Напоминание

Моя Родина - Намский улус


Автор: Данилова Вероника Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Салбанская СОШ им. Е.М. Ларионова"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Намский улус, с. Хонгор-Бие
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Моя Родина - Намский улус
Раздел: среднее образование





Назад




Рабочая программа курса «Моя родина Намский улус» для учащихся 5 класса

(в неделю 1 час, всего 35 часов.УМК А.И. Аргунова-Стручкова, Л.В. Бочкарева и др.)

I. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «Моя родина Намский улус»предназначена для реализации в Намском улусе учебного предмета «Родной край», введенного в Базисный

учебный план школ РС (Я) (БУП) в 1992 году, а также краеведческого компонента "Природоведения" (5 класс), входящего в БУП школ РС (Я) с 2005 года. В

объяснительной записке к этому плану упомянутый курс рассматривается как интеграция природоведения и родного края. Предмет «Моя родина Намский улус»

изучается 35 часов в год (1 час в неделю).

Основной целью изучения курсаявляется формирование личности, обладающей региональной идентичностью, комплексными знаниями о родном

Намском улусе, чувством гордости и патриотизма за свою большую и малую родину, как неотъемлемой части большого мира.

Задачи курса:

-

формирование знаний о природе, истории заселения и хозяйственном освоении Намского улуса, его культуре, населении, экологическом состоянии

окружающей среды и перспективах его развития;

-

формирование практических умений и навыков по изучению своей местности (в том числе картографических);

-

раннее приобщение учащихся к исследовательской деятельности;

-

воспитание бережного и ответственного отношения к природе;

-

комплексное развитие личности младшего подростка.

При отборе содержания авторы опирались на следующие основные принципы научности и доступности, системности, интегративности, преемственности,

занимательности, проблемности, гуманизации и гуманитаризации.

При обучении школьников следует учитывать краеведческую и практическую направленность, проблемность, развитие интереса к исследовательской

деятельности, экологизацию, применять метод сравнительного анализа показателей наслегов и улуса в сравнении с республиканскими.

Программа составлена временным творческим коллективом, состоящим из учителей Намского улуса и преподавателей СВФУ им. М.К.Аммосова, в том

числе:

Аргунова-СтручковаАнисия Илларионовна – учитель биологии высшей категории, заместитель директора по ИКТ МОУ «Намская средняя общеобразовательная

политехническая школа №1 им. И.С.Гаврильева», руководитель МО учителей биологии и географии; Бочкарева Лена Владимировна – учитель географии высшей

категории, заместитель директора по НМР МОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С.Охлопкова», Васильева Людмила Егоровна - учитель биологии высшей категории

МОУ «Намская средняя общеобразовательная политехническая школа №1 им. И.С. Гаврильева»; Винокурова Мария Захаровна – учитель истории первой категории,

руководитель школьного музея, руководитель МО учителей истории и якутского языка МОУ «Намская средняя общеобразовательная школа №2»; Дьячковская Наталья

Васильевна – учитель географии первой категории МОУ «Затонская основная общеобразовательная школа»; Иванова Светлана Алексеевна, к.п.н., доцент Северо-

Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова; Кривошапкина Ольга Милентьевна, д.п.н., профессор Северо-Восточного федерального университета им.

М.К. Аммосова; Муксунов Роберт Васильевич – учитель географии высшей категории, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Партизанская средняя

общеобразовательная школа»; Попов Андрей Романович – учитель истории и обществознания первой категории МОУ «Намская улусная гимназия им. Н.С. Охлопкова»,

руководитель МО учителей истории и обществознания Намского улуса.

Научный руководитель – Кривошапкина О.М., д.п.н., профессор СВФУ им. М.К.Аммосова.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Моя Родина Намский улус»

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Тема 1. Моя Родина Намский улус

Содержание: понятие «родной край», «малая родина» (наслег, улус, республика), «большая родина» (Россия).Намский улус и село Намцы на карте Республики

Саха (Якутия). Намский улус на карте Якутии и Российской Федерации. Расстояния до Якутска и Москвы. Космические снимки улуса.

Знать и понимать: понятия «малая» родина, «большая» родина.

Уметь: показывать границы улуса на карте Якутии; положение улуса и республики на картах России и мира; вести наблюдения за погодой.

Практическая работа 1. Ведение календаря погоды.

Экскурсия на природу по изучению природных комплексов.

Тема 2. Визитная карточка улуса

Содержание: год образования, площадь территории; границы улуса, соседние улусы; численность населения; административный состав улуса. Структура

управления улусом. Символы улуса (герб, флаг, гимн).

Знать и понимать: краткие сведения об улусе; символы улуса (атлас с. 4-5).

Уметь: объяснять значение символов улуса.

Практическая работа 2. Нанесение на карту границ улуса и наслегов, основные населенные пункты улуса (атлас с.6,7).

Раздел I. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ (5 часов)

Тема 3. История заселения территории

Содержание: стоянки древних людей на территории Намского улуса; орудия труда; занятия первобытных людей; этапы и характер заселения территории улуса.

Знать и понимать: орудия труда и занятия древнего населения;

Уметь: находить на карте стоянки людей, различать орудия труда.

Практическая работа 3. Нанесение на контурную карту археологических памятников (атлас с. 9).

Тема 4. Якутский этап заселения

Содержание: научные гипотезы о южном происхождении якутов; о прибайкальском периоде пребывания предков якутов; образование якутских племен;

легенды о прародителях якутов Омогой бае, Элляе и их потомков; старик Нам – родоначальник намских якутов; религия древних якутов.

Знать и понимать: основные исторические предания, об исторических личностях (Омогой Бай, Элляй, старик Нам, Мымах). Долина Энсиэли – колыбель

намских якутов.

Уметь: показывать на карте территории, заселенные племенами якутов (атлас с. 9).

Тема 5. Русские землепроходцы. Ленский острог

Содержание: первые известия о реке Лена и о Якутии;первый острог на якутской земле; отношения русских казаков и местного населения

Знать и понимать: значение и характер присоединения края к России, места первых острогов.

Уметь: показывать местоположение и рассказывать по план-схеме о Ленском остроге.

Практическая работа 4. Нанесение на контурную карту местоположений Ленского острога (атлас с. 10)

Тема 6. Наш улус до революции 1917 года

Содержание: административное устройство Якутии и Намского улуса; управление территориями; начало земледелия; христианизация улуса; первая церковь.

