Автор: Меньших Александр Владимирович
Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
Учебное заведение: МАОУ "Андреевская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область, Курманаевский район, село Андреевка
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы работы используемые на занятиях по ОБЖ для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам и внеклассным мероприятиям".
Раздел: среднее образование
Тема: «Эффективные методы работы используемые на занятиях по
ОБЖ для подготовки обучающихся к предметным олимпиадам и
внеклассным мероприятиям».
Актуальностью и перспективностью данного опыта, его практическая
значимостью является следующие:
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций является составной
частью общегосударственных социальных и оборонных мероприятий, что требует
от структур государственной власти энергичных мер по созданию эффективной
системы защиты граждан, действующей на всех уровнях. Соответственно
возрастает
роль
и
ответственность
системы
образования
за
подготовку
обучающихся
по
вопросам,
относящимся
к
области
безопасности
жизнедеятельности.
Практическая значимость опыта состоит в разработке методики воспитания
культуры безопасности у подростков в условиях сельской школы.
Результативность
(устойчивые
положительные
результаты
деятельности).
- высокая активность участия во внеклассных мероприятиях
в том числе
предметных олимпиадах и соревнованиях;
повышение уровня обученности, высокая степень удовлетворенности субъектов
деятельности;
- участие в районных мероприятиях.
Теоретическая база опыта.
- Воспитание культуры безопасности школьников; Воспитание культуры личной
безопасности
(Мошкин
В.Н.).
- Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI
веке
(Зеленков
В.Ю.).
- Культура
безопасности
жизнедеятельности:
системообразующий
фактор
снижения
риска
чрезвычайных
ситуаций
в
современной
России;
Основы
формирования и реализации государственной политики в области снижения рисков
чрезвычайных ситуаций; Безопасность жизнедеятельности (некоторые аспекты
государственной политики). (Воробьёв Ю.Л.).
- Обучение населения в области ГО и защиты от ЧС: анализ основных проблем
(Дурнев Р.А.)
Технология опыта.
Исходя из современных требований, основными целями курса ОБЖ
являются:
формирование
и
развитие
у
учащихся
высоких
морально-
психологических
качеств,
психологической
устойчивости
к
опасностям
и
чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему
здоровью, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно
воспитание
у
школьников
уверенности
в
эффективности
мероприятий,
проводимых в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, успешной
ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также
убежденности в необходимости принимать в них посильное участие.
Большое значение придается формированию у учащихся здорового образа
жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой
медицинской
помощи
пострадавшим,
правилам
безопасного
поведения
в
образовательном процессе и в производственной деятельности. Но 1 урока ОБЖ в
неделю в основной сельской школе не позволяют реализовать эти требования в
полной мере. Поэтому большое внимание уделяем межпредметным связям и
внеклассной работе.
Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Для педагога подготовка
к
олимпиадам
является
благодатным
полем
экспериментальной
деятельности. Все творческие находки, методические наработки могут быть
внедрены в педагогическую практику и принести весомые результаты.
Этапы организации работы по подготовки к предметной олимпиаде по
ОБЖ:
1.
Подготовка
к
олимпиаде
должна
вестись
систематически
через
организацию индивидуальной работы на уроке и через внеурочные занятия.
Использование индивидуальных, творческих и нестандартных творческих заданий
повышенного уровня на уроках как правило дают видимый результат. Организация
развивающей
среды,
стимулирующей
любознательность
и
обеспечение
её
удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные
конкурсы, кружки, факультативы
2.
Работа по подготовке к олимпиаде будет результативна, если отношения
между учителем и учениками будут партнерским.
Превосходство учителя
выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
Принципы при подготовке к олимпиаде:
1.
Максимальная
самостоятельность
–
предоставление
возможности
самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые
добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при
решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность
самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны
учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение
итогов при решении задач.
2. Активность знаний:
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в
активном применении. Они составляются с учётом всех предыдущих знаний, в
соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными
в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит
углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует,
что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой
подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности:
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по
заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа
опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается
результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация
этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает
возможность успешно реализоваться.
4 -
й этап подготовки - анализ результатов прошедших олимпиад:
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки,
находки, не учтённые в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика.
Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на
качество подготовки к олимпиаде. Но он также необходим для учащихся, так как
способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение
анализировать не только успехи, но и недостатки.
Формы и методы работы используемые мной на уроке по подготовке
учащихся к олимпиадам
В классе, на уроке высокомотивированые учащиеся требуют особого подхода,
особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к
новым
открытиям,
активному
умственному
труду,
самопознанию.
Чтобы
активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий,
занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать
различные
современные
средства
информации
и
современные
технологии
обучения, что поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления,
гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках
является:
-
повышение учебной мотивации одаренных детей;
-
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
-
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
-
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной
деятельности;
Можно
порекомендовать
следующие
приемы
работы
с
высокомотивированными учащимися на уроке:
1.Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока:
На уроке всегда можно найти место задачам, заданиям, развивающим
ученика, причем в любом классе, по любой теме. Можно предлагать учащимся
задачи, которые были на олимпиадах в предыдущие годы.
