Автор: Стадниченко Валентина Владимировна
Должность: мбоу "сош №34"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №34"
Населённый пункт: г.Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Роль эксперимента в формировании исследовательских навыков учащихся
Раздел: среднее образование
РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Стадниченко В.В., учитель химии
МБОУ «СОШ №34» Старооскольского городского округа
По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться:
послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а
увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение
становится тяжелой повинностью [2]. Химия – один из самых трудных
школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для
создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении
сырьевых,
энергетических,
продовольственных,
медицинских
проблем
человечества.
Основными способами развития творческих
способностей на уроках
химии
является
вовлечение
учащихся
в
проведение
эксперимента,
выполнение проектов и учебно-исследовательских работ.
Химический эксперимент – это источник знания о веществе и химической
реакции.
Он
способствует
активизации
познавательной
деятельности
учащихся, воспитанию устойчивого интереса к предмету, формированию
представлений
о
практическом
применении
химических
знаний.
Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны
объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов,
технических средств в заданных условиях.
Обучение химии на основе эксперимента соответствует концепции новых
образовательных
стандартов,
решает
задачу
реализации
системно-
деятельностного
подхода
и
способствует
достижению
учащимися
необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов [1].
Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он
является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой
путем превращения знаний в убеждения.
В химическом эксперименте наиболее общими являются следующие
компоненты:
1.изучение химических объектов (веществ и химических реакций),
рассчитанное на одновременное восприятие всеми обучаемыми;
2. постановка целей и задач эксперимента;
3. экспериментальная деятельность самих обучаемых;
4. освоение техники химического эксперимента.
Выполнять эксперимент возможно лишь с опорой на полученные ранее
знания. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию,
которое становится более целенаправленным и активным и осмыслению его
сущности. Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением
гипотезы.
Формулирование гипотезы учащимися развивает их мышление, заставляет
применять имеющиеся знания и в результате проверки гипотезы получать
новые знания. Химический эксперимент открывает большие возможности
также и для создания и последующего разрешения проблемных ситуаций.
Выделяют три основных типа эксперимента по месту его проведения:
1.Школьный – проводится в кабинете химии;
2.Внешкольный – проводится в рамках выполнения индивидуального или
исследовательского
проекта
на
базе
другого
учебного
заведения,
промышленного предприятия, аптеки, лаборатории;
3.Домашний - выполняется в домашних условиях. Например, при изучении
темы «Физические явления. Разделение смесей.» учащиеся согласно задания
выращивают дома кристаллы из растворов: поваренной соли, медного или
железного
купороса.
Лучшие
работы
используются
при
проведении
выставок.
По дидактическим целям различают:
- иллюстративный эксперимент проводится в форме лабораторного опыта
или демонстрации; подтверждает на практике теоретического положения;
- познавательный (эвристический) эксперимент является источником новых
химических знаний;
- контролирующий – средство проверки сформированности у учащихся
практических
умений
и
навыков
при
проведении
ученического
эксперимента;
- исследовательский – эксперимент, проводимый в ходе выполнения
индивидуального проекта.
По форме организации химический эксперимент делится на два типа:
1.
Демонстрационный, проводимый учителем и служит практическим
подтверждением теоретических сведений, сообщаемых учителем;
2.Ученический, к ним относятся:
- лабораторные опыты, позволяющие сформировать практические умения
учащихся работать с посудой, реактивами, лабораторным оборудованием;
- практические работы, которые проводят с целью закрепления знаний и
совершенствования экспериментальных умений после изучения отдельной
темы или раздела [1].
Практические работы могут проводиться в форме практикумов,
решения
экспериментальных
задач,
мысленного
эксперимента.
Использование данных форм обучения способствует подготовке учащихся к
сдаче ОГЭ и ЕГЭ части С, олимпиадам различного уровня.
В настоящее время в связи с развитием компьютерных технологий,
часто реальный эксперимент можно заменить на видеоопыты, проведение
реакций в виртуальных химических лабораториях.
Положительные стороны такого подхода: возможность посмотреть
проведение опасных экспериментов (взрыв газов,
горение щелочных
металлов, реакции с использование солей ртути), -отрицательные: не
формируются у учащихся практические навыки обращения с химическими
веществами, навыки безопасного обращения с веществами.
Овладение экспериментальными умениями и навыками необходимо не
только для успешного усвоения содержания курса химии, но и способствует
формированию следующих умений и навыков:
- обращение с посудой, приборами, реактивами;
- проведение лабораторных операций: нагревание, растворение, собирание
газов и др.;
- наблюдение химических явлений и процессов и правильное объяснение
их сущности;
- составление письменного отчета о проделанной работе;
- пользование справочной литературой.
Наиболее эффективно умения и навыки формируются при соблюдении
следующих условий:
- сочетание наглядного показа опыта с устным комментированием хода
его выполнения;
- объяснение сущности явлений, происходящих при выполнении опыта;
- уточнение необходимости эксперимента и предупреждение возможных
ошибок;
- контроль со стороны учителя и оказание дифференцированной помощи
учащимся.
Химический эксперимент - важный источник знаний. Систематическое
использование на уроках химии эксперимента помогает развивать умения
наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и
законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки,
прививает
навыки
планирования
своей
работы
и
осуществления
самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду.
Химический
эксперимент
способствует
общему
воспитанию
и
всестороннему развитию личности и формирует исследовательские навыки
учащихся.
Таким
образом,
химический эксперимент способствует
развитию
творческих
способностей, самостоятельности, логического мышления и
умственной активности у учащихся, повышает интерес к изучению химии,
позволяет творчески применять теоретические знания на практике,что
является основой формирования исследовательских навыков обучающихся.
Систематическое проведение экспериментов способствует повышению
успеваемости по химии, учит самостоятельно добывать знания, развивает
стремление к самообразованию.
Список использованной литературы:
1. Злотников, Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего
обучения. [Текст]/ Э.Г.Злотников//Химия в школе.- 2001.- № 4 –С.16-18.
2.Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребенок
полюбил учиться. [Текст] /С.Л.Соловейчик, -М.:АСТ, 2019.- 240 с.