Автор: Жаркова Ольга Александровна
Должность: библиотекарь, методист музея боевой славы мбоу школы №146 г.о.самара
Учебное заведение: МБОУ Школа №146 г.о.Самара
Населённый пункт: Самара, поселок Прибрежный
Наименование материала: Методическая разработка экскурсии
Тема: "Вальс речной волны"
Раздел: дополнительное образование
Новое поколение экскурсоводов
ВАЛЬС РЕЧНОЙ ВОЛНЫ
пешая часовая экскурсия
по набережной Волги
Экскурсоводы Скрынников Иван, Измалкова Анастасия, Скобли-
кова Наталья, учащиеся МБОУ Школы 146 г.о.Самара
Самара, 2017
1
Технологическая карта экскурсии
Название экскурсии: Вальс речной волны
Продолжительность: 60 минут
Автор-разработчик: методист музея боевой славы, Жаркова О.А.
Содержание экскурсии:
Экскурсия представляет собой знакомство со 2-й очередью набереж-
ной г.Самара, с историей создания и артобъектами, расположенными на
набережной.
Экскурсия носит познавательный характер.
Аудитория: без ограничений.
Цель экскурсии: Воспитание чувства любви к своей малой родине, гор-
дости и уважения к ее истории.
Текст экскурсоводов
2
/Поющий фонтан/
ИВАН: Здравствуйте, уважаемые гости и жители нашего славного города Самара!
Мы рады приветствовать вас на самарской набережной – самой протяженной набережной
из всех, расположенных на берегах Волги, городов.
Мы - ваши экскурсоводы, Настя, Наташа и Иван.
Мы с удовольствие будем работать с вами. Предлагаем вашему вниманию обзор-
ную экскурсию по самарской набережной «Вальс речной волны». В ходе экскурсии вы
узнаете исторические факты и легенды из истории города. Насладитесь незабываемой па-
норамой великой реки Волги. Убедитесь, что набережная в Самаре одна из самых благо-
устроенных в России и прогуляться по ней приятно в любое время года.
/демонстрация схемы маршрута/
Убедительная просьба: не отставать от группы, соблюдать регламент экскур-
сии.
Обзорная экскурсия продлится 1 час. Если у вас возникнут вопросы, мы с удоволь-
ствием на них ответим в конце экскурсии, договорились?
НАСТЯ:
Волга…Жигули….Самара…. Песенный, былинный, героический край
России. Неразделимы Земля Самарская и Волга.
Тысячи раз воспетая в народной лирике, в героических преданиях, своим могучим
раздольным обликом воплощающая русский национальный характер, Волга в глазах всего
мира давно уже стала символом России.
В облике волжских берегов запечатлелась и отразилась в волжской воде вся слож-
ность и все величие исторической судьбы родного Самарского края. А самарская набереж-
ная стала поистине визитной карточкой города.
Место начала нашей экскурсии выбрано не случайно, мы находимся с вами у свето-
музыкального фонтана, более известного как «поющий фонтан». Удивительное сооруже-
ние оборудовано фонтанной и световой аппаратурой, которое позволяет мощным струям
воды взмывать вверх, словно танцуя под прекрасную музыку. Вода то плавно струится,
то вспенивается, брызжет и кружится в удивительном танце. Струи в такт музыке перели-
ваются цветами радуги и создают приподнятое настроение.
Музыкальное сопровождение прекрасно подобрано: современные музыкальные
композиции и классика: Моцарт, Вивальди, Мендельсон. Композиции сменяют друг дру-
га, как в калейдоскопе. Подошедших слишком близко окатывают освежающие струи.
Это ли не вальс речной волны?
Фонтан не работал на протяжении 20 лет. И уже в рамках ремонта и реконструк-
ции набережной стал «Поющим».
Насладиться этим великолепием можно в вечернее
время с 21 до 23 часов в хорошую погоду с мая по сентябрь.
Музыка составляет неотъемлемую часть духовной культуры Самары. С незапа-
мятных времен на берегах Волги звучали раздольные песни, в которых отразились
представления народа о повседневной жизни и исторических событиях, о красоте
среднерусской природы, о любимой реке.
Фонограф - первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретённый То-
масом Эдисоном, позволил более точно фиксировать музыкальный текст - манеру ис-
полнения, нюансы темпа и динамики, выразительность вокальной интонации. Еще в
1862 г. Виктором Гавриловичем Варенцовым был опубликован «Сборник песен Самарско-
го края». Эту работу продолжил Д.Н.Садовников («Сказания и предания Самарского
края», «Жигули и Усолье на Волге»).
