Авторы: Коваленко Анастасия Алексеевна, Кошелева Ирина Васильевна
Должность: преподаватель информатики, преподаватель информатики
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский политехнический техникум"
Населённый пункт: город Строитель, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Современные проблемы преподавания учебной дисциплины информатика"
Раздел: среднее профессиональное
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА
Коваленко Анастасия Алексеевна,
преподаватель информатики
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Кошелева Ирина Васильевна,
преподаватель информатики
ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
В настоящее время многие граждане нашей страны активно проявляют
интерес к современной системе образования. Зачастую многие из них –
родители, которые обеспокоены образованием своих детей. Даже люди,
которые напрямую не связаны с образовательным процессом могут замечать
проблемы в сфере образования, но наиболее остро ощущают существующие
проблемы
и
противоречия,
конечно
же,
учителя.
Многие
педагоги
обеспокоены уровнем знаний учащихся. Сюда относится и низкий уровень
знаний по предмету, и низкий познавательный интерес, и неумение
школьников организовать свой учебный процесс. Тем не менее, чтобы
оценить эти проблемы со стороны, нужно выйти за рамки учебного процесса.
В настоящей статье мы попробуем определить наиболее важные проблемы в
преподавании учебного предмета «Информатика.
В преподавании данной дисциплины можно выделить объективные и
субъективные проблемы. Первые без комплексного изменения практики
преподавания и совершенствования теории обучения информатике решить
почти невозможно, в свою очередь разрешить субъективные проблемы
может попытаться сам педагог при поддержке со стороны методистов [1].
Учебный предмет «Информатика» начал преподаваться с 1985 года.
Получается, что опыт по обучению данной дисциплины накапливается около
трех десятилетий. Для педагогики это очень небольшой период времени.
Можно
сделать
вывод,
что
точная
методика
преподавания
еще
не
сформировалась, и молодому специалисту не будет хватать базы, с опорой на
которую он сможет строить обучение данному предмету. Таким образом,
назрело разногласие между необходимостью практики обучения в полной
теории обучения информатике и неразвитость данной теории в необходимом
объеме.
Развитие информационных технологий, персональных компьютеров и
программного
обеспечения
происходит
настолько
стремительно,
а
проникновение информационных технологий во все сферы деятельности
человека является таким всеохватывающим, что возникла необходимость
подготовки и переподготовки специалистов, способных качественно обучать
учеников информатике, применяя новые информационные технологии [2].
Возникновение новых компьютерных технологий также имеют существенное
влияние на расширение количества учебных тем в рамках обучения
информатики. Отсюда следует, что учитель информатики обязан постоянно
совершенствовать свои знания и методику преподавания. Но не все педагоги
готовы к этому. Иногда педагоги высказывают следующее: «Нас этому не
учили. На курсах этого не было». Но, тем не менее, требования к
современным педагогам предусматривают наличие у учителей компетенций
в области самообразования. Можно сказать, что сложилось противоречие
между
постоянным
обновлением
информации
в
информатике
и
неспособностью
многих
преподавателей
осваивать
и
соответственно
преподавать новый материал. Но данную проблему можно рассудить,
включая учителей в деятельность самообразования и изменяя зачастую
потребительское отношение учительства к новому. [1]
Информатика – это общеобразовательный предмет и подходить к нему
нужно с системных позиций, которые продиктованы спецификой и задачами
среднего общего образования [4, с. 315]. Сложность восприятия данного
предмета состоит в том, что изучение информатики имеет межпредметный
характер. Благодаря этому, возникает еще следующая проблема, которая
выражается в отсутствии оптимальной очередности изучения учебных
блоков. Это приводит к нецелесообразному использованию ограниченных
временных ресурсов [3, с. 4].
Информатика – это наука о методах, средствах и технологиях их
автоматизации, создания и функционирования. Информатика как учебный
предмет охватывает такое содержание, которое может сформировать
мышление учеников. Например, это темы «понятия», «структурирование
информации», «рассуждения» и др. Таким образом, информатика как
учебный предмет призвана своим содержанием формировать у обучающихся
приемы работы с информацией, приемы мышления [1].
В содержании учебного предмета «Информатика» можно выделить
эвристическое
и
алгоритмическое
направления.
Перед
учителем
информатики стоит довольно нелегкая задача: с одной стороны необходимо
учить проявлять творческий подход при решении алгоритмических задач, а с
другой правильно реализовывать алгоритмы. Впрочем, можно полагать, что
это
противоречие
эвристики
и
алгоритмики
учебного
предмета
«Информатика» как никакое другое положение отражает его сущность.
Поэтому нельзя строить обучение информатике без исполнения названных
подходов, но при этом важно стремиться сглаживать их противоречивость.
Это достигается при использовании активных методов обучения при
освоении технологического содержания. Кроме того, если смотреть на
информационную деятельность, как на вид творческой деятельности, которая
в свою очередь требует способность мыслить изобретательно и эффективно,
то учитель информатики ориентируется на развитие фантазии и творческого
воображения учащихся. На уроках информатики развивается системное
восприятие мира, освоение единых информационных связей различных
природных и социальных явлений, развивается системное мышление,
уровень которого, во многом определяется способностью оперативно
обрабатывать информацию и принимать на ее основе обоснованные решения,
что требует от школьников дополнительных возможностей, а от педагогов –
применение все новых методов и средств обучения [4, с. 178].
Опыт
преподавания
предмета
информатика
демонстрирует,
что
зачастую учителя информатики не реализуют богатый резерв своего
предмета и не ставят цель участвовать при развитии мыслительных функций
учеников в течение изучения предмета информатика. В сущности, такая
подготовка в настоящее время – это не соблюдение требований ФГОС
второго поколения. Напомним, что это нормативный, необходимый для
реализации
документ,
который
содержит
требования
формировать
у
учащихся
когнитивные,
а
именно
логические
всесторонние
учебные
действия, такие как сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез,
подведение под понятие и пр. Названные действия необходимо применять в
ходе учебной деятельности, то есть при изучении нового, выполнения
тренировочных действий, решения задач.
Осознание изложенных выше проблем и противоречий в преподавании
информатики может помочь учителю их разрешить или сгладить их остроту.
Вдобавок признание этих проблем укажет направление улучшения методики
преподавания информатики в школе, то есть определит направления опытно-
экспериментальной и научно-методической работы учителя.
Список литературы:
1.
Лыфенко
А.В.
Проблемы
преподавания
учебного
предмета
«Информатика» // междунар. конф. «Актуальные проблемы методики
обучения информатике в современной школе» – М.: МПГУ, 2016. – 397 с
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: учеб.
пособие. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.
3. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области
«Информатика» // Информатика и образование. – 2000. – №10. – С.3-10. 5.
4. Коротков, Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. К.
Коротков // Народное образование, 2008. – № 6. – С. 176 – 180. 6.
5. Крук Ч. Школы будущего // Гуманитарные исследования в
Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. – С.314–
332.