Напоминание

Создание и использование образовательного потенциала индивидуальных проектов для формирования УУД учащихся


Автор: Жукова Елена Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко
Населённый пункт: г. Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Создание и использование образовательного потенциала индивидуальных проектов для формирования УУД учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Жукова Елена Юрьевна

МАОУ СОШ №211 им. Л.И. Сидоренко

г. Новосибирск

Создание и использование образовательного потенциала

индивидуальных проектов для формирования УУД учащихся

Актуальность

настоящей

работы

обусловлена

внешними

и

внутренними факторами. Внешние факторы – это целевые ориентиры ФГОС,

которые

представляют

идею

развития

личности

в

образовательном

метапространстве. Внутренние, или профессиональные факторы связаны,

прежде

всего,

с

дефицитами

«личного

присутствия»,

или

антропологическими

дефицитами

(Г.Н.

Прозументова).

Приходится

констатировать факт наличия дефицитов профессиональных компетенций

педагога для решения образовательных задач, связанных с развитием УУД в

процессе методико-педагогического сопровождения ИОП.

Цель

исследования:

определить

образовательный

потенциал

использования ИОП для формирования УУД учащихся.

Объект исследования: образовательный потенциал ИОП.

Предмет

исследования:

формирование

универсальных

учебных

действий учащихся средствами ИОП.

Гипотеза исследования: использование образовательного потенциала

индивидуального проекта для формирования УУД учащихся может быть

успешной, если педагог

рассматривает методико-педагогическое сопровождение ИОП в

рамках антропологического подхода, то есть ориентируется на развитие

субъектности участников совместной деятельности в проекте;

осуществляет

развитие

субъектности

учащихся

в

логике

концепции Совместной деятельности, т.е. формирует различные качества

субъектности в авторитарном, лидерском и партнерском взаимодействии;

занимает

в

ходе

организации

совместной

деятельности

амбивалентную позицию. Это означает, что учитель является организатором

образовательного пространства, выступая по ситуации авторитаристом,

лидером, партнером;

проявляет

профессиональную компетентность в том, что в

практике проектирования выбирает адекватные образовательной ситуации

личностно-ориентированные технологии, формы и приемы работы с ними;

создает

на

основе

выбранного

материала

авторский

методический сюжет педагогического сопровождения ИОП;

обеспечивает в процессе этого сопровождения формирование и

развитие необходимых универсальных учебных действий: личностных,

коммуникативных, познавательных, регулятивных.

Для

достижения

цели

и

доказательства

выдвинутой

гипотезы

необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать контекст обсуждения проблемы в инновационной

практике и научно-исследовательской литературе;

изучить

литературу

по

проблематике

образовательного

проектирования;

на основе описания образовательного прецедента (организация

ИОП «Как стать копирайтером» в 10 классе общеобразовательной школы)

представить

потенциал

использования

ИОП

для

формирования

УУД

учащихся; охарактеризовать методический сюжет создания и использования

образовательного потенциала ИОП;

описать

модельную

ситуацию

создания

и

использования

образовательного потенциала ИОП (на материале организации проекта

«Создание

и

использование

образовательного

потенциала

технологии

«Дебаты К. Поппера» для формирования УУД учащихся (на материале

организации дебатов по теме «Победа-поражение...» в процессе подготовки

учащихся к итоговой аттестации по литературе в формате ЕГЭ в 11 классе в

общеобразовательной школы)»).

