Напоминание

Исторические аспекты развития института предварительного следствия в Российской Федерации


Автор: Латыпова Карина Фарзатовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ УКРТБ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Исторические аспекты развития института предварительного следствия в Российской Федерации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУА

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Латыпова Карина Фарзатовна

Преподаватель

ГБПОУ УКРТБ

Аннотация.

Данная

статья

содержит

обзор

становления

института

предварительного следствия. Рассмотрено развитие органов следствия с

момента централизации Русского государства и до современного этапа.

Ключевые слова. Предварительное следствие, органы расследования,

дознание, Министерство внутренних дел, полиция.

Современный институт предварительного следствия, который сейчас

имеет Российская Федерация, складывался в российском государстве в

течение многих столетий.

Впервые специализированные органы расследования появились в

период централизации Русского государства. Согласно Судебнику 1550

года, Боярская дума «по государеву приказу» рассматривала наиболее

важные дела. Расследование, судебное рассмотрение и исполнение

приговоров по таким делам осуществляла состоявшая при ней Расправная

палата, а также Разбойный приказ. В Москве эти функции выполнял

Земский приказ. До появления данных государственных учреждений

функция

предварительного

следствия,

а

точнее

расследования

преступлений возлагалась на различных чиновников на местах, которые

назначались князем.

Следующими государственными органами, которые осуществляли

предварительное следствие, были Тайная канцелярия и Преображенский

приказ. Данные учреждения функционировали в конце 17 – начале 18 века

и позднее были заменены Сенатом и Верховным тайным Советом.

В начале 18 века появляется новый государственный орган,

которому поручается, в том числе, и расследование преступлений –

полиция. Изначально полиция создавалась в Москве и Петербурге, но

позднее распространилась по всей России. В конце 18 века исправники и

земские суды осуществляли часть функций полиции.

В 1802 году было создано Министерство внутренних дел. Позднее от

Министерства Внутренних дел была отсоединена Особая канцелярия,

которую присоединена к Собственной Его Величества канцелярии и

создано, таким образом, Третье отделение Собственной Его Величества

канцелярии. Аппарат третьего отделения состоял из пяти экспедиций.

Первая экспедиция (секретная) проводила следствие по политическим

делам,

следила

за

деятельностью

революционных

организаций

и

отдельными

революционерами.

В

ее

распоряжении

находилась

многочисленная агентура. Начало 19 века стало важным моментом в

развитии органов предварительного следствия. До этого следствие

сводилось к обнаружению всех обстоятельств преступления, и начиналось

только в тех случаях, когда виновный мог быть подвергнут уголовному

наказанию, и лишь при наличии законного повода. Следствие было

представлено в виде формального и предварительного. Предварительное

следствие

осуществляло

установление

обстоятельств

совершенного

преступления,

в

то

время

как

формальное

следствие

выясняло

действительно ли подозреваемый совершил преступление и подлежит ли

он наказанию. Существовала некая неопределенность границ формального

и

предварительного

следствия,

например,

в

разделе,

посвященном

предварительному следствию говорилось о поводах к началу производства

следствия о расследовании «по горячим следам», о розыске поличного с

произведением для этого обысков и выемок, о мерах, применяемых к

обвиняемому для пресечения способов уклонятся от следствия и суда, о

задержании обвиняемого, а к формальному следствию относились: допрос

обвиняемых, собирание доказательств, принятие мер к обеспечению с

обвиняемого различного рода взысканий. Данное разделение позднее

сформировалось

в

дознание

и

предварительное

следствие.

Предварительное

и

формальное

следствие

производились

административными органами.

До 1860 года предварительное следствие входило в обязанность

полиции, в роли следователей выступали квартальные надзиратели.

Следствие производили нижние земские суды, управы благочиния и

различные присутствия, в которые входили полицейские чины. Органов

предварительного следствия как особых учреждений не существовало.

Таким

образом,

достаточно

четкого

разграничения

производства

предварительного следствия в рассматриваемый период не существовало:

предварительное следствие, дознание, розыск осуществляла полиция.

Законом

от

1860

года

была

создана

должность

судебного

следователя. В дополнение к Закону было издано два наказа - судебным

следователям, которые должны были вести предварительное следствие, и

полиции, в обязанности которой входило производство розыска и

дознание.

Таким

образом,

произошло

законодательное

разделение

предварительной стадии.

