Напоминание

Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения


Автор: Макарова Светлана Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Высокогорный
Населённый пункт: п. Высокогорный
Наименование материала: Статья
Тема: Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения

Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна,

учитель физической культуры МАОУ Лицей №1,

г. Балаково, Саратовской области.

Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт,

непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место

в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и,

чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то

рациональное, что добыто современной наукой.

Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые

непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как

личности с его социализацией.

Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах

ХХ века, сейчас ими оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и

психологи.

Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в

ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности,

необходимые для успешного функционирования в данном обществе, «магистральный»

путь формирования и развития личности.

Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс

интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для

сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества.

Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между

человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое

становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.

В системе образования физическая культура - явление особенное. Воздействуя на

биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и

его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура

играет существенную роль в развитии личности. Общеизвестно, что три основных

компонента структуры личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и

свойства личности - могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом

физической культуры.

Структура физической культуры школы включает в себя три относительно

самостоятельных блока: физическое воспитание, спорт, активный досуг.

Как существенная часть целостной системы образования она побуждает индивида к

конструктивному действию в различных областях общественной жизни.

Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса (со

своим результатом) определенного этапа социализации. И дело не только в том, что

подлинное гармоничное развитие предполагает укрепление ее здоровья, мускульной силы

и выносливости, постоянное поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и

положительное воздействие физической культуры на становление личности учащегося.

В этом большую роль играет педагог. Сегодня школьная физическая культура все больше

становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ

жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация - как проблема

жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма,

никотиновой зависимости.

Работа кружков, спортивных секции, спортивных школ, в виду слабой материально-

технической базы не решает организацию спортивной занятости учащихся. Ощущение

неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций, предпочтений, ориентиров и

целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно успешно

нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы,

грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой. Эти

занятия, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные, учат школьника

ценить время, организовывать распорядок дня, на практике подкрепляют представления о

самоконтроле, самокритике, без чего нормальная социализация личности невозможна.

Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на только развивают дух

коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы

системного подхода к различным явлениям действительности.

Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считать одним из

средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и

не повторять свои ошибки и просчеты.

Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют

здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства. Способность держать удар,

причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции,

что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования

основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность,

стремление не отставать от других. Естественно, не следует преувеличивать роль

школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации

личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления

энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция,

поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для

школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других

педагогов, да и собственных родителей.

Если школьная физическая культура будет иметь возможность формировать у учащихся

потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, если у нее будет в

достатке времени и материальных средств для противостояния негативным воздействиям

внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче осознать и

принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие,

справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.

Занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое,

духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в

себя элементы всех аспектов социализации личности.

В нашу эпоху роль школьной физической культуры в позитивной социализации

подрастающего поколения возрастает, и исключительно важно, чтобы государственные

общественные и частные структуры страны объединили свои действия в ее постоянной

поддержке.

Список литературы:

Научно-методический журнал «физическая культура», 2003. Минобр. РФ.

Журнал «Спорт и личность», Москва, Молодая гвардия, 1994.г

Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна,

учитель физической культуры

МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской области.

Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения



В раздел образования