3
Задание: Угадать музыкальное произведение по фрагменту
В начале XX столетия в Самаре жили и работали такие композиторы, как Илья
Алексеевич Шатров (автор вальса «На сопках в Маньчжурии») и Оскар Филиппович
Кнауб - Самарский нотный издатель, впервые выпустивший в свет знаменитый вальс
Ильи Шатрова. Оскар Филиппович - автор свыше 60 вальсов, а также романсов, патриоти-
ческих хоров. Наибольшей популярностью пользовались вальсы «Слёзы Сицилии» и
«Майский сон».
В 20-е – 30-е годы в Самаре плодотворно трудился талантливый композитор, пиа-
нист и педагог Савелий Иосифович Орлов, один из основоположников профессиональ-
ного музыкального просвещения и образования в нашем регионе. Орлов получил блестя-
щее музыкальное образование в Петербургской консерватории, где его педагогами были
корифеи русской музыки XIX столетия Лядов, Римский-Корсаков… В 2011 году прошёл
первый Поволжский открытый музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова. А с 23-по
27 апреля нынешнего года состоялся уже V (пятый) Международный музыкальный
конкурс-фестиваль имени Савелия Орлова.
Музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова по своему масштабу со временем
может сравниться с получившим всероссийский статус Конкурсом молодых исполни-
телей имени Дмитрия Кабалевского, который в Самаре имеет более чем полувековую
историю и богатые творческие традиции. В прошлом (2016) году юбилейный XXV (25-й)
Международный конкурс молодых музыкантов имени Дмитрия Борисовича Кабалевского
был посвящен 110-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.
Можете ли вы назвать самое известное и легендарное произведение Дмитрия Шо-
стаковича, вписанное в историю Самары (а точнее Куйбышева, как именовалась Самара с
1935 по 1991г.)?
Седьмая (Ленинградская) симфония
Это музыкальное произведение композитор сочинил уже на пике популярности. В
1937 году Дмитрий Дмитриевич ведет занятия по композиции в Ленинградской консерва-
тории, позже получает звание профессора. В этом городе на Неве его и застает Великая
Отечественная война. Из блокадного Ленинграда Шостаковича, как и других деятелей ис-
кусств того времени, эвакуировали с семьей сначала в Москву, а затем, 1 октября, в Куй-
бышев. Стоит отметить, что работать над симфонией автор начал еще до Великой Отече-
ственной войны, а завершил в нашем городе. 7 симфония Шостаковича была впервые ис-
полнена в Куйбышевском театре оперы и балета 5 марта 1942 года. Играл ее эвакуирован-
ный оркестр Большого театра, дирижировал Самуил Самосуд.
Мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Задача организовать концерт вы-
пала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Осажденный
город собирал голодных, обессиленных музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на
ногах. В город были доставлены только нотные записи. 9 августа 1942 года блокадный
Ленинград услышал, наконец, 7 симфонию Шостаковича. Дирижировал Карл Элиасберг.
История исполнения произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашист-
ские войска планировали прорвать оборону. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт
- враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие на всей линии
фронта
«залповой симфонией» наших воинов, защищавших площадь Искусств и зал Фи-
лармонии. По всему городу исполнение концерта транслировалось через громкоговори-
тели. Это был настоящий праздник для измученных, но не сломленных жителей Ленин-
града. Люди плакали и аплодировали стоя.
ИВАН: Прикоснувшись к музыкальной грани истории нашего города, позвольте
перейти к истории создания самарской набережной, две основные вехи которой впи-
4
саны в весьма необычную книгу – к которой мы с вами сейчас пройдем (желаем вам
удачи в ее поиске).
Перед вами Мемориальный объект в виде раскрытой книги, на гранитных
страничках которой запись о том дне, когда начали застраивать набережную широкой су-
доходной Волги. Сказано здесь и об авторах, которые ее создали и указана дата полно-
ценного благоустройства-реконструкции.
В середине XIX в. Самарская губернская строительная и дорожная комиссия при-
няла решение о строительстве набережной реки Волги. По проекту Николая Николаевича
Еремеева предусматривалось только строительство причалов, торговых рядов, складов,
лесопилок и др.
Живший в то время (1895 год) в Самаре Максим Горький писал в одном из своих
фельетонов:
На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске
написать: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру,
вспять возвратися, зане город сей груб и убог».
Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к
Волге, превратилась в район хаотичной застройки, отрезанной от центра города.