Но отделение судебной власти от административной происходило

поэтапно. Различными учеными и практиками предлагались разные

реформы по совершенствованию деятельности судебных следователей, что

нашло свои отклики в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г.,

который укрепил положение следователей. Одним из главных недостатков

данного законодательного акта являлось отсутствие четкого разграничения

и определения следствия и дознания.

В 1914 году вышли три тома систематического комментария к

«Уставу

уголовного

судопроизводства»,

которые

критиковали

неразграничение и неопределенность следствия и дознания. Таким

образом, до реформы 8 июня 1860 г. расследование преступлений в России

являлось одной из функций общих административных органов. Ядро

следственного аппарата составляла полиция. Порядок и общие условия

расследования преступлений соответствовали принципам розыскного

процесса. Благодаря реформе 1864 г. судебная власть была отделена от

власти административной.

Во время становления Советского Союза уголовное и уголовно –

процессуальное законодательство были основательно реформированы.

Можно разделить данное реформирование на 3 этапа.

На 1 этапе был издан декрет о суде, который упразднил институты

судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной

адвокатуры, взамен которым были созданы следственные комиссии

окружных судов, которые осуществляли предварительное следствие по

делам

об

убийствах,

причинении

тяжких

телесных

повреждений,

изнасиловании,

бандитизме,

разбоях,

подделке

денежных

знаков,

взяточничестве и спекуляции, а так же по наиболее сложным делам,

подсудным уездным и городским судам. По остальным делам суд

ограничивался

дознанием.

Позднее

были

введены

должности

следователей.

Таким образом, к концу первого периода становления следственного

аппарата

была

сформирована

правовая

основа

предварительного

следствия,

определились

организационные

формы

деятельности

следственного аппарата, выделились специальные следственные аппараты

по делам о контрреволюционных (ВЧК-ОГПУ) и воинских (военные

следователи) преступлениях.

Дальнейшая реорганизация предварительного следствия по делам об

общеуголовных

преступлениях

в

значительной

степени

связана

с

возникновением и развитием органов прокуратуры, которая была введена в

систему органов юстиции в 1922 году.

Второй период характеризуется тем, что следственный аппарат был

выведен из – под контроля органов юстиции и передан в прокуратуру с

расширением полномочий органов дознания.

Третий

период

1936

по

1963

гг.)

охватывает

время

от

сосредоточения

следственного

аппарата

в

Прокуратуре

СССР

до

законодательного предоставления органам охраны общественного порядка

(предшественник Министерства внутренних дел) права производства

предварительного следствия. В организационном плане характерными его

чертами явились; с одной стороны, наличие единого следственного

аппарата по общеуголовным делам в системе прокуратуры и одновременно

многочисленные трудности, обусловленные, как правило, перегрузками

следователей, и, с другой стороны; растущая в связи с этим роль органов

дознания в расследовании преступлений, для чего в 1940 - 1950 гг. в

милиции были созданы свои следственные аппараты, руководство,

которых осуществлялось следственным отделом Главного управления

милиции МВД СССР.

Четвертый период (с 1964 по 1988 гг.) характеризовался тем, что

следственный

аппарат

органов

охраны

общественного

порядка

дальнейшем - Министерства внутренних дел) за сравнительно короткий

срок

превратился

в

структуру

правоохранительных

органов,

осуществляющую расследование основного количества совершенных в

стране преступлений.

Пятый период (с 1989 г. по 1999 г.) характеризовался рядом

факторов, оказавшими отрицательное влияние на состояние следственной

деятельности.

Во-первых, увеличилось с 1,2 млн. в 1988 г. до 3 млн. в 1999 г.

количество зарегистрированных преступлений. И, несмотря на увеличение

за этот период в 2,1 раза штатной численности, нагрузка на следователей в

этот период составляла среднем 70 дел на 1 штатную единицу, а в

отдельных регионах доходила до 120-130 дел. Увеличением штатной

численности было обеспечено снижением к 1999 г. средней нагрузки до 50

дел, однако с учетом отпусков, дежурств, учебы реальная нагрузка по-

прежнему превосходила в 2- 2,5 раза нормативно-установленную.

Во-вторых, увеличилась организованность преступной среды, и

одновременно возросло противодействие раскрытию и расследованию

преступлений. Так, число выявленных за указанный период преступлений

с квалифицирующим признаком «совершено организованной группой»

возросло в 10 раз (с 3,3 тыс. в 1989 г. до 32,9 в 1999 г.). Расследовано

несколько

сотен

уголовных

дел

о

финансовых

мошенничествах

(финансовых «пирамидах»), число потерпевших, по которым составило

более 5 млн. граждан.