2. Разнообразные виды самостоятельных работ: тренировочные, закрепляющие
самостоятельные работы, самостоятельные работы творческого, развивающего
характера.
3.
После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается
подготовить сообщения, рефераты, презентации для выступления на уроке, или
внеклассных мероприятиях. Темы выбираются заранее.
4. Работа с тестами.
Это вид деятельности помогает ученику продуктивнее заниматься на уроке.
Такой вид работы очень удобен. У учеников вырабатываются устойчивые умения и
знания. Можно легко увидеть какова подготовленность учащихся, как усвоена
тема, на чём стоит заострить внимание.
5. Нестандартные задания на уроке.
Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу
урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов,
задач-шуток, задач прикладного характера.
6. Творческие и олимпиадные домашние задания:
Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: придумайте
ребусы по теме, составьте кроссворд, придумайте задачу-сказку по теме и т.п. В
качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя
олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться
дополнительной
литературой,
вести
поиск
решения
задач,
решать
их
самостоятельно).
Мы знаем, что основная работа при подготовке учащихся к олимпиадам
ведется во внеурочное время в процессе индивидуальной работы с учеником. При
этом учителю необходимо определиться со стратегией обучения решению
нестандартных заданий и заданий повышенной сложности. Рассмотрим на каких
принципах строится данная стратегия:
1.
Ускорение.
Эта стратегия позволяет учесть потребности и возможности
определённой категории учащихся, отличающихся разным темпом развития.
Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащённому в той или
иной мере углублённому учебному содержанию по предмету. Примером такой
формы подготовки могут быть погружения, творческие мастерские, мастер-классы,
интенсивные образовательные программы.
2. Углубление.
Соответствующая
стратегия
подготовки
эффективна
по
отношению к одаренным детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес
к предмету. При этом предполагается более глубокое изучение тем конкретной
области знаний.
3.
Обогащение.
Данный тип стратегии ориентирован на качественно иное
содержание
обучения
учащихся,
изучения
нетрадиционных
тем
за
счёт
установления связей с другими темами, проблемами или предметами. Такая
программа предполагает обучение школьников разнообразным способам и
приёмам работы с олимпиадными заданиями. Подготовка может осуществляться в
рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение
учащихся в исследовательские проекты, интеллектуальные турниры и конкурсы по
развитию тех или иных способностей и т. д.
4. Проблематизация. Данная стратегия обучения предполагает стимулирование
личностного развития учащихся с помощью использования проблемных ситуаций,
оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся фактов, поиск новых трактовок
и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся
личностного подхода к изучению предмета.
Также чтобы работа была эффективной учителю следует разработать программу
подготовки учащихся к олимпиадам, которая должна удовлетворять следующим
требованиям:
1) включать дополнительное изучение тем разделов и актуальных проблем;
2) использовать интегрированный подход к изучению тем и проблем. Это позволит
стимулировать стремление учащихся к расширению и углублению своих знаний, а
также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску
решений на «стыке» разных видов межпредметных знаний;
3) формировать умения к проведению исследовательской работы;
4) учитывать личностные интересы учащихся и поощрять углублённое изучение
тем, выбранных самим школьником;
5) поддерживать и развивать самостоятельность в обучении;
6) обеспечивать гибкость и вариативность образовательного процесса с точки
зрения содержания, форм и методов обучения, корректировки методики с учётом
специфики индивидуальных особенностей учащихся;
7) предусматривать свободный доступ и использование разнообразных источников
и способов получения информации;
8) обучать учащихся оценивать результаты своей работы, формировать у них
навыки рефлексии;
10) развивать элементы индивидуальной психологической поддержки и помощи с
учётом своеобразия личности каждого участника олимпиад.
Практические
советы
по
подготовки
школьников
к
предметной
олимпиаде.
Итак, стратегические цели понятны, необходимо разработать тактические
шаги. Что делают на олимпиадах школьники? Решают теоретические задачи,
выполняют практические задания. Вот от этого и надо отталкиваться. На начальной
стадии работы необходимо способствовать развитию у школьников интереса к
ОБЖ – предлагать
для
чтения
интересную
научно-популярную
литературу,
необходимо начинать с ними активную внеурочную работу. Планировать занятия
стоит следующим образом: примерно 75% времени отводится на решение и
разбор задач теоретических туров, 25% времени
–
на выполнение задач
практического тура.
Планируя
самостоятельную
деятельность
школьника,
необходимо
нацеливать его на работу со следующими материалами:
• материалы олимпиад различного уровня;
• учебники;
• специализированная литература.
Очень важно, чтобы у участника олимпиады по ОБЖ
была отличная
физическая подготовка.
