Напоминание

"К вопросу о внедрении современных образовательных технологий и учебного инвентаря в педагогический процесс профессиональных хореографических заведений"


Автор: Минеева Татьяна Сергеевна
Должность: аспирант
Учебное заведение: МГАХ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: доклад
Тема: "К вопросу о внедрении современных образовательных технологий и учебного инвентаря в педагогический процесс профессиональных хореографических заведений"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад

Педагогические задачи внедрения современных образовательных

технологий в педагогический процесс хореографических

профессиональных образовательных организаций

Минеева Татьяна Сергеевна

E

-mail: mineevat

2020@

yandex

.

ru

В настоящее время, век высоких технологий и стремительного развития

средств

информационных

коммуникаций,

укрепления

материально-

технической образовательной инфраструктуры, сфера образования принимает

новый,

более

совершенный

вид.

Традиционное

и

классическое

хореографическое образование начинает вбирать в себя инновационные

образовательные технологии и организационно-методические решения, ранее

считавшиеся несоответствующими специфике образования в области искусства

балета, которое всегда считалось требующим исключительно контактной

работы,

обязательного

сохранения

сложившейся

веками

методической

системы, нашедшей свое эталонное воплощение в школах таких выдающихся

педагогов, как А.Я. Ваганова или Э. Чеккетти.

В

настоящее

время

ведется

динамичная

полемика

относительно

возможностей внедрения новых образовательных технологий в учебный

процесс хореографических училищ и вузов. Признано мнение, что во время

обучения мастерству артиста балета, преобладает метод показа. Визуализация

помогает воспринимать учебный материал гораздо точнее и быстрее. В

непосредственном

контакте

между

учеником

и

педагогом

создается

взаимосвязь, которая наиболее подходит для передачи опыта и знаний. Во

время работы в зале с педагогом у ученика появляется возможность быть

исправленным тактильно, то есть руками преподавателя, тогда как в

дистанционном варианте эта возможность исключена. Особенно это важно для

начальных классов обучения, когда без тактильного исправления ученику

понять материал практически невозможно. На курсах профессиональных

дисциплин без достаточного пространства и личного присутствия педагога

длительное время просто недопустимо для осваивания профессии артиста

балета.

Майя Плисецкая говорит прекрасные слова о балете: «Но я и по сей день

убеждена, что одной техникой мир не покорить. И сегодня, и лет через сто

пятьдесят-двести, танцем надо будет, как и прежде, в первую очередь

растрогать душу, заставить сопереживать, вызвать слёзы, мороз гусиной

кожи»… Все это можно воспитать в артисте только в режиме реального урока в

зале. Этому даже не учат, это мастерство передают. Есть комбинации и

вариации, которые нигде не записаны они передаются что называется «из ног в

ноги».

Мнения профессионального педагогического сообщества в большинстве

своем склоняются к признанию классического хореографического образования

тем оазисом, который в полной мере сформировался и обрел свое совершенство

задолго до начала применения новых информационных и иных современных

технологий в образовании, и осуществляет свое функционирование безупречно

на традиционной основе, при том, что, безусловно, отдельные компоненты

образовательного процесса могут быть реализованы и с помощью ранее не

характерных для педагогики балета, решений и приемов.

Известны работы, целиком посвященные возможностям адаптированного

применения

новых

образовательных

технологий

в

области

педагогики

хореографии. Авторы подобных исследований доказывают применимость

отдельных специально спроектированных методических решений и приемов, в

современном хореографическом образовании, особенно в условиях воздействия

форс-мажорных внешних факторов, таких, как пандемия и т.д.

Кроме того, существует и отдельная, компромиссная позиция, которая

связана с постановкой вопроса о выработке критериального аппарата оценки

качества хореографического образования в условиях активного внедрения

новых организационных, методических и материально-технических решений. В

ситуации

продолжающейся

дискуссии

относительно

возможностей

осовременивания классического хореографического образования, необходимо

обратиться к анализу и оценке актуальных педагогических решений, уже

внедренных и демонстрирующих неоднородную эффективность.

Система

профессионального

хореографического

образования

также

испытывает на себе процессы сквозной информатизации своей деятельности,

как и образовательные учреждения в других областях. В соответствии со

статьей

29

«Информационная

открытость

образовательной

организации», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), от каждого учебного

заведения

требуется

иметь

активный

сайт,

на

котором

размещена

структурированная актуальная информация, необходимая для всех участников

образовательного

процесса.

Помимо

обязательных

и

четко

регламентированных

«сведений

об

образовательной

организации»,

на

официальных

сайтах

часто

размещают

материалы,

способствующие

формированию

положительного

имиджа

образовательной

организации,

например,

медиафайлы,

демонстрирующие

учебный

процесс

в

данной

образовательной организации, постановку внеклассной работы, реализацию

творческой деятельности обучающимися, например, концертной практики. Эти

результаты нередко выкладывают в социальные сети для демонстрации

образовательных достижений учебных заведений. Там же выкладываются

успешные выступления учеников их награды, работа преподавательского

состава. Посетители этих социальных страниц в сети Интернет могут оставлять

свои комментарии, выражать свое одобрение: формируется двусторонняя связь

между образовательной организацией и социумом.

Современные

информационные

технологии

коснулись

также

и

административной

деятельности

учебных

заведений.

Новый

способ

аккредитационного мониторинга образовательных учреждений реализован в

электронном формате. Большинство функций автоматизируется, что позволяет

больше концентрироваться на качестве образования и возможностях к его

повышению.

Появляется

механизм

отслеживания

качества

работы

преподавательского состава для обеспечения соответствия образовательных

услуг конкретных организаций, требованиям ФГОС. Бумажные отчеты в

значительной мере замещены электронной документацией, что экономит время

проведения мониторингов и

увеличивает

доступность информации

для

проверяющих органов.

Все

вышеизложенное

убедительно

доказывает,

что

внедрение

инновационных технологий в образовательный процесс профессиональных

хореографических заведений является результативным и перспективным

средством

совершенствования

организационно-педагогических

условий

учебного

процесса,

и

не

противоречит

специфике

хореографического

образования

в

том

случае,

когда

неизменной

остается

его

основа

непосредственная

передача

опыта

мастеров

балета

ученикам

в

ходе

традиционных занятий, без опосредования дистанционными технологиями или

иными средствами, меняющих формат участия педагогов и обучающихся в

совместной учебно-творческой деятельности. Российский балет по праву

считается лучшим в мире. Он был и остается таким и сегодня, а юные будущие

артисты балета – учащиеся российских хореографических училищ, получают

все больше возможностей для развития своего мастерства в условиях

целесообразного и умеренного внедрения новых образовательных технологий и

современного учебного оборудования.



В раздел образования