И до 50-х годов прошлого века берег Волги в черте города представлял собой пе-
чальную картину: большую часть волжского берега занимали лесные и дровяные приста-
ни, а также лесопильные заводы и склады. Мимо них пролегала улица Пристанская, в
1961 году переименованная в Волжский проспект.
Решение поменять облик набережной - снести все постройки, расширить полосу
набережной, укрепить и озеленить берега, устроить пляжи - было принято в 30-х гг. про-
шлого века.
Проектные работы начались в 1935 году. Одним из архитекторов набережной в 50-
х годах 20-го века был Михаил Андреевич Труфанов. Он считал, что Самаре повезло с по-
логим берегом, это замечательное место для создания пешеходной зоны.
Наконец был утвержден проект перестройки набережной. Было решено проводить
работы в четыре очереди.
Первой очередью должен был стать участок между ул. Вилоновской и ул. Некра-
совской. Во вторую очередь перестраивался отрезок - переулок Студенческий - завод "Ки-
нап". На нем заранее проектировались будущие жилые кварталы. Третьей очередью стал
участок между ул. Некрасовской и речным вокзалом. Позже всего планировались работы
четвертой очереди (завод - Силикатный овраг). К первой очереди приступили только в
1939, очистив от старых строений берег от Некрасовского до Вилоновского спусков. То-
гда же появился первый, временный пока пляж. Но окончательно благоустроить набереж-
ную не удалось - война разрушила все планы.
Строительство возобновилось только в послевоенные годы - в 1954-ом. Тогда по-
явилась гранитная стена, расширившая и укрепившая набережную, были высажены дере-
вья. Так появилась первая в городской черте действительно красивая зона отдыха с пля-
жем, широкими лестницами и зелеными уголками.
Сегодня набережная – это благоустроенная зона отдыха, общая протяженность ко-
торой более четырех километров. Набережная состоит из 3-х участков, каждый из кото-
рых носит свое неофициальное название:
- Октябрьская набережная или Набережная Ладья (4-я очередь);
5
- Старая набережная (1-я и 3-я очереди);
- Центральная набережная (2-я очередь), составляющая единый архитектурный ан-
самбль с площадью Славы.
Наверняка самые внимательные из вас уже догадались, что мы находимся на вто-
рой очереди самарской набережной – она же центральная.
Подпорная стена этой очереди, протяженность которой 1450 м, построена из желе-
зобетонных плит, изготовленных в городе Тольятти. Гранит шёл только на изготовление
лестниц, тумб и других малых архитектурных форм.
Проект строительства Центральной набережной предусматривал бульвар шириной
от 30 до 60 м с организацией зон для тихого отдыха, активного отдыха (спортивные и дет-
ские площадки) и летние кафе. Первоначально садовые диваны также были выполнены из
бетона, позже их заменили на металлические, которые не сохранились.
Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набе-
режной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой цвет
покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих ку-
старников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту.
Новый облик набережная приобрела в 2011 году. Общая планировка была сохране-
на, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения. Набе-
режную украсили шикарные скамейки с коваными ножками, фонари с гербом Самары и
выложенные тротуарной плиткой площадки. Для любителей велосипедных прогулок вы-
делена специальная дорожка ярко-зеленого цвета и парковочные места для велосипедов.
Открытие видоизмененной Центральной набережной состоялось 25 сентября 2011.
С одним из имен, вписанных в мемориальную книгу, у которой мы находимся,
связана история появления скульптур на второй очереди Самарской набережной.
Городские власти Куйбышева решили украсить набережную настоящими ху-
дожественными произведения. Для этого были выделены средства, и в Москву был
отправлен «десант» из четырех специалистов для их поиска и покупки. В группу спе-
циалистов входил и Ваган Каркарьян.
Изначально планировалась покупка скульптуры Степана Разина у знаменитого
советского скульптора Е.В. Вучетича. Евгений Викторович предложил вместо этого
приобрести "Перекуем мечи на орала", но Художественный фонд не разрешил покуп-
ку, мотивируя это тем, что скульптура уже была к тому времени установлена перед
зданием ООН в Нью-Йорке и перед Третьяковской галереей в Москве.
НАТАША: А в это время на Манежной площади проходила выставка укра-
инского искусства. Там и были отобраны скульптуры, которые украшают сегодня на-
бережную Волги. Предлагаем вам проследовать к скульптуре «Строительница» и
оценить выбор наших специалистов во главе с Ваганом Гайковичем Каркарьяном.
