Автор: Жукова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание и использование образовательного потенциала индивидуальных проектов для формирования УУД учащихся
Раздел: среднее образование
Жукова Елена Юрьевна
МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко
г. Новосибирск
Создание и использование образовательного потенциала
индивидуальных проектов для формирования УУД учащихся
Актуальность
настоящей
работы
обусловлена
внешними
и
внутренними факторами. Внешние факторы – это целевые ориентиры ФГОС,
которые
представляют
идею
развития
личности
в
образовательном
метапространстве. Внутренние, или профессиональные факторы связаны,
прежде
всего,
с
дефицитами
«личного
присутствия»,
или
антропологическими
дефицитами
(Г.Н.
Прозументова).
Приходится
констатировать факт наличия дефицитов профессиональных компетенций
педагога для решения образовательных задач, связанных с развитием УУД в
процессе методико-педагогического сопровождения ИОП.
Цель
исследования:
определить
образовательный
потенциал
использования ИОП для формирования УУД учащихся.
Объект исследования: образовательный потенциал ИОП.
Предмет
исследования:
формирование
универсальных
учебных
действий учащихся средствами ИОП.
Гипотеза исследования: использование образовательного потенциала
индивидуального проекта для формирования УУД учащихся может быть
успешной, если педагог
●
рассматривает методико-педагогическое сопровождение ИОП в
рамках антропологического подхода, то есть ориентируется на развитие
субъектности участников совместной деятельности в проекте;
●
осуществляет
развитие
субъектности
учащихся
в
логике
концепции Совместной деятельности, т.е. формирует различные качества
субъектности в авторитарном, лидерском и партнерском взаимодействии;
●
занимает
в
ходе
организации
совместной
деятельности
амбивалентную позицию. Это означает, что учитель является организатором
образовательного пространства, выступая по ситуации авторитаристом,
лидером, партнером;
●
проявляет
профессиональную компетентность в том, что в
практике проектирования выбирает адекватные образовательной ситуации
личностно-ориентированные технологии, формы и приемы работы с ними;
●
создает
на
основе
выбранного
материала
авторский
методический сюжет педагогического сопровождения ИОП;
●
обеспечивает в процессе этого сопровождения формирование и
развитие необходимых универсальных учебных действий: личностных,
коммуникативных, познавательных, регулятивных.
Для
достижения
цели
и
доказательства
выдвинутой
гипотезы
необходимо решить следующие задачи:
●
охарактеризовать контекст обсуждения проблемы в инновационной
практике и научно-исследовательской литературе;
●
изучить
литературу
по
проблематике
образовательного
проектирования;
●
на основе описания образовательного прецедента (организация
ИОП «Как стать копирайтером» в 10 классе общеобразовательной школы)
представить
потенциал
использования
ИОП
для
формирования
УУД
учащихся; охарактеризовать методический сюжет создания и использования
образовательного потенциала ИОП;
●
описать
модельную
ситуацию
создания
и
использования
образовательного потенциала ИОП (на материале организации проекта
«Создание
и
использование
образовательного
потенциала
технологии
«Дебаты К. Поппера» для формирования УУД учащихся (на материале
организации дебатов по теме «Победа-поражение...» в процессе подготовки
учащихся к итоговой аттестации по литературе в формате ЕГЭ в 11 классе в
общеобразовательной школы)»).
Теоретико-методологическую
базу
исследования
составили
положения об антропологическом подходе (Г. И. Петрова, В. Е. Клочко,
С. В. Денисенко, А. П. Огурцов и В. В. Платонов), в рамках которого
личность является центрообразующей единицей, способной выстраивать свое
образование. В этой логике важными стали работы по гуманитарному типу
исследования (Г. Н. Прозументова), изучающего прецеденты субъективного
участия в образовании. Основой современных образовательных стандартов
становится
метапредметный
подход
(А. Г. Асмолов,
А. В. Хуторской,
Ю. В. Громыко), который в логике нашего исследования, может быть
реализован в образовательном проектировании (И. Ю. Малкова, Е. С. Полат,
И. Д. Чечель). Также важной является концепция педагогики Совместной
деятельности (Г. Н. Прозументова), которая представляет учителя и ученика
в качестве субъектов образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в
нем
разработан
методический
сюжет
создания
и
использования
образовательного потенциала ИОП для развития УУД. Также определены
группы УУД, которые формируются в различных видах индивидуальных
проектов: социально-образовательном и учебном.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
разработанные
методические
сюжеты
использования
образовательного
потенциала индивидуального проекта могут быть использованы учителями
общеобразовательных учреждений, студентами педагогических вузов и
работниками
сферы
образования.
Материалы
проектов
«Как
стать
копирайтером», «Дебаты К. Поппера по теме «Победа-поражение» могут
быть применены в школьной практике.
Апробация и внедрение результатов:
Практические
результаты
и
теоретические
положения
были
представлены на экспериментальной стажировочной площадке на базе
МАОУ СОШ №14 в 2016 году, а также дважды – в 2016 и в 2017 – на
Международной конференции «Наука и образование».
