Напоминание

"Использование методов и технологий психолого-педагогического сопровождения младших школьников с разными нозологическими особенностями"


Автор: Симакина Анна Сергеевна
Должность: социальный педагог мбоу "каргасокская сош №2"
Учебное заведение: магистрант ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Населённый пункт: Томская область, с.Каргасок
Наименование материала: статья
Тема: "Использование методов и технологий психолого-педагогического сопровождения младших школьников с разными нозологическими особенностями"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Использование методов и технологий психолого-педагогического сопровождения

младших школьников с разными нозологическими особенностями»

Симакина А.С. магистрант ТГПУ

Социальный педагог МБОУ «Каргасокская СОШ №2»

Томская обл., с.Каргасок

Аннотация.

В

данной

статье

рассматривается

вопрос

психолого

-

педагогическоко

сопровождению

младших

школьников

с

особыми

образовательными потребностями, поскольку именно в данном возрастном периоде

происходит процесс адаптации к новым условиям и новому социальному статусу. В

статье

рассматривается

понятие

«психолого-педагогическое

сопровождение»,

принципы инклюзивного образования, приводятся методы и технологии психолого-

психологического

сопровождения

младших

школьников

с

особыми

образовательными потребностями в инклюзивном пространстве образовательной

организации.

Ключевые

слова:

психолого-педагогическое

сопровождение

детей

с

особыми

образовательными

потребностями,

ребенок

с

особыми

образовательными

потребностями, инклюзивное образование, принципы инклюзивного образования,

специальные условия.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост

доли детей с разными нозологическими особенностями, нуждающихся в реализации

системы специальных условий.

Введение

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального общего образования ориентировано на интеграцию детей с ограниченными

возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в массовую школу. Независимо от

социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное

образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою

потребность в развитии и реализовать права в получении образования.

В качестве основных признаков образовательного пространства Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

начального

общего

образования

рассматривает

организованность,

логичность,

содержательность,

пролонгированность.

Для инклюзивного образовательного пространства характерны все обозначенные

выше

признаки,

но

отличительной

особенностью

является

комплексность

(взаимодействие

и

взаимосвязь

между

узкими

специалистами,

родителями

(законными представителями) и администрацией образовательной организации). К

главному

критерию

результативности

инклюзивного

образования

относится

успешность

адаптации и социализации обучающегося.

Младший школьный возраст является переходным периодом в развитии и

образовании ребенка. Данному возрастному периоду следует уделять особое

внимание, поскольку в жизни детей происходит освоение нового положения в

обществе, школьного пространства, новых прав и обязанностей. Ребенок выходит за

рамки семьи, устанавливает взаимоотношения с учителями и сверстниками. С первых

дней обучения в школе ребенок с особыми образовательными потребностями может

встретиться с рядом трудностей, в том числе при вхождении в коллектив сверстников

с

разным

уровнем

развития,

освоении

пространства

школы

правил,

регламентирующих поведение т. д. Поэтому необходимо комплексное сопровождение

детей с различными нозологическими нарушениями.

Одним из первых обосновал идею интегрированного (инклюзивного) обучения

Л. С. Выготский. Именно идея Л. С. Выготского в дальнейшем осуществлялась в

образовательной практике США и стран Западной Европы и начинает воплощаться в

России. Ученый под задачей воспитания ребенка с особыми образовательными

потребностями понимал его интеграцию в жизнь и осуществление компенсации

недостатка каким-либо другим способом. Причем компенсацию он рассматривал не в

биологическом, а в социальном аспекте, поскольку считал, что педагоги в работе с

ребенком, имеющим дефекты развития, сталкиваются не столько с биологическими

фактами, сколько с их социальными последствиями. Л. С. Выготский обращал

внимание на то, что специальные знания и обучение необходимо подчинить общему

воспитанию, общему обучению [3].

В общем виде психологопедагогическое сопровождение включает определение

психологопедагогического статуса ребенка и динамики его развития в процессе

обучения и

воспитания; создание

специальных социальнопсихологических и

образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии.

Важным фактором в формировании личности ребенка с ОВЗ это не просто

комплексное воспитание, а организацию педагогического воздействия по принципу

целостной системы специального обучения. При этом результат выражается не в

определенных умениях, способностях, чертах характера, а в виде личностного

новообразования, перестраивающего всю совокупность связей и отношений ребенка с

окружающей действительностью.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья

которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий

обучения и воспитания. Группа школьников с ограниченными возможностями

здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее

входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи,

опорнодвигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является

индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий,

поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют

особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и

содержании образования.

Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности,

свойственные всем детям с ОВЗ: - начать специальное обучение ребенка сразу же

после выявления первичного нарушения развития; - ввести в содержание обучения

ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования

нормально развивающихся сверстников; - использовать специальные методы, приемы

и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии),

обеспечивающие реализацию "обходных путей" обучения; - индивидуализировать

обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; -

обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной

среды;

-

максимально

раздвинуть

образовательное

пространство

за

пределы

образовательного учреждения.

Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный

подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для

этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности,

преподнесение

материала

небольшими

дозами,

использование

интересного

и

красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование

методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их

устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4.

Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,

своевременная и тактическая помощь каждому ребѐнку, развитие в нѐм веры в

собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и

познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются: - игровые

ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых

признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения

общаться с другими; - психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные

спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. У большинства учеников с

ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость

мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и

самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и

приѐмов

обучения

является

одним

из

необходимых

средств

повышения

эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. Целями

школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья,

помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и

развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его

природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует

принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить

инициативу

и

самостоятельность,

свободно

реализовать

свои

способности

и

образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, включение активных методов

обучения позволяет создать благоприятную среду для обучения детей, испытывающие

трудности в образовательном пространстве.

Литература

1.

Винникова,

Е.

А.

О

психологических

механизмах

становления

морального поведения у детей с задержкой психического развития / Е. А. Винникова, Е.

С. Слепович // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 18-24.

2.

Водяха Ю.Е. Психология младшего школьника : учебно-методическое

пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. –

Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-1132-8.

3.

Выготский, Л.С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С.

Выготский. – Москва : Юрайт, 2021. - 332 с. ISBN 978-5-534-11695-3.

4.

Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями

здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.

5.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального о

бщего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

6.

Скрябина Д.Ю. Реализация эффективного включения ребенка с ОВЗ в

образовательную среду // Актуальные проблемы педагогики и образования: сб. науч. ст

. / науч. ред.и сост. Н. А. Асташова. Брянск: РИО БГУ: Белобережье, 2018. 392 с. С. 141

–146.



В раздел образования