Автор: Козлова Ирина Александровна
Должность: педагог до
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16 "Дивертисмент" г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Доклад
Тема: Принципы и методы вокального обучения
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДШИ № 16 "ДИВЕРТИСМЕНТ"
Доклад
по классу академическому вокалу
«Принципы и методы вокального обучени»
Составитель: педагог ДО
Нужных Л.В.
г. Самара
г.
В процессе вокального обучения учащийся приобретает не только знания о
певческом голосообразовании. У него формируются, совершенствуются
вокально-технические, художественные навыки, развивается его голос,
исполнительские
задатки,
музыкально-эстетический
вкус,
умственные
способности: память, наблюдательность, мышление, воображение, речь,
нравственные чувства, воля.
Постановка голоса – это выработка правильных певческих навыков, т. е.
развитие и тренинг голоса. Поставленный голос отличается звучностью,
красотой, богатством тембральной окраски, широтой диапазона; четкостью
произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью.
Что говорят физиологи о постановке голоса? В процессе постановки работа
мышц становится тонко дифференцированной. Образуются, вырабатываются
нужные связи, рефлексы; а ненужные – тормозятся, лишние движения и
напряжение исчезают; формируются стойкие вокальные навыки, в результате
которых голос начинает звучать энергично, чисто, свободно. Методы
постановки голоса (вокальные школы) могут быть разные, но все они
опираются
на
общие
принципы
и
этапы
в
работе:
развитие
и
совершенствование
дыхания,
приобретение
понятий
и
навыков
в
использовании
резонаторов,
позиции
(зевка),
атаки
звука;
овладение
техническими вокальными приемами, упражнения с артикуляционным
аппаратом.
В. Морозов пишет в своей работе «Вокальный слух и голос»: «Человеческий
голос – “живой музыкальный инструмент”, во много раз сложнее, чем
скрипка или фортепиано, хрупок и капризен и подчиняется не только
музыкальным, но еще и физиологическим законам. Для того чтобы “играть”
на нем, нужно знать хотя бы основные его “технические свойства”.
Еще в 1905 г. биофизик П. П. Лазарев сделал открытие: на свету звуки
кажутся человеку более сильными, чем в темноте. Таким образом была
доказана взаимосвязь слуха и зрения. Поэтому филармонические залы во
время выступлений должны быть хорошо освещены.
Известно также «цветовое» восприятие музыки у Н. А. Римского-Корсакова,
А. Н. Скрябина, когда зрительные впечатления придают слуховым ярко
выраженный эмоциональный характер.
Вокальный слух – это способность не только слушать, но и «видеть»,
зрительно представлять себе работу органов голосообразования. В этой
работе, конечно, помогает внимание, способность «слушать» свои ощущения
и «представлять» эти процессы, видеть «внутренним взором».
Французский
ученый
Р.
Юссон
экспериментально
доказал,
что
физиологической основой так называемого вокального слуха является
взаимодействие самых различных систем организма (слуха, мышечного
чувства, вибрационной чувствительности, зрения и др.). Вывод звучит
несколько парадоксально: вокальный слух – это не только слух.
Певец сам себя не слышит, вернее, слышит не так, как окружающие. Звук
собственного голоса достигает наших ушей не только извне, но действует на
слуховой орган и изнутри. И поэтому человек воспринимает тембр своего
голоса иначе, чем окружающие. Именно этим певец отличается от других
исполнителей (скрипачей, пианистов, виолончелистов), которые оценивают
звучание своего инструмента с позиций постороннего слушателя.
Показ звучания педагогом позволяет воздействовать на голосовую функцию
в целом и организовать ее в нужном направлении. Благодаря опоре на органы
чувств, наглядности и доступности, показ является чрезвычайно ценным при
вокальном
обучении
детей.
Он
дает
возможность
использовать
их
природную способность к подражанию. Дети учатся говорить, у них
развивается
голосовая
функция
при
помощи
подражания
звукам
и
движениям речевых органов. Поэтому показ голосом позволяет вести
вокальное обучение маленьких певцов естественным путем.
Поэтому звучание голоса педагога обязательно должно соответствовать
следующим требованиям: 1) быть полноценным по основным качествам
академического звучания; 2) не содержать недостатки (горловой, носовой
призвук, форсировку; 3) при работе с детьми максимально приближаться к
характеру звучания их голосов. Это значит, что иллюстрация должна
осуществляться на близком, округленном, ровном, достаточно опёртом,
высоком по позиции и красивом по тембру (в зависимости от природных
данных) звучании.
При наличии у учителя недостатков звучания следует применить такую
манеру голосообразования, которая скрадывала бы эти недостатки. При
углубленном звучании показ надо осуществлять нарочито близким звуком.
Наряду
с
показом
звучания
при
работе
с
детьми,
может
широко
использоваться
иллюстрация
движения
артикуляторных
органов:
губ,
нижней челюсти, языка. Такое воздействие на артикуляторные органы
относится к специальным способам вокального обучения – мышечным
приемам, то есть особым образом организуемым движениям органов
голосового аппарата.
