Автор: Богданова Кристина Сергеевна
Должность: студент специального дефектологического образования, профиль логопедия
Учебное заведение: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Доклад на научно-практической конференции по теме КР
Тема: "Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня"
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
на
научно-практической
конференции
по
теме
КР:
«Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня»
Речь - это сложная и специально организованная форма психической
деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является
регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как
средством и способом общения и познания является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Задача взрослых - помочь ему
овладеть устной и письменной речью.
Работа посвящена одной из важнейших и до сих пор практически не
изученных проблем логопедии – формированию процессов словообразования
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, т.е.
имеющих нарушение всех компонентов языковой системы.
Вопросами
изучения
особенностей
словообразования
у
детей
дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И.
Лалаева [13], Р.Е. Левина[15], Т.В. Туманова[24], Т.Б. Филичева[31] и другие.
В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую
категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка,
т.е.
«общее
недоразвитие
речи»,
указывала
на
различные
словообразовательные
возможности
этих
детей.
Было
показано,
что
овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь
детям
с
III
уровнем
речевого
развития,
получившим
определение
«развёрнутой
фразовой
речи
с
элементами
лексико-грамматического
недоразвития».
С тех пор практически все исследователи, изучавшие
проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные
возможности этих детей в образовании новых форм слов. Эти ведения
носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей,
которые испытывают дети с ОНР при самостоятельном продуцировании
производных наименований. На этой основе были определены некоторые
направления и отдельные приёмы по развитию словообразовательных
навыков у детей с ОНР дошкольного возраста. В то же время исследования
по данной теме не носили системного, глубокого характера. Так, не
предпринималось специальных исследований, направленных на всестороннее
изучение становления процессов словообразования у детей с недоразвитием
речи, на выявление у них специфических трудностей в протекании этих
процессов.
Не
было
разработано
научно
обоснованных
методов
формирования словообразования у данной категории детей.
Таким образом, остаётся нерешённой проблемой изучения состояния и
развития словообразования у детей с ОНР; влияния словообразования на
развитие устной и письменной речи детей; разработки научно обоснованных
методов формирования навыков словообразования у детей с недоразвитием
речи дошкольного возраста.
В связи с этим можно утверждать, что данное исследование является
актуальным.
Объект
исследования
–
особенности
словообразования
у
детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования – процесс формирования словообразования у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III
уровня.
Цель исследования: создание программы коррекционной работы по
формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня.
Для
достижения
цели
нашего
исследования
перед
нами
были
поставлены следующие задачи:
-
изучить
теоретические
подходы
к
вопросам
изучения
словообразования;
-подобрать
диагностику
обследования
словообразования
старших
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ;
- провести диагностику уровня сформированности словообразования у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня ;
- проанализировать результаты диагностического обследования и
составить программу коррекционной работы;
- разработать программу коррекционной работы по формированию
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня.
Гипотеза исследования заключается в том, что мы предполагаем, что
использование дидактических игр способствует формированию навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня.
В качестве методов исследования нами были выбраны анализ
теоретических источников психолого-педагогической литературы, изучение
практического
опыта,
конспектирование,
наблюдение,
беседа
и
статистическая обработка данных.
Основным направлением коррекционной работы с дошкольниками с III
уровнем речевого развития при ОНР входит уточнение и расширение
словарного
запаса,
совершенствование
грамматического
строя
речи,
практическое
овладение
сложными
формами
словоизменения
и
словообразования, развитие связной речи.
Так же мы выделили – словообразование. Выполняя множество
функций,
оказывает
существенное
влияние
на
развитие
языковой
компетенции и речевой коммуникации ребенка в целом.
Целью заданий на словообразование является уточнение структуры
значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических
значений, закрепление связей между словами.
Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является
дидактическая игра, она помогает в работе логопедов по обучению чтению и
формированию понятий о лексико-грамматических средствах языка, а также
навыков словообразования у детей с ОНР.
