Напоминание

Валентин Распутин. Жить по совести


Автор: Рихванова Валентина Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Шумиловская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская обл. Братский р-н, п. Шумилолво
Наименование материала: научная статья
Тема: Валентин Распутин. Жить по совести
Раздел: среднее образование





Назад




Статья на тему: «Валентин Распутин. Жить по совести»

Рихванова Валентина Евгеньевна,

Учитель русского языка и литературы, учитель психологии

Ключевые слова: творчество, проза, Иркутск, Родина, Сибирь, личность, народ, Байкал,

любовь.

«Как мало, выходит, в человеке своего, данного ему от рождения, и сколько в нем

от судьбы, от того, куда он на сегодняшний день приехал и что с собой привез.»

Валентин Распутин

В литературе России второй половины XX века, богатой яркими именами,

В. Распутин по праву занимает особое место. Многочисленные литературоведческие

исследования

показывают,

что

творческий

метод

этого

современного

писателя

сформирован на основе усвоения замечательных традиций классики русской и мировой

литературы.

Личность

писателя

сложна

и

многопланова:

он

известен

своей

принадлежностью

к

народно-патриотическому

движению,

печатается

в

газетах

«Советская Россия», «Правда» и вместе с тем получает премию А. Солженицына.

Творчество Распутина развивалось в рамках «деревенской» прозы 20-го века. Его

имя стоит в одном ряду с Ф. Абрамовым, С. Залыгиным, В. Беловым, произведения

которых выделяются пристальным вниманием к народному характеру, изображенному

через образ сельского жителя, крестьянина. В прозе Распутина обрела голос, живую плоть

и эмоциональное движение сибирская деревня времени интенсивных изменений в

семейном и бытовом укладе, в характере труда и отношениях между людьми. В его

произведениях нашла выход трудовая народная нравственность, заложенная глубокими

историческими традициями. Своим творчеством В. Распутин вместе с другими

художниками слова поставил перед обществом ряд вопросов, связанных с духовным

миром современника, с его отношением к людям, к своему роду и Родине, к труду и

природе, к нравственным ценностям, нашедшим столь полное и блистательное

воплощение в творчестве писателя.

Его детство, начавшееся до войны и захватившее ее, прошло под Иркутском.

Войны как таковой в Сибири не было, но она все равно чувствовалась повсюду — ей был

пронизан мир его малой родины, и каким бы высоким ни было небо на головой, война

делала его суровым, и жизнь и вдали от фронта была полуголодной. Река, прообразом

которой была Ангара, и как символ, и как реальный географический объект, стала для В.

Распутина главным атрибутом его произведений. «Я верю, что и в моем писательском

деле она сыграла не последнюю роль: когда-то в неотмеченную минуту вышел я к Ангаре

и обомлел — и от вошедшей в меня красоты обомлел, а также от явившегося из нее

сознательного и материального чувства Родины», — вспоминал он.

Много позже писатель назовет хлеб своего детства трудным. Но отметит при этом,

что именно в то время общность людей была как никогда более тесной: «Люди против

больших и малых бед держались вместе». Он хорошо понимал и чувствовал значение

этого слова — вместе. И незыблемой истиной было для него понимание того, что только

вместе люди могут созидать и спасать все то, что объединяется в понятие родина и живет

в душе, не отпуская, и при этом только сообща они порой бездумно разрушают свой мир,

данный им для счастья, радости, труда и любви.

...Он был пропитан любовью к тем местам, где прошло его детство, где он научился

читать, открыл для себя мир книг и знаний, которыми прирастал жадно, взахлеб. И не

понимал, как могло бы быть иначе и чем можно питаться и дышать, если корни, что

держат тебя на земле, вдруг ломаются. Принадлежа к блестящей плеяде «деревенщиков»,

Валентин Распутин был и остался единственным, кто ни на миг не отрывался от той

земли, которая подарила ему жизнь. С его удивительным чувством языка и талантом

писать глубокие философские вещи простым, ясным языком, он, без сомнения, был бы

востребован где угодно, включая Запад.

