Напоминание

Как удержать интерес в серии проектных уроков


Автор: Шишулин Евгений Александрович
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ СОШ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Как удержать интерес в серии проектных уроков
Раздел: среднее образование





Назад




Как удержать интерес в серии проектных уроков

С момента начала использования проектного метода на уроках может

возникнуть вопрос сколько уроков выделять на проектный урок. А если быть

точнее, то хватит ли одного урока для успешного освоения темы. При

разработке проектного урока педагог может задействовать и 2, и 3, и более

уроков. Все зависит лишь от цели учителя.

Проанализировав варианты того, сколько уроков задействовать можно

выделить плюсы и минусы каждого варианта.

Проектный урок (1 урок)

Плюсы

Минусы

Учащиеся заинтересованы в решении

поставленной задачи и выдают получившийся

продукт. Все это происходит за один урок, а

следовательно удерживается и интерес, и

тайминг.

Необходимо время на погружение в тему, на

распаковку понятия, на определение цели и

задач, проверка продукта по критериям,

оценивание (групповое и индивидуальное)

Из плюсов проектного урока, который длится один урок можно выделить:

Учащиеся заинтересованы в выполнении поставленной задачи, а также

выдают получившийся продукт в течении одного урока

Ученики вовлечены в процесс, удерживается интерес

Удерживается тайминг

Урок быстрый и динамичный

Из минусов можно выделить:

Учащимся необходимо время на погружение в тему. За 40 минут это

сделать трудно

Необходимо больше времени на распаковку понятия

Необходимо много времени на выявление дефицитов и постановку

проблемы учащимися, что может занять целый урок

Время затратным является постановка целей и задач учащимися

Продукт должен быть выполнен в короткие сроки, планируя

глобальный продукт есть риск не закончить его за урок (разумеется тут

надо учитывать особенности класса. Не всегда можно предугадать за

сколько класс справиться с поставленной задачей. Также объективно

продукт будет простым)

Не хватает времени на групповое и индивидуальное оценивание

Проверка продукта по критериям

Проанализировав плюсы и минусы проектного урока, заложенного в 1

урок, можно сделать выводы, что количество минусов превышает количество

плюсов. Это доказывает нам, что отведение 1 урока под урок в проектном

методе возможен, но имеются огромные риски.

Разработка нескольких уроков в проектном методе также имеет как

плюсы, так и минусы.

Проектный урок (2 и более уроков)

Плюсы

Минусы

Тема полностью раскрыта, продукт получился

качественным, прошла оценка деятельности

работы учащихся, моменты рефлексии

Сложность в удержании интереса, так как с

момента предыдущего урока прошло

некоторое время.

В случае изменения состава группы, у “новых” и

“продолжающих” учащихся будет своя точка

входа.

Плюсы:

Тема может быть полностью раскрыта и пройдена благодаря

проектному методу, что способствует лучше усвоить материал

Продукт может быть выполнен более глобальный и качественный

Достаточно времени на проведение оценки деятельности работы

учащихся

Рефлексия также может быть проведена не в ускоренном режиме, как

в случае, что заложен лишь 1 урок

Учащиеся, пропустившие один из уроков по различным причинам,

могут включиться в работу

А вот минусов можно выделить не так уж и много:

В случае изменения состава группы, у “новых” и “продолжающих”

обучающихся будет своя точка входа.

Имеется сложность с сохранением вовлеченности обучающихся в

процесс урока в случае продолжении урока через несколько дней.

Исходя из выделенных плюсов и минусов можно сделать вывод, что

намного проще и эффективнее с точки зрения усвоения материала заложить

больше, чем 1 урок на изучаемую тему. Плюс ко всему не стоит отрицать

очевидный факт, что нужно учитывать индивидуальные особенности

обучающихся и порой заложенные педагогом временные рамки смещаются.

Благодаря заложенному дополнительному уроку, а может и урокам, у нас

есть «гибкость». Всегда можно подправить план второго урока, который

только предстоит, и появляется возможность увеличить или же, наоборот,

уменьшить время, отведенное на разные виды работы. Однако есть вопросы,

которые требуют более тщательного внимания:

Что делать если следующий урок будет лишь на следующей неделе?

Как продумать переход от начала к продолжению сохранив

вовлеченность обучающихся?

Как удержать их интерес?

Можно отметить наиболее популярные способы решения данных

вопросов.

1)

«Неделя проектных уроков»

Одно из очевидных решения для того, чтобы провести проектные уроки в

соседние дни, но не самое простое в организации. Разумеется, любое

изменение в расписании очень сложно организовать, но если удастся, то это

может стать идеальным решением поставленной задачи.

2)

Межпредметность

Урок в проектном методе может охватывать несколько дисциплин.

Многие школы уже имеет такой опыт. Опыт, когда мы объединяются разные

школьные дисциплины и разрабатывается совместный урок. Английский

язык + ОБЖ, математика + информатика и т.д. Спланировать уроки в

соседние дни или же вообще поработать в проектном методе 2 урока

подряд в один есть представляется возможным.

3)

«Реанимационный пакет»

В случае если разрыв между уроками более 1 дня, можно использовать,

так называемый, «реанимационный пакет», что представляет просмотр

результатов, достигнутых на первом уроке. Данное решение отлично

подойдет для учащихся, кто продолжает работать и присутствовал на первом

уроке. А также подойдет и для тех, кого не было на первом занятии, что

поможет ввести их в курс работы.

