Напоминание

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Прямоугольный треугольник в задачах и жизни"


Автор: Пушкарёва Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа с. Новый Дол" Муниципального образования "Барышский район"
Населённый пункт: с. Новый Дол, Барышского района, Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Прямоугольный треугольник в задачах и жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: «Прямоугольный треугольник в задачах и жизни»

Цели урока.

Образовательные: систематизация знаний, умений и навыков по применению

признаков равенства прямоугольных треугольников при решении задач, в том

числе с практическим содержанием.

Развивающие: развитие интереса к предмету, внимания, логического мышления,

математически грамотной речи; информационных и коммуникативных

компетенций учащихся.

Воспитательные: воспитание коммуникативных качеств личности;

самостоятельности, ответственности, настойчивости, эстетического вкуса.

Задачи урока.

1) В направлении личностного развития: воспитывать у учащихся интерес к геометрии

и познанию. Формировать положительный мотив обучения. Способствовать

формированию коммуникативной компетентности учащихся, умения организовать

учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, быть

объективными в оценке деятельности как своей, так и других. Развивать

наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, умение

ставить проблему и искать пути ее разрешения. Формировать ответственное

отношение к учебному труду.

2) В метапредметном направлении: сформировать представления учащихся о

геометрической фигуре – треугольник, как о неотъемлемой части окружающего нас

мира, о различном использовании в быту и жизни предметов и устройств, имеющих

форму треугольника. Показать учащимся способы описания практической жизненной

задачи на математическом языке, возможность поиска и дальнейшего применения на

уроках математики знаний, полученных в других предметных областях.

3) В предметном направлении:

Знать: - формулировки свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников.

Уметь: - решать задачи, используя свойства и признаки равенства прямоугольных

треугольников.

Анализировать: - возможность применения того или иного свойства или признака при

решении различных задач.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

персональный компьютер (ПК);

проектор;

раздаточный материал (тесты, задания для групповой работы, карточка с

набором задач ВПР и ОГЭ 2023);

Ход учебного занятия

I. Организационный этап (5 мин)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. “Хочу,

потому что могу”.

Деятельность учеников: включение в деловой ритм, должна возникнуть

положительная эмоциональная направленность.

Деятельность учителя: устное сообщение. Интерес учащихся к уроку достигается

сообщением о том, почему в геометрии большое внимание уделяется прямоугольному

треугольнику.

1)

Мотивация урока.

У нас с вами сегодня проходит урок геометрии. Думаю, все вы заметили надпись "Не

обучавшийся геометрии пусть не входит в эту дверь", которую велел сделать над

дверью своего дома греческий ученый Платон. Греческие ученые не случайно так

много занимались математикой. В надписи Платона не случайно говорится о

геометрии, а не о математике вообще. Геометрию греки считали особенно важной

наукой.

Слайд 1:

Один мудрец сказал: “Высшее проявление духа – это разум. Высшее проявление

разума – это геометрия. Клетка геометрии – это треугольник. Он так же неисчерпаем,

как и Вселенная…”.

У вас может возникнуть вопрос: Почему в геометрии особое внимание уделяется

прямоугольному треугольнику?

( Ответ: Такие задачи встречаются на экзаменах по математике).

Слайд 2:

Вы, наверное, уже посещали сайты по подготовке к ВПР и ОГЭ? В структуре

ВПР за 7 класс есть 14 задание на применение знаний по теме «Прямоугольный

треугольник», в задачах ОГЭ – это 15 задание.

Слайд 3:

2)

Давайте составим кластер на тему :

Слайд (кластер)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

В нашей жизни прямоугольные треугольники встречаются часто и иногда

необычно. Вот сегодня мы и познакомимся: где и как встречаются прямоугольные

треугольники в задачах и в жизни.

Слайд 4:

Запишите число, классная работа. Тема нашего урока:» Прямоугольные

треугольники в задачах и в жизни».

II. Актуализация опорных знаний ( 6 мин)

Цель: повторение изученного материала, актуализация опорных знаний необходимых

для дальнейшей работы на уроке.

Давайте вспомним, какие темы мы с вами изучали на последних уроках? (Некоторые

свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников)

Сегодня мы продолжим работу по решению задач с применением свойств и

признаков равенства прямоугольных треугольников.

Слайд 5:

1)

Давайте вспомним основные вопросы теории

Слайд 6:

2)Решим задачи на применение свойств прямоугольных треугольников

III. Сообщение учащегося ( 3 мин)

Мы с вами говорили о том, что прямоугольные треугольники встречаются в нашей

жизни. Сейчас давайте послушаем сообщение, которое нам подготовил Сайгушев

Иван.

Слайд 7: Остров «Пасха»

IV. Устная работа в парах ( 5 мин)

Сейчас в парах вы проверите друг друга на знание формулировок признаков

равенства прямоугольных треугольников.

