Напоминание

"Вальс речной волны"


Автор: Жаркова Ольга Александровна
Должность: библиотекарь, методист музея боевой славы мбоу школы №146 г.о.самара
Учебное заведение: МБОУ Школа №146 г.о.Самара
Населённый пункт: Самара, поселок Прибрежный
Наименование материала: Методическая разработка экскурсии
Тема: "Вальс речной волны"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Новое поколение экскурсоводов

ВАЛЬС РЕЧНОЙ ВОЛНЫ

пешая часовая экскурсия

по набережной Волги

Экскурсоводы Скрынников Иван, Измалкова Анастасия, Скобли-

кова Наталья, учащиеся МБОУ Школы 146 г.о.Самара

Самара, 2017

1

Технологическая карта экскурсии

Название экскурсии: Вальс речной волны

Продолжительность: 60 минут

Автор-разработчик: методист музея боевой славы, Жаркова О.А.

Содержание экскурсии:

Экскурсия представляет собой знакомство со 2-й очередью набереж-

ной г.Самара, с историей создания и артобъектами, расположенными на

набережной.

Экскурсия носит познавательный характер.

Аудитория: без ограничений.

Цель экскурсии: Воспитание чувства любви к своей малой родине, гор-

дости и уважения к ее истории.

Текст экскурсоводов

2

/Поющий фонтан/

ИВАН: Здравствуйте, уважаемые гости и жители нашего славного города Самара!

Мы рады приветствовать вас на самарской набережной – самой протяженной набережной

из всех, расположенных на берегах Волги, городов.

Мы - ваши экскурсоводы, Настя, Наташа и Иван.

Мы с удовольствие будем работать с вами. Предлагаем вашему вниманию обзор-

ную экскурсию по самарской набережной «Вальс речной волны». В ходе экскурсии вы

узнаете исторические факты и легенды из истории города. Насладитесь незабываемой па-

норамой великой реки Волги. Убедитесь, что набережная в Самаре одна из самых благо-

устроенных в России и прогуляться по ней приятно в любое время года.

/демонстрация схемы маршрута/

Убедительная просьба: не отставать от группы, соблюдать регламент экскур-

сии.

Обзорная экскурсия продлится 1 час. Если у вас возникнут вопросы, мы с удоволь-

ствием на них ответим в конце экскурсии, договорились?

НАСТЯ:

Волга…Жигули….Самара…. Песенный, былинный, героический край

России. Неразделимы Земля Самарская и Волга.

Тысячи раз воспетая в народной лирике, в героических преданиях, своим могучим

раздольным обликом воплощающая русский национальный характер, Волга в глазах всего

мира давно уже стала символом России.

В облике волжских берегов запечатлелась и отразилась в волжской воде вся слож-

ность и все величие исторической судьбы родного Самарского края. А самарская набереж-

ная стала поистине визитной карточкой города.

Место начала нашей экскурсии выбрано не случайно, мы находимся с вами у свето-

музыкального фонтана, более известного как «поющий фонтан». Удивительное сооруже-

ние оборудовано фонтанной и световой аппаратурой, которое позволяет мощным струям

воды взмывать вверх, словно танцуя под прекрасную музыку. Вода то плавно струится,

то вспенивается, брызжет и кружится в удивительном танце. Струи в такт музыке перели-

ваются цветами радуги и создают приподнятое настроение.

Музыкальное сопровождение прекрасно подобрано: современные музыкальные

композиции и классика: Моцарт, Вивальди, Мендельсон. Композиции сменяют друг дру-

га, как в калейдоскопе. Подошедших слишком близко окатывают освежающие струи.

Это ли не вальс речной волны?

Фонтан не работал на протяжении 20 лет. И уже в рамках ремонта и реконструк-

ции набережной стал «Поющим».

Насладиться этим великолепием можно в вечернее

время с 21 до 23 часов в хорошую погоду с мая по сентябрь.

Музыка составляет неотъемлемую часть духовной культуры Самары. С незапа-

мятных времен на берегах Волги звучали раздольные песни, в которых отразились

представления народа о повседневной жизни и исторических событиях, о красоте

среднерусской природы, о любимой реке.

Фонограф - первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретённый То-

масом Эдисоном, позволил более точно фиксировать музыкальный текст - манеру ис-

полнения, нюансы темпа и динамики, выразительность вокальной интонации. Еще в

1862 г. Виктором Гавриловичем Варенцовым был опубликован «Сборник песен Самарско-

го края». Эту работу продолжил Д.Н.Садовников («Сказания и предания Самарского

края», «Жигули и Усолье на Волге»).

