Автор: Агаркова Оксана Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области "Орловский техникум технологии и предпринимательства им. В.А. Русанова"
Населённый пункт: город Орёл, Орловская область
Наименование материала: доклад
Тема: "Организация проектного обучения и развитие метапредметных умений во внеурочное время на примере проектных работ по физике и математике"
Раздел: среднее профессиональное
1
Формирование у обучающихся метапредметных умений (универсальных
учебных действий) на уроках физики и математики.
Доклад: Агаркова О.М.
Тема
моего
выступления:
«Организация
проектного
обучения
и
развитие
метапредметных
умений
во
внеурочное
время
на
примере
проектных работ по физике и математике».
Свое выступление я хочу начать с цитаты Президента России Путина
Владимира Владимировича: «Современная система образования должна быть
интересной, устремленной в будущее. Знания должны быть практическими,
они не должны быть абстрактными».
А что лучше может развивать ребенка, помочь ему приобрести опыт
разнообразной
деятельности,
чем
участие
в
проектно-исследовательской
работе?
В нашем техникуме ежегодно проводился и проводится Новогодний
фестиваль
знаний
в
виде
научно-практической
конференции
проектно-
исследовательских работ студентов. В научно-практической
конференции
принимают участие студенты 1-2 курсов.
Главной
особенностью
новых
стандартов
является
формирование
универсальных
учебных
действий
(УУД),
выработка
компетентностых
умений.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж
знаний,
сколько
обеспечить
его
общекультурное,
личностное
и
познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение
учиться.
По
сути,
это
и
есть
главная
задача
новых
образовательных
стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего
среднего
образования.
Мы
говорим
о
метапредметном
подходе
и
метапредметных
результатах
в
обучении
в
связи
с
формированием
2
универсальных
учебных
действий
как
психологической
составляющей
фундаментального ядра образования.
В
широком
значении
термин
«универсальные
учебные
действия»
означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
присвоения
нового социального опыта. В более узком смысле универсальные учебные
действия
—
это
совокупность
способов
действия
учащегося,
а
также
связанных
с
ними
навыков
учебной
работы,
обеспечивающих
самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая
организацию
этого
процесса.
Универсальный характер
учебных действий
проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер,
обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного
развития
и
саморазвития
ребенка,
обеспечивают
преемственность
всех
ступеней
образовательного
процесса,
лежат
в
основе
организации
и
регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-
предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают
этапы
усвоения
учебного
содержания
и
формирования
психологических
особенностей
обучающегося.
Универсальные
учебные
действия
тесно
связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов
действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках
заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это
очень
важно
сегодня,
когда
от
выпускника
требуются
мобильность,
креативность,
способность
применять
свои
знания
на
практике,
умение
мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от традиционных
педагогических технологий.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной
программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать
для
себя
новые
задачи
в
учёбе
и
познавательной
3
деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4)
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности;
6) умение
определять понятия,
создавать обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе:
находить
общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
4
планирования
и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной
и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
12)
формирование
и
развитие
экологического
мышления,
умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации (выдержка из ФГОС).
Исходя из этого, мы видим, что внеурочная проектная деятельность как
ничто
другое
подходит к
требованиям
метапредметных
результатов.
По
новым
стандартам
работа
с
индивидуальным
проектом
объявлена
обязательной.
Индивидуальный
проект
предусматривает
формирование
навыков разработки, реализации и общественной презентации результатов
исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно
и
(или)
социально
значимой
проблемы.
Если
предметные
результаты
достигаются
в
процессе
освоения
общеобразовательных
дисциплин,
то
в
достижении
метапредметных,
а
особенно
личностных
результатов
–
ценностей,
ориентиров,
потребностей,
интересов
человека,
удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как обучающийся
выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.
На примере некоторых
проектных работ моих обучающихся, можно
посмотреть реализацию метапредметных умений:
1.
«Влияние шума на организм человека»;
2.
«Бюджет семьи на математическом языке»;
3.
«Поиск выгодного тарифа сотовой связи»;
4.
«Измерение высоты предмета»;
5.
«Геометрическое содержание религии»
6.
«Самое комфортное жилье» и другие.
5
Здесь сразу же можно проследить, как сами обучающиеся ставили перед
собой цели и задачи для достижения результатов проекта, делали выводы и
отстаивали свое мнение.
Сначала
обучающиеся
изучали
литературу
и
альтернативные
источники
информации.
Известно, что смысловое чтение, выбор главной мысли в
тексте является одним из результатов метапредметных умений. Так же здесь
можно заметить
и межпредметную связь биологии, физики, математики,
экономики, религоведения и др. Далее учащиеся проводили опрос с целью
выяснить поставленную проблему и путей ее решения. Здесь мы видим
развитие навыков коммуникации, умение сознательно использовать речевые
средства.
Проводились
различные
измерения,
подсчеты
и
вычисления.
Здесь
обучающиеся
пользовались
различными
измерительными
приборами
и
вычисляли
формулы,
которые
не
используются
на
уроках.
Такая
заинтересованность говорит о мотивации к самостоятельной познавательной
деятельности,
что
удовлетворяет
основным
требованиям
стандарта
образования.
После
окончания
работы
над
проектом,
обучающиеся
проанализировали полученные результаты и сделали выводы. Умозаключение
в проектных работах, умение делать вывод, умение устанавливать причинно-
следственные связи являются метапредметными результатами.
Так
же
надо
отметить
развитие
ИКТ-компетентности
в
создании
презентации. Выступление на различных конкурсах с работой говорит об
умении выражать свои
мысли, отстаивать свою точку зрения. Проектные
работы
формируют
и
развивают
экологическое
мышление,
умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике.