Напоминание

Методическая разработка по проведению цикла учебных занятий по МДК "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"


Автор: Наталья Анатольевна Коровина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Ревдинский педагогический колледж"
Населённый пункт: Ревда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка по проведению цикла учебных занятий по МДК "Детская литература с практикумом по выразительному чтению"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методическая разработка по проведению цикла учебных занятий по МДК

«Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Общие сведения

о методической разработке по проведению цикла учебных занятий

Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.05

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Профессиональный модуль «Преподавание по программам начального

общего образования»

МДК «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

Раздел 2. Произведения фольклора в детском чтении

Содержание раздела

Тема 1. Произведения

малых фольклорных жанров для детей.

Специфические черты устного народного творчества. Детский фольклор: его

содержание, стиль, богатство жанров. Выявление характерных особенностей

считалок, потешек, песенок, загадок, обеспечивающих их привлекательность

для детей и запоминание. Особенности чтения малых фольклорных жанров.

Практическая работа. Использование малых фольклорных жанров при

работе с младшими школьниками

Тема 2. Народная сказка и ее особенности. Понятие «народный сказоч-

ный эпос», «сказка». Виды сказок. Выявление национальных особенностей

сказки разных народов через анализ конкретных произведений. Особенности

чтения сказок.

Практическая работа.

Составление заданий по сюжету, композиции,

сказочным формулам, хронотопу сказок и т.д.

Тема 3. Русский былинный эпос.

Понятие

«былина».

Специфические

черты былинного жанра. Периодизация былин.

Практическая работа. Анализ конспектов уроков литературного чтения

по изучению былин. Составление конспекта урока литературного чтения

Самостоятельная работа. Заполнение читательского дневника. Раздел

«Произведения фольклора для детей»

Требования к знаниям и умениям:

уметь:

- находить и использовать методическую литературу и др. источники ин-

формации, необходимой для подготовки к урокам литературного чтения в на-

чальной школе;

- выразительно читать тексты фольклорных произведений;

знать:

- круг фольклорных произведений, вошедших в круг детского чтения

младших школьников;

- содержание литературного чтения как учебного предмета начального

общего образования в части раздела «Произведения фольклора»

1

Учебные задачи:

- осваивать на практике литературоведческие понятия: фольклор, жанры

фольклора, поэзия пестования, загадка, скороговорка, пословица, поговорка,

небылица, сказка, былина;

- дать представление о фольклоре как особом виде искусства (сравнитель-

ная характеристика фольклора и литературы, народной сказки и литературной

сказки);

- раскрыть специфику сказки как фольклорного жанра;

- сформировать целостное представление о русских народных сказках и

сказках других народов мира;

- сформировать понятие о былине как жанре фольклора и ее особенностях

(напевность, повторы, устойчивые эпитеты);

- дать представление о былинных героях – положительных и отрицатель-

ных;

- формировать умение выразительного чтения произведений различных

фольклорных жанров

Тема 1. Произведения малых фольклорных жанров для детей

План

1.

Понятие о фольклоре

2.

Фольклор и литература: черты сходства и различия

3.

Фольклор и детская литература. Понятие о детском фольклоре

4.

Произведения малых фольклорных жанров для детей

5.

Практическая работа

1.

Понятие о фольклоре (УНТ)

Устный – произносимый, не письменный

Народный – относящийся к народу, принадлежащий народу по С.И.

Ожегову

Фольклор – это основа любого вида искусства, так как включает в себя

искусство танца, слова и песни. Произведения УНТ отражают преставления о

мире и человеке наших предков.

Сам термин «фольклор» ввел в обиход в 1864 году английский ученый

Джон Томс (народная мудрость). А в 1879 году английское фольклорное обще-

ство официально приняло слово «фольклор» для обозначения всей совокупно-

сти произведений народной культуры.

В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой

возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество.

Возникшее в незапамятные времена, устно-поэтическое творчество, уже широ-

ко бытовало в Киевской Руси.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жан-

ры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир,

развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его тра-

диций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

2

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное разви-

тие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым

нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных

людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки

развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат де-

тей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуально-

сти в наше время.