Гранитная скульптура "Строительница", чаще именуемая в народе как «Девочка в
платке», выполнена в 1958 году скульптором Кремневой Людмилой Львовной, выпускни-
цей Московского художественного института имени Василия Ивановича Сурикова, учени-
цей Матвея Генриховича Манизера. Этому всемирно известному скульптору принадле-
жит установленный на театральной площади памятник Чапаеву, а также памятник Ленину
на площади Революции).
"Строительница" - одна из первых работ Кремневой.
6
Со слов Каркарьяна, Людмила Львовна отговаривала от покупки скульптуры, моти-
вируя это тем, что из-за своих небольших размеров она не подойдет обширным про-
странствам набережной Волги. Ваган Гайкович заверил мастера, что они найдут ей до-
стойное место на набережной, что и было сделано. Скульптура "Строительница" располо-
жена в глубине набережной, ближе к Волжскому проспекту, в стороне от центральной
оси, на которой расположены три остальных скульптуры.
Вагана Каркарьяна, без сомнения, можно назвать личностью легендарной для
Самары.
Вага
́
н Га
́
йкович Каркарья
́
н- заслуженный архитектор России, член-корреспон-
дент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник, профессор Са-
марского государственного архитектурно-строительного университета, член комиссии по
охране памятников архитектуры Российской Академии архитектуры и строительства, кра-
евед, автор книг и альбомов по архитектуре Самары.
Его вклад в создание облика города трудно переоценить. Ваган Гайкович - автор
Монумента Славы и Дворца бракосочетаний, Дома Актера, гостиницы "Волга", второй
очереди набережной и многих других зданий и сооружений.
Ваган Гайкович Каркарьян родился 22 августа 1934 года в Баку. В 50-е годы про-
шлого века окончил Московский архитектурный институт, а затем принял приглашение
директора Куйбышевгорпроекта, организации, которая приступала в то время к разра-
ботке плана застройки нашего города.
Ваган Гайкович является автором или соавтором около 30ти проектов в Самаре.
Среди которых:
Генеральный план развития города Куйбышева (совместно с Н. В. Подовин-
никовым, Н. И. Розановым)
Вторая очередь набережной (совместно с А. В. Годзевичем) Каркарьян не считал
этот проект до конца своим. Спроектировал вторую очередь архитектор Годзевич, а после
его отъезда из Самары, работу продолжил Каркарьян. Тем не менее, то, как выглядела
вторая часть самой длинной волжской набережной до реконструкции 2011 года – именно
его заслуга.
Дом актера (совместно с Н.А. Красько)
Дворец Бракосочетаний (совместно с А.Н. Герасимовым и инженером А. Па-
новым)
Церковь Святого Креста
Куйбышевский Обком («Белый дом») (совместно с А.Г. Моргуном, В.В. Черня-
ком, Э.А. Ротлейдером и А.Я. Пинктиным)
Фонтан 30-летия Победы (совместно с В. А. Борисовым, художником Р. Н. Ба-
рановым)
Есть и нереализованные проекты Каркарьяна.
Проект Монумента Славы (совместно с М. А. Труфановым, Ю. В. Храмовым,
художником Г. Г. Кикиным). По проекту Каркарьяна и его коллег площадь Славы долж-
на была отличаться от ее современного вида. Ярмарочный спуск предполагалось засыпать
не полностью. По центральной оси к Волге спускалась бы аллея, делящая площадь на две
части, а над ней возвышался бы Монумент Славы, похожий на существующий лишь вер-
тикальной композицией.
7
Проект железнодорожного вокзала Самары (совместно с К. В. Каркарьяном,
А. А. Маврычевым, И. А. Лаптевой) Проект нового вокзала, разработанный институтом
«Самарагражданпроект», который до 1996 года возглавлял Каркарьян, предполагал сохра-
нение фасада старого здания, построенного Де Рошфором в 1876-м. При этом памятник
архитектуры должен был располагаться внутри нового, более крупного по масштабам зда-
ния. Высокая башня вокзала должна была быть конусообразной. Проект не был реализо-
ван. Старый вокзал снесли, а на его месте появилось современное здание.
Ваган Каркарьян не только много сделал для формирования архитектурного облика
современной Самары, но и всей душой болел за сохранение исторической части города.
Он знал историю практически каждого самарского здания. Его интересовало все, что ка-
сается старой Самары - деревянное зодчество, металлические решетки, самарский модерн.