Знать и понимать: устройство административной власти Намского улуса, делегации якутов к русскому царю; значение земледелия в изменении быта,

хозяйства и культуры населения, роль политссыльных в развитии образования и хозяйства местного населения.

Уметь: сравнивать границы улуса, занятия и быт якутов до, и после присоединения Якутии к России;

Практическая работа 5. Сравнение границ Намского улуса в разные исторические периоды (атлас с.12).

Практическая работа 6. Составление хронологии важнейших событий с середины XVII века до начала XX века.

Тема 7. Жизнь в улусе в 20 веке

Содержание:Намский улус в годы революции и Гражданской войны; годы коллективизации; изменение территории улуса в 20 веке; наш улус в годы ВОВ;

развитие народного хозяйства в послевоенное время и в годы перестройки.

Знать и понимать: особенности развития хозяйства улуса и даты основных исторических событий с 1917 года до начала XXI века.

Уметь: применять свои знания в повседневной жизни и приводить примеры; сравнивать жизнь улуса в разные эпохи.

Практическая работа 7. Определение по картам атласа (с.14-15) времени возникновения и местоположений основных производственных и культурных

объектов.

РАЗДЕЛ II. ПРИРОДА (11 часов)

Тема 8. Рельеф, горные породы и полезные ископаемые

Содержание: рельеф территории Намского улуса; горные породы и полезные ископаемые. Понятие о рельефе и его основных формах. Самая высокая и низкая

точки территории улуса. Формы рельефа, связанные с текучими водами (долины, овраги), с мерзлотой (аласы, булгунняхи, байджарахи). Формы рельефа, связанные с

деятельностью человека. Благоприятное влияние равнинного рельефа на хозяйственную деятельность людей.

Горные породы и минералы; происхождение горных пород; ведущая роль осадочных горных пород, слагающих поверхность улуса; полезные ископаемые улуса

(песок, гравий, глина) и их хозяйственное использование.

Знать и понимать: преобладающие формы рельефа в улусе, самая высокая и низкая точки поверхности улуса, основные горные породы, слагающие

поверхность улуса; связь полезных ископаемых улуса с осадочными горными породами

Уметь: различать формы рельефа по физической карте, различать некоторые горные породы по образцам.

Практическая работа 8. Определение по физической карте атласа (с.16-17) преобладающих форм рельефа, наиболее высоких и низких точек территории улуса.

Практическая работа 9. Описание горных пород своей местности по плану (атлас с.18).

Тема 9. Погода и климат

Содержание: понятие о погоде; изучение погоды, учитель-энтузиаст Е.П. Колесова; метеорологические приборы (психрометрическая будка; осадкомер

Третьякова, флюгер, анеморумбомер, барограф, и т.д.); предсказаниеи погоды; климат нашей местности; взаимоотношения климата и человека.

Знать и понимать: основные понятия о погоде и климате, элементы погоды (температура воздуха, сила и направление ветра, давление, облачность, осадки),

причины изменения погоды, назначение метеоприборов, взаимодействие климата и человека, их последствия.

Уметь: пользоваться простейшими метеоприборами; описывать погоду и климат по плану.

Практическая работа10. Описание погоды и климата по типовым планам.

Экскурсия на метеорологическую станцию села Намцы.

Тема 10. Четыре времени года

Содержание: смена времен года; причины смены времен года (движение Земли вокруг солнца; наклон оси вращения Земли к плоскости орбиты); времена года в

Намском улусе; сезонные изменения в природе и жизни человека

Знать и понимать: зависимость смены времен года от нескольких факторов: вращения Земли вокруг солнца, наклона оси вращения Земли к плоскости орбиты;

дни солнцестояния и равноденствия в природе.

Уметь: описывать времена года и хозяйственную деятельность населения.

Практическая работа 11. Описание времен года по плану (атлас с.20-21).

Тема 11. Многолетняя мерзлота

Содержание: изучение многолетней мерзлоты; понятие о многолетней мерзлоте; Формы рельефа, связанные с мерзлотой (булгунняхи, байджарахи, быллары,

тыымпы, дюедя, аласы). Многолетняя мерзлота в жизни и деятельности человека. Необходимость охраны мерзлоты от разрушения (атлас с.22-23).

Знать и понимать: понятие о многолетней мерзлоте (условия образования, состояние, использование, необходимость изучения и охраны).

Уметь: опознавать в природе формы рельефа, связанные с многолетней мерзлотой.

Практическая работа 12. Моделирование процессов, связанных с замерзанием воды разной солености.

Тема 12. Величавая река Лена

Содержание: понятие «река»;река и ее части. Источники питания, водный режим (половодье, паводок, межень) и ледовый режим рек (заберег, сало, шуга,

ледостав, ледоход). Опасные явления, связанные с деятельностью рек (наводнение, заторы); живой мир реки. Другие реки Намского улуса (Алдан, Кенгкеме, Ханчалы

и другие). Происхождение названия рек. Значение рек в природе и хозяйственной жизни человека. Состояние воды реки Лена.

Знать и понимать: понятие о реке; значение реки Лена в жизни и хозяйственной деятельности человека

Уметь: показывать на карте реку Лена, ее притоки; описывать реку по плану.

Практическая работа 13. Описание реки Лена по плану (атлас с.24-25).

Тема 13. Озера – голубые глаза Земли

Содержание: понятие «озеро». Происхождение озерных котловин (термокарстовые, старичные). Озера Намского улуса. Озеро Белое – уникальное озеро

Якутии. Понятие ойбон, куйуур. Охрана озер от загрязнения. Зарыбление озер.

Знать и понимать: понятие об озерах и обитателях озер; значение озер в жизни и хозяйственной деятельности человека.

Уметь: показывать на карте озеро Белое и другие крупные озера улуса.

Практическая работа 14. Нанесение на контурную карту рек и озер Намского улуса (атлас с.24-25).

Тема 14. Земля – кормилица (почва)

Содержание: почва – верхний плодородный слой земли; образование, состав, свойства почвы; значение почвы; типы почв; почвы Намского улуса (мерзлотно-

таежные, мерзлотные дерново-пойменные, мерзлотно-таежные палевые, лугово-черноземные); возделывание почвы (полив, рыхление, внесение удобрений); охрана почв

(эрозия, рекультивация).

Знать и понимать: понятие «почва»; плодородие - основное свойство почвы; значение почвы для сельского хозяйства;

Уметь: показывать на карте различные типы почв; находить различия между горной породой и почвой; проводить уход за почвой комнатных растений

(рыхление, полив, внесение удобрений).

Практическая работа 15. Определение по карте атласа основных типов почв улуса (атлас с.26).

