Автор: Прокопьева Марина Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Якутского гуманитарного колледжа
Населённый пункт: г. Якутска
Наименование материала: статья
Тема: Психологические барьеры и их сущность при изучении иностранного языка
Раздел: среднее профессиональное
Прокопьева Марина Геннадьевна,
Ст. преподаватель Якутского гуманитарного колледжа
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ И ИХ СУЩНОСТЬ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Мы живем в эпоху глобализации.
Глобализация происходит в
результате обмена информацией, знаниями и культурными ценностями.
Глобализация становится важной частью нашего общества, при которой
изучение иностранного языка приобретает значительную популярность. В
процессе освоения иностранного языка студенты сталкиваются с рядом
трудностей и ошибок. Таковыми выступают психологические барьеры.
В
научной
и
справочной
литературе
психологический
барьер
рассматривается как психическое состояние, проявляющееся в неадекватной
пассивности субъекта, останавливающей и угнетающей его активность,
деятельность и действия, препятствующей достижению им поставленных
целей и задач. В роли психологических барьеров могут выступать нехватка
нужной информации, недостаток самообладания и сообразительности,
дефицит восприятия, воображения, наличие стереотипов, определенных черт
характера, темперамента.
В отечественной психологии понятие «психологический барьер»
рассматривается либо как характеристика качеств личности, либо как анализ
познавательной и творческой личности [1].
Традиционно барьеры делятся на внешние и внутренние. К внешним
барьерам
относятся
трудности
социального
характера,
вызванные
просчетами
воспитания,
условиями
общения,
неудачного
опыта
эмоциональных и социальных контактов. К внутренним барьерам относятся
личностные
свойства
обучающихся:
агрессивность,
тревожность,
ригидность,
напряженность,
застенчивость.
Между
внешними
и
внутренними барьерами отмечают тесную взаимосвязь. Отражаясь в психике,
внешние барьеры превращаются во внутренние. Сначала они фиксируются в
эмоционально-чувственной, затем в когнитивной форме, распространяя свое
воздействие на многие виды человеческой деятельности.
В
обучении
любого
предмета,
особенно
иностранного
языка,
необоснованная
напряженность
и
скованность,
вызванная
наличием
психологического
барьера,
не
только
снижает
активность
учебной
деятельности, но и приводит к неудовлетворенности самим процессом
обучения, его организацией; мешает реализации познавательных и других
потребностей. Однако очевидно: не будь барьеров, не было бы и развития.
Преодоление
психологических
барьеров
с
точки
зрения
российского
психолога,
доктора
педагогических
наук
Р.Х.Шакурова
«требует
деятельности и вызывает богатейшую гамму положительных эмоций,
развивает ценностно-мотивационную сферу личности, веру в себя, знания,
умения, изобретательность, целеустремленность, силу воли, творческие
способности»[3]. Преодолеть барьер – значит оценить условия, мешающие
удовлетворению потребностей; найти средства, способы, методы достижения
поставленной цели. Именно в преодолении лежит жизнеутверждающий и
развивающий потенциал психологического барьера, благодаря которому
становится возможным развитие и совершенствование субъекта.
Психологические барьеры ощущаются студентами как сложности в
общении, тревожность, страх допустить ошибку или дать неверный ответ, а
также заниженная самооценка и даже агрессия. Данные барьеры являются
причиной снижения эффективности и успешности учебной деятельности.
Психологический барьер, возникающий при изучении иностранного
языка
- это часто встречающееся явление, которое характеризуется
внутриличностными затруднениями, возникающими в конкретных учебных
ситуациях, сказывающееся на деятельности человека, заключающееся в
невозможности оценивать происходящее, искать пути решения проблемы.
Психологические барьеры – это психические состояния,
тормозящие
мыслительные процессы, которые не позволяют студентам в полной мере
раскрыть свои способности.
Студенты
сталкиваются
с
множеством
проблем
в
овладении
иностранным языком ввиду его специфических особенностей как предмета.
Иностранный язык при условии его успешного освоения требует знание всех
аспектов: лексики, грамматики, навыков чтения и аудирования [2]. Студенты
могут иметь достаточный словпрный запас, знать грамматические структуры,
но из-за отсутствия речевой практики они не могут использовать их в своей
разговорной речи. Урок иностранного языка должен быть построен так,
чтобы
создавались ситуации максимально приближенные к реальности.
Тренировка языка в условиях, приближенных к реальности, позволяет
студентам максимально быстро перенести все то, что было пройдено на
занятиях в реальную жизнь.
Определены следующие функции психологического барьера:
-
созидательная
–
направленная
на
преодоление
преград,
способствующая творческой активности;
- развивающая – способствующая развитию и формированию личности
и индивидуальности человека;
- стимулирующая – активизирующая деятельность;
- воспитывающая - формирующая систему ценностных ориентаций,
развивающая
духовно-нравственные,
интеллектуальные
и
физические
качества личности, способность к самореализации;
- защитная – направленная на стабилизацию личности, ограждение
сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с
внутренними
и
внешними
конфликтами,
состояниями
тревоги
и
дискомфорта;
- обучающая – формирующая умения преодолевать препятствия;
- эмоциональная – формирующая умения осознавать свои психические
состояния и причины их вызывающие;
-
мобилизационная
–
подготавливающая
внутренние
ресурсы
организма для их актуализации, определения меры и направления их
активности;
- стабилизирующая – способствующая стабилизации эмоциональных и
физических состояний человека;
- торможения – замедляющая мыслительные, волевые процессы,
сдерживающая активность;
- регуляторная – регулирующая развитие отношений в ситуациях
различного характера;
- адаптивная – устанавливающая соответствие между потребностями
индивида и его возможностями у четом конкретных условий;
- деструктивная – проявляющаяся в неудовлетворенности самим собой,
заниженной самооценке;
- консервативная – связанная с торможением духовного потенциала
личности, ведущая к развитию замкнутости, лишающая человека его энергии
и решительности.
Знание характеристик и функций психологических барьеров в процессе
обучения
позволяет
преподавателю
выявить
основные
трудности
обучающихся
в
процессе
учебной
деятельности;
предупредить
возникновение психологических барьеров в различных педагогических
ситуациях и более эффективно организовать взаимодействие со студентами.
Использованные источники:
1.
Глазкова И.Я. Исследование проблемы барьеров в отечественной
психологии//Вестник
Таганрогского
Государственного
Педагогического Института, 2013, №1, стр. 137
2.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам М.:
Просвещение, 1991, стр.222
3.
Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления М.:
Просвещение, 1990, стр. 208