Дидактическая игра — средство обучения, поэтому она может быть
использована на занятиях учителем-логопедом.
Для
обследования
умения
детей
пользоваться
способами
словообразования были выбраны методики, которые помогут определить
уровень сформированности навыков словообразования у детей с общим
недоразвитием
речи
III
уровня
и
помогут
определить
направления
коррекционной работы.
Логопедическое исследование детей старшего дошкольного возраста
проводилось
по
2
методикам
Р.
И.
Лалаевой
«Методика
психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» [14] и
Н.М. Трубниковой [25].
В процедуре нашего обследования приняли участие два ребенка с
общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста.
Ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением
большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и
задает вопрос: «Это что?» При затруднениях при выполнении заданий
оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как
назвать
ласково
одним
словам
маленькую
машину?».
Материалом
исследования служат предметные картинки и слова: стакан-стаканчик,
кувшин-кувшинчик, дом-домик, стол-столик, мяч-мячик.
2. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей:
а)
образование
уменьшительно-ласкательных
существительных
с
суффиксами оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;
Перед ребенком раскладываются три картинки на слова одной
семантической группы, например, утка, утенок, утята. Дается следующая
инструкция: «Покажи, где гусенок. А где гусь? Где гусята?». Материалом
исследования служат предметные картинки и слова: лиса-лисенок-лисята,
коза-козленок-козлята, кот-котенок-котята, еж-ежонок-ежата, волк-волчонок-
волчата.
б) образование существительных с суффиксом -ниц-;
В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар
хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В
дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и
задает аналогичный вопрос. Материалом исследования служат предметные
картинки и слова: чай-чайница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-
салатница, соус-соусница.
в) образование существительных с суффиксами -инк-, -ин-;
В
начале
исследования
формируется
ориентировка
в
задании:
«Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала
тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег –
снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие
производные слова. Материалом исследования служат предметные картинки
и
слова:
пыль-пылинка,
бусы-бусинка,
крупа-крупинка,
виноград-
виноградинка, ворс-ворсинка.
3. Уточнение значения и звучания непродуктивных моделей.
В начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию:
«Сейчас мы будем вспоминать название профессий». Затем задаются
вопросы: «Как называется человек, который…
•
едет на велосипеде?
•
едет на мотоцикле?
•
играет в хоккей?
•
играет в футбол?
•
играет на гитаре?
4.
Образование прилагательных от существительных.
Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?
Значит он какой?»
Можно использовать следующие существительные: горох, бумага,
стекло, пластмасса, мех.
5.
Образование сложных слов (из 2 слов образовать одно).
Камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено
косить(сенокосилка).
Критерии оценки для всех заданий:
4 балла - все задания по словообразованию выполнены самостоятельно.
3 балла - задания выполнены правильно в пределах 75 %, наличие
самокоррекции.
2 балла - задания выполнены правильно в пределах 50 %, после
стимулирующей помощи.
1 балл - задания выполнены правильно в пределах 25 %, после
стимулирующей помощи. Большинство ответов - неверно образованная
форма.
0 баллов - задания выполнены в пределах 10 % или не выполнены,
отказы выполнения задания.
Таким
образом,
в
нашем
исследовании
дети
могут
набрать
максимальное количество баллов, а это 28. Средний результат будет от 12 до
21 баллов. А самым низким результатом будет являться 0-12 баллов за
задания.
В
результате
исследования
уровня
сформированности
навыков
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня были получены следующие результаты.
Таблица №1
«Диагностика обследования актуального уровня сформированности навыков
словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III
уровня»
Задание
Ульяна
Максим
1. Образование
уменьшительно-
ласкательных
существительных с
суффиксами: -к-, -ик-, -чик-
3 балла. Ребенок не смог с
первого
раза
образовать
слова,
но
сам
себя
корректировал.
4
балла.
Ребенок
самостоятельно справился с
заданием.