Помимо
указанных
движений
артикуляторных
органов,
основными
мышечными приемами являются: зевок, задержка дыхания, сохранение
состояния
вдоха
во
время
пения.
Применение
мышечных
приемов,
относящихся к дыханию, при работе с детьми, особенно в младших классах,
может несколько затрудняться, потому что их осуществление связано с
сознательной регулировкой движений и четким мышечным контролем,
которые у маленьких певцов развиты слабо. Поэтому основной задачей
начальной работы с детьми младших классов станет организация у них
плавного, спокойного дыхания, и будет достаточной только задержка
дыхания перед началом фонации.
Наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике
является специальный метод обучения – фонетический, который позволяет
опереться
на
речевой
опыт
обучающихся
пению,
привлечь
хорошо
организованные, четкие речевые стереотипы. Это весьма существенно, если
учесть, что певческая фонация, хотя и резко отличается от речевой, но
формируется на ее основе. При певческом обучении детей фонетический
метод особенно ценен. Он основан на активной работе артикуляционных
органов – части голосового аппарата, наиболее подчиненной сознанию
ребенка.
Как известно, артикуляционные органы у детей отличаются значительной
вялостью. Данный же метод помогает бороться с этим недостатком и при
помощи налаживания активной правильной функции артикуляционного
аппарата активизировать работу гортани и органов дыхания.
К
специальным
вокальным
методам
относится
и
так
называемый
«концентрический» метод М.И. Глинки. По этому методу обучение следует
начинать с середины диапазона голоса ученика, от тонов «без всякого
усиления
берущихся»
(примарных
звуков),
с
формирования
на
них
необходимых профессиональных качеств звучания. И затем постепенно
распространять
такое
звучание
вверх
и
вниз
по
диапазону
голоса.
Отличительной
особенностью
этого
метода
является
глубокий
и
индивидуальный подход при обучении певца. Педагогические положения
М.И.Глинки лежат в основе современной методики вокального обучения.
ВОКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ
Вокальные навыки принято считать двигательными навыками. В процессе
выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения,
возникающие у певца во время пения. Это, прежде всего слуховые ощущения
от спетого им звука. Ученик сравнивает их со слуховыми ощущениями, на
основе которых он воспроизводил звук. При наличии разницы между этими
ощущениями (ошибка), делается новая попытка (проба) спеть правильный
нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата. Пробы
заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме
звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.
ГИГИЕНА И РЕЖИМ ГОЛОСА.
Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью, ростом
детского организма. При работе с детьми следует всегда учитывать такую их
особенность, как способность выдерживать физические нагрузки, процесс
физиологический, во время которого происходят большие затраты энергии,
связанные с дыханием, работой в удобных и неудобных тесситурах,
удерживанием вокальной позиции и, наконец, с умением выдерживать
длительные по времени репетиции и концертные выступления.
Руководителю следует всегда внимательно относиться к здоровью юных
артистов, неспособных выдерживать перегрузки.
Занятия с детьми нужно проводить в проветренных, не душных помещениях.
Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после
репетиционного часа занятий имеют отдых (перерыв), способствующий
снятию напряжения, своего рода «реабилитация» после сложного урока.
Нежелательно проведение репетиций в раннее время, когда голос, как
говорят, «еще спит», или поздно вечером, когда наступает время детского
биологического сна. В таком случае происходит насилие над детским
голосом, что препятствует его естественному звучанию, может навредить
здоровью ребенка.
Педагог должен учитывать то, что вредно действуют на голосовой аппарат
холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное
(крикливое)
пение,
злоупотребление
неудобной
(высокой,
низкой)
тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара.
Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы
раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а также шоколадные
конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При
болезнях голосового аппарата, при переутомлении присутствие на занятиях
не рекомендуется, так как голос в этих случаях должен находиться в
состоянии покоя.
Все правила гигиены должны очень тщательно выполняться в отношении
детских голосов. Хрупкий голосовой аппарат ребенка, находящийся в
постоянном развитии, требует особого внимания и бережного отношения.
Одним из самых действенных способов охраны детских голосов является
вокальное
обучение,
т.е.
овладение
певческими
навыками,
которые
обеспечивают не только развитие голосового аппарата, но и его нормальную
функцию. Охрана детского голоса в основном сводится: к разъяснительной
работе по соблюдению гигиенических правил, относящихся к голосу в
повседневной жизни; 2) к необходимому режиму во время занятий пением; 3)
к выявлению и особому наблюдению за развитием детей с выдающимися
вокальными данными.
Список литературы:
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2007 г.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. С-Пб:. 2000г.
3. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Д.В. Уклонская. Нарушения голоса.
4. Менабени .А.Г Методика обучения сольному пению.Просвещение 1987г.
5. В. Морозов «Вокальный слух и голос»:
6. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. Астрель. М:. 2005