3

Задание: Угадать музыкальное произведение по фрагменту

В начале XX столетия в Самаре жили и работали такие композиторы, как Илья

Алексеевич Шатров (автор вальса «На сопках в Маньчжурии») и Оскар Филиппович

Кнауб - Самарский нотный издатель, впервые выпустивший в свет знаменитый вальс

Ильи Шатрова. Оскар Филиппович - автор свыше 60 вальсов, а также романсов, патриоти-

ческих хоров. Наибольшей популярностью пользовались вальсы «Слёзы Сицилии» и

«Майский сон».

В 20-е – 30-е годы в Самаре плодотворно трудился талантливый композитор, пиа-

нист и педагог Савелий Иосифович Орлов, один из основоположников профессиональ-

ного музыкального просвещения и образования в нашем регионе. Орлов получил блестя-

щее музыкальное образование в Петербургской консерватории, где его педагогами были

корифеи русской музыки XIX столетия Лядов, Римский-Корсаков… В 2011 году прошёл

первый Поволжский открытый музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова. А с 23-по

27 апреля нынешнего года состоялся уже V (пятый) Международный музыкальный

конкурс-фестиваль имени Савелия Орлова.

Музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова по своему масштабу со временем

может сравниться с получившим всероссийский статус Конкурсом молодых исполни-

телей имени Дмитрия Кабалевского, который в Самаре имеет более чем полувековую

историю и богатые творческие традиции. В прошлом (2016) году юбилейный XXV (25-й)

Международный конкурс молодых музыкантов имени Дмитрия Борисовича Кабалевского

был посвящен 110-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

Можете ли вы назвать самое известное и легендарное произведение Дмитрия Шо-

стаковича, вписанное в историю Самары (а точнее Куйбышева, как именовалась Самара с

1935 по 1991г.)?

Седьмая (Ленинградская) симфония

Это музыкальное произведение композитор сочинил уже на пике популярности. В

1937 году Дмитрий Дмитриевич ведет занятия по композиции в Ленинградской консерва-

тории, позже получает звание профессора. В этом городе на Неве его и застает Великая

Отечественная война. Из блокадного Ленинграда Шостаковича, как и других деятелей ис-

кусств того времени, эвакуировали с семьей сначала в Москву, а затем, 1 октября, в Куй-

бышев. Стоит отметить, что работать над симфонией автор начал еще до Великой Отече-

ственной войны, а завершил в нашем городе. 7 симфония Шостаковича была впервые ис-

полнена в Куйбышевском театре оперы и балета 5 марта 1942 года. Играл ее эвакуирован-

ный оркестр Большого театра, дирижировал Самуил Самосуд.

Мечтой мастера было выступление в Ленинграде. Задача организовать концерт вы-

пала единственному оркестру, который остался в блокадном Ленинграде. Осажденный

город собирал голодных, обессиленных музыкантов. Принимали всех, кто мог стоять на

ногах. В город были доставлены только нотные записи. 9 августа 1942 года блокадный

Ленинград услышал, наконец, 7 симфонию Шостаковича. Дирижировал Карл Элиасберг.

История исполнения произведения уникальна еще и тем, что именно в этот день фашист-

ские войска планировали прорвать оборону. Был отдан приказ: «Пока будет идти концерт

- враг должен молчать». Советская артиллерия обеспечила спокойствие на всей линии

фронта

«залповой симфонией» наших воинов, защищавших площадь Искусств и зал Фи-

лармонии. По всему городу исполнение концерта транслировалось через громкоговори-

тели. Это был настоящий праздник для измученных, но не сломленных жителей Ленин-

града. Люди плакали и аплодировали стоя.

ИВАН: Прикоснувшись к музыкальной грани истории нашего города, позвольте

перейти к истории создания самарской набережной, две основные вехи которой впи-

4

саны в весьма необычную книгу – к которой мы с вами сейчас пройдем (желаем вам

удачи в ее поиске).

Перед вами Мемориальный объект в виде раскрытой книги, на гранитных

страничках которой запись о том дне, когда начали застраивать набережную широкой су-

доходной Волги. Сказано здесь и об авторах, которые ее создали и указана дата полно-

ценного благоустройства-реконструкции.

В середине XIX в. Самарская губернская строительная и дорожная комиссия при-

няла решение о строительстве набережной реки Волги. По проекту Николая Николаевича

Еремеева предусматривалось только строительство причалов, торговых рядов, складов,

лесопилок и др.

Живший в то время (1895 год) в Самаре Максим Горький писал в одном из своих

фельетонов:

На набережной города Самары следовало бы устроить вывеску и на этой вывеске

написать: «Смертный, входящий в Самару с надеждой в ней встретить культуру,

вспять возвратися, зане город сей груб и убог».