Валентин Григорьевич в молодости, вообще-то, всерьез не задумывался о

писательстве. Он был журналистом, корреспондентом иркутских газет. Любил ходить и

ездить по родному краю, по земле своей. В первой половине 60-х годов В. Распутин

работает редактором литературно-драматических передач Иркутской студии телевидения,

литсотрудником газеты «Красноярский рабочий», спецкором газеты «Красноярский

комсомолец», пишет рассказы и очерки о молодых участниках великих строек Сибири. Но

талант, данный ему свыше, взял свое. Он стал писателем, ведущим прозаиком, мастером

слова, приблизился к классике. Повесть «Деньги для Марии» - первое его крупное

произведение. Критика дружно и с радостью заметила, что в литературу пришел очень

серьезный писатель, философ, психолог, художник, учитель. Каждой новой своей книгой

Валентин Распутин брал ступеньку высоты, мастерства, как рентгеном просвечивал души

людские. И «Прощание с матерой», «Живи и помни», «Последний срок» - все эти

произведения в чем-то похожи на учебники жизни. Распутин видел в человеке многое, что

другие не видели. Краски его языка и образов заставляли человека задуматься, замедлить

шаг в ложную сторону...

В повести «Прощание с Матерой» Валентин Распутин еще много лет назад поднял

проблему, актуальнее которой сейчас на планете нет. И проблема маленькой Матеры

давно выплеснулась за края островка и деревни, она дышит в лицо на всех материках и

континентах, бросает зарвавшемуся от своего величия человечеству вызовы, сигналя об

опасности — Распутин предупреждал, что если человечество не остановится, оно может

потерять то, что всего дороже — свой собственный мир... А чтобы понять это,

человечеству пора посмотреть себе в глаза. Как это делал он. Просто и честно... Всю

жизнь.

Каждый писатель как автор искусства ведет творческий поиск и создает свою,

авторскую художественность. В этом плане рассматривается эволюция В. Распутина –

художественно-творческая эволюция писателя (не публициста). Она основывается на

эволюции философии художника, его психологизма, поэтики, особенностей метода, стиля.

Его личность и творчество оказались в поле исследования большого количества

диссертаций, посвященных проблемам изучения современной русской литературы,

литературы народов России и проблемам творческого освоения традиций. Большинство

работ подробно исследует мировоззренческую основу произведений. Ряд диссертаций

определяет нравственно-философские подходы В. Распутина в художественном освоении

действительности. Наиболее интересными из них, на наш взгляд, являются работы А.

Газизовой

«Нравственно-философские

искания

современной

советской

прозы

(Ч.

Айтматов, В. Распутин)». Их авторы подвергли детальному анализу концептуальные

основы произведений, обратив особое внимание на решение проблемы народного

характера в творчестве В. Распутина, на художественное наполнение нравственно-

философских

понятий,

таких

как

совесть,

стыд,

память

в

мире

литературных

произведений писателя и др.

Литературная

работа,

знание

народа

помогали

писателю

чувствовать

и

политический пульс всей страны. Когда заговорили о перестройке и ее нарастающая

волна покатилась по просторам огромного государства, Распутин напечатал в толстом

журнале повесть с коротким тревожным названием «Пожар». Загорелись крупные дорогие

склады, набитые продовольствием, важным и необходимым добром, но, читая об этом,

люди понимали намек писателя: беспощадное пламя всей державе угрожает. Истинно

русский человек, знающий, о чём думают его соотечественники — простые люди,

писатель, чувствующий душу своего народа, Валентин Григорьевич поставил точку над

«И». И сразу всем стало легче: «Нет, русских так просто, обманом и даже расстрелом, не

возьмёшь! Русские без борьбы не сдаются! Не отдадут своей земли! — эта мысль

утверждалась в каждом: пусть жестокие времена пришли на нашу землю, пусть, мы от

борьбы не откажемся! И ещё посмотрим, за кем она, эта правда жизни на Земле?!»

Валентин Григорьевич, стоявший за изменения в стране, стал больше уделять

внимание острой публицистике, выступив в защиту Байкала и природы. Во всех

сочинениях у Распутина нет таких пафосных слов, как Отчизна, Отечество, Патриотизм.