2. Фольклор и литература: черты сходства и различия

Фольклор

Литература

это вид словесного искусства

первичное

вторичное – фольклор – основа худо-

жественного произведения

Язык

Народный

(диалект,

своеобразные

лексические конструкции)

Литературный

Форма бытования

Устная форма – язык – посредник

между рассказчиком и слушателем

(непосредственный контакт)

Письменная форма – книга – посред-

ник между автором и читателем (опо-

средованный контакт)

Автор

Анонимность

Коллективный автор, что определяет

вариативность произведений УНТ

Автор известен – конкретное лицо с

присущей именно ему творческой ма-

нерой.

3. Фольклор и детская литература. Понятие о детском фольклоре

Произведения УНТ являются составной частью детской литературы. Некото-

рые из них создавались специально для маленьких слушателей.

Хранителями и распространителями фольклора были те, кто занимался воспи-

танием детей: матери, бабашки, няни, кормилицы, а также сами дети.

Бабушки и няни, рассказывая малышу сказку, по его реакции, выражению глаз,

эмоциональному состоянию или отдельным репликам, меняли сюжетный ход,

что-то опуская, что-то добавляя. Поэтому сказка каждый раз звучала по-разно-

му. Сохранялась основная схема, устойчивые формулы и выражения, наполня-

ясь при этом чем-то новым, близким конкретному слушателю.

Самым распространенным фольклорным жанром для детей является сказка.

Сказка как нельзя лучше отвечает интересам детей, соответствует их природе.

Сюжет в них однолинеен, не рассеивает внимание ребенка, события следуют

друг за другом, дают возможность по постоянно держать героя в поле зрения.

Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее

ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте,

знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслажде-

нием впитывает то, что называется духовным наследием народа.

Детский фольклор – произведения фольклорных жанров, создаваемые в

детской среде.

3

4. Произведения малых фольклорных жанров для детей

К малым фольклорным жанрам относятся:

- поэзия пестования (материнский фольклор): колыбельные песни, пестуш-

ки, потешки, прибаутки, докучные сказки;

- бытовой фольклор: песни, заклички, приговорки, дразнилки, страшилки,

словесные игры;

- потешный фольклор: поддевки, скороговорки, небылицы-перевертыши,

загадки;

- игровой фольклор: игры, считалки; молчанка

- пословицы, поговорки.

Задание. Заполните таблицу, определяя специфические черты каждого ма-

лого фольклорного жанра и их развивающие, воспитательные задачи.

Образец заполнения таблицы

Жанр

Определение, специфические черты

Задачи

Поэзия пестования. Пестовать – заботливо, любовно выращивать, вос-

питывать

Колы-

бель-

ные

песни

Небольшое лирическое стихотворе-

ние, положенное на определенную

мелодию.

- напевность

- мелодичность

- негромкая манера исполнения

- в центре внимания конкретный ре-

бенок.

- успокоить ребенка,

- нежные песни необходимы

для

перехода

ребенка

из

бодрствования в сон;

-

создать

определенную

благоприятную эмоциональ-

ную манеру атмосферу,

- научить ребенка вслуши-

ваться в слово, находить в

нем успокоение

Пе-

стуш-

ки

Короткие рифмованные стишки, ко-

торые

сопровождают

ласковое

поглаживания ребенка (своеобразная

зарядка с приговорами)

- ритмический текст

- лаконичность

- сопровождают физические

процедуры, необходимые ре-

бенку,

-

сопровождают

движения

малыша в первые месяцы

жизни

По-

тешки

Песенки и стишки, сопровождаю-

щие первые сознательные игры с

пальцами, руками и ногами

- ритмичность

- познавательный смысл

- связь с жестами и мимикой

- развлечь малыша, создать у

него веселое настроение

- способствовать умственно-

му развитию ребенка: разви-

тие пальцев руки влияет на

развитие мозга растущего ре-

бенка, его речевых навыков

Приба-

утки

Сюжетные развлекательные игры, не

связанные с игрой

- развивают фантазию, чув-

ство юмора малыша,

4

- иногда диалоговая форма (вопрос-

ответ)

- динамичность

- энергичные поступки персонажей

- ребенок не пассивный слушатель, а

активный участник

- развлекают,

Докуч-

ные

сказки

Шутки, сочетающие сказочную поэ-

тику с издевательским содержанием

6.