Книга о деревянной Самаре стала уникальным источником информации о деревянных де-
талях самарских домов, многих из которых уже не существует. Большая часть самарцев
впервые познакомилась со знаменитыми самарскими особняками и другими архитектур-
ными шедеврами по рисункам Вагана Гайковича.
Архитектора Каркарьяна не стало в январе 2014 года. Власти города уверяют, что в
Самаре появится мемориальная доска в честь заслуженного архитектора России Вагана
Каркарьяна.
Памятный знак установят и на доме № 45 по Волжскому проспекту, где долгие
годы жил архитектор.
"Ваган Гайкович был не только талантливым практиком, но и Учителем с большой
буквы. Он стал наставником для нескольких поколений архитекторов, которые сегодня
продолжают его дело не только в Самаре, но и по всему миру.
НАСТЯ: Прогулявшись по Волжской набережной до следующей скульптуры,
мы познакомимся с еще одним женским образом, выбранным Каркарьяном для укра-
шения Самарской набережной.
Перед нами Скульптура «Купальщица», выполненная из бронзы. Скульптура
Купальщица изображает стройную грациозную девушку, сидящую на камне, в купальни-
ке, с маской для ныряния на голове и ластами в руке, другая рука за головой. Согласитесь,
Купальщица выглядит просто очаровательно. Скульптура Купальщица является работой
известного украинского скульптора Валентина Ивановича Знобы.
Валентин Зноба (1929-2006) - заслуженный деятель искусств УССР (1963), народ-
ный художник УССР (1979), лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко
(1996), академик трех европейских и американской академии искусств, в том числе Акаде-
мии искусств Украины.
Валентин Зноба принадлежит к династии скульпторов. Отец, Иван Степанович
Зноба — советский художник и скульптор, основатель династии украинских скульпторов
учитель Валентина; сын - украинский скульптор Николай Зноба.
Возможно, что на создание скульптуры «Купальщицы» его вдохновила статуя "Ру-
салочка" Эдварда Эриксена, установленная в Копенгагене в 1913 году и изображающая ге-
роиню одноименной сказки Г.Х. Андерсена.
Еще один интересный факт: до реконструкции набережной «Купальщица» смотре-
ла в сторону Волги, но ее развернули, и теперь ее взор устремлен на набережную.
8
Как приятно освежает волжская вода в летний зной! У жителей и гостей города в
летнюю жару есть прекрасная возможность искупаться в реке и позагорать на пляжах го-
рода, насладиться великолепной панорамой на реку и город. Полюбоваться, подобно Ку-
пальщице, красивой, ухоженной набережной.
ИВАН: Установленные на набережной скульптуры могут поведать о некото-
рых вехах в истории нашего города. Предлагаем вам познакомиться с еще одной гра-
нью в облике Самары.
Конверт с космическими объектами Самары (фото). Задание: найти на набереж-
ной объект, их объединяющий.
Перед нами еще одна скульптура Валентина Знобы на второй очереди набережной:
«Работник с искусственным спутником Земли». Со временем антенны на спутнике отва-
лились, и долгое время рабочий стоял с "мячом" в руках, как стали называть скульптуру
жители города. Ваган Гайкович Каркарьян добился того, чтобы антенны восстановили,
что в конце концов и было сделано.
Скульптура установлена на высоком постаменте из каменных блоков на Централь-
ной набережной реки Волги, выполнена из черного металла, изображает молодого челове-
ка, который на вытянутых руках держит искусственный спутник Земли.
Обьект символизирует заслуги предприятий города в исследовании космоса и в со-
здании ракетно-космической техники. Особенно выделяется самарский завод «ЦСКБ-Про-
гресс», который является одним из крупнейших в России. Изготовленными на этом пред-
приятии ракетоносителями выведено на орбиту около 1700 космических аппаратов.
Более полувека назад началась история покорения космоса человеком. Первый ис-
кусственный спутник Земли – Спутник 1 - был запущен на околоземную орбиту 4 октя-
бря 1957 года, после чего произошёл стремительный рывок в деле освоения неизведанно-
го и загадочного космического пространства. Человек дерзнул ступить на поверхность
Луны, были запущены аппараты для исследования планет и Солнца, созданы орбитальные
станции, предназначенные для космических исследований.
Первый космический полёт Юрия Гагарина – одна из самых ярких страниц в лето-
писи Самары, признанной космической столицей России.
В 1950-е годы Куйбышев, по предложению основоположника практической космо-
навтики Сергея Павловича Королёва, стал одним из центров космического производства.