Так сложилось, что лучшая по природным условиям часть города, прилегающая к

Волге, превратилась в район хаотичной застройки, отрезанной от центра города.

И до 50-х годов прошлого века берег Волги в черте города представлял собой пе-

чальную картину: большую часть волжского берега занимали лесные и дровяные приста-

ни, а также лесопильные заводы и склады. Мимо них пролегала улица Пристанская, в

1961 году переименованная в Волжский проспект.

Решение поменять облик набережной - снести все постройки, расширить полосу

набережной, укрепить и озеленить берега, устроить пляжи - было принято в 30-х гг. про-

шлого века.

Проектные работы начались в 1935 году. Одним из архитекторов набережной в 50-

х годах 20-го века был Михаил Андреевич Труфанов. Он считал, что Самаре повезло с по-

логим берегом, это замечательное место для создания пешеходной зоны.

Наконец был утвержден проект перестройки набережной. Было решено проводить

работы в четыре очереди.

Первой очередью должен был стать участок между ул. Вилоновской и ул. Некра-

совской. Во вторую очередь перестраивался отрезок - переулок Студенческий - завод "Ки-

нап". На нем заранее проектировались будущие жилые кварталы. Третьей очередью стал

участок между ул. Некрасовской и речным вокзалом. Позже всего планировались работы

четвертой очереди (завод - Силикатный овраг). К первой очереди приступили только в

1939, очистив от старых строений берег от Некрасовского до Вилоновского спусков. То-

гда же появился первый, временный пока пляж. Но окончательно благоустроить набереж-

ную не удалось - война разрушила все планы.

Строительство возобновилось только в послевоенные годы - в 1954-ом. Тогда по-

явилась гранитная стена, расширившая и укрепившая набережную, были высажены дере-

вья. Так появилась первая в городской черте действительно красивая зона отдыха с пля-

жем, широкими лестницами и зелеными уголками.

Сегодня набережная – это благоустроенная зона отдыха, общая протяженность ко-

торой более четырех километров. Набережная состоит из 3-х участков, каждый из кото-

рых носит свое неофициальное название:

- Октябрьская набережная или Набережная Ладья (4-я очередь);

5

- Старая набережная (1-я и 3-я очереди);

- Центральная набережная (2-я очередь), составляющая единый архитектурный ан-

самбль с площадью Славы.

Наверняка самые внимательные из вас уже догадались, что мы находимся на вто-

рой очереди самарской набережной – она же центральная.

Подпорная стена этой очереди, протяженность которой 1450 м, построена из желе-

зобетонных плит, изготовленных в городе Тольятти. Гранит шёл только на изготовление

лестниц, тумб и других малых архитектурных форм.

Проект строительства Центральной набережной предусматривал бульвар шириной

от 30 до 60 м с организацией зон для тихого отдыха, активного отдыха (спортивные и дет-

ские площадки) и летние кафе. Первоначально садовые диваны также были выполнены из

бетона, позже их заменили на металлические, которые не сохранились.

Архитекторы и художники много работали над созданием цветовой гармонии набе-

режной. Всё пространство было разбито на четыре сектора, каждый из них имел свой цвет

покраски садовых диванов и соответствующий ему подбор окраски цветов и цветущих ку-

старников. Такое решение создавало поистине сказочную красоту.

Новый облик набережная приобрела в 2011 году. Общая планировка была сохране-

на, убраны нестационарные кафе и киоски, заменены фонари уличного освещения. Набе-

режную украсили шикарные скамейки с коваными ножками, фонари с гербом Самары и

выложенные тротуарной плиткой площадки. Для любителей велосипедных прогулок вы-

делена специальная дорожка ярко-зеленого цвета и парковочные места для велосипедов.

Открытие видоизмененной Центральной набережной состоялось 25 сентября 2011.

С одним из имен, вписанных в мемориальную книгу, у которой мы находимся,

связана история появления скульптур на второй очереди Самарской набережной.

Городские власти Куйбышева решили украсить набережную настоящими ху-

дожественными произведения. Для этого были выделены средства, и в Москву был

отправлен «десант» из четырех специалистов для их поиска и покупки. В группу спе-

циалистов входил и Ваган Каркарьян.

Изначально планировалась покупка скульптуры Степана Разина у знаменитого

советского скульптора Е.В. Вучетича. Евгений Викторович предложил вместо этого

приобрести "Перекуем мечи на орала", но Художественный фонд не разрешил покуп-

ку, мотивируя это тем, что скульптура уже была к тому времени установлена перед

зданием ООН в Нью-Йорке и перед Третьяковской галереей в Москве.