Методологические
основы
работы
составляет
положение
об
антропологическом подходе
в образовании, который ориентирован на
становление человека как «субъекта собственной жизни» (В.И. Слободчиков,
Е.И, Исаев). Антропологический подход в образовании, по мнению, Г.Н.
Прозументовой, создает поле для реализации в школах инновационной
деятельности. Отмечается, что с развитием системы образования в сторону
демократизации, отстранения от пути строгого следования госзаказу, у
человека
появилась
возможность
быть
участником
собственного
образования,
субъектом
собственной
деятельности.
Именно
развитие
антропологического подхода в области образовательного знания «запускает»
процесс осмысления человеком себя в качестве «участника общественных
изменений и субъекта влияния на свое образование». Осуществление
инновационной деятельности в образовании на сегодняшний день актуально
ввиду введения ФГОС, ценностные ориентиры которого сосредоточены на
идее развития личности в образовательном метапространстве.
В
логике
данного
методологического
подхода
нам
требуются
методические опоры – способ создания собственной образовательной
реальности в рамках антропологического подхода в образовании. В
контексте ориентации системы образования на развитие субъектности
концепция педагогики Совместной деятельности,
предложенная Г.Н.
Прозументовой,
представляется
нам
подходящей.
Согласно
данной
концепции, выделяют
три типа взаимодействия
между учителем и
учеником: авторитарный, лидерский и партнерский тип. Критериями для
разграничения этим типов взаимодействия является позиция ученика и
учителя, а также приемы организации деятельности учителя.
Так, при
авторитарном типе взаимодействия, находясь в доминирующей позиции
транслятора, учитель ставит своей целью дать информацию так, чтобы
обучаемые могли усвоить и присвоить ее полном объеме. Ученик при этом
находится в позиции слушателя, основными формами работы выступает
алгоритмизация,
схематизация,
оценивание.
При
лидерском
типе
взаимодействия
учитель в позиции «лидер» с помощью активизации
познавательных
процессов,
проявления
инициатив
реализует
цель
–
организовать
формы
деятельности,
которые
предъявляют
особый
авторское отношение с предметом. И последний,
парнерский тип
взаимодействия – это тот тип взаимодействия, основная цель которого –
организовать
совместную
деятельность
для
открытия
ребенком
индивидуальных, личных смыслов. Находясь в позиции «партнер», педагог
активизирует смыслодеятельность ребенка для того, чтобы он мог
открывать свои смыслы, осознавать их и сопоставлять с другими.
Корелляция найденных моментов возможна при выборе адекватной
методологической
формы.
В
нашем
случае
такой
формой
стал
индивидуальный
образовательный
проект.
В
Энциклопедическом
словаре дано следующее определение: «проект (от латинского projectus
«брошенный вперед») - план будущего результата в совокупности с
деятельностью, направленной на его достижение». По определению А.В.
Хуторского, образовательный проект – это «поиск учеником (с помощью
советов учителя) путей решения проблемы, которую они формулируют с
педагогом в совместной деятельности».
При работе над социально-исследовательским проектом «Как стать
копирайтером», осуществленным в 2015 году с учащейся 10 класса МАОУ
СОШ №14, нами была использована технология эйдос-конспекта. По
определению
С.В.
Селеменева,
эйдос-конспекты
–
это
«наглядные
конструкции,
представляющие
информацию
(текст
художественного
произведения,
аспект
литературоведческого
исследования
и
т.п.)
в
закодированном, образно-символическом виде».
Работа над проектом шла в рамках пяти этапов, на каждом из которых
был использован тот или иной тип взаимодействия между учителем и
учеником и сделаны шаги к формированию тех или иных видов УУД. По
результатам первичного эмпирического исследования мы можем сделать
вывод о том, что в работе над проектом были задействованы все формы
совместной
деятельности
с
преобладанием
парнерского
типа
взаимодействия.
Каждый этап в соответствии со своим содержанием
обеспечивал
формирование
различных
видов
УУД:
познавательных,
коммуникативных, регулятивных и личностных.
По завершению работы стало возможным оформление следующего
методического
сюжета
создания
и
использования
образовательного
потенциала ИОП:
1)
педагог,
выступая
организатором
совместной
деятельности,
осуществляет разные формы работы, принимая в зависимости от целей и
содержания деятельности, амбивалентную позицию (лидер, авторитарист,
партнер).
2) педагог, ориентируясь на содержание и цели деятельности,
осуществляет выбор адекватных методических форм работы (в данном
случае это было применение технологии эйдос-конспекта).
3) коррелируя с требованиями образовательной ситуации, педагог
выбирает адекватные способы поведения: технологизирует образовательное
пространство таким образом, чтобы обеспечить формирование УУД.
В основе эксперимента стоял социальный заказ – государственная
аттестация одиннадцатиклассников по литературе, состоящая в написании
сочинения. Для сочинения было осуществлено предоставление проблемно-
идеологического
пространства.
И
здесь
тематическое
пространство
приобрело формат идейного квеста: оппозиции, предлагаемые в качестве
тематических
направлений,
предусматривают
написание
проблемных
текстов. Были обнаружены дефициты в построении и создании текста
коммуникативной направленности и проблемного характера.