Практическая работа по теме «Малые фольклорные жанры в дет-

ском чтении»

1. Задание-рассуждение

Как вы думаете, насколько сегодня

востребованы в детской жизни малые

фольклорные жанры?

Какие сферы жизни они обслужива-

ют? Какую роль в развитии детей играют?

Задания по работе с текстами

2. Приведите примеры пословиц и

поговорок, которые могут быть использо-

ваны в работе с младшими школьниками;

дайте их тематическую классификацию.

*Расскажи, как ты понимаешь значе-

ние запомнившихся пословиц и погово-

рок.

Например: Не бросай слов на ветер – значит «выполняй обещания» - 10 по-

словиц.

Каждая пословица – нравственный урок. Какие нравственные качества по-

могут развить выписанные вами пословицы.

2. Приведи примеры вопросов-загадок.

Например: Что растет вверх ногами? (сосулька) – 10 загадок с ответами.

3. Каким темам посвящены загадки, ориентированные на младшего школь-

ника? (5-6 тем по 3 примера к каждой теме).

4. Придумай задания для игры «Угадай пословицу», «Угадай скороговор-

ку» (загадку и т.д.)

5. В решении многих споров, конфликтов мы прибегаем к помощи погово-

рок, т.к. в них заключена народная мудрость. Придумайте /или вспомните/ си-

туацию, в которой вы, в воспитательных целях, можете использовать послови-

цы и поговорки.

Тема 2. Народная сказка и ее особенности

План

5

1.

Понятие «народный сказочный эпос», «сказка».

2.

Отличительные черты народной сказки от литературной сказки

3.

Законы создания сказок

4.

Виды сказок.

5.

Понятие о бродячем сюжете. Выявление национальных особенностей

сказки разных народов через анализ конкретных произведений.

6.

Особенности чтения сказок.

7.

Практическая работа

1. Сказка как фольклорный жанр

Сказка – шутка, задуманная со всей серьезностью

Гегель

Сказка – занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной

истории.

Сказка – один из основных жанров устного народного творчества. Она

представляет собой чаще всего прозаический устный рассказ фантастического,

авантюрного либо бытового плана с установкой на вымысел.

Сказка как нельзя лучше отвечает интересам детей, соответствует их при-

роде. Сюжет в них однолинеен, не рассеивает внимание ребенка, события сле-

дуют друг за другом, дают возможность постоянно держать героя в поле зре-

ния.

Бабушки и няни, рассказывая малышу сказку, по его реакции, выражению

глаз, эмоциональному состоянию или отдельным репликам, меняли сюжетный

ход, что-то опуская, что-то добавляя. Поэтому сказка каждый раз звучала по-

разному. Сохранялась основная схема, устойчивые формулы и выражения, на-

полняясь при этом чем-то новым, близким конкретному слушателю.

Благодаря сказке ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощу-

щает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, зна-

комится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением

впитывает то, что называется духовным наследием народа.

Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурирован-

ной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам.

Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве тер-

мина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь ха-

рактерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках ви-

дели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому

сказки, публиковавшиеся в это время для широкой публики, часто переделыва-

лись и переиначивались согласно вкусам издателей. Приблизительно в это же

время в среде русских литературоведов зреет интерес именно к подлинным рус-

ским сказкам – как к произведениям, могущим стать фундаментом для изуче-

ния т.н. «настоящего» русского народа, его поэтического творчества, а значит и

могущим способствовать формированию русского литературоведения.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина: «Жили-были», а кон-

чаются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Да и самое

6

рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой: «Ско-

ро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Однако сказка не была бы сказкой, если бы позволила злодею торжество-

вать победу над невинно гонимыми людьми. Такой конец обычен в волшебных

сказках. Нет таких бед, в которые не попадали бы герои сказок, но нет и таких

бед, которых они не отвели бы от себя. Побеждает добро, берёт верх справедли-

вость. Конечно, такой конец историй, как и многое в сказке, - выдумка, но вы-

думка не бесцельная. Сказочники не мирились с жизненным злом, мечтали о

справедливой жизни. В сказках всегда побеждают гонимые, обижаемые, всегда

торжествует справедливость.