Родина начинается у него, как в знакомой песне, с «травы у дома», и еще с хлебных полей

за околицей, речки и леса, старого погоста, где лежат его предки. Он отдал свою жизнь

народу, посвящая ее борьбе за правду и чистую совесть.

О главном говорит каждое произведение Распутина. Его читают не только в

России, но и во Франции, Испании, Китае… Альбом очерков «Сибирь, Сибирь» — самая

читаемая русская книга в Америке. Валентина Распутина называют «неспокойной

совестью российской деревни». А как жить не по совести, Валентин Распутин не знает и

не хочет знать.

В. Курбатов, размышляя о том, что такое философия в России, что русская

философия развивается не только учеными, но и писателями, пишет о В. Распутине:

«.пока философия осмотрительно ожидает устойчивости явления, писатель уже живет

своим страдающим временем и ищет человеку более верного пути в теснине новой смуты.

Художник как встарь, выходит вперед и принимает на себя бремя еще беспризорной для

философии мысли. И на переломах это виднее всего».

В одном из своих интервью Валентин Григорьевич Распутин сказал: «Земля —

последнее, что у нас еще есть… Нет ничего дороже для человека, чем земля и вода. Где

бы мы ни родились и ни выросли, мы происходим из того и от того, что дает нам своя

родная вода и земля. Во всем — в облике, речи, привычках и так далее. Любовь к песне,

стиху, душа наша — все от нашей земли».

Список литературы:

1.

Валентин Распутин. Живи и помни: Повести. Рассказы. М.: Эксмо, 2004. -

704с.

2.

Макарова Б. А. Живи в согласии со своей совестью: литературный вечер,

посвящённый В. Г. Распутину, для учащихся старших классов / Б. А. Макарова //

Читаем, учимся, играем. – 2007. – № 1. – С. 23–27.

3.

Петрова О. Л. Живые мысли: дополнительный материал к творчеству В.

Распутина / О. Л. Петрова // Читаем, учимся, играем. - 2002. - N 1. - С. 69-71.

4.

Тамбовская А. И. Женские образы в творчестве Распутина: устный журнал /

А. И. Тамбовская // Читаем, учимся, играем. - 2010. - N 12. - С. 36-40.

5.

Жегалина Н. С. Образ неба в произведениях В. Распутина / Н. С. Жегалина //

Литература в школе. - 2012. - № 6. - С. 6-9.

6.

Бражников И. Л. Время, история и вековечность в повести В. Распутина

«Прощание с Матёрой» / И. Л. Бражников // Литература в школе. - 2010. - №3. - С.

21-23.

7.

Кожемяко, В. С. Валентин Распутин. Боль души [Текст] / В. С. Кожемяко. -

Москва.: Алгоритм, 2007. – 285 с.

8.

Распутин В.Г. Только с чистой душой можно возродить Россию: /Беседа с

писателем В.Г. Распутиным /Записал М. Бузукашвили/ // Деловой мир, 1994. 28

марта - 3 апреля. - С. 23.

9.

Распутин В.Г. По-русски значит по совести // Российская газета, 2000. -21

апреля. — С. 25.

10. Бедрикова М.Л. Особенности психологизма русской прозы второй половины

1980-х годов: Творчество В. Астафьева и В.Распутина: Дис. . канд. филол. наук. -

М., 1995. 203с.

11. Большакова А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX

века. М.: Ком. по телекоммуникациям и средствам масс, информ. Правительства

Москвы, 2000. - 132с.

12. Кузин Н. Вещее слово В. Распутина // Дальний Восток, 2004. №4.1. C. 176.

13. Огнев A.B. Традиции, война и судьба России. Тверь: Золотая буква, 2004.-

433с.

14. Хоружий В. В. Ранний Распутин // Творческая личность Валентина

Распутина: Живопись - чувство - мысль - воображение - откровение: Сб. науч. тр.

Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2015. С. 148-162

15. Распутин В. Г. Собрание сочинений: В 4 т. Иркутск: Изд. Сапронов, 2007б.

Распутин В., Кожемяко В. Эти 20 убийственных лет. М.: Алгоритм: Эксмо, 2011.

320 с.



В раздел образования