Теоретико-методологическую

базу

исследования

составили

положения об антропологическом подходе (Г. И. Петрова, В. Е. Клочко,

С. В. Денисенко, А. П. Огурцов и В. В. Платонов), в рамках которого

личность является центрообразующей единицей, способной выстраивать свое

образование. В этой логике важными стали работы по гуманитарному типу

исследования (Г. Н. Прозументова), изучающего прецеденты субъективного

участия в образовании. Основой современных образовательных стандартов

становится

метапредметный

подход

(А. Г. Асмолов,

А. В. Хуторской,

Ю. В. Громыко), который в логике нашего исследования, может быть

реализован в образовательном проектировании (И. Ю. Малкова, Е. С. Полат,

И. Д. Чечель). Также важной является концепция педагогики Совместной

деятельности (Г. Н. Прозументова), которая представляет учителя и ученика

в качестве субъектов образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в

нем

разработан

методический

сюжет

создания

и

использования

образовательного потенциала ИОП для развития УУД. Также определены

группы УУД, которые формируются в различных видах индивидуальных

проектов: социально-образовательном и учебном.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

разработанные

методические

сюжеты

использования

образовательного

потенциала индивидуального проекта могут быть использованы учителями

общеобразовательных учреждений, студентами педагогических вузов и

работниками

сферы

образования.

Материалы

проектов

«Как

стать

копирайтером», «Дебаты К. Поппера по теме «Победа-поражение» могут

быть применены в школьной практике.

Апробация и внедрение результатов:

Практические

результаты

и

теоретические

положения

были

представлены на экспериментальной стажировочной площадке на базе

МАОУ СОШ №14 в 2016 году, а также дважды – в 2016 и в 2017 – на

Международной конференции «Наука и образование».

Методологические

основы

работы

составляет

положение

об

антропологическом подходе

в образовании, который ориентирован на

становление человека как «субъекта собственной жизни» (В.И. Слободчиков,

Е.И, Исаев). Антропологический подход в образовании, по мнению, Г.Н.

Прозументовой, создает поле для реализации в школах инновационной

деятельности. Отмечается, что с развитием системы образования в сторону

демократизации, отстранения от пути строгого следования госзаказу, у

человека

появилась

возможность

быть

участником

собственного

образования,

субъектом

собственной

деятельности.

Именно

развитие

антропологического подхода в области образовательного знания «запускает»

процесс осмысления человеком себя в качестве «участника общественных

изменений и субъекта влияния на свое образование». Осуществление

инновационной деятельности в образовании на сегодняшний день актуально

ввиду введения ФГОС, ценностные ориентиры которого сосредоточены на

идее развития личности в образовательном метапространстве.

В

логике

данного

методологического

подхода

нам

требуются

методические опоры – способ создания собственной образовательной

реальности в рамках антропологического подхода в образовании. В

контексте ориентации системы образования на развитие субъектности

концепция педагогики Совместной деятельности,

предложенная Г.Н.

Прозументовой,

представляется

нам

подходящей.

Согласно

данной

концепции, выделяют

три типа взаимодействия

между учителем и

учеником: авторитарный, лидерский и партнерский тип. Критериями для

разграничения этим типов взаимодействия является позиция ученика и

учителя, а также приемы организации деятельности учителя.

Так, при

авторитарном типе взаимодействия, находясь в доминирующей позиции

транслятора, учитель ставит своей целью дать информацию так, чтобы

обучаемые могли усвоить и присвоить ее полном объеме. Ученик при этом

находится в позиции слушателя, основными формами работы выступает

алгоритмизация,

схематизация,

оценивание.

При

лидерском

типе

взаимодействия

учитель в позиции «лидер» с помощью активизации

познавательных

процессов,

проявления

инициатив

реализует

цель

организовать

формы

деятельности,

которые

предъявляют

особый

авторское отношение с предметом. И последний,

парнерский тип

взаимодействия – это тот тип взаимодействия, основная цель которого –

организовать

совместную

деятельность

для

открытия

ребенком

индивидуальных, личных смыслов. Находясь в позиции «партнер», педагог

активизирует смыслодеятельность ребенка для того, чтобы он мог

открывать свои смыслы, осознавать их и сопоставлять с другими.

Корелляция найденных моментов возможна при выборе адекватной

методологической

формы.

В

нашем

случае

такой

формой

стал

индивидуальный

образовательный

проект.