4)

Мини-Сериал

Мини-сериал или по-другому «В предыдущей серии…» отлично подходит

для продолжающих и вновь прибывших учащихся. В начале урока учитель

совместно с учениками проговаривает все то, что они делали на первом

уроке. Формат может быть абсолютно разным. Это может быть и

презентация, и возможно нарезка видео (если велась запись первого урока),

и устное обсуждение и

5)

Наблюдение/Творческое задание

Учащимся может быть дано задание творческого характера на время от

одного урока до второго.

Урок в проектном методе 7 кл.

Тема: “Social networks”

1 урок:

Этапы урока:

1.

Погружение (5 мин)

- Обсуждение как часто мы пользуемся гаджетами (слайд 1)

- Какими приложениями мы пользуемся? (слайд 2)

- Отгадываем иконки приложений и устно сортируем приложения по

группам добавляя свои примеры, к примеру, Viber и Telegram –

мессенджеры (слайд 3) + Подводка к самому часто используемому

приложению, не считая Игр.

- Тема урока (слайд 4)

- Обсуждения рейтинга: топ 10 соц. сетей (слайды 5-9)

2. Самостоятельная работа (15 мин)

- (слайд 10) Задача учеников познакомиться с тремя различными соц.

сетями (Инстаграм, Фейсбук, Твитер) (слайд 11)

- Класс делится на 3 группы, каждая из них получает свою соц. сеть для

разбора основного устройства сайта, а также для понимания

возможностей данного сервиса

- Задача – разобраться в устройстве соц. сети, отметить для себя

плюсы/удобства и минусы данных соц. сетей (10 мин)

- Учащиеся объединяются в одну группу и делятся полученными

знаниями (5 мин)

3. Разработка своей собственной социальной сети (15 мин)

- (слайд 12) Учащимися предстоит схематически изобразить на

листе А2 макет стартовой страницы своей собственной социальной сети,

учитывая всю полученную информацию, а также используя свою

креативность и собственные идеи

4. Подведение итогов (5 мин)

- Рефлексия (3 мин)

- Объяснение домашнего задания (2 мин)

2 урок:

1.

Творческое задание (20 мин)

- Учащимися предстоит оформить на листе А2 макет стартовой

страницы своей собственной социальной сети, учитывая всю

полученную информацию, а также используя свою креативность и

собственные идеи, используя наработки с первого урока по данной

теме.

2. Подведение итогов (20 мин)

- Презентация продукта (15 мин)

- Рефлексия (5 мин)

Тема моего урока была Social networks (Социальные сети).

Обучающимися была поставлена проблема, что они ежедневно используют

большое количество различных приложений и это для них не удобно.

Приведу пример, для переписки они используют различные приложения,

кто-то Telegram, кто-то What’s up, кто-то Viber. Такая же проблема возникает

и при просмотре развлекательного контента и новостей “мне прислали

видео с Youtube, а мне скинули картинку в Pinterest, я во Вконтакте тебе

отправил ссылку на эту новость». В ходе погружения в тему была выявлено

что причиной, почему каждый использует свое — это интерфейс. Ученикам

важно, как внешне выглядит мобильное приложение/веб сайт и, разумеется,

его удобство использования, скорость работы и возможности, что,

собственно, можно в нем делать. Обучающиеся, разбившись на 3 небольшие

группы по 2-3 человека, получили себе одну из 3х самых популярных

социальных сетей. А именно во внимание мы взяли Twitter, Facebook и

Instagram, которые входят в топ 5 платформ по всему миру и известны

каждому. Обучающиеся ознакомились с каждой из платформ, в частности с

интерфейсом и возможностями каждой платформы. Далее им было дано

время на обсуждение в общей группе, чтобы они поделились друг с другом

идеями, что бы они хотели видеть в идеальном варианте для себя, дабы не

прыгать с платформы на платформу.

Ну и наконец, продуктом данного урока было изобразить стартовую

страницу либо мобильного приложения, либо веб сайта, где учащиеся

отобразят и пояснят свои идеи как сделать так, чтобы все пользовались

единой социальной сетью. С последующей презентацией возможностей и

особенностей.

Когда я разрабатывал проектный урок для 7 класса, я использовал

именно последний пункт из приведенных мною решений. Но задача,

поставленная мною учащимся была не столько творческим заданием,

сколько наблюдением, дабы удержать интерес к продолжению своего урока.

Разумеется, вся креативная часть была запланирована на второй урок,

поэтому в конце первого урока на данную тему учащиеся получили задание

провести наблюдение сколько времени они уделяют в день тому или иному

приложению в своем мобильном телефоне.

Каждый вечер перед сном их задача была проверять экранное время

телефона и записывать сколько минут/часов было проведено в нем. Задание

оказалось для учащихся интересным, им не терпелось поделиться своими

результатами с классом и выделить самое популярное приложение у себя.

По итогу у меня получилось удержать интерес учащихся к изучаемой теме и к

уроку, они быстро втянулись в работу благодаря заданию и не исключаю, тот

факт, что тема выбранная мной была для них актуальна и обучающимся

хотелось высказаться и предложить свои идеи друг другу.



В раздел образования