Совершив один виток вокруг Земли, «Восток» приземлился на границе Самарской
и Саратовской областей, откуда его доставили на спецдачу обкома КПСС на первой про-
секе.
После работы специальной государственной комиссии, на которой были подведены
итоги исторического полёта, режим Гагарина стал свободнее: ему организовали отдых, ка-
тали на катере по Волге. На другой день космонавт вновь оказался на закрытом аэродроме
завода «Прогресс», откуда вылетел в Москву на торжественную церемонию – встречу с
руководством страны и Никитой Сергеевичем Хрущёвым.
Космонавт улетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился майором. Осле-
пительную лучезарную улыбку Гагарина запомнил весь мир!
На географической карте Самары имя первого космонавта увековечено в названии
улицы и станции метро, открыт Музей космонавтики «Ракета» с постоянно действующей
экспозицией «Ожидание космоса».
Самара достойно и заслуженно носит звание космической столицы России!
9
Задание: зашифрованное послание (слова: волна, лыжи, вода+ ключ) Дога-
дайтесь, какая скульптура будет следующей на нашем маршруте. – ВОДНАЯ ЛЫЖ-
НИЦА
НАСТЯ: А знаете ли вы, что одним из инициаторов создания Федерации вод-
нолыжного спорта страны в 1964 году, был первый космонавт Земли Юрий Алексее-
вич Гагарин, который был горячим поклонником водных лыж? Предлагаем вам полю-
боваться скульптурой Водной лыжницы.
Установленная на набережной скульптура Водная лыжница отражала интерес со-
ветской молодежи к водным видам спорта.
Скульптура Водная лыжница - бронзовая девушка, стоящая на лыжах, с развеваю-
щимися волосами и раскинутыми руками, является третьей скульптурой, созданной Ва-
лентином Знобой, на Центральной набережной.
Изобретателями воднолыжного вида спорта одновременно признаны сразу 3 чело-
века, которые независимо друг от друга изобрели и опробовали водные лыжи. Это амери-
канец Ральф Самуэльсон. В 1922 году он, экспериментируя с обычными зимними лыжа-
ми, решил испробовать их на воде. В 1925 году Фред Уоллер (США) получает первый в
истории патент на придуманную им модель водных лыж, также из сосны, «Dolphin Akwa-
Skees». А в 1928 году Дон Ибсен из Белльвью, штат Вашингтон, изобрёл свои водные
лыжи.
Три появившиеся пары лыж во многом походили друг на друга: все они были сде-
ланы из сосны, со специальной пропиткой, и обладали резиновым креплением для ног.
Водные лыжи как вид спорта в СССР начали развиваться с конца 50-х — начала
60-х годов XX века. В 1964 году была создана Федерация воднолыжного спорта страны, в
1965 году проведен первый чемпионат СССР по водным лыжам.
На заре воднолыжного спорта лыжи делали из специально обработанного дерева.
Сейчас большинство водных лыж делают из вспененного пластика — пенополиуретана,
поскольку он имеет значительно меньший вес и обладает лучшим скольжением, чем дере-
во.
Современные пластиковые лыжи имеют специальный желобовидный профиль
скользящей поверхности, что делает их более стабильными, чем деревянные.
Сегодня этот вид спорта стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998
году Национальный олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в
программу Олимпиады-2004 в Афинах, но данная рекомендация не была принята.
Подобно водным лыжам, скользящим по воде, скользили по волнам Стру
́
ги —
русские плоскодонные парусно-гребные судна 11-18 веков, служившие для перевозки
людей и грузов. Название струг употреблялось на всей Руси. Струги - лёгкие, быстро-
ходные суда, обладавшие хорошей мореходностью. Их малая осадка, не более 1,5 м,
позволяла стругам плавать по мелководью — по рекам и озёрам. Струги были хорошо
приспособлены к волоку. А историю, связанную с флотилией стругов, вы услышите у
следующего памятника Самарской набережной.
НАТАША: Майская, еще льдисто-мутная, волжская вода хлюпала о пузатые
борта стругов. К полудню солнце разогрелось по-летнему, и свободные от гребли стрель-
цы и работные люди разнежились, начали расстегивать кафтаны да армяки. С передово-
го легкого стружка, где сидели дозорные, сонную одурь, охватившую всех, разорвал крик:
«Подходим! Вороти влево!». На стругах и плотах всколыхнулись, зашумели, зыкнули на-
чальственные голоса. Флотилия притормозила, медленно, тяжело заворачивая к бере-
10
гу…. На струге, выделявшемся нарядными, богатыми одеждами сидевших в нем людей,
один – коренастый, кряжистый, лет 40-50, привстал, медленно повел взглядом по незна-
комому берегу. Человек этот наверняка привык, чтобы все окружающие слушались его
беспрекословно. Григорий Осипович Засекин – так звали этого воеводу. Государевым ука-
зом он был послан строить новую крепость и по первым впечатлениям пытался понять,
чего можно ожидать в этих опасных полупустынных местах между Волгой и Самарой,
издавна известных как пристанище вольных волжских казаков да степных кочевников.
