Автор: Шишкина Мария Васильевна
Должность: преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБОУПО САСТ
Населённый пункт: Севастополь
Наименование материала: статья
Тема: Роль наставника в обучении английскому языку студентов с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Роль наставника в обучении английскому языку студентов с ОВЗ
Автор:
Шишкина
Мария
Васильевна,
Российская
Федерация,
г.Севастополь,
ГБОУПО
«Севастопольский
архитектурно-строительный
техникум», преподаватель.
Английский язык является средством международного общения а
также
играет
важную
роль
в
международном
взаимодействии.
На
сегодняшний день английский язык является языком технологии, науки,
политики, культуры, экономики и даже искусства.
Таким образом,
преподавание английского языка крайне важно для того, чтобы студенты
понимали, что мир становится все более глобальным.
Английский язык является одним из обязательных предметов,
необходимых студентам, и не только для студентов в целом, но и для
студентов с особыми потребностями, которые должны изучать английский
язык. Трудности в обучении можно описать как неврологические проблемы с
обработкой
информации.
Как
правило,
эти
проблемы
влияют
на
приобретение базовых навыков, таких как чтение, письмо или математика.
Наличие нарушений не означает, что человек не может учиться –
абсолютно нет. Однако это означает,
что для преподавания может
потребоваться
компенсирующая
стратегия,
учитывающая
конкретные
аспекты обучения, с которыми учащийся сталкивается. Иными словами,
учащимся может потребоваться более индивидуальный и адаптированный
подход к обучению.
Трудности в обучении различаются у разных учащихся, и этот термин
на самом деле относится к широкой группе расстройств. Некоторые из
наиболее распространенных из них включают:
• Дислексия
• Дисграфия
• Синдром дефицита внимания (СДВ)
• Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
Учащиеся с ограниченными возможностями в обучении сталкиваются с
препятствиями в развитии своего интеллекта, которые в свою очередь
вызывают затруднения в изучении английского языка. Поэтому, важно,
чтобы преподаватель умел применять особые методы в обучении языку, в
работе с такими студентами. Однако, для молодого специалиста, который не
обладает достаточным опытом работы со студентами с ограниченными
возможностями в обучении, могут возникнуть трудности в качественном
преподавании английского языка.
На помощь может прийти наставник, в лице опытного коллеги. На
сегодняшний день тема наставничества в образовании является одной из
основных в нацпроекте «Образование». Цель наставничества - обеспечить
поддержку, руководство и консультации преподавателю, чтобы он мог
совершенствовать
свои
педагогические
навыки
и
развиваться
профессионально.
Наставник
дает
полезные
советы
начинающим
преподавателям по совершенствованию методов и практик преподавания.
Открытое общение между наставником и наставляемым имеет решающее
значение для успеха.
Стратегии в обучении английскому языку, изложенные ниже, могут
быть
предложены
наставником
с
целью
совершенствования
профессиональных знаний и навыков молодого преподавателя, для обучения
и подготовки учащихся испытывающих трудности в обучении а также
группы в целом:
1.
Создайте позитивную среду обучения.
Сосредоточьтесь на том, чего учащиеся могут достичь, а не на том, чего они
не могут. Вместо того чтобы останавливаться на вещах, с которыми студенты
испытывают трудности, попробуйте развивать те области, в которых они
добиваются успеха. Это поможет повысить самооценку.
Например, если учащийся страдает синдромом дефицита внимания,
сосредоточьте его на более коротких языковых упражнениях, что позволит
ему сохранять концентрацию на протяжении всего упражнения. Более
длинные задачи следует разбивать на более мелкие фрагменты, которые
более управляемы и позволяют ученику естественным образом переключать
внимание между ними. Восхваление любых успехов и быстрое прохождение
любых областей, представляющих особую трудность, значительно повысят
уверенность учащихся.
2.
Четко выделите цели и структурируйте деятельность.
Предоставление
общего обзора целей
может
помочь учащимся
подготовиться к занятиям. Кроме того, наличие часто используемой
структуры урока может помочь учащимся с трудностями, поскольку они
могут извлечь выгоду из определенного уровня регулярности и структуры в
свое учебное время.
3.
Имейте набор позитивных правил.
Когда не принимаются надлежащие меры, у учащихся испытывающих
трудности в изучении английского языка, с СДВ и СДВГ, могут возникнуть
проблемы с поведением. Наличие списка основных правил для учебного
времени, в котором указаны позитивные действия, которые ожидаются от
учащихся (в отличие от списка “не делай”), действительно может помочь с
поведением учащихся. Примеры позитивных основных правил включают:
• Класс - это команда, а не группа отдельных людей
• Сотрудничать с другими членами группы
• Слушайте других и ждите своей очереди говорить
• Относитесь к другим с уважением, и они ответят вам взаимностью
• Делиться – значит проявлять заботу - помогите своему приятелю по
учебе и позвольте ему помочь вам
4.
Уменьшите потенциальные отвлекающие факторы.
Студенты часто чувствительны к отвлекающим факторам. Уменьшение
шума
и любых
других
явлений, которые могут
отвлечь
учащихся,
определенно поможет им сохранить концентрацию и сделать занятия более
эффективными. Учащихся с СДВ или СДВГ, а также тех, кто особенно
чувствителен к отвлекающим факторам, лучше всего размещать в передней
части класса, что поможет им сосредоточиться на уроке.
5.
Создайте систему "товарищей по учебе".
Объединяя студентов в систему в стиле "study buddy", студенты с
трудностями могут извлечь выгоду из совместной работы с другими, что
может помочь создать сплоченную среду в классе. Кроме того, наличие
студентов в парах может помочь в выполнении упражнений по разговорной
речи и письму. Каждый студент может предложить другому обратную связь
по выступлениям, а также корректуру для письменных заданий.
6. Предложите помощь в вычитке студентам, страдающим дислексией.
Учащимся, страдающим дислексией, может быть трудно читать и
исправлять свой собственный почерк. Предлагая помощь в вычитке, это
может дать им больше уверенности и свободы в том, чтобы полностью
излагать свои идеи, не опасаясь задаться вопросом, так ли отточена их
грамматика, как у других студентов.
7.
Стимулируйте все чувства для обучения.
Мультисенсорный подход к обучению позволит студентам
лучше
заменять каналы, по которым им может быть трудно учиться. Например,
вместо чтения «про себя» попросите текст зачитывать вслух и используйте
визуальные и кинестетические средства.
8.
Эффективная временная активность.
Важно
учитывать,
сколько
времени
потребуется
учащимся
для
выполнения заданий. Учащимся с трудностями чтения и письма, необходимо
будет
уделять
больше
времени.
Людям
с
нарушениями
внимания
понадобятся короткие и энергичные задания. Соответствующим образом
разрабатывайте планы уроков.
Студенты, испытывающие трудности, могут изучать английский язык
так же эффективно, как и любой другой в группе, если будут приняты
надлежащие меры. Эти предлагаемые стратегии обучения могут, по сути,
принести пользу всей группе в целом и помочь молодому преподавателю
гарантировать, что учащимся будет оказана вся поддержка, необходимая для
полного раскрытия их потенциала.
Преподаватели являются ценным ресурсом в сфере образования и
высокое качество преподавания является важным компонентом улучшения
образования.
Чтобы
помочь
начинающим
педагогу,
необходимо
поддерживать его успеваемость в группе с самого начала преподавательской
карьеры. Поддержка в виде хорошо разработанных программ наставничества
может сыграть ключевую роль в привлечении новых преподавателей к
профессии и мотивировании их продолжить свою деятельность в системе
образования.