НАТАША: А в это время на Манежной площади проходила выставка укра-

инского искусства. Там и были отобраны скульптуры, которые украшают сегодня на-

бережную Волги. Предлагаем вам проследовать к скульптуре «Строительница» и

оценить выбор наших специалистов во главе с Ваганом Гайковичем Каркарьяном.

Гранитная скульптура "Строительница", чаще именуемая в народе как «Девочка в

платке», выполнена в 1958 году скульптором Кремневой Людмилой Львовной, выпускни-

цей Московского художественного института имени Василия Ивановича Сурикова, учени-

цей Матвея Генриховича Манизера. Этому всемирно известному скульптору принадле-

жит установленный на театральной площади памятник Чапаеву, а также памятник Ленину

на площади Революции).

"Строительница" - одна из первых работ Кремневой.

6

Со слов Каркарьяна, Людмила Львовна отговаривала от покупки скульптуры, моти-

вируя это тем, что из-за своих небольших размеров она не подойдет обширным про-

странствам набережной Волги. Ваган Гайкович заверил мастера, что они найдут ей до-

стойное место на набережной, что и было сделано. Скульптура "Строительница" располо-

жена в глубине набережной, ближе к Волжскому проспекту, в стороне от центральной

оси, на которой расположены три остальных скульптуры.

Вагана Каркарьяна, без сомнения, можно назвать личностью легендарной для

Самары.

Вага

́

н Га

́

йкович Каркарья

́

н- заслуженный архитектор России, член-корреспон-

дент Российской Академии архитектуры и строительных наук, художник, профессор Са-

марского государственного архитектурно-строительного университета, член комиссии по

охране памятников архитектуры Российской Академии архитектуры и строительства, кра-

евед, автор книг и альбомов по архитектуре Самары.

Его вклад в создание облика города трудно переоценить. Ваган Гайкович - автор

Монумента Славы и Дворца бракосочетаний, Дома Актера, гостиницы "Волга", второй

очереди набережной и многих других зданий и сооружений.

Ваган Гайкович Каркарьян родился 22 августа 1934 года в Баку. В 50-е годы про-

шлого века окончил Московский архитектурный институт, а затем принял приглашение

директора Куйбышевгорпроекта, организации, которая приступала в то время к разра-

ботке плана застройки нашего города.

Ваган Гайкович является автором или соавтором около 30ти проектов в Самаре.

Среди которых:

Генеральный план развития города Куйбышева (совместно с Н. В. Подовин-

никовым, Н. И. Розановым)

Вторая очередь набережной (совместно с А. В. Годзевичем) Каркарьян не считал

этот проект до конца своим. Спроектировал вторую очередь архитектор Годзевич, а после

его отъезда из Самары, работу продолжил Каркарьян. Тем не менее, то, как выглядела

вторая часть самой длинной волжской набережной до реконструкции 2011 года – именно

его заслуга.

Дом актера (совместно с Н.А. Красько)

Дворец Бракосочетаний (совместно с А.Н. Герасимовым и инженером А. Па-

новым)

Церковь Святого Креста

Куйбышевский Обком («Белый дом») (совместно с А.Г. Моргуном, В.В. Черня-

ком, Э.А. Ротлейдером и А.Я. Пинктиным)

Фонтан 30-летия Победы (совместно с В. А. Борисовым, художником Р. Н. Ба-

рановым)

Есть и нереализованные проекты Каркарьяна.

Проект Монумента Славы (совместно с М. А. Труфановым, Ю. В. Храмовым,

художником Г. Г. Кикиным). По проекту Каркарьяна и его коллег площадь Славы долж-

на была отличаться от ее современного вида. Ярмарочный спуск предполагалось засыпать

не полностью. По центральной оси к Волге спускалась бы аллея, делящая площадь на две

части, а над ней возвышался бы Монумент Славы, похожий на существующий лишь вер-

тикальной композицией.

7

Проект железнодорожного вокзала Самары (совместно с К. В. Каркарьяном,

А. А. Маврычевым, И. А. Лаптевой) Проект нового вокзала, разработанный институтом

«Самарагражданпроект», который до 1996 года возглавлял Каркарьян, предполагал сохра-

нение фасада старого здания, построенного Де Рошфором в 1876-м. При этом памятник

архитектуры должен был располагаться внутри нового, более крупного по масштабам зда-

ния. Высокая башня вокзала должна была быть конусообразной. Проект не был реализо-

ван. Старый вокзал снесли, а на его месте появилось современное здание.

Ваган Каркарьян не только много сделал для формирования архитектурного облика

современной Самары, но и всей душой болел за сохранение исторической части города.

