Автор: Шишулин Евгений Александрович
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: ГАОУ ВО МГПУ СОШ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Как удержать интерес в серии проектных уроков
Раздел: среднее образование
Как удержать интерес в серии проектных уроков
С момента начала использования проектного метода на уроках может
возникнуть вопрос сколько уроков выделять на проектный урок. А если быть
точнее, то хватит ли одного урока для успешного освоения темы. При
разработке проектного урока педагог может задействовать и 2, и 3, и более
уроков. Все зависит лишь от цели учителя.
Проанализировав варианты того, сколько уроков задействовать можно
выделить плюсы и минусы каждого варианта.
Проектный урок (1 урок)
Плюсы
Минусы
Учащиеся заинтересованы в решении
поставленной задачи и выдают получившийся
продукт. Все это происходит за один урок, а
следовательно удерживается и интерес, и
тайминг.
Необходимо время на погружение в тему, на
распаковку понятия, на определение цели и
задач, проверка продукта по критериям,
оценивание (групповое и индивидуальное)
Из плюсов проектного урока, который длится один урок можно выделить:
Учащиеся заинтересованы в выполнении поставленной задачи, а также
выдают получившийся продукт в течении одного урока
Ученики вовлечены в процесс, удерживается интерес
Удерживается тайминг
Урок быстрый и динамичный
Из минусов можно выделить:
Учащимся необходимо время на погружение в тему. За 40 минут это
сделать трудно
Необходимо больше времени на распаковку понятия
Необходимо много времени на выявление дефицитов и постановку
проблемы учащимися, что может занять целый урок
Время затратным является постановка целей и задач учащимися
Продукт должен быть выполнен в короткие сроки, планируя
глобальный продукт есть риск не закончить его за урок (разумеется тут
надо учитывать особенности класса. Не всегда можно предугадать за
сколько класс справиться с поставленной задачей. Также объективно
продукт будет простым)
Не хватает времени на групповое и индивидуальное оценивание
Проверка продукта по критериям
Проанализировав плюсы и минусы проектного урока, заложенного в 1
урок, можно сделать выводы, что количество минусов превышает количество
плюсов. Это доказывает нам, что отведение 1 урока под урок в проектном
методе возможен, но имеются огромные риски.
Разработка нескольких уроков в проектном методе также имеет как
плюсы, так и минусы.
Проектный урок (2 и более уроков)
Плюсы
Минусы
Тема полностью раскрыта, продукт получился
качественным, прошла оценка деятельности
работы учащихся, моменты рефлексии
Сложность в удержании интереса, так как с
момента предыдущего урока прошло
некоторое время.
В случае изменения состава группы, у “новых” и
“продолжающих” учащихся будет своя точка
входа.
Плюсы:
Тема может быть полностью раскрыта и пройдена благодаря
проектному методу, что способствует лучше усвоить материал
Продукт может быть выполнен более глобальный и качественный
Достаточно времени на проведение оценки деятельности работы
учащихся
Рефлексия также может быть проведена не в ускоренном режиме, как
в случае, что заложен лишь 1 урок
Учащиеся, пропустившие один из уроков по различным причинам,
могут включиться в работу
А вот минусов можно выделить не так уж и много:
В случае изменения состава группы, у “новых” и “продолжающих”
обучающихся будет своя точка входа.
Имеется сложность с сохранением вовлеченности обучающихся в
процесс урока в случае продолжении урока через несколько дней.
Исходя из выделенных плюсов и минусов можно сделать вывод, что
намного проще и эффективнее с точки зрения усвоения материала заложить
больше, чем 1 урок на изучаемую тему. Плюс ко всему не стоит отрицать
очевидный факт, что нужно учитывать индивидуальные особенности
обучающихся и порой заложенные педагогом временные рамки смещаются.
Благодаря заложенному дополнительному уроку, а может и урокам, у нас
есть «гибкость». Всегда можно подправить план второго урока, который
только предстоит, и появляется возможность увеличить или же, наоборот,
уменьшить время, отведенное на разные виды работы. Однако есть вопросы,
которые требуют более тщательного внимания:
Что делать если следующий урок будет лишь на следующей неделе?
Как продумать переход от начала к продолжению сохранив
вовлеченность обучающихся?
Как удержать их интерес?
Можно отметить наиболее популярные способы решения данных
вопросов.
1)
«Неделя проектных уроков»
Одно из очевидных решения для того, чтобы провести проектные уроки в
соседние дни, но не самое простое в организации. Разумеется, любое
изменение в расписании очень сложно организовать, но если удастся, то это
может стать идеальным решением поставленной задачи.
2)
Межпредметность
Урок в проектном методе может охватывать несколько дисциплин.
Многие школы уже имеет такой опыт. Опыт, когда мы объединяются разные
школьные дисциплины и разрабатывается совместный урок. Английский
язык + ОБЖ, математика + информатика и т.д. Спланировать уроки в
соседние дни или же вообще поработать в проектном методе 2 урока
подряд в один есть представляется возможным.
3)
«Реанимационный пакет»
В случае если разрыв между уроками более 1 дня, можно использовать,
так называемый, «реанимационный пакет», что представляет просмотр
результатов, достигнутых на первом уроке. Данное решение отлично
подойдет для учащихся, кто продолжает работать и присутствовал на первом
уроке. А также подойдет и для тех, кого не было на первом занятии, что
поможет ввести их в курс работы.