В

Энциклопедическом

словаре дано следующее определение: «проект (от латинского projectus

«брошенный вперед») - план будущего результата в совокупности с

деятельностью, направленной на его достижение». По определению А.В.

Хуторского, образовательный проект – это «поиск учеником (с помощью

советов учителя) путей решения проблемы, которую они формулируют с

педагогом в совместной деятельности».

При работе над социально-исследовательским проектом «Как стать

копирайтером», осуществленным в 2015 году с учащейся 10 класса МАОУ

СОШ №14, нами была использована технология эйдос-конспекта. По

определению

С.В.

Селеменева,

эйдос-конспекты

это

«наглядные

конструкции,

представляющие

информацию

(текст

художественного

произведения,

аспект

литературоведческого

исследования

и

т.п.)

в

закодированном, образно-символическом виде».

Работа над проектом шла в рамках пяти этапов, на каждом из которых

был использован тот или иной тип взаимодействия между учителем и

учеником и сделаны шаги к формированию тех или иных видов УУД. По

результатам первичного эмпирического исследования мы можем сделать

вывод о том, что в работе над проектом были задействованы все формы

совместной

деятельности

с

преобладанием

парнерского

типа

взаимодействия.

Каждый этап в соответствии со своим содержанием

обеспечивал

формирование

различных

видов

УУД:

познавательных,

коммуникативных, регулятивных и личностных.

По завершению работы стало возможным оформление следующего

методического

сюжета

создания

и

использования

образовательного

потенциала ИОП:

1)

педагог,

выступая

организатором

совместной

деятельности,

осуществляет разные формы работы, принимая в зависимости от целей и

содержания деятельности, амбивалентную позицию (лидер, авторитарист,

партнер).

2) педагог, ориентируясь на содержание и цели деятельности,

осуществляет выбор адекватных методических форм работы (в данном

случае это было применение технологии эйдос-конспекта).

3) коррелируя с требованиями образовательной ситуации, педагог

выбирает адекватные способы поведения: технологизирует образовательное

пространство таким образом, чтобы обеспечить формирование УУД.

В основе эксперимента стоял социальный заказ – государственная

аттестация одиннадцатиклассников по литературе, состоящая в написании

сочинения. Для сочинения было осуществлено предоставление проблемно-

идеологического

пространства.

И

здесь

тематическое

пространство

приобрело формат идейного квеста: оппозиции, предлагаемые в качестве

тематических

направлений,

предусматривают

написание

проблемных

текстов. Были обнаружены дефициты в построении и создании текста

коммуникативной направленности и проблемного характера.

В качестве методической формы для ликвидации компетентностного

дефицита с обеих сторон образовательного процесса нами была выбрана

образовательная технология «Дебаты К. Поппера» для разбора оппозиции

«Победы-поражения» в рамках ИОП «Победы и поражения в жизни

человека». В основе «дебатов» лежит принцип фальсификации/верификации

истины. Это означает, что критерия истины не существует, возможен лишь

набор приблизительных знаний и суждений, которые приближают нас к

истине. В этом контексте «Дебаты К. Поппера» выступают как равноправное

сосуществование различных позиций. Именно эта возможность оказывается

важной в контексте написание сочинения проблемно-идеологического

характера.

Нас привлекли учебные цели технологии:

- организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих

и

обучаемых;

включение

детей

в

педагогически

целесообразные

воспитательные отношения в процессе учебной деятельности;

- обеспечение диалогического общения не только между учителем и

учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.

- развитие информационно-интеллектуальных навыков учащихся в процессе

подготовки выступлений;

- развитие навыка овладения монологической и диалогической речи, навыка

текстопорождения.

Образовательный прецедент строился на основе четырех этапов.

1 этап – порождение и актуализация смыслов.

В качестве

концептуальной доминанты для дебатов было выбрано высказывание А.С.

