Автор: Трандина Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Рабочая программа по учебному предмету
Тема: "Музыка и движение" варинт 2
Раздел: среднее профессиональное
областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
Рабочая программа по учебному предмету
«Музыка и движение»
предметная область
«Искусство»
для 4 класса
на 2022-2023 учебный год
Разработана и реализуется в соответствии
с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 2
Составитель программы:
Трандина Елена Николаевна
Ульяновск, 2022
Содержание
1
Паспорт рабочей программы
2
Пояснительная записка
3
Планируемые предметные и личностные результаты
4
Базовые учебные действия
5
Содержание рабочей программы
6
Учебно-тематическое планирование
7
Перечень материально-технического обеспечения
8
Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
9
Лист внесения изменений
Паспорт рабочей программы
Тип программы: рабочая программа.
Статус программы: программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г.
№1599);
- Приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 22.12.2015 № 4/15);
- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся
с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжёлой степени, с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития, 1-12 класс (вариант 2) на 2022-2023 учебный
год, ОГКОУШ №39;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
Назначение программы: предназначена для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по АООП (вариант 2).
Категория обучающихся: обучающиеся 4 класса с умеренной умственной отсталостью и
ТМНР.
Сроки освоения программы: 1 учебный год (сентябрь 2022 года – май 2023 года).
Объем учебного времени: рабочая программа рассчитана на 66 часов в соответствии с
учебным планом филиала ОГКОУШ №39.
Форма обучения: очная.
Режим уроков: 2 часа в неделю.
Форма контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.
Пояснительная записка
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР
направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из
важнейших
средств
в
этом
процессе
является
музыка.
Физические
недостатки могут сделать человека неспособным танцевать, но музыка
побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может
отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию
доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том,
чтобы
средствами
музыки
помочь
ребенку
научиться
воспринимать
окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться
ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его
самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким
образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство
самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями
развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, творческие способности.
Цель образовательно-коррекционной работы с учетом специфики
учебного предмета:
- музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки
окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм,
мелодику звучания разных жанровых произведений.
Программа включает следующие разделы: «Слушание», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Планируемые предметные и личностные результаты
Планируемые предметные результаты
Слушание
Определяет начало и конец звучания музыкального произведения.
Слушает быструю, умеренную, медленную музыку.
Слушает веселую, грустную музыку.
Пение
Подпевает повторяющиеся интонации припева песни.
Движение под музыку
Выполняет движения под музыку: хлопки в ладоши, наклоны головы,
топанье ногами, покачивание с одной ноги на другую, прыжки, ходьба, бег,
приседание.
Игра на музыкальных инструментах
Захватывает ладонью погремушку, гремит ею.
Захватывает ладонью колокольчик, звонит им.
Захватывает ладонью бубен, звенит им.
Сопровождает
музыкальные
произведения
игрой
на
музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд (погремушка, колокольчик, бубен).
Планируемые личностные результаты
Проявляет доверительный контакт к учителю.
Проявляет интерес к слушанию музыкальных инструментов.
Проявляет интерес к подпеванию повторяющихся интонаций припевов
песен.
Проявляет интерес к движениям под музыку.
Проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах, не имеющих
звукоряд.
Базовые учебные действия
Формирование учебного поведения:
- направляет взгляд (на говорящего взрослого, на задание):
фиксирует взгляд на предмете;
фиксирует взгляд на лице учителя;
- умеет выполнять действия по образцу и по подражанию:
выполняет действие способом рука в руке;
подражает действиям, выполняемым учителем.
Содержание рабочей программы
Программа включает следующие разделы: «Слушание», «Пение»,
«Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание:
определение начала и конца звучания музыкальных
произведений. Слушание быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание
веселой, грустной музыки.
Пение: подпевание повторяющихся интонаций припевов песен.
Движение под музыку: выполнение движений под музыку: хлопки в
ладоши, наклоны головы, топанье ногами, покачивание с одной ноги на
другую, прыжки, ходьба, бег, приседание.
Игра на музыкальных инструментах:
захватывание ладонью
погремушки. Захватывание ладонью колокольчика. Захватывание ладонью
бубна. Сопровождение музыкальных произведений игрой на музыкальных
инструментах, не имеющих звукоряд (погремушка, колокольчик, бубен).
Учебно-тематическое планирование
(66 часов)
№
п/п
Наименование темы урока
Количество
часов по
теме
1
Слушание «Весело – грустно»,
муз. Л. Бетховена.
2
2
Пение «Солнышко, солнышко, выходи»,
муз. Д. Князева, сл. А. Ярановой.
2
3
Движение под музыку «Где же наши ручки?»,
сл. А. Ярановой.
2
4
Игра на музыкальных инструментах
«Погремушечка», сл. А. Ярановой.
8
5
Слушание «Из-под дуба»,
рус. нар. плясовая мелодия.
2
6
Пение «Есть у нас огород»,
муз. Б. Можжевелова, сл. А. Пассовой.
2
7
Движение под музыку «У жирафов пятна…»,
сл. Е. Железновой.
2
8
Игра на музыкальных инструментах «В колокольчик
мы звоним»,
сл. А. Ярановой.
8
9
Слушание «Вальс снежинок»,
муз. П.И. Чайковского.
2
10
Пение «Здравствуй, Зимушка-зима!»,
муз. В. Сайдаля, сл. А. Ярановой.
2
11
Движение под музыку «Танец ёлочек»,
сл. А. Ярановой.
2
12
Игра на музыкальных инструментах «Игра с
бубном»,
муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.
8
13
Слушание «Клоуны»,
муз. Д.Б. Кабалевского.
2
14
Пение «Ёжики колючие»,
муз. Д. Князева, сл. А. Ярановой.
2
15
Движение под музыку «Я от тебя убегу, убегу»,
сл. Е. Железновой.
2
16
Слушание «Три подружки»,
муз. Д. Кабалевского.
2
17
Пение «Лошадка», муз. Д. Князева,
сл. А. Ярановой.
2
18
Движение под музыку «На полянке зайки
танцевали»,
4
сл. Е. Железновой.
19
Слушание «Маленькая полька»,
муз. Д. Кабалевского.
2
20
Пение «Машина»,
муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой.
2
21
Движение под музыку «Попрыгаем»,
сл. Е. Железновой.
4
22
Слушание «Жаворонок», муз. М. Глинки.
2
Перечень материально-технического обеспечения
Материально-техническое обеспечение предмета включает:
- Методические материалы к Комплексной образовательной программе для
детей
раннего
возраста
«Первые
шаги»:
в
2
ч.
Ч.
2:
социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие / Е.О.
Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: ООО «Русское слово –
учебник», 2016. – 160 с. – (ФГОС дошкольного образования);
- Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Для занятий с
детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 96 с.;
-
музыкальные
инструменты,
не
имеющие
звукоряд
(погремушка,
колокольчик, бубен);
- музыкальный центр;
- аудиозаписи музыкальных произведений;
- тексты песен;
- игрушки (заяц, петух, кошка, собака, лошадь, машина, поезд).
Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов
Цель:
1. Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2. Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного
материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения
практико-ориентированных
задач
и
обеспечивающими
формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных
средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты:
Бальная система оценки:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию
учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому
указанию учителя;
4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает
ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в
полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации
оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций,
внесенных в СИПР.
Например:
«выполняет действие самостоятельно»,
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу»,
«выполняет действие с частичной физической помощью»,
«выполняет действие со значительной физической помощью»,
«действие не выполняет»;
представление:
«узнает объект»,
«не всегда узнает объект» (ситуативно),
«не узнает объект».