Напоминание

Роль эксперимента в формировании исследовательских навыков учащихся


Автор: Стадниченко Валентина Владимировна
Должность: мбоу "сош №34"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №34"
Населённый пункт: г.Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Роль эксперимента в формировании исследовательских навыков учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Стадниченко В.В., учитель химии

МБОУ «СОШ №34» Старооскольского городского округа

По мнению С. Соловейчика, есть три силы, заставляющих детей учиться:

послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а

увлечение движет. Если дети равнодушны к предмету, то увлечение

становится тяжелой повинностью [2]. Химия – один из самых трудных

школьных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для

создания у школьников отчетливых представлений о роли химии в решении

сырьевых,

энергетических,

продовольственных,

медицинских

проблем

человечества.

Основными способами развития творческих

способностей на уроках

химии

является

вовлечение

учащихся

в

проведение

эксперимента,

выполнение проектов и учебно-исследовательских работ.

Химический эксперимент – это источник знания о веществе и химической

реакции.

Он

способствует

активизации

познавательной

деятельности

учащихся, воспитанию устойчивого интереса к предмету, формированию

представлений

о

практическом

применении

химических

знаний.

Эксперимент позволяет выделить и изучить наиболее существенные стороны

объекта или явления с помощью различных инструментов, приборов,

технических средств в заданных условиях.

Обучение химии на основе эксперимента соответствует концепции новых

образовательных

стандартов,

решает

задачу

реализации

системно-

деятельностного

подхода

и

способствует

достижению

учащимися

необходимых предметных, метапредметных и личностных результатов [1].

Химический эксперимент придает особую специфику предмету химии. Он

является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой

путем превращения знаний в убеждения.

В химическом эксперименте наиболее общими являются следующие

компоненты:

1.изучение химических объектов (веществ и химических реакций),

рассчитанное на одновременное восприятие всеми обучаемыми;

2. постановка целей и задач эксперимента;

3. экспериментальная деятельность самих обучаемых;

4. освоение техники химического эксперимента.

Выполнять эксперимент возможно лишь с опорой на полученные ранее

знания. Теоретическое обоснование опыта способствует его восприятию,

которое становится более целенаправленным и активным и осмыслению его

сущности. Проведение эксперимента обычно связано с выдвижением

гипотезы.

Формулирование гипотезы учащимися развивает их мышление, заставляет

применять имеющиеся знания и в результате проверки гипотезы получать

новые знания. Химический эксперимент открывает большие возможности

также и для создания и последующего разрешения проблемных ситуаций.

Выделяют три основных типа эксперимента по месту его проведения:

1.Школьный – проводится в кабинете химии;

2.Внешкольный – проводится в рамках выполнения индивидуального или

исследовательского

проекта

на

базе

другого

учебного

заведения,

промышленного предприятия, аптеки, лаборатории;

3.Домашний - выполняется в домашних условиях. Например, при изучении

темы «Физические явления. Разделение смесей.» учащиеся согласно задания

выращивают дома кристаллы из растворов: поваренной соли, медного или

железного

купороса.

Лучшие

работы

используются

при

проведении

выставок.

По дидактическим целям различают:

- иллюстративный эксперимент проводится в форме лабораторного опыта

или демонстрации; подтверждает на практике теоретического положения;

- познавательный (эвристический) эксперимент является источником новых

химических знаний;

- контролирующий – средство проверки сформированности у учащихся

практических

умений

и

навыков

при

проведении

ученического

эксперимента;

- исследовательский – эксперимент, проводимый в ходе выполнения

индивидуального проекта.

По форме организации химический эксперимент делится на два типа:

1.

Демонстрационный, проводимый учителем и служит практическим

подтверждением теоретических сведений, сообщаемых учителем;

2.Ученический, к ним относятся:

- лабораторные опыты, позволяющие сформировать практические умения

учащихся работать с посудой, реактивами, лабораторным оборудованием;

- практические работы, которые проводят с целью закрепления знаний и

совершенствования экспериментальных умений после изучения отдельной

темы или раздела [1].

Практические работы могут проводиться в форме практикумов,

решения

экспериментальных

задач,

мысленного

эксперимента.

Использование данных форм обучения способствует подготовке учащихся к

сдаче ОГЭ и ЕГЭ части С, олимпиадам различного уровня.

В настоящее время в связи с развитием компьютерных технологий,

часто реальный эксперимент можно заменить на видеоопыты, проведение

реакций в виртуальных химических лабораториях.

Положительные стороны такого подхода: возможность посмотреть

проведение опасных экспериментов (взрыв газов,

горение щелочных

металлов, реакции с использование солей ртути), -отрицательные: не

формируются у учащихся практические навыки обращения с химическими

веществами, навыки безопасного обращения с веществами.

Овладение экспериментальными умениями и навыками необходимо не

только для успешного усвоения содержания курса химии, но и способствует

формированию следующих умений и навыков:

- обращение с посудой, приборами, реактивами;

- проведение лабораторных операций: нагревание, растворение, собирание

газов и др.;

- наблюдение химических явлений и процессов и правильное объяснение

их сущности;

- составление письменного отчета о проделанной работе;

- пользование справочной литературой.

Наиболее эффективно умения и навыки формируются при соблюдении

следующих условий:

- сочетание наглядного показа опыта с устным комментированием хода

его выполнения;

- объяснение сущности явлений, происходящих при выполнении опыта;

- уточнение необходимости эксперимента и предупреждение возможных

ошибок;

- контроль со стороны учителя и оказание дифференцированной помощи

учащимся.

Химический эксперимент - важный источник знаний. Систематическое

использование на уроках химии эксперимента помогает развивать умения

наблюдать явления и объяснять их сущность в свете изученных теорий и

законов, формирует и совершенствует экспериментальные умения и навыки,

прививает

навыки

планирования

своей

работы

и

осуществления

самоконтроля, воспитывает аккуратность, уважение и любовь к труду.

Химический

эксперимент

способствует

общему

воспитанию

и

всестороннему развитию личности и формирует исследовательские навыки

учащихся.

Таким

образом,

химический эксперимент способствует

развитию

творческих

способностей, самостоятельности, логического мышления и

умственной активности у учащихся, повышает интерес к изучению химии,

позволяет творчески применять теоретические знания на практике,что

является основой формирования исследовательских навыков обучающихся.

Систематическое проведение экспериментов способствует повышению

успеваемости по химии, учит самостоятельно добывать знания, развивает

стремление к самообразованию.

Список использованной литературы:

1. Злотников, Э.Г. Химический эксперимент в условиях развивающего

обучения. [Текст]/ Э.Г.Злотников//Химия в школе.- 2001.- № 4 –С.16-18.

2.Соловейчик, С.Л. Учение с увлечением. Как сделать так, чтобы ребенок

полюбил учиться. [Текст] /С.Л.Соловейчик, -М.:АСТ, 2019.- 240 с.



В раздел образования