4)
Мини-Сериал
Мини-сериал или по-другому «В предыдущей серии…» отлично подходит
для продолжающих и вновь прибывших учащихся. В начале урока учитель
совместно с учениками проговаривает все то, что они делали на первом
уроке. Формат может быть абсолютно разным. Это может быть и
презентация, и возможно нарезка видео (если велась запись первого урока),
и устное обсуждение и
5)
Наблюдение/Творческое задание
Учащимся может быть дано задание творческого характера на время от
одного урока до второго.
Урок в проектном методе 7 кл.
Тема: “Social networks”
1 урок:
Этапы урока:
1.
Погружение (5 мин)
- Обсуждение как часто мы пользуемся гаджетами (слайд 1)
- Какими приложениями мы пользуемся? (слайд 2)
- Отгадываем иконки приложений и устно сортируем приложения по
группам добавляя свои примеры, к примеру, Viber и Telegram –
мессенджеры (слайд 3) + Подводка к самому часто используемому
приложению, не считая Игр.
- Тема урока (слайд 4)
- Обсуждения рейтинга: топ 10 соц. сетей (слайды 5-9)
2. Самостоятельная работа (15 мин)
- (слайд 10) Задача учеников познакомиться с тремя различными соц.
сетями (Инстаграм, Фейсбук, Твитер) (слайд 11)
- Класс делится на 3 группы, каждая из них получает свою соц. сеть для
разбора основного устройства сайта, а также для понимания
возможностей данного сервиса
- Задача – разобраться в устройстве соц. сети, отметить для себя
плюсы/удобства и минусы данных соц. сетей (10 мин)
- Учащиеся объединяются в одну группу и делятся полученными
знаниями (5 мин)
3. Разработка своей собственной социальной сети (15 мин)
- (слайд 12) Учащимися предстоит схематически изобразить на
листе А2 макет стартовой страницы своей собственной социальной сети,
учитывая всю полученную информацию, а также используя свою
креативность и собственные идеи
4. Подведение итогов (5 мин)
- Рефлексия (3 мин)
- Объяснение домашнего задания (2 мин)
2 урок:
1.
Творческое задание (20 мин)
- Учащимися предстоит оформить на листе А2 макет стартовой
страницы своей собственной социальной сети, учитывая всю
полученную информацию, а также используя свою креативность и
собственные идеи, используя наработки с первого урока по данной
теме.
2. Подведение итогов (20 мин)
- Презентация продукта (15 мин)
- Рефлексия (5 мин)
Тема моего урока была Social networks (Социальные сети).
Обучающимися была поставлена проблема, что они ежедневно используют
большое количество различных приложений и это для них не удобно.
Приведу пример, для переписки они используют различные приложения,
кто-то Telegram, кто-то What’s up, кто-то Viber. Такая же проблема возникает
и при просмотре развлекательного контента и новостей “мне прислали
видео с Youtube, а мне скинули картинку в Pinterest, я во Вконтакте тебе
отправил ссылку на эту новость». В ходе погружения в тему была выявлено
что причиной, почему каждый использует свое — это интерфейс. Ученикам
важно, как внешне выглядит мобильное приложение/веб сайт и, разумеется,
его удобство использования, скорость работы и возможности, что,
собственно, можно в нем делать. Обучающиеся, разбившись на 3 небольшие
группы по 2-3 человека, получили себе одну из 3х самых популярных
социальных сетей. А именно во внимание мы взяли Twitter, Facebook и
Instagram, которые входят в топ 5 платформ по всему миру и известны
каждому. Обучающиеся ознакомились с каждой из платформ, в частности с
интерфейсом и возможностями каждой платформы. Далее им было дано
время на обсуждение в общей группе, чтобы они поделились друг с другом
идеями, что бы они хотели видеть в идеальном варианте для себя, дабы не
прыгать с платформы на платформу.
Ну и наконец, продуктом данного урока было изобразить стартовую
страницу либо мобильного приложения, либо веб сайта, где учащиеся
отобразят и пояснят свои идеи как сделать так, чтобы все пользовались
единой социальной сетью. С последующей презентацией возможностей и
особенностей.
Когда я разрабатывал проектный урок для 7 класса, я использовал
именно последний пункт из приведенных мною решений. Но задача,
поставленная мною учащимся была не столько творческим заданием,
сколько наблюдением, дабы удержать интерес к продолжению своего урока.
Разумеется, вся креативная часть была запланирована на второй урок,
поэтому в конце первого урока на данную тему учащиеся получили задание
провести наблюдение сколько времени они уделяют в день тому или иному
приложению в своем мобильном телефоне.
Каждый вечер перед сном их задача была проверять экранное время
телефона и записывать сколько минут/часов было проведено в нем. Задание
оказалось для учащихся интересным, им не терпелось поделиться своими
результатами с классом и выделить самое популярное приложение у себя.
По итогу у меня получилось удержать интерес учащихся к изучаемой теме и к
уроку, они быстро втянулись в работу благодаря заданию и не исключаю, тот
факт, что тема выбранная мной была для них актуальна и обучающимся
хотелось высказаться и предложить свои идеи друг другу.