В-третьих,

значительным

изменениям

подверглось

и

законодательство. С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс

Российской

Федерации,

в

который

включены

63

новых

состава

преступлений, основную массу которых расследуют следователи органов

внутренних

дел.

А

уголовно-процессуальное

законодательство

формируется сегодня с учетом ряда постановлений Конституционного

Суда

Российской

Федерации,

направленных

на

обеспечение

конституционных

прав

и

свобод,

участвующих

в

уголовном

судопроизводстве лиц.

В-четвертых, начавшиеся в России экономические преобразования

вызвали резкий отток следователей, в основном в коммерческие структуры

и адвокатуру, где уровень заработной платы многократно превышал

размер их денежного довольствия в органах внутренних дел. По тем же

причинам следователи уходили в суды и органы прокуратуры.

Таким образом, складывающаяся в России за последние годы

криминогенная ситуация при явно не достаточном уровне ресурсного и

нормативно-правового

обеспечения

деятельности

органов

предварительного

следствия,

высокой

текучести

кадров

и

низком

профессионализме части следственных работников требовали разработки и

принятия адекватных и наиболее оптимальных мер по дальнейшему

реформированию следственного аппарата и законодательной базы его

функционирования,

а

так

же

мобилизации

скоординированных

с

оперативными службами усилий следствия на приоритетных направлениях

борьбы с организованной и экономической преступностью, коррупцией,

наркобизнесом, терроризмом и иными тяжким преступлениями.

Следственный

аппарат

органов

внутренних

дел

Российской

Федерации в своем развитии прошел три основных этапа: первый - с 1989

по 1994 гг., второй - с 1994 по 1997 гг. и третий с 1997 по настоящее время.

Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который

характеризовался значительным ростом (с 1619 тыс. в 1989 г. до 2800 тыс.

в 1993 г.) числа зарегистрированных преступлений, следует отметить, что

расследование их основной массы легло на следователей органов

внутренних дел. В результате нагрузка на штатную единицу следователя

по находящимся в производстве делам значительно возросла, многократно

превысив нормативно установленную.

В период второго этапа (с 1994 по 1997 гг.) с учетом имеющихся

недостатков были предприняты дополнительные усилия, направленные, в

первую очередь, на улучшение организации расследования и раскрытия

преступлений.

Наиболее эффективным оказался третий этап реформирования

органов предварительного следствия (с 1998 г. по настоящее время), в

течение которого приняты и продолжают осуществляться наиболее

кардинальные

меры,

которые

способны

существенно

приблизить

следственный

аппарат

МВД

России

к

концептуальной

модели

централизованного федерального следственного органа.

23 ноября 1998 г. Президентом РФ был издан Указ № 1422 «О мерах

по

совершенствованию

организации

предварительного

следствия

в

системе

Министерства

внутренний

дел

российской

Федерации»,

направленный на укрепление правовой основы развития следственного

аппарата органов внутренний дел и реализацию Концепции судебной

реформы в Российской Федерации и Концепции развития органов

внутренний дел и внутренних войск МВД России (на период до 2005 г.).

Указ

впервые

установил

нормативно-правовой

статус

органов

предварительного следствия в системе МВД России во главе со

Следственным комитетом.

Несколько

улучшилась

и

кадровая

ситуация.

Некомплект

следователей на 1 июля 2000 г. составил 1,5 тыс. человек, или 3,1

процента. В августе - сентябре 2000 г. на службу в органы внутренних дел

только из системы образовательных учреждений МВД России пришло

более

2000

специалистов

высшей

юридической

квалификацией.

Планировалось

так

же

принять

определенное

число

выпускников

гражданских высших юридических учебных заведений, что позволило

сократить

некомплект

и

довести

число

следователей

с

высшим

юридическим образованием примерно до 54 процентов.

В

настоящее

время

следственный

аппарат

страны

общей

численностью более 63 тыс. человек в основном сосредоточен в системе

МВД России - 83 процента, в органах прокуратуры -12,2 процента, в

органах налоговой полиции - 3,2 процента.

Таким образом было рассмотрено развитие следственных органов и

предварительного

следствия

с

момента

возникновения

российского

государства и до настоящего времени.Список литературы

1.

РыжаковА.П. Правоохранительные органы. М., Право, - 2011.

2.

Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. -- М.: Юристъ, 2014.

3.

Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное

пособие. - М.: Юриспруденция, 2010.

4.

Валишин А.В. Органы предварительного следствия в России. Становление

и развитие. – СПб.: Питер, 2013.



В раздел образования