Автор: Дьякова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель-организаиор обж
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №144 г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Правовое поле участников образовательного процесса. Совершенствование работы педагогических работников в вопросах обеспечения безопасности в ОО"
Раздел: среднее образование
Правовое поле участников образовательного процесса.
Совершенствование работы педагогических работников в вопросах
обеспечения безопасности в ОО
Дьякова Т.Ю., преподаватель-организатор ОБЖ,
заместитель директора по безопасности
В контексте реализации обновленных ФГОС и подготовке к введению
федеральных образовательных программ нельзя не сказать о правовом поле
участников образовательного процесса, также о совершенствовании работы
педагогических работников в вопросах обеспечения безопасности в школе.
Закон «Об образовании в РФ» определяет следующих участников
образовательных
правоотношений:
обучающиеся,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся,
педагогические
работники
и
их
представители,
организации,
осуществляющие
образовательную деятельность.
Обеспечение безопасности участников образовательного процесса в
образовательной организации направлено на сохранение жизни и здоровья
обучающихся в процессе образовательной деятельности.
Основными
направлениями,
обеспечивающие
безопасность
образовательного
процесса
выступает
не
только
обеспечение
индивидуальной безопасности, но и обеспечение коллективной безопасности
всех
участников
образовательного
процесса.
Для
осуществления
деятельности
в
рамках
этих
направлений
необходимо
осуществлять
профилактику попадания в травматические в физическом и психологическом
плане ситуации, формирование навыков безопасного поведения, создание
условий для комфортного осуществления образовательного процесса.
Основными условиями для обеспечения безопасности участников
образовательного процесса в образовательной организации выступают:
-
обеспечение
выполнения
обучающимися
и
педагогическими
работниками образовательной организации требований законодательных и
нормативных правовых актов, регламентирующих создание здоровых и
безопасных условий в образовательной организации;
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися в ходе
образовательного процесса, а также при проведении различных мероприятий
в рамках образовательной деятельности (выезды, участие в спортивных и
спортивно-массовых
мероприятиях,
посещение
музеев,
выставок,
конференций и т. д.);
- предупреждение травматизма учащихся.
Обеспечение
безопасности
зависит
не
только
от
оснащенности
объектов
образования
современными
техническими
устройствами
и
оборудованием, но от степени профессионализма управляющего этим
оборудованием
персонала,
от
грамотности
и
компетентности
людей,
отвечающих за безопасность образовательных организаций и учебного
процесса, от слаженности их совместной работы с администрацией и
педагогическими работниками.
При нарушении условий безопасного пребывания учащихся возможны
риски возникновения травм во время образовательного процесса. К
причинам, способствующим возникновению рисков можно отнести:
- недисциплинированность учащихся;
- неумение детей распознать ситуацию, приводящую к травмам;
- недооценка детьми степени опасности внезапно возникшей ситуации;
- недостаточное обучение детей необходимым навыкам поведения в
образовательной среде;
- возрастные особенности учащихся.
Травмирование учащихся во время образовательного процесса можно
предупредить или избежать путём принятия профилактических мер.
Основные направления в профилактике травматизма среди учащихся в
образовательной организации включают в себя:
- соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность учебно-
воспитательного процесса;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения;
- организацию перемен;
- организацию дежурства администрации и педагогов образовательной
организации.
Профилактические
мероприятия
в
образовательной
организации
направлены на развитие инфраструктуры и содержания профилактической
деятельности,
реализуемой
в
целях
сохранения
жизни
и
здоровья
обучающихся в процессе образовательной деятельности.
В
процессе
проведения
организационных
мероприятий
по
профилактике
детского
травматизма
и
обеспечению
безопасности
образовательного процесса в образовательной организации осуществляется
комплекс мероприятий, охватывающий деятельность не только директора,
его
заместителей,
педагогического
работника,
ответственного
за
профилактику детского травматизма, но и всех педагогических работников и
включающий в себя:
- организацию работы по созданию и обеспечению условий проведения
учебно-воспитательного процесса;
- выработку мер по внедрению предложений членов педколлектива,
направленных
на
дальнейшее
улучшение
и
оздоровление
условий
проведения образовательного процесса;
- обсуждение на педагогическом совете, совещаниях при директоре
мероприятий
по
обеспечению
безопасности
учебно-воспитательного
процесса и профилактики детского травматизма;
- работу по предупреждению травматизма среди обучающихся;
- соблюдение в учебно-воспитательном процессе обязательных норм и
правил, препятствующих травмированию обучающихся;
2
-
контролирование
используемых
в
образовательном
процессе
оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения с
позиции соблюдения требований безопасности;
- порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде
и улице, пожарной безопасности и т. д.;
- контролирование соблюдения мер по выполнению санитарно-
гигиенических норм, требований, правил по пожарной безопасности при
проведении
воспитательных
мероприятий
и
мероприятий
вне
образовательной организации с обучающимися;
- организацию с обучающимися и их родителями (лицами, их
заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма во время
учебно-воспитательного процесса, дорожно-транспортных происшествий,
несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. п.;
- своевременное выполнение алгоритма действий при несчастном
случае с обучающимися.
Учитывая важность и актуальность проведения профилактических
мероприятий в образовательной организации по созданию безопасных
условий при организации образовательного процесса и организации работ по
профилактике детского травматизма, дорожно-транспортных происшествий,
образовательная организация в современных условиях обязана планомерно
организовать
данную
работу
с
обучающимися,
их
родителями,
с
педагогическими работниками.
В процессе деятельности педагог должен придерживаться неких
определенных мероприятий, закрепленном в соответствующем алгоритме
работы
в
рамках
обеспечения
безопасности
и
сохранения
здоровья
обучающихся в ОО:
-
организация
изучения
обучающимися
правил
(Устава
образовательной организации, правила внутреннего распорядка и другие
локальные документы);
- тематические классные часы;
- организация дежурства педагогов;
- организация подвижных игр на переменах;
- выполнение гигиенических требований к условиям обучения в
образовательной организации;
-
формирование
у
обучающихся
культуры
поведения,
предупреждающего получения травм;
- обучение обучающихся правилам и приемам безопасной работы в
ходе выполнения учебных задач;
- участие в профилактических мероприятиях округа и города;
-
проведение
тематических
встреч
с
представителями
ГИБДД,
Роспотребнадзора, правоохранительных органов, медицинских учреждений и
т.д.
- проведение педагогами мастер-классов по профилактике детского
травматизма на уроках.
3
Успех обучения детей правилам безопасного поведения возможен при
условии тесного взаимодействия школы и семьи. Знания и навыки,
полученные в школе, должны закрепляться в повседневной жизни, и
основная роль в этом процессе принадлежит родителям. Ведь именно
родители являются для ребёнка непосредственным образцом поведения.
Психологическая служба образовательной организации поможет снять
стресс, научит детей конструктивным навыкам снятия напряжения и
преодоления стресса, что позволит обучающимся с учетом их возрастных
особенностей и жизненного опыта, а также полученных знаний не попадать в
ситуации, опасные для жизни и здоровья.
4