Тема 15. Зеленый мир царства растений

Содержание: разнообразие растительного мира улуса. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения. Лиственничный лес. Сосновый

лес. Еловый лес. Лиственные деревья. Растительный мир водоемов. Красивоцветущие растения. Интродукция некоторых видов растений (лилия пенсильванская и др.).

Грибы.

Знать: многообразие растений своего улуса, наслега

Уметь: различать хвойные и лиственные породы деревьев; опознавать основные деревья, кустарники и кустарнички, произрастающие в улусе.

Практическая работа 16. Определение ареалов распространения различных видов растительности, произрастающих на территории улуса и наслега (атлас с.28).

Тема 16. Кладовая здоровья

Содержание: Лекарственные растения. Народные целители (Сидорова Т.В., Протопопов В.Е); лекарственная кладовая (полынь белолистная, тысячелистник

обыкновенный, кипрей узколистный, толокнянка боровая, шикша, подорожник, тимьян); витаминная кладовая (смородина черная, земляника восточная, брусника

обыкновенная); заготовка лекарственных растений

Знать: наиболее распространенные лекарственные и витаминные растения; о необходимости соблюдения правил сбора.

Уметь: определять наиболее распространенные виды лекарственных и витаминных растений своей местности (атлас с. 28).

Демонстрация гербарных образцов лекарственных растений.

Тема 17. Животные родного края

Содержание: животный мир улуса. Животные леса (медведь, волк, белка, рябчик, пятнистый конек, насекомые); животные луга (суслик длиннохвостый, птицы,

насекомые); животные водоема (моллюски, рыбы, водные насекомые, земноводные); птицы водоемов (чирок-свистунок, чибис); млекопитающие водоемов (ондатра, ее

акклиматизация). Охрана животного мира.

Знать: виды животных и распространение на территории улуса, редкие животные своего края, значение животных в жизни человека.

Уметь: определять места обитания основных видов животных улуса.

Демонстрация: фотографии животных, распространенных в улусе.

Практическая работа 17. Определение по карте атласа мест обитания основных видов животных улуса (атлас с.29)

Тема 18. Живое серебро земли намской.

Содержание: речные рыбы (осетр, щука обыкновенная, налим, речной окунь, плотва сибирская); озерные рыбы (якутский золотой карась, гольян озерный).

Способы ловли и зарыбление озер. Значение рыбы в жизни человека. Необходимость охраны рыбных запасов.

Знать: основные виды рыб рек и озер Намского улуса и их значение.

Уметь: опознавать основные виды рыб.

Практическая работа 18. Определение по карте атласа видов рыб, обитающих в реках и озерах улуса (атлас с.29).

РАЗДЕЛ III. НАСЕЛЕНИЕ (3 часа)

Тема 19. Численность и плотность населения

Содержание: перепись населения – важное государственное мероприятие; численность населения Намского улуса, ее изменения в XX веке и в последние годы;

причины изменения численности населения; плотность населения; особенности воспроизводства населения в улусе, увеличение естественного прироста; матери-

героини; миграция населения.

Знать и понимать: численность населения улуса и причины ее изменения;

Уметь: анализировать статистические данные по населению, составлять графики.

Практическая работа 19. Изменение численности населения наслегов улуса (с 1970-2010 гг.). Составление графиков и объяснение причин изменения в своем

наслеге (атлас с.30-33).

Тема 20. Состав и занятость населения

Содержание: половой состав населения (мужчины и женщины); состав населения по возрасту (дети, взрослые, пожилые, долгожители); национальный состав;

образовательный состав; религиозный состав; занятость населения в отраслях хозяйства. Проблема безработицы в улусе и пути ее решения.

Знать и понимать: состав населения; причины безработицы и пути ее преодоления.

Уметь: анализировать статистические данные по населению, составлять диаграммы (атлас с.32).

Практическая работа 20. Анализ диаграммы занятости населения Намского улуса по отраслям.

Тема 21. Путешествие от Едейцев до Тюбятцев

Содержание: путешествие по населенным пунктам улуса (наслеги Едейский, Хомустахский 1-й, Партизанский, Никольский, Хамагаттинский, Ленский, Хатын-

Арынский, Бетюнский, Модутский, Маймагинский, Хатырыкский, Тюбинский, Арбынский, Кебекёнский, Фрунзенский, Хомустахский 2-й, Искровский, Тастахский,

Салбанский). Легенды об образовании наслегов и происхождении их названий. Природные и культурные достопримечательности наслегов. Знатные люди.

Знать и понимать: понятиясело, наслег, природные и культурные достопримечательности; названия наслегов и сел.

Уметь: показывать на карте населенные пункты; описывать их по плану.

Практическая работа 21. Составление карты-схемы природных и культурных достопримечательностей улуса и наслега (атлас с.52-53).

РАЗДЕЛ IV. ГОРДОСТЬ НАШЕГО УЛУСА (3 часа)

Тема 22. Максим КировичАммосов – великий сын якутского народа

Содержание: жизнь и деятельность видного государственного и политического деятеля Якутии М.К. Аммосова (1897-1938 гг.). Детские годы; начало

политической деятельности; годы зрелости.

Знать и понимать: заслуги М.К. Аммосова как основателя государственности Якутии. 27 апреля - День республики Саха (Якутия). Увековечение памяти

М.К.Аммосова в Намском улусе, Якутии, Киргизии.

Тема 23. Знаменитые земляки (государственные и общественные деятели, учёные)

Содержание: краткие сведения об известных общественных деятелях, ученых, педагогах. Жизнь и деятельность известных общественных и политических

деятелей И.Е. Винокурова, Н.С.Охлопкова, Е.М. Ларионова; педагога, автора якутского букваря М.Е. Охлопковой; известных учёных Артемьева Н.М., Авксентьевой-

Хердам Л.В., Лазареве П.А.; краеведа Замятина Т.И.

Знать и понимать: имена известных общественных деятелей, учёных, педагогов, деятелей культуры; их вклад в развитие улуса и республики.

Тема 24. Таланты земли Энсиэли

Содержание: жизнь и деятельность известных олонхосутов улуса В.Н. Попова -Бочоох, П.П. Ядрихинского-Бэдьээлэ, Е.Г. Охлопкова-Буоратай; поэтов И.Д.

Винокурова–Чагылгана, Е.С. Сивцева-ТалланБюрэ, Н.М. Рыкунова, композитора З.П. Винокурова; драматурга М.П. Обутовой-Эверстовой; художников Э.С. Сивцева,

Е.М. Шапошникова и др.

