Автор: Роман Анатольевич Горохов
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Самарский политехнический колледж"
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающая деятельность преподавателя среднего профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
К вопросу о здоровьесберегающей деятельности преподавателя среднего
профессионального образования
Р.А. Горохов, преподаватель
ГБПОУ СПО «Самарский политехнический колледж»,
г.о. Самара.
«С ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять
— значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости,
человек становится рабом окружающих людей и обстановки;
оно — высшее и необходимое благо,
а между тем удержать его так трудно!»
В. Вересаев
В
ряду
приоритетных
ценностей
человека
здоровью
безоговорочно
отводится
первостепенное
значение.
Здоровье
—
это
необходимое
условие
активной
и
нормальной жизнедеятельности человека. Серьезные нарушения в этой сфере влекут за
собой изменения в привычном образе жизни, сложившейся практике отношений с
окружающим миром, возможную утрату профессиональной дееспособности, а в целом
— вынужденную коррекцию планов на будущее. Не секрет, что профессиональная
деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом
плане)
видов
социальной
деятельности:
труд
преподавателя
входит
в
группу
профессий с большим числом стресс-факторов. Профессия требует больших затрат сил
и энергии.
Во все времена личность преподавателя считалась главным инструментов в развитии
личности
воспитанников.
Каждый
педагог
и
педагогический
коллектив
образовательного учреждения в целом, оказывают большое влияние на процесс
и
результат
воспитания
обучающихся.
Совершенно
очевидно,
что
преподаватель,
оказывающий
столь
сильное
влияние
на
формирование
личности
обучающегося,
должен
быть
здоровым.
Важный
компонент
в
структуре
здоровья
педагога
-
его
психологическое здоровье. Психолог И.В. Дубровина под термином «психологическое
здоровье» понимает состояние психологического комфорта личности, способность к
саморазвитию и личностному росту (уверенность и неуверенность в себе, понимание
своих способностей, интересов, отношение к окружающим людям…).
Профессиональные риски педагогического труда (коммуникативная перегрузка,
низкая экономическая защищенность, большой объем «бумажной работы» и скорость
её выполнения) создают профессиональный дистресс (длительный стресс) и являются
причиной
нарушения
здоровья
педагога.
Эти
риски
во
многом
определяются
реализацией
преподавателем
«традиционных»
подходов
в
обучении,
которые
негативно
влияют
на
здоровье
обучающихся.
Приобретение
устойчивой
профессиональной
позиции,
направленной
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся,
уменьшает
авторитарный
характер
педагогического
труда
и
обеспечивает сохранение здоровья самого педагога. В связи с этим, полагаю, что
одной из приоритетных задач деятельности образовательного учреждения является
сохранение
психологического
здоровья
педагога.
Имеющиеся
научные
знания
в
психолого-педагогической литературе и фрагментарный практический опыт освоения
педагогом способов сохранения психологического здоровья нуждается в обогащении,
систематизации,
структурировании,
дополнении
теми
методами,
способами
и
механизмами, с помощью которых решение проблемы сохранения психологического
здоровья
педагога
колледжа
станет
возможным
в
условиях
профессиональной
среды. Психологической
службой
колледжа
проведено
исследование,
в
основу
которого была положена гипотеза, согласно которой сохранение психологического
здоровья в колледже будет эффективным при реализации следующих организационно-
педагогических условий:
-психологического сопровождения педагога в колледже в процессе самообразования;
-методического сопровождения педагога колледжа на всех этапах профессиональной
деятельности;
-повышение культуры управления в колледже.
Актуальность
проблемы,
её
недостаточное
использование
в
практике
образовательного учреждения послужили основанием для выбора темы исследования.
Цель
исследования: теоретически
изучить
и
экспериментально
исследовать
организационно-педагогические
условия
сохранения
психологического
здоровья
педагога колледжа.
Объект исследования: процесс сохранения психологического здоровья педагога
колледжа.
Предмет
исследования:
организационно-педагогические
условия
сохранения
психологического здоровья педагога колледжа
В соответствии с целью и предметом исследования были определены задачи
исследования:
Задачи исследования:
1.
проанализировать
психолого-педагогическую
литературу
по
проблеме
психологического здоровья;
2.
определить структуру, критерии, уровни и факторы психологического здоровья;
3.
выявить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия
сохранения психологического здоровья педагога колледжа;
4.
реализовать
организационно-педагогические
условия
в
практической
деятельности колледжа.
Реализуя
первую
задачу,
пришли
к
выводу,
что
психологическое
здоровье,
является важнейшей составляющей здоровья человека.
В
научных
кругах
нет
единого
общепризнанного
определения
психологического
здоровья, но в основном все исследователи (Б.С. Братусь, А.Б. Холмогорова, О.В.
