Напоминание

"Вопросы патриотического воспитания обучающихся"


Автор: Лоншакова Тамара Иосифовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гуровская СОШ" Муромцевского муниципального района Омской области
Населённый пункт: село Гурово
Наименование материала: статья
Тема: "Вопросы патриотического воспитания обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Лоншакова Тамара Иосифовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гуровская СОШ»

Муромцевского муниципального района

Омской области

Вопросы патриотического воспитания обучающихся

12 июня принято считать Днём России. У меня, работника образования,

языковеда и классного руководителя, есть рабочий повод поразмышлять об

отношениях со своей страной, о патриотизме, о себе как гражданине РФ.

В разных контекстах в понятие «патриотизм» вложены разные смыслы:

любовь – к отечеству, к своему народу, к Родине. Любовь как «социальное

чувство», которое предполагает готовность жертвовать своими интересами

ради Родины.

Но это всё теория. В реальной жизни представление о патриотизме

сводится к малому: георгиевская ленточка на груди или на зеркале машины,

флаг России на столбе ворот или посещение митингов парадов.

Патриотизм – это любовь, деятельная, участливая, искренняя.

Современный патриотизм – понятие сложное, в котором есть место самым

разным проявлениям любви.

Думаю, не стоит надеяться на то, что школа даст всю информацию,

которая нужна учащимся для формирования своих собственных отношений

со страной. Я пытаюсь обзавестись информацией из самых разных

источников о патриотизме как об осознанном решении и помочь своим

ученикам разобраться в том, что такое забота, честность, действия,

ответственность, выбор, справедливость …

Патриотизм – это забота. Когда я об этом говорю, дети сомневаются и

замечают следующее: страна огромная, бескрайняя, а значит заботиться о ней

сложно. Мы же – песчинки, маленькие букашечки. Это страна должна о нас

заботиться. Тогда я перевожу внимание обучающихся на окружающую

среду. Забота об окружающей среде – это важное проявление патриотизма.

Каждую весну мы с классом убираем мусор с берегов небольшой речушки

Сюткес, чистим место для купания. Это способ заботы об экологии. Наш

посёлок лежит у трассы Муромцево – Омск. На остановке мы стараемся

наводить

порядок.

И

результат

на

лицо:

проезжающие

перестали

выбрасывать мусор на дорогу. Два раза в учебном году провожу уроки по

ПДД. Соблюдение ПДД – это тоже патриотизм, потому что мы не ставим под

угрозу жизнь других.

Патриотизм - это честность. На одном из классных часов предлагаю

ребятам поговорить об отношениях: человеческих и отношениях со страной.

Во втором случае учащиеся затрудняются и уходят к дискуссии в плане «А

вот где-то ещё хуже…» Такой подход не работает. Ребята соглашаются: в

нашей стране есть проблемы, которые не уйдут сами собой. Чтобы их

решить, для начала неплохо было бы их признать и начать о них говорить. В

том числе, внутри своей семьи, внутри класса – открыто и честно.

Патриотизм – это действия. Собственными примерами учу детей выражать

своё небезразличие. Небезразличие к рабочему месту, к улице, на которой

живём, к селу – малой своей Родине. Объясняю: чтобы считать себя

патриотом, надо что-то делать, чтобы наша большая страна, малая наша

Родина была такой, в которой будет приятно и здорово жить!

В течение года ребята ухаживают за памятником погибшим в Великой

Отечественной войне, облагораживают и убирают могилы ветеранов войны,

шефствуют

над

престарелой

женщиной

Вастьяновой

Марией

Трофимовной, относящейся к категории «Дети войны». Для воинов СВО мои

семиклассники участвовали в акциях «Посылка солдату», «Письмо солдату»,

связали три метра маскировочной сети.

Патриотизм – это ответственность. Понимаю, что на взрослых лежит

ответственность за то, в какой стране будут жить наши дети. И будут ли они

патриотами этой страны – в большом, глубинном смысле этого слова! И пока

мы не возьмём эту ответственность на себя – с личной инициативой, с

заботой об окружающей среде, людях, мало что изменится к лучшему.

Патриотизм – это выбор. Не нахожу объяснений (чётких), но мне бы

хотелось, чтобы слово «патриотизм», которое ассоциируется с войной,

маршами,

флагами

превратилось

в

бесстрашие,

личную

инициативу,

уважение и любовь. Сегодня я рассказываю своим ученикам о нашей стране

– такой, какой я её вижу, даю им способы узнать о стране больше, даю

инструменты проявления своей гражданской позиции.

Патриотизм – это и сохранение исконно русских традиций: широта души,

гостеприимство, русский характер!

В

заключение

необходимо

отметить,

что

эпоха

глобализации

и

Европеизации медленно, но верно толкает Россию к социально – культурной

деградации. Материальное благополучие стало доминировать над духовным

богатством. Особенно это можно наблюдать в ценностных ориентирах

молодого поколения. Идеи патриотизма, памяти предков, своей истории

были променяны на обезличенное западничество.

Народ Российской Федерации должен сохранить свою самобытность,

восстановить свою национальную идентичность, а государство должно

всячески этому способствовать. Без патриотических чувств ни одно

государство не может существовать!



В раздел образования