Как показывает практика, школьники, принимающие
участие в
олимпиаде по ОБЖ, сталкиваются с существенными физическими
трудностями в полевом туре.
Олимпиада по ОБЖ, без всяких преувеличений является одним из самых
трудных предметных олимпиад. Нет ни одного другого предмета где олимпиада
проходила бы в четырех турах:
а) первый тур – теоретический,
определяющий уровень теоретической
подготовки участников Олимпиады;
б) второй тур – практический, определяющий:
· уровень подготовленности участников Олимпиады в выполнении
приемов оказания первой медицинской помощи;
· уровень подготовленности участников Олимпиады по выживанию в
условиях природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, а также по основам военной службы.
В заданиях теоретического тура представлены следующие тематические
направления:
·
«Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни и в
чрезвычайных ситуациях»: основы здорового образа жизни; безопасность на
улицах и дорогах; безопасность в бытовой среде; безопасность в природной
среде;
безопасность
на
водоемах;
безопасность
в
социальной
среде
(безопасность при террористических актах, возникновении региональных и
локальных вооруженных конфликтах и массовых беспорядках); пожарная
безопасность и правила поведения при пожаре; безопасность в чрезвычайных
ситуациях природного и техногенного характера;
· «Государственная система обеспечения безопасности населения»:
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций и система гражданской обороны; безопасность и защита от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий;
мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени; государственные службы по охране здоровья и
обеспечению
безопасности
граждан;
правовые
основы
организации
обеспечения безопасности и защиты населения;
· «Основы обороны государства и воинская обязанность»: вопросы
государственного и военного строительства Российской Федерации; военно-
историческая подготовка; военно-правовая подготовка;
государственная и
военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тестовые задания предусматривают:
· выбор правильного ответа, когда в тесте присутствуют готовые
ответы на выбор;
· без готового ответа, или тесты открытой формы, когда участник
Олимпиады вписывает ответ самостоятельно;
· на установление соответствия;
· на установление правильной последовательности;
· тесты выбора, когда маскируется правильный ответ;
б) при составлении тестов используются задания различных видов: словесные,
знаковые,
числовые,
зрительно-пространственные
(схемы,
рисунки,
графики,
таблицы и др.)
Олимпиадные задания практического тура по выполнению приемов оказания
первой
медицинской
помощи
представлены
следующими
тематическими
линиями:
· первая медицинская помощь при отморожениях;
· первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах;
·
первая медицинская помощь при химических и термических
ожогах;
· первая медицинская помощь при отравлениях;
· первая медицинская помощь при поражениях электрическим током;
· первая медицинская помощь при кровотечениях;
· первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях;
· первая медицинская помощь при переломах;
· проведение реанимационных мероприятий;
Олимпиадные задания практического тура
по
выживанию в условиях
природной среды, по действиям в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера, а также по основам военной службы предусматривают:
· задания по ориентированию на местности (определение сторон
горизонта или азимута на объект; движение по азимуту; движение в заданном
направлении; движение по легенде; движение по обозначенному маршруту);
·
задания
по
организации
жизнеобеспечения
в
условиях
вынужденного автономного существования: укладка рюкзака;
добывание огня без
спичек; разжигание костра, пережигание нити; распознавание съедобных и
ядовитых растений и грибов; подача сигналов бедствия;
· задания по преодолению препятствий без специального снаряжения
(переправа по горизонтальной веревке; переправа по горизонтальному бревну;
переправа по наклонному бревну; переправа по качающимся перекладинам;
движение по подвесному бревну; преодоление этапов «Бабочка», «Паутина»,
«Ромб»; преодоление заболоченного участка по кочкам с помощью жердей;
движение по узкому лазу;
·
решение
пожарно-тактической
задачи;
преодоление
зоны
радиоактивного заражения; действия в районе аварии с утечкой аварийно-химических
опасных веществ; по применению средств индивидуальной и коллективной защиты;
действия по спасению утопающего с помощью спасательного круга или «конца
Александрова»; передвижение по местности с соблюдением правил дорожного
движения и др.;
·
элементы начальной военной подготовки: неполная разборка и
сборка модели автомата (АКМ, АК-74); снаряжение магазина автомата патронами;
метание гранаты с места;
стрельба из пневматического оружия,
определение
званий рядового, сержантского и офицерского состава, символики видов и родов
войск Вооруженных Сил Российской Федерации и др.
Результативность опыта.
Участие в олимпиадах.
Учебный год
Результат, уровень
ФИ обучающегося
Участие в соревнованиях.
Учебный год
Соревнования
Результат, уровень
Итак, подведем итог.
Главное – любовь к своей работе и ученикам, окружающим, самому себе,
терпение, внимание, неустанный труд. И тогда ученики не только поверят в свои
силы, но и будут понимать, что олимпийская высота – всего лишь ступень на их
жизненном пути, и поднялись на эту ступень они вместе со своим Учителем.