ИВАН: Засекин не понаслышке знал об опасностях, грозящих его экспедиции. Вы-
ходец из древнего и знатного рода князей Ярославских, соединившего в себе кровь двух
знатнейших династий Восточной Европы – Чингизидов и Рюриковичей, прошел Засекин
суровую школу ратной пограничной службы. Деды и прадеды его растеряли былые при-
вилегии, родовые вотчины и потому средства для существования приходилось добывать в
государевых походах, воинским старанием. Личными удачами в военном деле да еще
древнему титулу обязан был молодой князь продвижению по служебной лестнице.
Еще в детстве получил Григорий Засекин прозвище «Зубок». Об истории происхо-
ждения этого прозвища можно только догадываться: может быть Григорий родился с зу-
бом или эта метка указывала на неправильный прикус зубов или на малый рост …. Одна-
ко нет сомнений, что князь «Зубок» был физически крепким, выносливым, смелым и рас-
судительным военачальником.
НАТАША…в эти тревожные минуты, когда казалось, что вот-вот из-за края
возвышенности с оглушительным визгом выскочат ногайские всадники, вся предшеству-
ющая жизнь пронеслась перед мысленным взором князя. Но вот дозорные наконец-то за-
брались на самую вершину стрелки между Волгой и Самарой и оттуда замахали шапка-
ми и блеснули на солнце саблями. Берег был безопасен, пустынен, и Засекин после недолго
раздумья приказал приставать…
ИВАН: К сожалению, сегодня ни один историк не сможет ответить на вопрос, где,
в каком месте по отношению к нынешней Самаре остановилась флотилия, поскольку в те
времена топография этой местности была совершенно иной.
Самарский город построили на возвышенности над рекой Самарой, там, где она де-
лилась на два русла, примерно в двух километрах от волжского берега. В 16 веке По-
волжье включается в состав Русского государства. В 1586 был заложен Самарский горо-
док, ставший центром обширного края.
Памятник основателю и первому воеводе Самары Князю Григорию Засекину
один из символичных, знаковых в городе.
12 сентября 2014 года тысячи жителей города и гостей областного центра пришли к
Волге для участия в открытии памятника выдающейся личности в истории Самары.
Открытие было приурочено к 428-ой годовщине основания областной столицы.
Идея установки этой скульптуры была одобрена в декабре 2013 года, а по результа-
там проведенного конкурса первое место было присвоено работе московского скульптора
Карена Саркисова. Скульптура была изготовлена на смоленском литейном предприятии
из бронзы и представляет собой фигуру князя верхом на коне, который держит в руках
стяг (хоругвь) с образом Иисуса Христа. Постамент: гранит. Высота памятника 8 метров,
масса скульптурной композиции составляет 6 тонн, а сам постамент, выполненный из гра-
нита, на котором установлен памятник – 40 тонн.
Попробуйте определить общую высоту памятника (подсказка: сумма чисел года
реконструкции второй очереди Самарской набережной - 12м).
11
Со слов автора скульптуры Карена Саркисова: "Он смотрит в сторону центра, ста-
рого города, крепости, которую основал Засекин. Я считаю, что памятник основателю го-
рода должен быть монументальным. Все-таки для Самары Григорий Засекин - первый че-
ловек.
Карен Борисович Саркисов родился в 1977 году в Самаре. В 1997 году окончил
скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. Савицкого, в 2003-м
- скульптурное отделение Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2005
году там же окончил аспирантуру. Преподавал в академии на факультете "Скульптура".
Член Московского союза художников. Живет и работает в Москве.
Карен Саркисов – яркий представитель современного реалистического направления
в скульптуре. Его интересует личность человека, поэтому в числе его работа так много
портретов современников, выдающихся исторических личностей, музыкантов, художни-
ков, артистов, ученых, режиссеров. Скульптура для него – прекрасный способ выразить
себя, найти новые интересные трактовки в композиции и портрете, передать настроение.