Пушкина ««Говорят, что несчастье – хорошая школа; может быть. Но счастье

есть лучший университет». В ходе обсуждения старшеклассники пришли к

выводу, что данное утверждение биполярно. Результат этапа – формирование

двух команд – команды отрицания и команды утверждения.

В ходе этапа педагог использовал лидерский и партнерский типы

взаимодействия.

На данном этапе, основной формой работы которого стал диалог,

можно говорить о формировании личностных УУД:

2 этап – соорганизация смыслов. На данном этапе происходило

оформление дискуссионного пространства групп отрицания и утверждения.

Учащиеся в процессе совместного обсуждения выбирали концепцию групп,

подбирали аргументы в защиту своей позиции. Результатом этапа является

составление сценария дебатов.

Педагог выбрал в качестве основной лидерскую форму совместной

деятельности: помогал обнаруживать аргументы, демонстрировал тактику

создания текста проблемного характера.

Этап обеспечил формирование коммуникативных и познавательных

УУД.

3 этап – трансформация дискурсивного пространства в формат

живой риторики.

Данный этап является определяющим в процессе

проектирования. В ходе этапа происходило написание готовых текстов

сочинений, а также подготовка устного выступления каждого участника.

Педагог на данном этапе выполнял роль координатора,

наставника,

помощника.

На

данном

этапе

основными

типами

взаимодействия

являлись

лидерский и авторитарный тип. Этап обеспечил формирование всех видов

УУД.

4 этап – оформление, презентация образовательного пространства

дебатов.

На данном, завершающем, этапе происходило оформление смыслов в

«Я-пространстве», т.е. каждый из участников дебатов, как активных

(участники

команд

отрицаия

и

утверждения),

так

и

пассивных

(старшеклассники-зрители)

участвовал

в

обсуждении

оппозиций.

Завершающим этапом стало проведение рефлексии по методике Э. де Боно

«Шесть

шляп мышления».

В

процеесе

подготовки

презентационного

пространства

дебатов

между

учащимися

и

педагогом

выстраивались

парнерский отношения.

Данный этап также отразился на формировании УУД всех видом:

познавательных, личностных, коммуникативных и регулятивных.

Практическим и социально значимым педагогическим результатом

стал тот факт, что все учащиеся 11 класса успешно прошли государственную

аттестация по литературе, а 12 учащихся из класса писали сочинение по

оппозиции «Победа-поражение».

Можно сделать выводы о том, что в ходе работы над проектом педагог

выбрал

адекватную

образовательной

ситуации

методическую

форму,

проявил

амбивалентную

позицию

преобладанием

лидерского

и

авторитарного

типа

взаимодействия)

и

грамотного

технологизировал

образовательное

пространство

выбором

образовательной

технологии

«Дебаты К. Поппера». Успешность разработанного методического сюжета

создания

и

использования

образовательного

потенциала

ИОП

была

подтверждена на основе описания еще одного образовательного прецента.

Таким

образом,

ориентация

на

антропологический

подход

в

образовании и использование в качестве концептуальной основы педагогики

Совместной

деятельности

Г.Н.

Прозументовой

позволяет

разработать

тактику

создания

мест

«личного

присутствия»

и

актуализировать

образовательный потенциал ИОП, результативность которого проявляется в

формировании УУД.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать следующие

выводы:

1. Ориентация на развитие субъектности участников совместной

деятельности в проекте позволяет наиболее продуктивно использовать

образовательный потенциал ИОП для формирования УУД учащихся

2. Позиция педагога должна быть при этом амбивалентной: в

зависимости от ситуации он выступает авторитаристом, лидером, партнером.

3. Профессиональная компетентность учителя проявляется в том, что

он применяет адекватные вызовам образовательной ситуации методические

сюжеты, проявляющие образовательный потенциал ИОП (например, эйдос-

технологий, ЛОТ «Дебаты К. Поппера»).

4. Проявленность образовательного потенциала ИОП рассматривается

в его способности влиять на формирование и развитие УУД различного

содержания: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных.



В раздел образования