Доказать равенство треугольников.

1)

формулировка признаков равенства прямоугольных треугольников (задачи на

готовых чертежах);

Слайды8-11:

2)

задание на отыскание равных треугольников, с использованием свойств и

признаков равенства (карточка).

Слайд 12:

Слайд 13 - проверка:

V. Релаксационная пауза (3 мин)

(На фоне музыки "Журчание ручья")

Слайд 14:

Детям даётся инструкция: “Сядьте удобнее, закройте глаза. Представьте, что мы

идем по лесу. Деревья как будто замерли в ожидании весны. Но она уже близко.

Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение

уходит. Мы слышим журчание ручья (пауза). Светит яркое солнышко. Один

тёплый лучик упал на ваше лицо. Нам легко и спокойно. Воздух чистый и

дышится легко. Мы видим, как из-под снега пробивается зеленая трава. Вы

чувствуете, какая тёплая земля (пауза). Земля вам даёт силу и уверенность.

Сделайте глубокий вдох и медленно делайте выдох, пусть всё напряжение

уходит. Ещё раз вдох и выдох... (пауза). Пришла пора возвращаться домой. На

счёт 5 вы вернётесь обратно. 1, 2 – вы чувствуете, как силы возвращаются к вам,

3 - вы бодры и энергичны, 4 – у вас открываются глаза, 5 – вы возвращаетесь к

уроку отдохнувшие, полные сил и уверенности.

VI. Решение задач (применение знаний при решении задач ВПР и ОГЭ) (10 мин)

Слайд 15 и 16 (карточка):

На карточках напечатаны задачи, которые могут быть включены в варианты ВПР и

ОГЭ 2023 года. А зная свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников

вы, семиклассники сможете легко решить эти задачи.

Оформим решение задач на доске и в тетрадях.

ВПР

Тип 14 № 993

В треугольнике АВС углы А и С равны 40° и 60° соответственно.

Найдите угол между высотой ВН и биссектрисой BD.

Тип 14 № 1336

Высоты, проведенные к боковым сторонам АВ и АС остроугольного равнобедренного

треугольника АВС, пересекаются в точке М. Найдите углы треугольника, если угол

ВМС  =  140°.

Тип 14 № 2339

В равнобедренном треугольнике ABC с основанием AC угол B равен 120

°

. Высота

треугольника, проведённая из вершины A, равна 7. Найдите длину стороны AC.

ОГЭ

15.Треугольники, четырёхугольники, многоугольники и их элементы

Тип 15 № 348758

Один из острых углов прямоугольного треугольника равен 23°. Найдите его другой

острый угол. Ответ дайте в градусах.

Тип 15 № 348758

Один из острых углов прямоугольного треугольника равен 23°. Найдите его другой

острый угол. Ответ дайте в градусах.

Тип 15№ 348975

Два острых угла прямоугольного треугольника относятся как 4:5. Найдите боль-

ший острый угол. Ответ дайте в градусах.

14. Два острых угла прямоугольного треугольника относятся как 2:3. Найдите

меньший острый угол. Ответ дайте в градусах.

VIII. Сообщение учащегося (3 мин)

Слайд 18:

Созвездие "Треугольник".

IX. Итоги урока. Задания на дом (3 мин)

Слайд 19:

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Посчитайте свои баллы.

Придумайте и решите практическую задачу, в которой были использованы признаки

равенства треугольников.

XI. Рефлексия (2 мин)

Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать…

мне больше всего удалось…

меня особенно удивило…

для меня было открытием то, что …

за что ты можешь себя похвалить?

за что ты можешь похвалить одноклассников?

что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

мои достижения на уроке.

Используемые источники. (Приложение 9)

Этапы занятия

Временная

реализация

Оценочные

баллы

I.

Организационный момент:

1)

мотивация;

2)

формулирование темы урока.

5

II.

Актуализация опорных знаний учащихся:

1) фронтальный опрос по теории;

2) решение задач на готовых чертежах.

6

До 8

баллов

III. Сообщение учащегося (остров «Пасха»)

3

3 балла

IV. Устная работа в парах.

3)

формулировка

признаков

равенства

прямоугольных

треугольников

(задачи

на

готовых чертежах);

4)

задание на отыскание равных треугольников.

5

До 8

баллов

V. Релаксация

3

VI. Решение задач (обобщение и систематизация

знаний по теме)

10

От 3 до 5 б.

VII.

Сообщение

учащегося

(Созвездие

«Треугольник»)

3

3 балла

VIII. Итоги урока. Домашнее задание.

3

IX. Рефлексия урока.

2

20-25 б – «5»

15-19 б – «4»

8-14 – «3»



В раздел образования