Хухлаева, Г.С. Никифоров, И. В Дубровина и др.) сходятся, что психологическое
здоровье
подразумевает
стрессоустойчивость,
гармонию
и
духовность.
Проанализировав подходы к определению психологического здоровья, взяли за основу
мнение И.В. Дубровиной.
Действительно,
психологически
здоровый
педагог -
это
здоровый
и
духовно
развитый
педагог,
который
получает
удовлетворение
от
своей
работы,
обладает
высоким
уровнем
работоспособности,
активности,
творчества
и
стремится
к
совершенствованию.
В процессе решения второй задачи были изучены структура, критерии, уровни и
факторы психологического здоровья предложенные разными исследователями (Р. Б.
С. Братусь, И. В. Дубровина, А. Маслоу, Г.С., Никифоров, В. И. Слободчиков, А.Б.
Холмогорова и др), что послужило основанием описания психологического здоровья
педагога колледжа по следующим критериям.
Основные критерии психологического здоровья:
-стремление к самоактуализации, направленность личности на раскрытие своего
творческого и духовного потенциала;
-гармония между человеком и социумом;
-готовность к достижению психологического здоровья;
-профессиональная перспективность;
-стрессоустойчивость,
умение
находить
собственные
ресурсы
в
трудной
ситуации, вызванной неблагоприятными факторами рабочей среды.
Решая третью задачу были проведены исследования на базе колледжа.
На этапе констатирующего эксперимента были определенны цель, задачи и методики
исследования.
В
качестве
диагностирующего
инструментария
нами
были
использованы диагностические методики:
-личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлора);
-опросник межличностных отношений (ОМО) В. Шультца;
-анкета психологических затруднений педагога;
-методика «Интегральная удовлетворенность трудом».
На
формирующем
этапе
эксперимента
были
разработаны
и
реализована
программа,
направленная
на
сохранение
психологического
здоровья
педагога
в
колледже, параллельно проведена работа с педагогами по устранению педагогических
затруднений, а также мероприятия направленные на повышение культуры управления
в колледже.
На контрольном этапе нами была проведена повторная диагностика.
По первому условию психологическое состояние педагогов стало более стабильным,
меньше стало негативных эмоций, снизился уровень тревожности, педагоги стали
более уверенными в себе, повысилась их самооценка.
По
второму
условию
отметили,
что
значительно
уменьшилось
количество
педагогов испытывающих затруднения, что позволяет в полном объеме реализовывать
творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива колледжа
в целом.
По третьему условию, анализируя результаты уровня полной удовлетворенности
по
основным
факторам
труда
и
результаты
полной
удовлетворенности
по
дополнительным факторам труда до и после эксперимента, отметили, что увеличились
все показатели. Наивысший показатель наблюдался по фактору удовлетворенность
достижениями 88%. Все это свидетельствует об улучшении психологического здоровья
педагогов колледжа.
Современный преподаватель оказался в ситуации, когда смена воспитательно-
образовательных
ценностей
в
связи
с
изменившимися
социо-экономическими
условиями привела к разрушению представлений о целях и задачах воспитания и о
том какими должны быть воспитывающие взрослые.
Исходя
из
этого,
актуальными
становится
также
проблема
формирования
«командного духа» образовательного учреждения. Что позволяет сделать труд педагога
не «трудом одиночки», каковым он чаще всего является, а совместной коллективной
деятельностью по формированию личности обучающегося в процессе воспитания и
обучения. Атмосфера сотрудничества, царящая в коллективе педагогов, лучше всех
воспитательных
мероприятий
позволяет
обучающимся
усвоить
ценности
сотрудничества, взаимопомощи, радости совместного творчества, удовлетворенности
от работы в коллективе. Так должно быть в идеале, и такая атмосфера действительно
царит во многих образовательных учреждениях.
Библиографический список
1 . Вересаев В. Записки врача. — М., 1936. — С. 31
2. И.В. Дубровина И.В. Психология Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.,
Издательский центр «Академия»,2009
3.Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. –М.: Академия,2002
4.Соловова Н.А. Современные подходы к формированию педагогических команд в
условиях
образовательного
учреждения.
Учебно-методическое
пособие.-
С.:
ГОУ
СИПКРО, 2010
5.
Соловова
Н.А.
Здоровьесберегающая
деятельность
педагога:
формы,
методы,
средства. Учебно-методическое пособие.- С.: ГОУ СИПКРО, 2019
6. Психология здоровья: Учебник для вузов./ Под ред. Г. С. Никифорова. – СП б.:
Питер, 2020
7. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов.- М.:
ВЛАДОС, 2019