Автор: Лоншакова Тамара Иосифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гуровская СОШ" Муромцевского муниципального района Омской области
Населённый пункт: село Гурово
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы патриотического воспитания обучающихся"
Раздел: среднее образование
Лоншакова Тамара Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гуровская СОШ»
Муромцевского муниципального района
Омской области
Вопросы патриотического воспитания обучающихся
12 июня принято считать Днём России. У меня, работника образования,
языковеда и классного руководителя, есть рабочий повод поразмышлять об
отношениях со своей страной, о патриотизме, о себе как гражданине РФ.
В разных контекстах в понятие «патриотизм» вложены разные смыслы:
любовь – к отечеству, к своему народу, к Родине. Любовь как «социальное
чувство», которое предполагает готовность жертвовать своими интересами
ради Родины.
Но это всё теория. В реальной жизни представление о патриотизме
сводится к малому: георгиевская ленточка на груди или на зеркале машины,
флаг России на столбе ворот или посещение митингов парадов.
Патриотизм – это любовь, деятельная, участливая, искренняя.
Современный патриотизм – понятие сложное, в котором есть место самым
разным проявлениям любви.
Думаю, не стоит надеяться на то, что школа даст всю информацию,
которая нужна учащимся для формирования своих собственных отношений
со страной. Я пытаюсь обзавестись информацией из самых разных
источников о патриотизме как об осознанном решении и помочь своим
ученикам разобраться в том, что такое забота, честность, действия,
ответственность, выбор, справедливость …
Патриотизм – это забота. Когда я об этом говорю, дети сомневаются и
замечают следующее: страна огромная, бескрайняя, а значит заботиться о ней
сложно. Мы же – песчинки, маленькие букашечки. Это страна должна о нас
заботиться. Тогда я перевожу внимание обучающихся на окружающую
среду. Забота об окружающей среде – это важное проявление патриотизма.
Каждую весну мы с классом убираем мусор с берегов небольшой речушки
Сюткес, чистим место для купания. Это способ заботы об экологии. Наш
посёлок лежит у трассы Муромцево – Омск. На остановке мы стараемся
наводить
порядок.
И
результат
на
лицо:
проезжающие
перестали
выбрасывать мусор на дорогу. Два раза в учебном году провожу уроки по
ПДД. Соблюдение ПДД – это тоже патриотизм, потому что мы не ставим под
угрозу жизнь других.
Патриотизм - это честность. На одном из классных часов предлагаю
ребятам поговорить об отношениях: человеческих и отношениях со страной.
Во втором случае учащиеся затрудняются и уходят к дискуссии в плане «А
вот где-то ещё хуже…» Такой подход не работает. Ребята соглашаются: в
нашей стране есть проблемы, которые не уйдут сами собой. Чтобы их
решить, для начала неплохо было бы их признать и начать о них говорить. В
том числе, внутри своей семьи, внутри класса – открыто и честно.
Патриотизм – это действия. Собственными примерами учу детей выражать
своё небезразличие. Небезразличие к рабочему месту, к улице, на которой
живём, к селу – малой своей Родине. Объясняю: чтобы считать себя
патриотом, надо что-то делать, чтобы наша большая страна, малая наша
Родина была такой, в которой будет приятно и здорово жить!
В течение года ребята ухаживают за памятником погибшим в Великой
Отечественной войне, облагораживают и убирают могилы ветеранов войны,
шефствуют
над
престарелой
женщиной
–
Вастьяновой
Марией
Трофимовной, относящейся к категории «Дети войны». Для воинов СВО мои
семиклассники участвовали в акциях «Посылка солдату», «Письмо солдату»,
связали три метра маскировочной сети.
Патриотизм – это ответственность. Понимаю, что на взрослых лежит
ответственность за то, в какой стране будут жить наши дети. И будут ли они
патриотами этой страны – в большом, глубинном смысле этого слова! И пока
мы не возьмём эту ответственность на себя – с личной инициативой, с
заботой об окружающей среде, людях, мало что изменится к лучшему.
Патриотизм – это выбор. Не нахожу объяснений (чётких), но мне бы
хотелось, чтобы слово «патриотизм», которое ассоциируется с войной,
маршами,
флагами
превратилось
в
бесстрашие,
личную
инициативу,
уважение и любовь. Сегодня я рассказываю своим ученикам о нашей стране
– такой, какой я её вижу, даю им способы узнать о стране больше, даю
инструменты проявления своей гражданской позиции.
Патриотизм – это и сохранение исконно русских традиций: широта души,
гостеприимство, русский характер!
В
заключение
необходимо
отметить,
что
эпоха
глобализации
и
Европеизации медленно, но верно толкает Россию к социально – культурной
деградации. Материальное благополучие стало доминировать над духовным
богатством. Особенно это можно наблюдать в ценностных ориентирах
молодого поколения. Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории
были променяны на обезличенное западничество.
Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность,
восстановить свою национальную идентичность, а государство должно
всячески этому способствовать. Без патриотических чувств ни одно
государство не может существовать!