2. а) Образование
уменьшительно-
ласкательных
существительных с
суффиксами оньк-, -еньк-, -
ышек-, -ышк-
3 балла. Ребенок не смог с
первого
раза
образовать
слова,
но
сам
себя
корректировал.
4
балла.
Ребенок
самостоятельно справился с
заданием.
б) Образование
существительных с
суффиксом -ниц-
3 балла. Ребенок не смог с
первого
раза
образовать
слова,
но
сам
себя
корректировал.
2 балла. Задание выполнено
на 50%.
в) Образование
существительных с
суффиксами -инк-, -ин-
3 балла. Ребенок не смог с
первого
раза
образовать
4
балла.
Ребенок
самостоятельно справился с
слова,
но
сам
себя
корректировал.
заданием.
3.Уточнение значения и
звучания непродуктивных
моделей
1
балл.
Неверно
образованная форма.
4
балла.
Ребенок
самостоятельно справился с
заданием.
4.Образование
прилагательных от
существительных
2 балла. Задание выполнено
на 50%.
1 балл. Неверно образованная
форма.
5.Образование сложных
слов
0
баллов.
Отказ
от
выполнения задания.
0 баллов. Ребенок пытался
сделать задание.
Максимальное количество
баллов
35баллов
15баллов
35 баллов
19баллов
Набранное количество
баллов ребенком
Результаты обследования выявили, что первого ребенка, которого мы
взяли на наше обследование зовут Ульяна. Она стеснялась, была немного
скованна, напряжена. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что реакция
у ребенка вполне адекватная на обстановку. Ребенок хорошо воспринимал
вербальную инструкцию от взрослого. Целенаправленно выполняла действия
и задания. В нашем наблюдении за ребенком в процессе исследования мы
обратили внимание на стойкий интерес и желание к выполнению действий.
Но были некоторые моменты, когда ребенок отказывался выполнить
некоторые задания.
Таким образом, мы видим, что у Ульяны уровень сформированности
навыков
словообразования
находится
на
нижней
границе
среднего
показателя. А если проанализировать результаты Максима, то мы можем
увидеть средний уровень сформированности навыков словообразования у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Мы можем
сделать вывод о том, что обоим детям требуется коррекционная помощь и
развитие навыков словообразования.
В
результате
проведенного
обследования
актуального
уровня
сформированности навыков словообразования у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня, удалось выявить следующие
особенности:
-дети
имеют
отклонения
в
развитии
сформированности
словообразовательной деятельности.
Стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках образовать
слова, выходящие за рамки повседневной речевой практики.
Мы
наблюдали
нарушения
образования
прилагательных
от
существительных.
Дети
не
обладают
еще
достаточными
когнитивными
речевыми
возможностями для адекватного объяснения значения слов.
Таким образом, при планировании и проведении коррекционных
занятий необходимо учитывать специфические особенности детей с общим
недоразвитием речи. Итак, мы обнаружили в ходе обследования схожие
нарушения,
то
для
этих
детей
будет
разработана
одна
программа
коррекционной работы по формированию навыков словообразования у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Экспериментальная программа была разработана на основе программы
Н.В. Нищевой «Образовательная программа дошкольного образования для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7
лет», а также с учетом выявленных при диагностике особенностей развития
детей.
Нами были разработаны 10 коррекционных занятий.
При организации и проведении коррекционной работы мы подбирали
материал
в
соответствии
с
периодом
обучения,
и
тематическим
планированием.
Игры проводились с детьми в первой половине дня, в понедельник и в
среду на индивидуальных логопедических занятиях. Так как ошибки у детей
имеют схожий характер,
мы разработали для них одну программу
коррекционной работы.
В проведённом комплексе логопедических занятий применялись
различные дидактические игры, направленные на формирование и развитие у
дошкольников старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
III уровня навыков словообразования существительных, прилагательных,
глаголов.
Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня будет эффективнее при использовании
в коррекционной работе дидактических игр.