Автор: Нигаматуллина Эльвира Канифовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9
Населённый пункт: город Бирск
Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Тема: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
Раздел: среднее образование
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС НОВОГО
ПОКОЛЕНИЯ
Нигаматуллина Эльвира Канифовна
Учитель башкирского языка и литературы
г. Бирск РБ, МБОУ СОШ №9
Образованный человек в современном обществе - это не только человек,
вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это
целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении
стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой
ситуации. В связи с этим возникают новые для образования проблемы:
формирование у учащихся информационной и коммуникативной компетенций.
Компетентность – это «способность применять полученные знания и умения на
практике в повседневной жизни для решения тех или иных практических и
теоретических проблем». Инновационный поиск новых средств приводит
педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые,
игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и
прочие формы и методы обучения. Значительную роль в решении этих проблем
играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся,
которые в последние годы приобретают все большую популярность среди
педагогов.
В условиях введения ФГОС большое внимание уделяется именно проектной и
исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у
школьника умения учиться.
Башкирский язык и литература как учебный предмет - замечательная,
плодородная почва для проектно-исследовательской
деятельности. Учителя
часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского
интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и
обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет,
получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.
Задача учителя - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые
окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор
сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности,
способности, интересы и склонности. Все эти качества личности формируются
при выполнении учебных проектно-исследовательских работ. Можно сказать,
что
особое
место
занимает
проектно-исследовательская
творческая
деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной
деятельности.
Проектная
деятельность
успешно
сочетается
с
исследовательской
деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию
процесса выработки новых знаний. Главное для учителя – увлечь детей,
показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а
также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Дети -
прирожденные исследователи, неутомимые и старательные.
Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс
работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно
значимым будет его цель и результат.
Исследовательская работа - это работа, связанная с решением творческой
исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное
исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то
учебное
исследование
имеет
целью
приобретения
учащимися
навыка
исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления,
формирования
активной
позиции
в
процессе
обучения.
Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае
исследование – это лишь этап проектной работы.
В современном понимании проектная деятельность – это способ
достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, задачи,
ситуации
развития,
которая
должна
завершиться
вполне
реальным
практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В
проектной
и
исследовательской
деятельности
у
детей
развиваются
важнейшие обще урочные, познавательные умения и навыки.
Проектные технологии формируют: 1) способность самостоятельно мыслить,
добывать
и
применять
знания,
навыки поиска, анализа и обработки информации;
2)умение выдвигать
гипотезы, четко планировать действия, делать выводы, оценивать достигнутые
результаты;
3)учат
взаимодействовать
с
другими
людьми,
эффективно
сотрудничать
в
группах.
Компоненты проектной деятельности: аналитические: выдвижение идеи и
формулирование задачи, поиск гипотезы, обоснованный выбор способа,
планирование
своей
деятельности,
самоанализ; презентационные:
выбор
способов
и
форм
наглядной
презентации
результатов
деятельности,
изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о
проделанной
работе; коммуникативные:
слушать
и
понимать
других,
выражать
себя,
находить
компромисс,
взаимодействовать
внутри
группы; поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск,
в
Интернет,
формулирование
ключевых
слов; информационные:
структурирование
информации,
представление
в
различных
формах,
упорядоченное
хранение
и
поиск; проведение
инструментального
эксперимента:
организация
рабочего
места,
проведение
эксперимента,
осмысление
полученных
результатов.
Проектная деятельность бывает персональной и групповой, у каждой из них
есть свои преимущества. По классификации проекты бывают по комплексности
(предметно-содержательной области): монопроекты - как правило, в рамках
одного предмета или одной области знания (башкирский язык). Могут
проводиться в рамках классно-урочной системы, межпредметные проекты -
проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких
специалистов в различных областях знаний (музыка и литература). По
характеру контактов: внутриклассные, внутришкольные, региональные (в
пределах одной страны), международные.
Классификация проектов по продолжительности: мини-проекты - могут
укладываться в урок или часть урока. Краткосрочные проекты - требуют 4-6
уроков для координации деятельности участников проектных групп. Недельные
проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация
занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя
проекта.
Возможно
сочетание
классных
и
внеклассных
форм
работы.
Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и
индивидуально.
Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих
выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-
исследование, урок «удивительное рядом», урок фантастического проекта,
урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-
экспертиза, урок открытых мыслей и т.п.
Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для
реализации учебно-исследовательской деятельности.
Участие
в
олимпиадах конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных
неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Самое
решающее звено этой новации— учитель. Из носителя знаний и информации,
учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по
решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из
различных источников. Работа над учебным проектом или исследованием
позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и
вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный
процесс
из
скучной
принудиловки
в
результативную
созидательную
творческую работу. «Учитель сегодня не столько тот, кто учит, сколько тот, кто
помогает овладеть способами, как ребёнку учиться». Это задача ФГОС, где
ценится не только результат, но и сам процесс учения.
Учебный проект для учащегося - это возможность максимального раскрытия
своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя
индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести
пользу,
показать
публично
достигнутый
результат.
Таким образом, проектная и исследовательская деятельность – один из лучших
способов
для
совмещения
современных
информационных
технологий,
личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
На уроках и во внеурочной деятельности мы целенаправленно используем
возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет нам
наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, то
есть
реализовать
личностно
–
ориентированный
подход
в
обучении,
планировать
деятельность
по
формированию
основных
компетенций.
На ежегодных конференциях учащиеся повышают творческий потенциал,
развивают рефлексивную и проектную культуру. Наши ученики – активные
участники и призёры, выступающие с проектами на разные темы, как в районе,
так и в республике.
В современных условиях преподаватель должен сделать все возможное, чтобы
ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения
цели.
Среди
педагогических технологий в последние годы проектно-
исследовательская
деятельность
учащихся
приобретает
все
большую
популярность, так как она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение
ученикам, видящим продукт собственного труда.
Актуальность данной
технологии особенно возрастает
в последнее время, когда результатом
образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по
себе, а умение применить полученные знания в разных жизненных ситуациях.