Самарцам работы Саркисова уже знакомы. Он - автор мемориальных досок народным ар-
тистам СССР Вере Ершовой и Николаю Симонову, установленных на фасаде театра дра-
мы.
Карен Саркисов, который сейчас работает в столице, родился и долгое время про-
жил в Самаре.
На церемонии открытия памятника князю Засекину выступил государственный
Волжский русский народный хор им. Милославова. А по Волге в это время, как и 430 лет
назад, вниз по течению скользили три ладьи со стрельцами. Только тогда вокруг Волги
была безлюдная степь и Жигулевские горы, а сейчас на левом берегу раскинулся огром-
ный мегаполис — с заводами, офисами, набережными, проспектами, церквями и театрами.
Памятник Григорию Засекину стал одним из главных символов Самары. Князь
Григорий Засекин, первый самарский воевода — важная фигура Самарского края. С
именем защитника южных рубежей Российского государства связана вся история города.
Самара за несколько веков из небольшой крепости на Волге превратилась в огромный ме-
гаполис, космическую столицу России".
НАТАША: Проходит чуть менее месяца и 9 октября центральная набережная
вновь собирает гостей и жителей города на торжественное открытие нового укра-
шения Волжской набережной.
Предлагаем вам придумать свое оригинальное название арт-объекту.
Автор - назвал ее «Колыбель человечества». Владимир Смирнов - самарский
график, скульптор и поэт. "Когда мне пишется, я пишу, когда лепится – леплю, когда
рисуется – рисую. А в целом получается что-то подобное», - говорит он о своем произве-
дении. В день торжественного открытия арт-объекта скульптура отмечала свое 10-летие.
Автор создал ее в 2004 году как миниатюру 9х15 см. Сегодня на набережной она выгля-
дит совсем иначе.
Объект "Колыбель человечества" изготовлен из современного материала – стекло-
пластика и весит около тонны.
"Из стеклопластика уже есть скульптурные композиции в Самаре, а вообще в мире
сейчас это очень популярный материал. Он достаточно легкий, его удобно транспортиро-
вать. Кроме того, он прочный и более стойкий, нежели металл, поддающийся коррозии".
Скульптор Владимир Смирнов разбавляет сухие факты поэзией.
"Параллели, параллели/ параллелью заболели.
Параллельны все друг другу,/ места нет былому кругу.
Параллельными прямыми убегаем в бесконечность.
12
Может, там пересечемся,/ где нет времени, лишь вечность", - говорит автор.
По словам автора, создание «Колыбели человечества» началось именно с этого
стиха. "В этой скульптурной композиции вы не увидите параллельных прямых, есть пере-
плетение рук. Вы увидите там круг – человечество, вокруг красивого, привычного земного
шара. А в день открытия, буквально экспромтом, уже непосредственно к тому, что мате-
риализовалось, Владимир Смирнов написал еще одно стихотворение:
Предлагаем и вам побыть в роли автора: из разрозненных фраз восстановить
стихотворение:
В угаре/ низменных страстей
никто не слышит / и не замечает,
как наша колыбель Земля
печально к нам / о помощи взывает…".
Сегодня, в год, объявленный в России годом экологии и особо охраняемых терри-
торий, эта скульптура становится еще более актуальной. В век урбанизации и техническо-
го прогресса забота о планете становится одной из основных задач человечества.
Место для установки скульптурной композиции выбрано не случайно. Она названа
«Колыбелью человечества». А "колыбель" Самары – река Волга.
Близость Волги к скульптурной композиции – не случайность, и по мнению ее со-
здателя. Автор признается – у него есть мечта воплотить на самарской набережной
скульптуру "Самара" (второе название "Река").
В 2004 году эта скульптура взяла золото на конкурсе "Самарский сувенир".
Автор видит эту скульптуру высотой не менее 15-17 метров.
«Река» представляет собой женщину с переплетенными над головой руками. Это
переплетение символизирует соединение двух рек Самарки и Сока, впадающих в Волгу.
Пространство между руками реками - город Самара.
Возможно, скульптура «Река» это еще один будущий символ города Самары.
Наша прогулка по 2-й очереди самарской набережной заканчивается. Познакомить-
ся с 1-ой и 3-ей очередью Самарской набережной вы сможете самостоятельно, воспользо-
вавшись нашим путеводителем или посетив такие экскурсии как «Прогулка по Дворян-
ской», «По паркам и скверам», а также многочисленные речные прогулки….
Желаем вам приятных и незабываемых воспоминаний от прогулки по самарской
набережной.
13