Автор: Сунгатова Гульназ Фанисовна
Должность: учитель коррекционных классов, логопед
Учебное заведение: МБОУ Рыбно - Слободская СОШ №2
Населённый пункт: пгт. Рыбная Слобода, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей с нарушениями в развитии
Раздел: среднее профессиональное
Сунгатова Гульназ Фанисовна,
учитель коррекционных классов, логопед
МБОУ «Рыбно-Слободская СОШ №2»
Рыбно-Слободского муниципального района РТ
Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей с
нарушениями в развитии
В современном мире взаимодействие школы и семьи в воспитании
детей
с
нарушениями
в
развитии
является
актуальной
проблемой.
Взаимодействие школы и семьи должно носить характер встречного
движения, это поможет избежать конфликтов. Семья и школа только,
сотрудничая друг другом, в процессе воспитания детей с нарушениями в
развитии могут добиться успеха. Большим успехом считается, если школа и
семья будут осознавать необходимость целенаправленного воздействия на
ребенка и доверять друг другу. Семья должна подготовить ребенка к
адаптации в обществе, привить ему навыки, а школа направлять и научить
его общаться со сверстниками, найти к нему индивидуальный подход. Если
же они не будут интересоваться воспитанием, холодно относиться к успехам
детей с нарушениями в развитии, то ребенок станет замкнутым, агрессивным
и чувствовать себя одиноким. Для этого школа и семья должна найти
эффективный способ взаимодействия, чтоб помочь ребенку стать единым с
обществом.
Организация
совместного
взаимодействия
школы
и
семьи
в
воспитании детей с нарушениями в развитии, должна заинтересовать не
только педагогов, но и родителей - это один из самых актуальных тем
коррекционной педагогики.
Формирование личности сложно представить без семьи и школы.
Взаимодействие с родителями – главная задача школы. Именно школа
должна родителям оказать поддержку в сложных семейных ситуациях и в
вопросах воспитания ребенка.
Кроме получения знаний, роль школы в воспитании детей состоит в
умении сотрудничать и развитии воспитании чувства терпимости к другому
человеку. В функции школы входит передача сведений, поддержка учащихся
и родителей, в свою очередь семья отзывается и помогает школе. В школе
дети усваивают жизненный опыт и знания. Часто полученные знания, опыт
реальной
жизни
в
конечном
итоге
являются
недостаточными
для
взаимодействия
с
окружающим
миром.
Формирование
человека
как
личности требует от школы регулярного и сознательно организуемого
продвижения системы воспитания. Школа учит быть ответственным, уважать
себя и других, быть честным и добрым, уметь преодолевать все препятствия,
которые встречаются на пути, учит к дисциплинированности. Школа
помогает ребенку быть самостоятельными от родителей.
Семья является помощником в адаптации ребенка в обществе с учетом
его нарушений, обустраивает комфортную обстановку, чтобы он чувствовал
себя значимым.
При воспитании
детей с
нарушениями в
развитии
необходимо
соблюдать
принцип
наблюдения
ребенка
и
оценки
его
состояния. Воспитывая ребенка с нарушениями в развитии нельзя все
делать за него, так как он должен научиться к самостоятельности. В
воспитании важно понять ребенка и стать его помощником. Эффективная
помощь
со
стороны
родителя
возможна
только
тогда,
когда
есть
определенный
подход
к
ребенку.
Поэтому
родителям
необходимо
взаимодействовать
со
специалистами,
которые
помогут
выбрать
необходимые рекомендации по воспитанию детей, имеющие нарушения в
развитии.
Взаимодействие
между
семьей
и
школой
сопровождается
определенными
чувствами.
Эти
чувства
могут
быть
сближающими,
объединяющими людей и разъединяющими их. Взаимодействуя,
они
соединяются
внутренними
мирами,
обмениваются
мыслями,
идеями,
устанавливают контакты, связи, влияют друг на друга, осуществляют
совместные действия и испытывают взаимные переживания.