работы

педагогических работников в вопросах обеспечения безопасности в школе.

Закон «Об образовании в РФ» определяет следующих участников

образовательных

правоотношений:

обучающиеся,

родители

(законные

представители)

несовершеннолетних

обучающихся,

педагогические

работники

и

их

представители,

организации,

осуществляющие

образовательную деятельность.

Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в

образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья

обучающихся в процессе образовательной деятельности.

Основными

направлениями,

обеспечивающие

безопасность

образовательного

процесса

выступает

не

только

обеспечение

индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности

всех

участников

образовательного

процесса.

Для

осуществления

деятельности

в

рамках

этих

направлений

необходимо

осуществлять

профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом

плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание

условий для комфортного осуществления образовательного процесса.

Основными условиями для обеспечения безопасности участников

образовательного процесса в образовательной организации выступают:

-

обеспечение

выполнения

обучающимися

и

педагогическими

работниками образовательной организации требований законодательных и

нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и

безопасных условий в образовательной организации;

- предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе

образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий

в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и

спортивно-массовых

мероприятиях,

посещение

музеев,

выставок,

конференций и т. д.);

- предупреждение травматизма учащихся.

Обеспечение

безопасности

зависит

не

только

от

оснащенности

объектов

образования

современными

техническими

устройствами

и

оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим

оборудованием

персонала,

от

грамотности

и

компетентности

людей,

отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного

процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и

педагогическими работниками.

При нарушении условий безопасного пребывания учащихся возможны

риски возникновения травм во время образовательного процесса. К

причинам, способствующим возникновению рисков можно отнести:

- недисциплинированность учащихся;

- неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам;

- недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации;

- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в

образовательной среде;

- возрастные особенности учащихся.

Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно

предупредить или избежать путём принятия профилактических мер.

Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в

образовательной организации включают в себя:

- соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-

воспитательного процесса;

- выполнение гигиенических требований к условиям обучения;

- организацию перемен;

- организацию дежурства администрации и педагогов образовательной

организации.

Профилактические

мероприятия

в

образовательной

организации

направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической

деятельности,

реализуемой

в

целях

сохранения

жизни

и

здоровья

обучающихся в процессе образовательной деятельности.

В

процессе

проведения

организационных

мероприятий

по

профилактике

детского

травматизма

и

обеспечению

безопасности

образовательного процесса в образовательной организации осуществляется

комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора,

его

заместителей,

педагогического

работника,

ответственного

за

профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и

включающий в себя:

- организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения

учебно-воспитательного процесса;

- выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива,

направленных

на

дальнейшее

улучшение

и

оздоровление

условий

проведения образовательного процесса;

- обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре

мероприятий

по

обеспечению

безопасности

учебно-воспитательного

процесса и профилактики детского травматизма;

- работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;

- соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и

правил, препятствующих травмированию обучающихся;

2

-

контролирование

используемых

в

образовательном

процессе

оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с

позиции соблюдения требований безопасности;

- порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде

и улице, пожарной безопасности и т. д.;

- контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-

гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при

проведении

воспитательных

мероприятий

и

мероприятий

вне

образовательной организации с обучающимися;

- организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их

заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время

учебно-воспитательного процесса, дорожно-транспортных происшествий,

несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;

- своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном

случае с обучающимися.

Учитывая важность и актуальность проведения профилактических

мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных

условий при организации образовательного процесса и организации работ по

профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий,

образовательная организация в современных условиях обязана планомерно

организовать

данную

работу

с

обучающимися,

их

родителями,

с

педагогическими работниками.

В процессе деятельности педагог должен придерживаться неких

определенных мероприятий, закрепленном в соответствующем алгоритме

работы

в

рамках

обеспечения

безопасности

и

сохранения

здоровья

обучающихся в ОО:

-

организация

изучения

обучающимися

правил

(Устава

образовательной организации, правила внутреннего распорядка и другие

локальные документы);

- тематические классные часы;

- организация дежурства педагогов;

- организация подвижных игр на переменах;

- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в

образовательной организации;

-

формирование

у

обучающихся

культуры

поведения,

предупреждающего получения травм;

- обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в

ходе выполнения учебных задач;

- участие в профилактических мероприятиях округа и города;

-

проведение

тематических

встреч

с

представителями

ГИБДД,

Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений и

т.д.

- проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского

травматизма на уроках.

3

Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при

условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки,

полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и

основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно

родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.

Психологическая служба образовательной организации поможет снять

стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и

преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных

особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в

ситуации, опасные для жизни и здоровья.

4



В раздел образования