Напоминание

Психологические барьеры и их сущность при изучении иностранного языка


Автор: Прокопьева Марина Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Якутского гуманитарного колледжа
Населённый пункт: г. Якутска
Наименование материала: статья
Тема: Психологические барьеры и их сущность при изучении иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Прокопьева Марина Геннадьевна,

Ст. преподаватель Якутского гуманитарного колледжа

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И ИХ СУЩНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Мы живем в эпоху глобализации.

Глобализация происходит в

результате обмена информацией, знаниями и культурными ценностями.

Глобализация становится важной частью нашего общества, при которой

изучение иностранного языка приобретает значительную популярность. В

процессе освоения иностранного языка студенты сталкиваются с рядом

трудностей и ошибок. Таковыми выступают психологические барьеры.

В

научной

и

справочной

литературе

психологический

барьер

рассматривается как психическое состояние, проявляющееся в неадекватной

пассивности субъекта, останавливающей и угнетающей его активность,

деятельность и действия, препятствующей достижению им поставленных

целей и задач. В роли психологических барьеров могут выступать нехватка

нужной информации, недостаток самообладания и сообразительности,

дефицит восприятия, воображения, наличие стереотипов, определенных черт

характера, темперамента.

В отечественной психологии понятие «психологический барьер»

рассматривается либо как характеристика качеств личности, либо как анализ

познавательной и творческой личности [1].

Традиционно барьеры делятся на внешние и внутренние. К внешним

барьерам

относятся

трудности

социального

характера,

вызванные

просчетами

воспитания,

условиями

общения,

неудачного

опыта

эмоциональных и социальных контактов. К внутренним барьерам относятся

личностные

свойства

обучающихся:

агрессивность,

тревожность,

ригидность,

напряженность,

застенчивость.

Между

внешними

и

внутренними барьерами отмечают тесную взаимосвязь. Отражаясь в психике,

внешние барьеры превращаются во внутренние. Сначала они фиксируются в

эмоционально-чувственной, затем в когнитивной форме, распространяя свое

воздействие на многие виды человеческой деятельности.

В

обучении

любого

предмета,

особенно

иностранного

языка,

необоснованная

напряженность

и

скованность,

вызванная

наличием

психологического

барьера,

не

только

снижает

активность

учебной

деятельности, но и приводит к неудовлетворенности самим процессом

обучения, его организацией; мешает реализации познавательных и других

потребностей. Однако очевидно: не будь барьеров, не было бы и развития.

Преодоление

психологических

барьеров

с

точки

зрения

российского

психолога,

доктора

педагогических

наук

Р.Х.Шакурова

«требует

деятельности и вызывает богатейшую гамму положительных эмоций,

развивает ценностно-мотивационную сферу личности, веру в себя, знания,

умения, изобретательность, целеустремленность, силу воли, творческие

способности»[3]. Преодолеть барьер – значит оценить условия, мешающие

удовлетворению потребностей; найти средства, способы, методы достижения

поставленной цели. Именно в преодолении лежит жизнеутверждающий и

развивающий потенциал психологического барьера, благодаря которому

становится возможным развитие и совершенствование субъекта.

Психологические барьеры ощущаются студентами как сложности в

общении, тревожность, страх допустить ошибку или дать неверный ответ, а

также заниженная самооценка и даже агрессия. Данные барьеры являются

причиной снижения эффективности и успешности учебной деятельности.

Психологический барьер, возникающий при изучении иностранного

языка

- это часто встречающееся явление, которое характеризуется

внутриличностными затруднениями, возникающими в конкретных учебных

ситуациях, сказывающееся на деятельности человека, заключающееся в

невозможности оценивать происходящее, искать пути решения проблемы.

Психологические барьеры – это психические состояния,

тормозящие

мыслительные процессы, которые не позволяют студентам в полной мере

раскрыть свои способности.

Студенты

сталкиваются

с

множеством

проблем

в

овладении

иностранным языком ввиду его специфических особенностей как предмета.

Иностранный язык при условии его успешного освоения требует знание всех

аспектов: лексики, грамматики, навыков чтения и аудирования [2]. Студенты

могут иметь достаточный словпрный запас, знать грамматические структуры,

но из-за отсутствия речевой практики они не могут использовать их в своей

разговорной речи. Урок иностранного языка должен быть построен так,

чтобы

создавались ситуации максимально приближенные к реальности.

Тренировка языка в условиях, приближенных к реальности, позволяет

студентам максимально быстро перенести все то, что было пройдено на

занятиях в реальную жизнь.

Определены следующие функции психологического барьера:

-

созидательная

направленная

на

преодоление

преград,

способствующая творческой активности;

- развивающая – способствующая развитию и формированию личности

и индивидуальности человека;

- стимулирующая – активизирующая деятельность;

- воспитывающая - формирующая систему ценностных ориентаций,

развивающая

духовно-нравственные,

интеллектуальные

и

физические

качества личности, способность к самореализации;

- защитная – направленная на стабилизацию личности, ограждение

сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с

внутренними

и

внешними

конфликтами,

состояниями

тревоги

и

дискомфорта;

- обучающая – формирующая умения преодолевать препятствия;

- эмоциональная – формирующая умения осознавать свои психические

состояния и причины их вызывающие;

-

мобилизационная

подготавливающая

внутренние

ресурсы

организма для их актуализации, определения меры и направления их

активности;

- стабилизирующая – способствующая стабилизации эмоциональных и

физических состояний человека;

- торможения – замедляющая мыслительные, волевые процессы,

сдерживающая активность;

- регуляторная – регулирующая развитие отношений в ситуациях

различного характера;

- адаптивная – устанавливающая соответствие между потребностями

индивида и его возможностями у четом конкретных условий;

- деструктивная – проявляющаяся в неудовлетворенности самим собой,

заниженной самооценке;

- консервативная – связанная с торможением духовного потенциала

личности, ведущая к развитию замкнутости, лишающая человека его энергии

и решительности.

Знание характеристик и функций психологических барьеров в процессе

обучения

позволяет

преподавателю

выявить

основные

трудности

обучающихся

в

процессе

учебной

деятельности;

предупредить

возникновение психологических барьеров в различных педагогических

ситуациях и более эффективно организовать взаимодействие со студентами.

Использованные источники:

1.

Глазкова И.Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной

психологии//Вестник

Таганрогского

Государственного

Педагогического Института, 2013, №1, стр. 137

2.

Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам М.:

Просвещение, 1991, стр.222

3.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления М.:

Просвещение, 1990, стр. 208



В раздел образования