Он знал историю практически каждого самарского здания. Его интересовало все, что ка-

сается старой Самары - деревянное зодчество, металлические решетки, самарский модерн.

Книга о деревянной Самаре стала уникальным источником информации о деревянных де-

талях самарских домов, многих из которых уже не существует. Большая часть самарцев

впервые познакомилась со знаменитыми самарскими особняками и другими архитектур-

ными шедеврами по рисункам Вагана Гайковича.

Архитектора Каркарьяна не стало в январе 2014 года. Власти города уверяют, что в

Самаре появится мемориальная доска в честь заслуженного архитектора России Вагана

Каркарьяна.

Памятный знак установят и на доме № 45 по Волжскому проспекту, где долгие

годы жил архитектор.

"Ваган Гайкович был не только талантливым практиком, но и Учителем с большой

буквы. Он стал наставником для нескольких поколений архитекторов, которые сегодня

продолжают его дело не только в Самаре, но и по всему миру.

НАСТЯ: Прогулявшись по Волжской набережной до следующей скульптуры,

мы познакомимся с еще одним женским образом, выбранным Каркарьяном для укра-

шения Самарской набережной.

Перед нами Скульптура «Купальщица», выполненная из бронзы. Скульптура

Купальщица изображает стройную грациозную девушку, сидящую на камне, в купальни-

ке, с маской для ныряния на голове и ластами в руке, другая рука за головой. Согласитесь,

Купальщица выглядит просто очаровательно. Скульптура Купальщица является работой

известного украинского скульптора Валентина Ивановича Знобы.

Валентин Зноба (1929-2006) - заслуженный деятель искусств УССР (1963), народ-

ный художник УССР (1979), лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко

(1996), академик трех европейских и американской академии искусств, в том числе Акаде-

мии искусств Украины.

Валентин Зноба принадлежит к династии скульпторов. Отец, Иван Степанович

Зноба — советский художник и скульптор, основатель династии украинских скульпторов

учитель Валентина; сын - украинский скульптор Николай Зноба.

Возможно, что на создание скульптуры «Купальщицы» его вдохновила статуя "Ру-

салочка" Эдварда Эриксена, установленная в Копенгагене в 1913 году и изображающая ге-

роиню одноименной сказки Г.Х. Андерсена.

Еще один интересный факт: до реконструкции набережной «Купальщица» смотре-

ла в сторону Волги, но ее развернули, и теперь ее взор устремлен на набережную.

8

Как приятно освежает волжская вода в летний зной! У жителей и гостей города в

летнюю жару есть прекрасная возможность искупаться в реке и позагорать на пляжах го-

рода, насладиться великолепной панорамой на реку и город. Полюбоваться, подобно Ку-

пальщице, красивой, ухоженной набережной.

ИВАН: Установленные на набережной скульптуры могут поведать о некото-

рых вехах в истории нашего города. Предлагаем вам познакомиться с еще одной гра-

нью в облике Самары.

Конверт с космическими объектами Самары (фото). Задание: найти на набереж-

ной объект, их объединяющий.

Перед нами еще одна скульптура Валентина Знобы на второй очереди набережной:

«Работник с искусственным спутником Земли». Со временем антенны на спутнике отва-

лились, и долгое время рабочий стоял с "мячом" в руках, как стали называть скульптуру

жители города. Ваган Гайкович Каркарьян добился того, чтобы антенны восстановили,

что в конце концов и было сделано.

Скульптура установлена на высоком постаменте из каменных блоков на Централь-

ной набережной реки Волги, выполнена из черного металла, изображает молодого челове-

ка, который на вытянутых руках держит искусственный спутник Земли.

Обьект символизирует заслуги предприятий города в исследовании космоса и в со-

здании ракетно-космической техники. Особенно выделяется самарский завод «ЦСКБ-Про-

гресс», который является одним из крупнейших в России. Изготовленными на этом пред-

приятии ракетоносителями выведено на орбиту около 1700 космических аппаратов.

Более полувека назад началась история покорения космоса человеком. Первый ис-

кусственный спутник Земли – Спутник 1 - был запущен на околоземную орбиту 4 октя-

бря 1957 года, после чего произошёл стремительный рывок в деле освоения неизведанно-

го и загадочного космического пространства. Человек дерзнул ступить на поверхность

Луны, были запущены аппараты для исследования планет и Солнца, созданы орбитальные

станции, предназначенные для космических исследований.

Первый космический полёт Юрия Гагарина – одна из самых ярких страниц в лето-

писи Самары, признанной космической столицей России.