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя

воображаемые, но примеры истинного поведения человека. В сказках выражено

радостное приятие бытия – удел честного, умеющего постоять за своё досто-

инство человека.

Таким образом, сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не

опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностя-

ми и побеждать их.

Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости,

эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могуществен-

ных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного

человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверен-

ность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна

эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают

зло, каким бы страшным оно ни было.

Тем же целям нравственного воспитания служат и сказки, в которых

осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусли-

вость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным

явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие

сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружаю-

щего мира, воспитывают интерес к нему.

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осозна-

вал ее идею.

2. Отличительные черты народной сказки от литературной сказки

Сравнительная характеристика

Народная сказка

Литературная сказка

Автор – коллективный (народ)

Автор – конкретное лицо

Есть исполнители сказок - ска-

зители

Исполнителя как такового нет

Сказитель – отличается от писателя тем, что стремится не создать

7

сказку, а пережать услышанное от кого-то.

Существует в устной форме

Существует в письменной фор-

ме

Текст

вариативен

каждая

сказка существует в нескольких

вариантах (сказитель может вно-

сить изменения)

Текст каноничен

Образ героя предельно типизи-

рован (персонаж характеризуется

его функцией в сказке: герой, вре-

дитель, даритель, искомый персо-

наж)

Образ героя предельно индиви-

дуализирован

Поэтика традиционна, использу-

ется ограниченный набор изобра-

зительных средств

Поэтика определяется творче-

ской манерой автора

Время создания определить не-

возможно, по отдельным призна-

кам можно установить время быто-

вания сказки

Время создания сказки или из-

вестно, или определяется с высо-

кой степенью точности по приме-

там времени в тексте

3. Законы создания сказок

1) все сказки придуманы по принципу контраста (добро и зло, ум и глу-

пость, любовь и ненависть, жадность и щедрость),

2) в сказках должна соблюдаться мера соответствия жизненных реалий и

вымысла,

3) закон равномасштабности героев - все сказочные героя должны нахо-

диться на равных условиях,

4) в сказках, как правило, не бывает непоправимых несчастий. Суще-ству-

ет немного сказок, в которых зло побеждает добро,

5) сказка кончается тогда, когда в нее приходит счастье,

6) закон многособытийности

7) закон троекратного повтора – герой проходит ч/з испытания, которые

раз от раза становятся все сложнее. Наиболее распространенное число испыта-

ний – 3.

4. Виды сказок

8

5. Понятие о бродячем сюжете. Выявление национальных особенностей сказки

разных народов через анализ конкретных произведений

Для раскрытия данного понятия студентам предлагается прочитать русскую на-

родную сказку «Морозко» (сборник Афанасьева) и сказку братьев Гримм

«Госпожа Метелица»

6. Особенности чтения сказок.

Для раскрытия особенностей выразительного чтения сказки используется

ученое пособие Кубасовой О.В. «Выразительное чтение» (стр. 118.)

7. Практическая работа. Анализ видовых особенностей сказок (с использова-

нием групповой формы работы)

9

Группа делится на три подгруппы.

- первая группа читает сказки о животных;

- вторая группа читает волшебные сказки;

- третья группа читает бытовые сказки

Задание. Прочитать сказку (для анализа выбирается сказка по проограмме

начальной шкоы), проанализировать, определить черты, при-сущие именно

данному виду сказки, найти изобразительно-выразительные средства, сказоч-

ные формулы, установить по каким законам она написана. Составить кроссворд

по сказкам. Подготовить выразительное чтение по ролям.