Знать и понимать: имена талантливых земляков; их вклад в развитие культуры улуса и республики.

РАЗДЕЛ V. ХОЗЯЙСТВО (6 часов)

Тема 25. Традиционные занятия населения

Содержание: виды традиционных занятий населения: охота, рыболовство, собирательство, заготовка сена. Рыболовство, наиболее распространенные приемы

рыболовства (мунха, куюр, верша, острог). Охота и ее приемы (туьах, айа, сохсо). Сенокошение.

Знать и понимать:

виды традиционных занятий населения и их объекты (рыба, промысловые животные, съедобные растения и грибы); наиболее

распространенные приемы охоты и рыболовства, особенности сенокоса (атлас с.28-29).

Уметь: объяснять значение традиционных занятий в жизни современного населения улуса.

Тема 26. Народные промыслы

Содержание: виды народных промыслов – обработка и шитье меха, изготовление традиционной одежды, вышивка бисером, лоскутное шитье, берестяное

шитье, плетение из конского волоса, резьба по дереву и кости, изготовление изделий из тальника, обработка металла, ювелирное дело. Народные мастера нашего улуса:

В.П.Азарова, З.Д.Понохова, А.Н. Зверева, М.И.Новгородова, А.Л.Аргунова, П.И.Стручкова, В.В.Стручков, И.Н. Готовцев-Хоьуунуус, В.М.Дьячковский, Ф.С. Кислач.

Знать и понимать: виды народных промыслов, получившие развитие в Намском улусе; имена народных мастеров.

Практическая работа 22. Народные промыслы и народные мастера моего наслега.

Тема 27. Общая характеристика хозяйства. Скотоводство – главная отрасль хозяйства

Содержание: общая характеристика хозяйства (предприятие, отрасль, хозяйство). Основные отрасли сельского хозяйства. Скотоводство – ведущая отрасль

сельского хозяйства в улусе. Породы крупного рогатого скота, разводимые в Намском улусе. Акклиматизация австрийской породы скота в с. Модутцы, возрождение

якутской породы скота в с. Тастах. Современное состояние скотоводства. Продукция скотоводства.

Знать и понимать: основные отрасли хозяйства; скотоводство – важнейшая отрасль животноводства; основные виды скотоводческой продукции.

Уметь: уметь анализировать схему отраслевого состава хозяйства; различать отрасли сельского хозяйства (атлас с. 34-37).

Практическая работа 23. Анализ схемы «Структура хозяйства Намского улуса» (атлас с.34).

Тема28. Коневодство

Содержание: направления коневодства. Табунное, молочное, племенное коневодство и его значение в жизни сельчан. Якутская порода лошадей, ее уникальные

качества. Разведение лошадей. Продукции коневодства (мясо, кумыс, шкура). Известные коневоды улуса. Ведущие наслеги по производству продукции коневодства.

Знать и понимать: значение коневодства в жизни населения, виды продукции коневодства

Уметь: объяснять уникальные качества продукции коневодства

Практическая работа 24. Анализ статистических данных по скотоводству и коневодству (атлас с.36-37).

Тема 29. Растениеводство

Содержание: история земледелия в Намском улусе. Никольская слобода – очаг землепашества на территории Намского улуса. Сельскохозяйственные угодья

улуса (пашни, залежи, сенокосы, пастбища). Основные направления мелиорации: орошение и осушение и др. Основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые

в улусе. Картофелеводство и овощеводство; ведущие наслеги по производству продукции растениеводства. Другие отрасли растениеводства. Возрождение

зернопроизводства.

Знать и понимать: историю земледелия в улусе, основные сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в улусе.

Уметь: анализировать статистические показатели по растениеводству.

Практическая работа 25. Анализ статистических данных по производству картофеля и капусты (атлас с. 38-41).

Тема30. Промышленность, транспорт и сфера услуг

Содержание: отраслевой состав промышленности улуса: пищевая - мясная и молочная (цех по переработке мяса и молока), производство комбикормов; лесная

(лесопильное), производство строительных материалов (пиломатериалы), легкая промышленность. Транспорт (автомобильный, речной, трубопроводный, электронный).

Газификация населенных пунктов как основа дальнейшего развития хозяйства улуса. Другие отрасли хозяйства: связь, строительство, торговля и общественное питание,

образование, здравоохранение, культура и спорт.

Знать и понимать: отраслевой состав промышленности и другие отрасли хозяйства улуса; значение газификации в хозяйстве улуса; продукция пищевой и

комбикормовой промышленности и производства строительных материалов.

Уметь: анализировать отраслевой состав хозяйства улуса (атлас с.15, 34-35, 42-43, 44-45, 46-47).

РАЗДЕЛ VI. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (3 часа)

Тема 31. Природа – основа жизни

Содержание: природные ресурсы Намского улуса (земельные, агроклиматические, почвенные, биологические, водные, рекреационные). Влияние природных

компонентов на человека и его хозяйственную деятельность. Малое количество осадков в летний период, поздние летние и ранние осенние заморозки – причина

снижения урожайности сельскохозяйственных культур и дикорастущих растений. Воды и человек. Почвы и человек. Лес и человек. Значение растений и животных в

жизни и деятельности человека. Эстетическое значение природы.

Знать: влияние каждого компонента природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

Уметь: характеризовать особенности влияния компонентов природы на жизнь и деятельность человека в своем наслеге и улусе (атлас с.52-53).

Тема 32. Родной край глазами эколога.

Содержание: экология. Влияние человека на природные компоненты (рельеф и горные породы, климат, воды, почвы, растительность и животный мир).

Влияние на природные комплексы и человека опасных природных явлений (изменение климата, лесные пожары, наводнения, насекомые-вредители). Проблема отходов.

Знать: экологические проблемы улуса, вызываемые хозяйственной деятельностью человека, их влияние на природу и на здоровье человека, меры по охране

природы

Уметь: приводить примеры экологических проблем из повседневной жизни, применять полученные знания для обеспечения сохранности окружающей среды.

Экскурсия на природу по изучению состояния окружающей среды своего наслега (атлас с. 48-51).

Тема 33. Сохраним родную природу.

Содержание: понятие об охране природы, законодательные акты по охране окружающей среды Республики Саха (Якутия): воздуха, водной среды, почвы,

биоресурсов. Особо охраняемые природные территории (Ытыккэрэсирдэр). Ресурсные резерваты (Эркээйисир) Белоозерский и Харбайы. Уникальное озеро Белое. Зоны

покоя (Тыытыллыбыатсирдэр) Буденовка и Песчаная. Красная книга.