В 1950-е годы Куйбышев, по предложению основоположника практической космо-

навтики Сергея Павловича Королёва, стал одним из центров космического производства.

Совершив один виток вокруг Земли, «Восток» приземлился на границе Самарской

и Саратовской областей, откуда его доставили на спецдачу обкома КПСС на первой про-

секе.

После работы специальной государственной комиссии, на которой были подведены

итоги исторического полёта, режим Гагарина стал свободнее: ему организовали отдых, ка-

тали на катере по Волге. На другой день космонавт вновь оказался на закрытом аэродроме

завода «Прогресс», откуда вылетел в Москву на торжественную церемонию – встречу с

руководством страны и Никитой Сергеевичем Хрущёвым.

Космонавт улетел в космос старшим лейтенантом, а приземлился майором. Осле-

пительную лучезарную улыбку Гагарина запомнил весь мир!

На географической карте Самары имя первого космонавта увековечено в названии

улицы и станции метро, открыт Музей космонавтики «Ракета» с постоянно действующей

экспозицией «Ожидание космоса».

Самара достойно и заслуженно носит звание космической столицы России!

9

Задание: зашифрованное послание (слова: волна, лыжи, вода+ ключ) Дога-

дайтесь, какая скульптура будет следующей на нашем маршруте. – ВОДНАЯ ЛЫЖ-

НИЦА

НАСТЯ: А знаете ли вы, что одним из инициаторов создания Федерации вод-

нолыжного спорта страны в 1964 году, был первый космонавт Земли Юрий Алексее-

вич Гагарин, который был горячим поклонником водных лыж? Предлагаем вам полю-

боваться скульптурой Водной лыжницы.

Установленная на набережной скульптура Водная лыжница отражала интерес со-

ветской молодежи к водным видам спорта.

Скульптура Водная лыжница - бронзовая девушка, стоящая на лыжах, с развеваю-

щимися волосами и раскинутыми руками, является третьей скульптурой, созданной Ва-

лентином Знобой, на Центральной набережной.

Изобретателями воднолыжного вида спорта одновременно признаны сразу 3 чело-

века, которые независимо друг от друга изобрели и опробовали водные лыжи. Это амери-

канец Ральф Самуэльсон. В 1922 году он, экспериментируя с обычными зимними лыжа-

ми, решил испробовать их на воде. В 1925 году Фред Уоллер (США) получает первый в

истории патент на придуманную им модель водных лыж, также из сосны, «Dolphin Akwa-

Skees». А в 1928 году Дон Ибсен из Белльвью, штат Вашингтон, изобрёл свои водные

лыжи.

Три появившиеся пары лыж во многом походили друг на друга: все они были сде-

ланы из сосны, со специальной пропиткой, и обладали резиновым креплением для ног.

Водные лыжи как вид спорта в СССР начали развиваться с конца 50-х — начала

60-х годов XX века. В 1964 году была создана Федерация воднолыжного спорта страны, в

1965 году проведен первый чемпионат СССР по водным лыжам.

На заре воднолыжного спорта лыжи делали из специально обработанного дерева.

Сейчас большинство водных лыж делают из вспененного пластика — пенополиуретана,

поскольку он имеет значительно меньший вес и обладает лучшим скольжением, чем дере-

во.

Современные пластиковые лыжи имеют специальный желобовидный профиль

скользящей поверхности, что делает их более стабильными, чем деревянные.

Сегодня этот вид спорта стал настолько зрелищным и популярным, что в 1998

году Национальный олимпийский комитет Греции рекомендовал ввести водные лыжи в

программу Олимпиады-2004 в Афинах, но данная рекомендация не была принята.

Подобно водным лыжам, скользящим по воде, скользили по волнам Стру

́

ги —

русские плоскодонные парусно-гребные судна 11-18 веков, служившие для перевозки

людей и грузов. Название струг употреблялось на всей Руси. Струги - лёгкие, быстро-

ходные суда, обладавшие хорошей мореходностью. Их малая осадка, не более 1,5 м,

позволяла стругам плавать по мелководью — по рекам и озёрам. Струги были хорошо

приспособлены к волоку. А историю, связанную с флотилией стругов, вы услышите у

следующего памятника Самарской набережной.