Примечание. Для работы с текстом народных волшебных сказок рекомен-

дую использовать карту сказки В.Я. Проппа

Русский героический эпос (былины) – замечательное наследие про-

шлого, свидетельство древней культуры и искусства народа. Он сохранил-

ся в живом устном бытовании, возможно, в первоначальном виде сюжетно-

го содержания и главных принципов формы. Свое название былина получи-

ла от близкого по смыслу слова «быль». Это означает, что былина рассказыва-

ет о том, что некогда происходило на самом деле, хотя и не все в былине прав-

да. Былины записаны от сказителей (часто неграмотных), воспринявших их

по традиции от прежних поколений. Зафиксированы былины только на тер-

ритории России, главным образом на Севере и в Сибири. В южных обла-

стях – в Поволжье и на Дону – они оказались в сильно измененном и по-

луразрушенном виде. А между тем, следует предположить, что основное ко-

личество сюжетов было создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех

местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обна-

ружены. Нет в их языке и украинизмов. Источником каждой героической песни

был какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много вы-

думки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях

через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одно-

му человеку. Например, так описывается богатырь Сятогор в былине «Свято-

гор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:

… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,

10

Никого-то Святогор он не нахаживал,

С кем бы силой богатырскою помериться;

А сам чует в себе силу он великую,

Чует – живчиком по жилкам разливается..

Вот как описывает Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:

…Он подобен мирту нежному:

Тонок, прям и величав собой.

Взор его быстрей орлиного,

И светлее ясна месяца.

Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.

Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она

неторопливым, торжественным тоном. Многие русские былины говорят о ге-

роических подвигах народных богатырей. Например, былины о Вольге Буслае-

виче, победителе царя Салтана Бекетовича; о герое Сухмане, победившем вра-

гов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут.

Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отече-

ству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверя-

ющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд чело-

века и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Однако не всегда былины рассказывают о богатырях. Очень интерес-

на былина «Об Авдотье Рязаночке», не побоявшейся самого хана Золотой

Орды и вызволившей из плена не только своих родных – мужа, сына и брата,

но и весь рязанский полон.

Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, кото-

рых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими

вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говори-

ли, что у ней:

Очи соколиные,

Брови соболиные,

Походка павлиная;

По двору идет,

Как лебедь плывет.

Отдельным жанром фольклора являются исторические песни. Их ху-

дожественное своеобразие остается недостаточно изученным. В дореволюци-

онной науке их нередко признавали деградацией героического эпоса, скол-

ком с былин и в этой связи их достоинством считали общие с былинами

мотивы, образы и стилевые приемы (как бы остаточные явления).

«Песнь о вещем Олеге», «Песни о Степане Разине» можно поставить

сегодня в одном ряду с «капитанской дочкой», «историей Пугачева» и другими

историческими произведениями. Они также представляют собой огромную ху-

дожественную ценность. Это выражение исторического самопознания народа.

Русский народ в своих исторических песнях осознал свое историческое значе-

ние.

11

Сохранение исторически ценного в эпосе (будь то имена, события, отно-

шения) есть результат сознательного, исторического отношения народа к со-

держанию эпоса. Народ в своем творчестве исходит из довольно четких истори-

ческих представлений о времени. Сознание исторической ценности передавае-

мого и своеобразные представления народа, а не только механическое запоми-

нание, обуславливают устойчивость исторического содержания песен.

Былины хоть и огромны по своему объёму и сразу дети не смогут овла-

деть этим ёмким материалом, всё же этот жанр имеет значение для развития де-

тей.

Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жан-

ры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный

мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изуче-

ние его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в об-

ществе.

Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное раз-

витие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определён-

ным нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления жи-

вотных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные

сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки

учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей ак-

туальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о

событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для

восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошло-

го народа, на изучение традиций и поведения людей во времена существо-

вание монголо-татарского ига, на патриотизм русского народа, который

несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал

её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимуще-

ственно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, ма-

лышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в пе-

сенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считал-

ки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них

используется особое сочетание звуков.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудро-

сти и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Записать определение былины (по справочнику)

12



В раздел образования