Знать: знать ООПТ Намского улуса,редкие виды животных и растений своей местности, включенные в Красную книгу; охрана природы – одна из главных

задач каждого гражданина.

Уметь: правильно использовать, заботиться, беречь богатства природы (атлас с.48-51).

РАЗДЕЛ VII. МЫ В XXI ВЕКЕ (1час)

Тема 34. Будущее улуса

Содержание: перспективы социально-экономического развития Намского улуса; мобильная связь, Интернет – доступ к любой точке мира; газификация –

улучшение условия жизни сельского населения; строительство новых социально-культурных объектов.

Знать и понимать: основные направления социально-экономического развития улуса

Уметь: прогнозировать будущее родного улуса и своего места в нем

.

Развернутый тематический план

Тема занятий

Кол

час

Элементы содержания урока

Вид деятельности

Требования к уровню подготовки

учащихся

5 в

План

Факт

ВВЕДЕНИЕ

2

1

Моя Родина Намский улус

1

понятие «родной край», «малая

родина» (наслег, улус, республика),

«большая родина» (Россия).Намский

улус и село Намцы на карте

Республики Саха (Якутия). Намский

улус на карте Якутии и Российской

Федерации. Расстояния до Якутска и

Москвы. Космические снимки улуса.

Практическая работа

1. Ведение календаря

погоды.

Экскурсия на

природу по

изучению природных

комплексов.

Знать и понимать: понятия «малая»

родина, «большая» родина.

Уметь: показывать границы улуса на

карте Якутии; положение улуса и

республики на картах России и мира;

вести наблюдения за погодой.

04.09

2

Визитная карточка улуса

1

год

образования,

площадь

территории; границы улуса, соседние

улусы;

численность

населения;

административный

состав

улуса.

Структура

управления

улусом.

Символы улуса (герб, флаг, гимн).

Практическая работа

2. Нанесение на

карту границ улуса и

наслегов, основные

населенные пункты

улуса (атлас с.6,7).

Знать и понимать: краткие сведения об

улусе; символы улуса (атлас с. 4-5).

Уметь: объяснять значение символов

улуса.

11.09

I

ОТ

ДРЕВНОСТИ

ДО

НАШИХ ДНЕЙ

5

3

(1)

История

заселения

территории

1

стоянки древних людей на

территории Намского улуса; орудия

труда; занятия первобытных людей;

этапы и характер заселения

территории улуса.

Практическая работа

3. Нанесение на

контурную карту

археологических

памятников(атласс.9)

Знать и понимать: орудия труда и

занятия древнего населения;

Уметь: находить на карте стоянки

людей, различать орудия труда.

18.09

4

(2)

Якутский этап заселения

1

научные гипотезы о южном

происхождении якутов; о

Знать и понимать: основные

исторические предания, об

25.09

прибайкальском периоде пребывания

предков якутов; образование

якутских племен; легенды о

прародителях якутов Омогой бае,

Элляе и их потомков; старик Нам –

родоначальник намских якутов;

религия древних якутов.

исторических личностях (Омогой Бай,

Элляй, старик Нам, Мымах). Долина

Энсиэли – колыбель намских якутов.

Уметь: показывать на карте

территории, заселенные племенами

якутов (атлас с. 9).

5

(3)

Русские

землепроходцы.

Ленский острог

1

первые известия о реке Лена и о

Якутии; первый острог на якутской

земле; отношения русских казаков и

местного населения

Практическая работа

4. Нанесение на

контурную карту

местоположений

Ленского острога

(атлас с. 10)

Знать и понимать: значение и характер

присоединения края к России, места

первых острогов.

Уметь: показывать местоположение и

рассказывать по план-схеме о Ленском

остроге.

02.10

6

(4)

Наш улус до революции

1917 года

.

1

административное устройство

Якутии и Намского улуса;

управление территориями; начало

земледелия; христианизация улуса;

первая церковь.

Практическая работа

5. Сравнение границ

Намского улуса в

разные исторические

периоды (атлас с.12).

Практическая работа

6. Составление

хронологии

важнейших событий

с середины XVII века

до начала XX века

Знать и понимать: устройство

административной власти Намского

улуса, делегации якутов к русскому

царю; значение земледелия в

изменении быта, хозяйства и культуры

населения, роль политссыльных в

развитии образования и хозяйства

местного населения.

Уметь: сравнивать границы улуса,

занятия и быт якутов до, и после

присоединения Якутии к России;

09.10

7

(5)

Жизнь в улусе в 20 веке

1

Намский улус в годы революции и

Гражданской войны; годы

коллективизации; изменение

территории улуса в 20 веке; наш улус

в годы ВОВ; развитие народного

хозяйства в послевоенное время и в

годы перестройки.

Практическая работа

7. Определение по

картам атласа (с.14-

15) времени

возникновения и

местоположений

основных

производственных и

культурных

объектов.

Знать и понимать: особенности

развития хозяйства улуса и даты

основных исторических событий с 1917

года до начала XXI века.

Уметь: применять свои знания в

повседневной жизни и приводить

примеры; сравнивать жизнь улуса в

разные эпохи.

16.10

II

ПРИРОДА

11

8

(1)

Рельеф, горные породы и

полезные ископаемые

1

рельеф территории Намского улуса;

горные

породы

и

полезные

ископаемые. Понятие о рельефе и его

основных формах. Самая высокая и

низкая

точки

территории

улуса.

Формы

рельефа,

связанные

с

текучими водами (долины, овраги), с

мерзлотой

(аласы,

булгунняхи,

байджарахи).

Формы

рельефа,

связанные с деятельностью человека.

Благоприятное влияние равнинного

рельефа

на

хозяйственную

деятельность людей.

Горные

породы

и

минералы;

происхождение

горных

пород;

ведущая

роль

осадочных

горных

пород, слагающих поверхность улуса;

полезные ископаемые улуса (песок,

гравий, глина) и их хозяйственное

спользование.

Практическая работа

8. Определение по

физической карте

атласа (с.16-17)

преобладающих

форм рельефа,

наиболее высоких и

низких точек

территории улуса.

Практическая работа

9. Описание горных

пород своей

местности по плану

(атлас с.18).

Знать и понимать: преобладающие

формы рельефа в улусе, самая высокая

и низкая точки поверхности улуса,

основные горные породы, слагающие

поверхность улуса; связь полезных

ископаемых улуса с осадочными

горными породами

Уметь: различать формы рельефа по

физической карте, различать некоторые

горные породы по образцам.