НАТАША: Майская, еще льдисто-мутная, волжская вода хлюпала о пузатые

борта стругов. К полудню солнце разогрелось по-летнему, и свободные от гребли стрель-

цы и работные люди разнежились, начали расстегивать кафтаны да армяки. С передово-

го легкого стружка, где сидели дозорные, сонную одурь, охватившую всех, разорвал крик:

«Подходим! Вороти влево!». На стругах и плотах всколыхнулись, зашумели, зыкнули на-

чальственные голоса. Флотилия притормозила, медленно, тяжело заворачивая к бере-

10

гу…. На струге, выделявшемся нарядными, богатыми одеждами сидевших в нем людей,

один – коренастый, кряжистый, лет 40-50, привстал, медленно повел взглядом по незна-

комому берегу. Человек этот наверняка привык, чтобы все окружающие слушались его

беспрекословно. Григорий Осипович Засекин – так звали этого воеводу. Государевым ука-

зом он был послан строить новую крепость и по первым впечатлениям пытался понять,

чего можно ожидать в этих опасных полупустынных местах между Волгой и Самарой,

издавна известных как пристанище вольных волжских казаков да степных кочевников.

ИВАН: Засекин не понаслышке знал об опасностях, грозящих его экспедиции. Вы-

ходец из древнего и знатного рода князей Ярославских, соединившего в себе кровь двух

знатнейших династий Восточной Европы – Чингизидов и Рюриковичей, прошел Засекин

суровую школу ратной пограничной службы. Деды и прадеды его растеряли былые при-

вилегии, родовые вотчины и потому средства для существования приходилось добывать в

государевых походах, воинским старанием. Личными удачами в военном деле да еще

древнему титулу обязан был молодой князь продвижению по служебной лестнице.

Еще в детстве получил Григорий Засекин прозвище «Зубок». Об истории происхо-

ждения этого прозвища можно только догадываться: может быть Григорий родился с зу-

бом или эта метка указывала на неправильный прикус зубов или на малый рост …. Одна-

ко нет сомнений, что князь «Зубок» был физически крепким, выносливым, смелым и рас-

судительным военачальником.

НАТАША…в эти тревожные минуты, когда казалось, что вот-вот из-за края

возвышенности с оглушительным визгом выскочат ногайские всадники, вся предшеству-

ющая жизнь пронеслась перед мысленным взором князя. Но вот дозорные наконец-то за-

брались на самую вершину стрелки между Волгой и Самарой и оттуда замахали шапка-

ми и блеснули на солнце саблями. Берег был безопасен, пустынен, и Засекин после недолго

раздумья приказал приставать…

ИВАН: К сожалению, сегодня ни один историк не сможет ответить на вопрос, где,

в каком месте по отношению к нынешней Самаре остановилась флотилия, поскольку в те

времена топография этой местности была совершенно иной.

Самарский город построили на возвышенности над рекой Самарой, там, где она де-

лилась на два русла, примерно в двух километрах от волжского берега. В 16 веке По-

волжье включается в состав Русского государства. В 1586 был заложен Самарский горо-

док, ставший центром обширного края.

Памятник основателю и первому воеводе Самары Князю Григорию Засекину

один из символичных, знаковых в городе.

12 сентября 2014 года тысячи жителей города и гостей областного центра пришли к

Волге для участия в открытии памятника выдающейся личности в истории Самары.

Открытие было приурочено к 428-ой годовщине основания областной столицы.

Идея установки этой скульптуры была одобрена в декабре 2013 года, а по результа-

там проведенного конкурса первое место было присвоено работе московского скульптора

Карена Саркисова. Скульптура была изготовлена на смоленском литейном предприятии

из бронзы и представляет собой фигуру князя верхом на коне, который держит в руках

стяг (хоругвь) с образом Иисуса Христа. Постамент: гранит. Высота памятника 8 метров,

масса скульптурной композиции составляет 6 тонн, а сам постамент, выполненный из гра-

нита, на котором установлен памятник – 40 тонн.

Попробуйте определить общую высоту памятника (подсказка: сумма чисел года

реконструкции второй очереди Самарской набережной - 12м).

11

Со слов автора скульптуры Карена Саркисова: "Он смотрит в сторону центра, ста-

рого города, крепости, которую основал Засекин. Я считаю, что памятник основателю го-

рода должен быть монументальным. Все-таки для Самары Григорий Засекин - первый че-

ловек.

Карен Борисович Саркисов родился в 1977 году в Самаре. В 1997 году окончил

скульптурное отделение Пензенского художественного училища им. Савицкого, в 2003-м

- скульптурное отделение Российской академии живописи, ваяния и зодчества. В 2005

году там же окончил аспирантуру. Преподавал в академии на факультете "Скульптура".

Член Московского союза художников. Живет и работает в Москве.

Карен Саркисов – яркий представитель современного реалистического направления

в скульптуре. Его интересует личность человека, поэтому в числе его работа так много

портретов современников, выдающихся исторических личностей, музыкантов, художни-

ков, артистов, ученых, режиссеров. Скульптура для него – прекрасный способ выразить

себя, найти новые интересные трактовки в композиции и портрете, передать настроение.

