Автор: Баскакова Татьяна Владимировна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: КГБАОУ КМТ им. В.П. Астафьева
Населённый пункт: город Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: "Внедрение профессионально-ориентированных задач на уроках математики"
Раздел: среднее профессиональное
Внедрение профессионально-ориентированных задач
на уроках математики»
Баскакова Т.В.
КГБАОУ КМТ им. В.П. Астафьева
В Государственной программе развития образования Красноярского
края предлагается новое видение: образованная страна, умная экономика и
высококвалифицированная рабочая сила. Развитие образования должно стать
платформой,
на
которую
будет
опираться
будущее
экономическое
процветание страны.
Главная
цель:
Повышение
конкурентоспособности
образования,
развитие человеческого капитала для улучшения материального и духовного
благосостояния граждан, устойчивого роста экономики путем обеспечения
доступности качественного образования для всех.
В техникуме с железнодорожными специальностями, готовящих
квалифицированных рабочих со среднем образованием, обучение профессии
и изучение основ наук составляет единый учебно-воспитательный процесс.
Ведущее место в нём принадлежит межпредметным связям в преподавании
предметов общепрофессионального, специального и общеобразовательного
цикла. Чтобы пробудить у студентов интерес к изучению математики,
вооружить их глубокими и прочными знаниями, необходимо как можно
шире
раскрывать
связь
преподавания
математики
со
специальными
дисциплинами
и
производственной практикой. Связь преподавания
математики с практической деятельностью студентов предусматривает
использования
производственно-технического
материала
специальных
дисциплин.
Решение таких задач во многом способствует развитию у студентов
применять свои знания на практике и повышать интерес к изучению
математики. Так дежурный по станции должен знать, сколько в рабочем
парке путей и какова их длина; зная эти параметры, он должен уметь
рассчитать массу и условную длину поезда, для чего ему необходимы
математические знания.
Составление и решение математических задач с профессиональной
направленностью требует определённой методики, основные принципы
которой выражаются в следующем:
1. Содержание и решение задач (с профессиональной направленностью)
должно соответствовать определённой теме изучаемого курса математики.
2. Содержание задачи должно отражать современный уровень развития
науки, техники, производства.
3. Условие задачи не должно содержать большого количества незнакомых
терминов, должно быть кратким и доступным для понимания студентов.
4. Решение задач должно сопровождаться пояснением
технического
содержания, терминологии. Математический смысл не должен растворятся в
техническом содержании.
5.
Задачи
с
производственным
содержанием
часто
сопровождаются
усиленной вычислительной частью, поэтому здесь можно применить
технические средства для вычисления (калькулятор, компьютер).
6. Целесообразно к некоторым задачам иметь готовые чертежи, рисунки,
использование которых на уроке позволяет экономить время и пробуждает
интерес студентов.
7. Задачи, составленные на материал спецдисциплин, должны органически
врастать в общую систему задач и упражнений по математике.
В своей работе я стремлюсь разнообразить формы и методы работы на
уроках разных групп и обязательно связывать математику с будущей
профессией студентов. Например:
Для помощников машиниста электровоза
берутся обязательные
задачи с движением поезда:
Электровоз
движется
со
скоростью
72
км/ч
по
горизонтальному
железнодорожному пути. Машинист включает тормоза, и сопротивление
движению после начала торможения равно 0,2 веса электровоза. Найти
время до полной остановки электровоза.
Для
помощников
машиниста
электровоза,
тепловоза
даются
задания
расшифровывать
запись
коростемерной
ленты
(график
зависимости
скорость-время) по теме «Исследования функции» 1 курса.
По теме «Объём цилиндра» 2 курс задача для помощников машиниста
тепловоза берётся задача:
Гнездо для водяного насоса тепловоза ТЭ-3 имеет форму цилиндра ,
наружный диаметр которого равен 17,8 см, внутренний 14см, высота
20,5см. Определить объём детали.
Задачи также с профессиональной направленностью даются для групп
дежурный по железнодорожной станции по теме 2 курса «Объём конуса»:
1. Определить, сколько железнодорожных платформ грузоподъёмностью
25тонн нужно для перевозки конусообразной кучи угля, высотой 7,5м.
Объёмный вес угля равен 1,3т/м
3
.
2. По кольцевой дороге в обоих направлениях движутся поезда. Каждый
поезд проходит кольцо за 2 ч. В одном направлении поезда идут с
интервалом 10 мин., в другом - 15 мин. Сколько встречных поездов
встретит поезд, следующий в одном, и сколько - в другом направлении за
один круг?
3.
Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, проезжает мимо
платформы, длина которой 300 метров, за 30 секунд. Найдите длину поезда
в метрах.
Таким образом, решение задач профессионального характера на
уроках способствует развитию интереса к математике как к науке и как к
профессионально значимой дисциплине, показывает прикладной, реально
ощутимый характер математики. Студенты понимают, что математика –
важный предмет в их будущей профессии. Любой технологический процесс
требует расчетов, порой содержащих больше математики подсчетов, чем
техники.
Перед коллективом преподавателей и мастеров профессионального
обучения техникума поставлена очень важная задача - дать студентам весь
объем
знаний
за
курс
средней
школы,
обучить
определенной
специальности, воспитать молодых людей честными, трудолюбивыми,
требовательными к себе, идейно убежденными и конкурентоспособными.