23.10

9

(2)

Погода и климат

1

понятие о погоде; изучение погоды,

учитель-энтузиаст Е.П. Колесова;

метеорологические приборы

(психрометрическая будка;

осадкомер Третьякова, флюгер,

анеморумбомер, барограф, и т.д.);

предсказаниеи погоды; климат нашей

местности; взаимоотношения

климата и человека.

Практическая

работа10. Описание

погоды и климата по

типовым планам.

Экскурсия на

метеорологическую

станцию села Намцы.

Знать и понимать: основные понятия о

погоде и климате, элементы погоды

(температура воздуха, сила и

направление ветра, давление,

облачность, осадки), причины

изменения погоды, назначение

метеоприборов, взаимодействие

климата и человека, их последствия.

Уметь: пользоваться простейшими

метеоприборами; описывать погоду и

климат по плану.

30.10

10

(3)

Четыре времени года

1

смена времен года; причины смены

времен года (движение Земли вокруг

солнца; наклон оси вращения Земли к

плоскости орбиты); времена года в

Намском улусе; сезонные изменения

в природе и жизни человека

Практическая работа

11. Описание времен

года по плану (атлас

с.20-21).

Знать и понимать: зависимость смены

времен года от нескольких факторов:

вращения Земли вокруг солнца,

наклона оси вращения Земли к

плоскости орбиты; дни солнцестояния и

равноденствия в природе.

Уметь: описывать времена года и

хозяйственную деятельность населения.

13.11

11

(4)

Многолетняя мерзлота

1

изучение многолетней мерзлоты;

понятие о многолетней мерзлоте;

Формы рельефа, связанные с

мерзлотой (булгунняхи, байджарахи,

быллары, тыымпы, дюедя, аласы).

Многолетняя мерзлота в жизни и

деятельности человека.

Необходимость охраны мерзлоты от

разрушения (атлас с.22-23).

Практическая работа

12. Моделирование

процессов,

связанных с

замерзанием воды

разной солености.

Знать и понимать: понятие о

многолетней мерзлоте (условия

образования, состояние, использование,

необходимость изучения и охраны).

Уметь: опознавать в природе формы

рельефа, связанные с многолетней

мерзлотой.

20.11

12

(5)

Величавая река Лена

1

Содержание: понятие «река»; река и

ее части. Источники питания, водный

режим (половодье, паводок, межень)

и ледовый режим рек (заберег, сало,

шуга, ледостав, ледоход). Опасные

явления, связанные с деятельностью

рек (наводнение, заторы); живой мир

реки. Другие реки Намского улуса

(Алдан, Кенгкеме, Ханчалы и

другие). Происхождение названия

рек. Значение рек в природе и

хозяйственной жизни человека.

Состояние воды реки Лена.

Практическая работа

13. Описание реки

Лена по плану (атлас

с.24-25).

Знать и понимать: понятие о реке;

значение реки Лена в жизни и

хозяйственной деятельности человека

Уметь: показывать на карте реку Лена,

ее притоки; описывать реку по плану.

27.11

13

(6)

Озера

голубые

глаза

Земли

1

понятие «озеро». Происхождение

озерных котловин (термокарстовые,

старичные). Озера Намского улуса.

Озеро Белое – уникальное озеро

Якутии. Понятие ойбон, куйуур.

Охрана озер от загрязнения.

Зарыбление озер.

Практическая работа

14. Нанесение на

контурную карту рек

и озер Намского

улуса (атлас с.24-25).

Знать и понимать: понятие об озерах и

обитателях озер; значение озер в жизни

и хозяйственной деятельности

человека.

Уметь: показывать на карте озеро Белое

и другие крупные озера улуса.

04.12

14

(7)

Земля – кормилица (почва)

1

почва – верхний плодородный слой

земли; образование, состав, свойства

почвы; значение почвы; типы почв;

почвы Намского улуса (мерзлотно-

таежные, мерзлотные дерново-

пойменные, мерзлотно-таежные

Практическая работа

15. Определение по

карте атласа

основных типов почв

улуса (атлас с.26).

Знать и понимать: понятие «почва»;

плодородие - основное свойство почвы;

значение почвы для сельского

хозяйства;

Уметь: показывать на карте различные

типы почв; находить различия между

11.12

палевые, лугово-черноземные);

возделывание почвы (полив,

рыхление, внесение удобрений);

охрана почв (эрозия, рекультивация).

горной породой и почвой; проводить

уход за почвой комнатных растений

(рыхление, полив, внесение

удобрений).

15

(8)

Зеленый

мир

царства

растений

1

разнообразие растительного мира

улуса. Жизненные формы растений:

деревья, кустарники, травянистые

растения. Лиственничный лес.

Сосновый лес. Еловый лес.

Лиственные деревья. Растительный

мир водоемов. Красивоцветущие

растения. Интродукция некоторых

видов растений (лилия

пенсильванская и др.). Грибы.

Практическая работа

16. Определение

ареалов

распространения

различных видов

растительности,

произрастающих на

территории улуса и

наслега (атлас с.28).

Знать: многообразие растений своего

улуса, наслега

Уметь: различать хвойные и

лиственные породы деревьев;

опознавать основные деревья,

кустарники и кустарнички,

произрастающие в улусе.

18.12

16

(9)

Кладовая здоровья

1

Лекарственные растения. Народные

целители (Сидорова Т.В.,

Протопопов В.Е); лекарственная

кладовая (полынь белолистная,

тысячелистник обыкновенный,

кипрей узколистный, толокнянка

боровая, шикша, подорожник,

тимьян); витаминная кладовая

(смородина черная, земляника

восточная, брусника обыкновенная);

заготовка лекарственных растений

Демонстрация

гербарных образцов

лекарственных

растений.

Знать: наиболее распространенные

лекарственные и витаминные растения;

о необходимости соблюдения правил

сбора.

Уметь: определять наиболее

распространенные виды лекарственных

и витаминных растений своей

местности (атлас с. 28).

25.12

17

(10)

Животные родного края

1

животный мир улуса. Животные леса

(медведь,

волк,

белка,

рябчик,

пятнистый

конек,

насекомые);

животные

луга

(суслик

длиннохвостый, птицы, насекомые);

животные водоема (моллюски, рыбы,

водные

насекомые,

земноводные);

птицы водоемов

(чирок-свистунок,

чибис);

млекопитающие

водоемов

(ондатра, ее акклиматизация). Охрана

животного мира.

