Автор: Минеева Татьяна Сергеевна
Должность: аспирант
Учебное заведение: МГАХ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: доклад
Тема: "К вопросу о внедрении современных образовательных технологий и учебного инвентаря в педагогический процесс профессиональных хореографических заведений"
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
Педагогические задачи внедрения современных образовательных
технологий в педагогический процесс хореографических
профессиональных образовательных организаций
Минеева Татьяна Сергеевна
E
-mail: mineevat
2020@
yandex
.
ru
В настоящее время, век высоких технологий и стремительного развития
средств
информационных
коммуникаций,
укрепления
материально-
технической образовательной инфраструктуры, сфера образования принимает
новый,
более
совершенный
вид.
Традиционное
и
классическое
хореографическое образование начинает вбирать в себя инновационные
образовательные технологии и организационно-методические решения, ранее
считавшиеся несоответствующими специфике образования в области искусства
балета, которое всегда считалось требующим исключительно контактной
работы,
обязательного
сохранения
сложившейся
веками
методической
системы, нашедшей свое эталонное воплощение в школах таких выдающихся
педагогов, как А.Я. Ваганова или Э. Чеккетти.
В
настоящее
время
ведется
динамичная
полемика
относительно
возможностей внедрения новых образовательных технологий в учебный
процесс хореографических училищ и вузов. Признано мнение, что во время
обучения мастерству артиста балета, преобладает метод показа. Визуализация
помогает воспринимать учебный материал гораздо точнее и быстрее. В
непосредственном
контакте
между
учеником
и
педагогом
создается
взаимосвязь, которая наиболее подходит для передачи опыта и знаний. Во
время работы в зале с педагогом у ученика появляется возможность быть
исправленным тактильно, то есть руками преподавателя, тогда как в
дистанционном варианте эта возможность исключена. Особенно это важно для
начальных классов обучения, когда без тактильного исправления ученику
понять материал практически невозможно. На курсах профессиональных
дисциплин без достаточного пространства и личного присутствия педагога
длительное время просто недопустимо для осваивания профессии артиста
балета.
Майя Плисецкая говорит прекрасные слова о балете: «Но я и по сей день
убеждена, что одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через сто
пятьдесят-двести, танцем надо будет, как и прежде, в первую очередь
растрогать душу, заставить сопереживать, вызвать слёзы, мороз гусиной
кожи»… Все это можно воспитать в артисте только в режиме реального урока в
зале. Этому даже не учат, это мастерство передают. Есть комбинации и
вариации, которые нигде не записаны они передаются что называется «из ног в
ноги».
Мнения профессионального педагогического сообщества в большинстве
своем склоняются к признанию классического хореографического образования
тем оазисом, который в полной мере сформировался и обрел свое совершенство
задолго до начала применения новых информационных и иных современных
технологий в образовании, и осуществляет свое функционирование безупречно
на традиционной основе, при том, что, безусловно, отдельные компоненты
образовательного процесса могут быть реализованы и с помощью ранее не
характерных для педагогики балета, решений и приемов.
Известны работы, целиком посвященные возможностям адаптированного
применения
новых
образовательных
технологий
в
области
педагогики
хореографии. Авторы подобных исследований доказывают применимость
отдельных специально спроектированных методических решений и приемов, в
современном хореографическом образовании, особенно в условиях воздействия
форс-мажорных внешних факторов, таких, как пандемия и т.д.
Кроме того, существует и отдельная, компромиссная позиция, которая
связана с постановкой вопроса о выработке критериального аппарата оценки
качества хореографического образования в условиях активного внедрения
новых организационных, методических и материально-технических решений. В
ситуации
продолжающейся
дискуссии
относительно
возможностей
осовременивания классического хореографического образования, необходимо
обратиться к анализу и оценке актуальных педагогических решений, уже
внедренных и демонстрирующих неоднородную эффективность.
Система
профессионального
хореографического
образования
также
испытывает на себе процессы сквозной информатизации своей деятельности,
как и образовательные учреждения в других областях. В соответствии со
статьей
29
«Информационная
открытость
образовательной
организации», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), от каждого учебного
заведения
требуется
иметь
активный
сайт,
на
котором
размещена
структурированная актуальная информация, необходимая для всех участников
образовательного
процесса.
Помимо
обязательных
и
четко
регламентированных
«сведений
об
образовательной
организации»,
на
официальных
сайтах
часто
размещают
материалы,
способствующие
формированию
положительного
имиджа
образовательной
организации,
например,
медиафайлы,
демонстрирующие
учебный
процесс
в
данной
образовательной организации, постановку внеклассной работы, реализацию
творческой деятельности обучающимися, например, концертной практики. Эти
результаты нередко выкладывают в социальные сети для демонстрации
образовательных достижений учебных заведений. Там же выкладываются
успешные выступления учеников их награды, работа преподавательского
состава. Посетители этих социальных страниц в сети Интернет могут оставлять
свои комментарии, выражать свое одобрение: формируется двусторонняя связь
между образовательной организацией и социумом.
Современные
информационные
технологии
коснулись
также
и
административной
деятельности
учебных
заведений.
Новый
способ
аккредитационного мониторинга образовательных учреждений реализован в
электронном формате. Большинство функций автоматизируется, что позволяет
больше концентрироваться на качестве образования и возможностях к его
повышению.
Появляется
механизм
отслеживания
качества
работы
преподавательского состава для обеспечения соответствия образовательных
услуг конкретных организаций, требованиям ФГОС. Бумажные отчеты в
значительной мере замещены электронной документацией, что экономит время
проведения мониторингов и
увеличивает
доступность информации
для
проверяющих органов.
Все
вышеизложенное
убедительно
доказывает,
что
внедрение
инновационных технологий в образовательный процесс профессиональных
хореографических заведений является результативным и перспективным
средством
совершенствования
организационно-педагогических
условий
учебного
процесса,
и
не
противоречит
специфике
хореографического
образования
в
том
случае,
когда
неизменной
остается
его
основа
–
непосредственная
передача
опыта
мастеров
балета
ученикам
в
ходе
традиционных занятий, без опосредования дистанционными технологиями или
иными средствами, меняющих формат участия педагогов и обучающихся в
совместной учебно-творческой деятельности. Российский балет по праву
считается лучшим в мире. Он был и остается таким и сегодня, а юные будущие
артисты балета – учащиеся российских хореографических училищ, получают
все больше возможностей для развития своего мастерства в условиях
целесообразного и умеренного внедрения новых образовательных технологий и
современного учебного оборудования.