Самарцам работы Саркисова уже знакомы. Он - автор мемориальных досок народным ар-

тистам СССР Вере Ершовой и Николаю Симонову, установленных на фасаде театра дра-

мы.

Карен Саркисов, который сейчас работает в столице, родился и долгое время про-

жил в Самаре.

На церемонии открытия памятника князю Засекину выступил государственный

Волжский русский народный хор им. Милославова. А по Волге в это время, как и 430 лет

назад, вниз по течению скользили три ладьи со стрельцами. Только тогда вокруг Волги

была безлюдная степь и Жигулевские горы, а сейчас на левом берегу раскинулся огром-

ный мегаполис — с заводами, офисами, набережными, проспектами, церквями и театрами.

Памятник Григорию Засекину стал одним из главных символов Самары. Князь

Григорий Засекин, первый самарский воевода — важная фигура Самарского края. С

именем защитника южных рубежей Российского государства связана вся история города.

Самара за несколько веков из небольшой крепости на Волге превратилась в огромный ме-

гаполис, космическую столицу России".

НАТАША: Проходит чуть менее месяца и 9 октября центральная набережная

вновь собирает гостей и жителей города на торжественное открытие нового укра-

шения Волжской набережной.

Предлагаем вам придумать свое оригинальное название арт-объекту.

Автор - назвал ее «Колыбель человечества». Владимир Смирнов - самарский

график, скульптор и поэт. "Когда мне пишется, я пишу, когда лепится – леплю, когда

рисуется – рисую. А в целом получается что-то подобное», - говорит он о своем произве-

дении. В день торжественного открытия арт-объекта скульптура отмечала свое 10-летие.

Автор создал ее в 2004 году как миниатюру 9х15 см. Сегодня на набережной она выгля-

дит совсем иначе.

Объект "Колыбель человечества" изготовлен из современного материала – стекло-

пластика и весит около тонны.

"Из стеклопластика уже есть скульптурные композиции в Самаре, а вообще в мире

сейчас это очень популярный материал. Он достаточно легкий, его удобно транспортиро-

вать. Кроме того, он прочный и более стойкий, нежели металл, поддающийся коррозии".

Скульптор Владимир Смирнов разбавляет сухие факты поэзией.

"Параллели, параллели/ параллелью заболели.

Параллельны все друг другу,/ места нет былому кругу.

Параллельными прямыми убегаем в бесконечность.

12

Может, там пересечемся,/ где нет времени, лишь вечность", - говорит автор.

По словам автора, создание «Колыбели человечества» началось именно с этого

стиха. "В этой скульптурной композиции вы не увидите параллельных прямых, есть пере-

плетение рук. Вы увидите там круг – человечество, вокруг красивого, привычного земного

шара. А в день открытия, буквально экспромтом, уже непосредственно к тому, что мате-

риализовалось, Владимир Смирнов написал еще одно стихотворение:

Предлагаем и вам побыть в роли автора: из разрозненных фраз восстановить

стихотворение:

В угаре/ низменных страстей

никто не слышит / и не замечает,

как наша колыбель Земля

печально к нам / о помощи взывает…".

Сегодня, в год, объявленный в России годом экологии и особо охраняемых терри-

торий, эта скульптура становится еще более актуальной. В век урбанизации и техническо-

го прогресса забота о планете становится одной из основных задач человечества.

Место для установки скульптурной композиции выбрано не случайно. Она названа

«Колыбелью человечества». А "колыбель" Самары – река Волга.

Близость Волги к скульптурной композиции – не случайность, и по мнению ее со-

здателя. Автор признается – у него есть мечта воплотить на самарской набережной

скульптуру "Самара" (второе название "Река").

В 2004 году эта скульптура взяла золото на конкурсе "Самарский сувенир".

Автор видит эту скульптуру высотой не менее 15-17 метров.

«Река» представляет собой женщину с переплетенными над головой руками. Это

переплетение символизирует соединение двух рек Самарки и Сока, впадающих в Волгу.

Пространство между руками реками - город Самара.

Возможно, скульптура «Река» это еще один будущий символ города Самары.

Наша прогулка по 2-й очереди самарской набережной заканчивается. Познакомить-

ся с 1-ой и 3-ей очередью Самарской набережной вы сможете самостоятельно, воспользо-

вавшись нашим путеводителем или посетив такие экскурсии как «Прогулка по Дворян-

ской», «По паркам и скверам», а также многочисленные речные прогулки….

Желаем вам приятных и незабываемых воспоминаний от прогулки по самарской

набережной.

13



В раздел образования