Практическая работа

17. Определение по

карте атласа мест

обитания основных

видов животных

улуса (атлас с.29)

Знать: виды животных и

распространение на территории улуса,

редкие животные своего края, значение

животных в жизни человека.

Уметь: определять места обитания

основных видов животных улуса.

Демонстрация: фотографии животных,

распространенных в улусе.

15.01

18

(11)

Живое

серебро

земли

намской.

1

речные

рыбы

(осетр,

щука

обыкновенная, налим, речной окунь,

плотва сибирская); озерные рыбы

(якутский

золотой

карась,

гольян

озерный).

Способы

ловли

и

зарыбление озер. Значение рыбы в

жизни

человека.

Необходимость

охраны рыбных запасов.

Практическая работа

18. Определение по

карте атласа видов

рыб, обитающих в

реках и озерах улуса

(атлас с.29).

Знать: основные виды рыб рек и озер

Намского улуса и их значение.

Уметь: опознавать основные виды рыб.

22.01

III

НАСЕЛЕНИЕ

3

19

(1)

Численность и плотность

населения

1

Содержание: перепись населения –

важное государственное

мероприятие; численность населения

Намского улуса, ее изменения в XX

веке и в последние годы; причины

изменения численности населения;

плотность населения; особенности

воспроизводства населения в улусе,

увеличение естественного прироста;

матери-героини; миграция

Практическая работа

19. Изменение

численности

населения наслегов

улуса (с 1970-2010

гг.). Составление

графиков и

объяснение причин

изменения в своем

наслеге (атлас с.30-

Знать и понимать: численность

населения улуса и причины ее

изменения;

Уметь: анализировать статистические

данные по населению, составлять

графики.

29.01

населения.

33).

20

(2)

Состав

и

занятость

населения

1

половой состав населения (мужчины

и женщины); состав населения по

возрасту (дети, взрослые, пожилые,

долгожители); национальный состав;

образовательный состав;

религиозный состав; занятость

населения в отраслях хозяйства.

Проблема безработицы в улусе и

пути ее решения.

Практическая работа

20. Анализ

диаграммы занятости

населения Намского

улуса по отраслям.

Знать и понимать: состав населения;

причины безработицы и пути ее

преодоления.

Уметь: анализировать статистические

данные по населению, составлять

диаграммы (атлас с.32).

05.02

21

(3)

Путешествие от Едейцев до

Тюбятцев

1

путешествие по населенным пунктам

улуса (наслеги Едейский,

Хомустахский 1-й, Партизанский,

Никольский, Хамагаттинский,

Ленский, Хатын-Арынский,

Бетюнский, Модутский,

Маймагинский, Хатырыкский,

Тюбинский, Арбынский,

Кебекёнский, Фрунзенский,

Хомустахский 2-й, Искровский,

Тастахский, Салбанский). Легенды об

образовании наслегов и

происхождении их названий.

Природные и культурные

достопримечательности наслегов.

Знатные люди.

Практическая работа

21. Составление

карты-схемы

природных и

культурных

достопримечательно

стей улуса и наслега

(атлас с.52-53).

Знать и понимать: понятия село, наслег,

природные и культурные

достопримечательности; названия

наслегов и сел.

Уметь: показывать на карте населенные

пункты; описывать их по плану.

12.02

IV

ГОРДОСТЬ НАШЕГО

УЛУСА

3

22

(1)

Максим КировичАммосов

– великий сын якутского

народа

1

Содержание: жизнь и деятельность

видного государственного и

политического деятеля Якутии М.К.

Аммосова (1897-1938 гг.). Детские

годы; начало политической

деятельности; годы зрелости.

Знать и понимать: заслуги М.К.

Аммосова как основателя

государственности Якутии. 27 апреля -

День республики Саха (Якутия).

Увековечение памяти М.К.Аммосова в

Намском улусе, Якутии, Киргизии.

19.02

23

(2)

Знаменитые

земляки

(государственные

и

общественные

деятели,

учёные)

1

краткие сведения об известных

общественных деятелях, ученых,

педагогах. Жизнь и деятельность

известных общественных и

политических деятелей И.Е.

Винокурова, Н.С.Охлопкова, Е.М.

Ларионова; педагога, автора

якутского букваря М.Е. Охлопковой;

известных учёных Артемьева Н.М.,

Авксентьевой-Хердам Л.В., Лазареве

П.А.; краеведа Замятина Т.И.

Знать и понимать: имена известных

общественных деятелей, учёных,

педагогов, деятелей культуры; их вклад

в развитие улуса и республики.

26.02

24

(3)

Таланты земли Энсиэли

1

жизнь и деятельность известных

олонхосутов улуса В.Н. Попова -

Бочоох, П.П. Ядрихинского-Бэдьээлэ,

Е.Г. Охлопкова-Буоратай; поэтов

И.Д. Винокурова–Чагылгана, Е.С.

Сивцева-ТалланБюрэ, Н.М.

Рыкунова, композитора З.П.

Винокурова; драматурга М.П.

Обутовой-Эверстовой; художников

Э.С. Сивцева, Е.М. Шапошникова и

Знать и понимать: имена талантливых

земляков; их вклад в развитие культуры

улуса и республики.

05.03

др.

V

ХОЗЯЙСТВО

6

25

(1)

Традиционные

занятия

населения

1

виды традиционных занятий

населения: охота, рыболовство,

собирательство, заготовка сена.

Рыболовство, наиболее

распространенные приемы

рыболовства (мунха, куюр, верша,

острог). Охота и ее приемы (туьах,

айа, сохсо). Сенокошение.

Знать и понимать: виды традиционных

занятий населения и их объекты (рыба,

промысловые животные, съедобные

растения и грибы); наиболее

распространенные приемы охоты и

рыболовства, особенности сенокоса

(атлас с.28-29).

Уметь: объяснять значение

традиционных занятий в жизни

современного населения улуса.

12.03

26

(2)

Народные промыслы

1

Содержание: виды народных

промыслов – обработка и шитье меха,

изготовление традиционной одежды,

вышивка бисером, лоскутное шитье,

берестяное шитье, плетение из

конского волоса, резьба по дереву и

кости, изготовление изделий из

тальника, обработка металла,

ювелирное дело. Народные мастера

нашего улуса: В.П.Азарова,

З.Д.Понохова, А.Н. Зверева,

М.И.Новгородова, А.Л.Аргунова,

П.И.Стручкова, В.В.Стручков, И.Н.