В качестве методической формы для ликвидации компетентностного
дефицита с обеих сторон образовательного процесса нами была выбрана
образовательная технология «Дебаты К. Поппера» для разбора оппозиции
«Победы-поражения» в рамках ИОП «Победы и поражения в жизни
человека». В основе «дебатов» лежит принцип фальсификации/верификации
истины. Это означает, что критерия истины не существует, возможен лишь
набор приблизительных знаний и суждений, которые приближают нас к
истине. В этом контексте «Дебаты К. Поппера» выступают как равноправное
сосуществование различных позиций. Именно эта возможность оказывается
важной в контексте написание сочинения проблемно-идеологического
характера.
Нас привлекли учебные цели технологии:
- организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих
и
обучаемых;
включение
детей
в
педагогически
целесообразные
воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;
- обеспечение диалогического общения не только между учителем и
учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
- развитие информационно-интеллектуальных навыков учащихся в процессе
подготовки выступлений;
- развитие навыка овладения монологической и диалогической речи, навыка
текстопорождения.
Образовательный прецедент строился на основе четырех этапов.
1 этап – порождение и актуализация смыслов.
В качестве
концептуальной доминанты для дебатов было выбрано высказывание А.С.
Пушкина ««Говорят, что несчастье – хорошая школа; может быть. Но счастье
есть лучший университет». В ходе обсуждения старшеклассники пришли к
выводу, что данное утверждение биполярно. Результат этапа – формирование
двух команд – команды отрицания и команды утверждения.
В ходе этапа педагог использовал лидерский и партнерский типы
взаимодействия.
На данном этапе, основной формой работы которого стал диалог,
можно говорить о формировании личностных УУД:
2 этап – соорганизация смыслов. На данном этапе происходило
оформление дискуссионного пространства групп отрицания и утверждения.
Учащиеся в процессе совместного обсуждения выбирали концепцию групп,
подбирали аргументы в защиту своей позиции. Результатом этапа является
составление сценария дебатов.
Педагог выбрал в качестве основной лидерскую форму совместной
деятельности: помогал обнаруживать аргументы, демонстрировал тактику
создания текста проблемного характера.
Этап обеспечил формирование коммуникативных и познавательных
УУД.
3 этап – трансформация дискурсивного пространства в формат
живой риторики.
Данный этап является определяющим в процессе
проектирования. В ходе этапа происходило написание готовых текстов
сочинений, а также подготовка устного выступления каждого участника.
Педагог на данном этапе выполнял роль координатора,
наставника,
помощника.
На
данном
этапе
основными
типами
взаимодействия
являлись
лидерский и авторитарный тип. Этап обеспечил формирование всех видов
УУД.
4 этап – оформление, презентация образовательного пространства
дебатов.
На данном, завершающем, этапе происходило оформление смыслов в
«Я-пространстве», т.е. каждый из участников дебатов, как активных
(участники
команд
отрицаия
и
утверждения),
так
и
пассивных
(старшеклассники-зрители)
участвовал
в
обсуждении
оппозиций.
Завершающим этапом стало проведение рефлексии по методике Э. де Боно
«Шесть
шляп мышления».
В
процеесе
подготовки
презентационного
пространства
дебатов
между
учащимися
и
педагогом
выстраивались
парнерский отношения.
Данный этап также отразился на формировании УУД всех видом:
познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.
Практическим и социально значимым педагогическим результатом
стал тот факт, что все учащиеся 11 класса успешно прошли государственную
аттестация по литературе, а 12 учащихся из класса писали сочинение по
оппозиции «Победа-поражение».
Можно сделать выводы о том, что в ходе работы над проектом педагог
выбрал
адекватную
образовательной
ситуации
методическую
форму,
проявил
амбивалентную
позицию
(с
преобладанием
лидерского
и
авторитарного
типа
взаимодействия)
и
грамотного
технологизировал
образовательное
пространство
выбором
образовательной
технологии
«Дебаты К. Поппера». Успешность разработанного методического сюжета
создания
и
использования
образовательного
потенциала
ИОП
была
подтверждена на основе описания еще одного образовательного прецента.
Таким
образом,
ориентация
на
антропологический
подход
в
образовании и использование в качестве концептуальной основы педагогики
Совместной
деятельности
Г.Н.
Прозументовой
позволяет
разработать
тактику
создания
мест
«личного
присутствия»
и
актуализировать
образовательный потенциал ИОП, результативность которого проявляется в
формировании УУД.
Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие
выводы:
1. Ориентация на развитие субъектности участников совместной
деятельности в проекте позволяет наиболее продуктивно использовать
образовательный потенциал ИОП для формирования УУД учащихся
2. Позиция педагога должна быть при этом амбивалентной: в
зависимости от ситуации он выступает авторитаристом, лидером, партнером.
3. Профессиональная компетентность учителя проявляется в том, что
он применяет адекватные вызовам образовательной ситуации методические
сюжеты, проявляющие образовательный потенциал ИОП (например, эйдос-
технологий, ЛОТ «Дебаты К. Поппера»).
4. Проявленность образовательного потенциала ИОП рассматривается
в его способности влиять на формирование и развитие УУД различного
содержания: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.