Готовцев-Хоьуунуус,

В.М.Дьячковский, Ф.С. Кислач.

Практическая работа

22. Народные

промыслы и

народные мастера

моего наслега.

Знать и понимать: виды народных

промыслов, получившие развитие в

Намском улусе; имена народных

мастеров.

19.03

27

(3)

Общая

характеристика

хозяйства. Скотоводство –

главная отрасль хозяйства

1

общая характеристика хозяйства

(предприятие, отрасль, хозяйство).

Основные отрасли сельского

хозяйства. Скотоводство – ведущая

отрасль сельского хозяйства в улусе.

Породы крупного рогатого скота,

разводимые в Намском улусе.

Акклиматизация австрийской породы

скота в с. Модутцы, возрождение

якутской породы скота в с. Тастах.

Современное состояние

скотоводства. Продукция

скотоводства

Практическая работа

23. Анализ схемы

«Структура

хозяйства Намского

улуса» (атлас с.34).

Знать и понимать: основные отрасли

хозяйства; скотоводство – важнейшая

отрасль животноводства; основные

виды скотоводческой продукции.

Уметь: уметь анализировать схему

отраслевого состава хозяйства;

различать отрасли сельского хозяйства

(атлас с. 34-37).

09.04

28

(4)

Коневодство

1

направления коневодства. Табунное,

молочное, племенное коневодство и

его значение в жизни сельчан.

Якутская порода лошадей, ее

уникальные качества. Разведение

лошадей. Продукции коневодства

(мясо, кумыс, шкура). Известные

коневоды улуса. Ведущие наслеги по

производству продукции

коневодства.

Практическая работа

24. Анализ

статистических

данных по

скотоводству и

коневодству (атлас

с.36-37).

Знать и понимать: значение

коневодства в жизни населения, виды

продукции коневодства

Уметь: объяснять уникальные качества

продукции коневодства

16.04

29

(5)

Растениеводство

1

история земледелия в Намском улусе.

Никольская слобода – очаг

землепашества на территории

Намского улуса.

Сельскохозяйственные угодья улуса

Практическая работа

25. Анализ

статистических

данных по

производству

Знать и понимать: историю земледелия

в улусе, основные

сельскохозяйственные культуры,

выращиваемые в улусе.

Уметь: анализировать статистические

23.04

(пашни, залежи, сенокосы,

пастбища). Основные направления

мелиорации: орошение и осушение и

др. Основные сельскохозяйственные

культуры, выращиваемые в улусе.

Картофелеводство и овощеводство;

ведущие наслеги по производству

продукции растениеводства. Другие

отрасли растениеводства.

Возрождение зернопроизводства.

картофеля и капусты

(атлас с. 38-41).

показатели по растениеводству.

30

(6)

Промышленность,

транспорт и сфера услуг

1

отраслевой состав промышленности

улуса: пищевая - мясная и молочная

(цех по переработке мяса и молока),

производство комбикормов; лесная

(лесопильное), производство

строительных материалов

(пиломатериалы), легкая

промышленность. Транспорт

(автомобильный, речной,

трубопроводный, электронный).

Газификация населенных пунктов как

основа дальнейшего развития

хозяйства улуса. Другие отрасли

хозяйства: связь, строительство,

торговля и общественное питание,

образование, здравоохранение,

культура и спорт.

Знать и понимать: отраслевой состав

промышленности и другие отрасли

хозяйства улуса; значение газификации

в хозяйстве улуса; продукция пищевой

и комбикормовой промышленности и

производства строительных

материалов.

Уметь: анализировать отраслевой

состав хозяйства улуса (атлас с.15, 34-

35, 42-43, 44-45, 46-47).

30.04

VI

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

3

31

(1)

Природа – основа жизни

1

Содержание: природные ресурсы

Намского улуса (земельные,

агроклиматические, почвенные,

биологические, водные,

рекреационные). Влияние природных

компонентов на человека и его

хозяйственную деятельность. Малое

количество осадков в летний период,

поздние летние и ранние осенние

заморозки – причина снижения

урожайности сельскохозяйственных

культур и дикорастущих растений.

Вода и человек. Почва и человек. Лес

и человек. Значение растений и

животных в жизни и деятельности

человека. Эстетическое значение

природы.

Знать: влияние каждого компонента

природы на жизнь и хозяйственную

деятельность человека;

Уметь: характеризовать особенности

влияния компонентов природы на

жизнь и деятельность человека в своем

наслеге и улусе (атлас с.52-53).

07.05

32

(2)

Родной

край

глазами

эколога.

1

Содержание: экология. Влияние

человека на природные компоненты

(рельеф и горные породы, климат,

воды, почвы, растительность и

животный мир). Влияние на

природные комплексы и человека

опасных природных явлений

(изменение климата, лесные пожары,

наводнения, насекомые-вредители).

Проблема отходов.

Экскурсия на

природу по

изучению состояния

окружающей среды

своего наслега (атлас

с. 48-51).

Знать: экологические проблемы улуса,

вызываемые хозяйственной

деятельностью человека, их влияние на

природу и на здоровье человека, меры

по охране природы

Уметь: приводить примеры

экологических проблем из

повседневной жизни, применять

полученные знания для обеспечения

сохранности окружающей среды.

14.05

33

(3)

Сохраним родную природу.

1

понятие об охране природы,

законодательные акты по охране

окружающей среды Республики Саха

(Якутия): воздуха, водной среды,

почвы, биоресурсов. Особо

охраняемые природные территории

(Ытыккэрэсирдэр). Ресурсные

резерваты (Эркээйисир)

Белоозерский и Харбайы.

Уникальное озеро Белое. Зоны покоя

(Тыытыллыбыатсирдэр) Буденовка и

Песчаная. Красная книга.

Знать: знать ООПТ Намского улуса,

редкие виды животных и растений

своей местности, включенные в

Красную книгу; охрана природы – одна

из главных задач каждого гражданина.

Уметь: правильно использовать,

заботиться, беречь богатства природы

(атлас с.48-51).

21.05

VII

МЫ В XXI ВЕКЕ

1

34

(1)

Будущее улуса

1

Содержание: перспективы социально-

экономического развития Намского

улуса; мобильная связь, Интернет –

доступ к любой точке мира;

газификация – улучшение условия

жизни сельского населения;

строительство новых социально-

культурных объектов.

Знать и понимать: основные

направления социально-

экономического развития улуса

Уметь: прогнозировать будущее

родного улуса и своего места в нем.

28.05

35

Резерв

1



В раздел образования