Автор: Макарова Светлана Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Высокогорный
Населённый пункт: п. Высокогорный
Наименование материала: Статья
Тема: Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения
Раздел: среднее профессиональное
Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения
Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна,
учитель физической культуры МАОУ Лицей №1,
г. Балаково, Саратовской области.
Каждая эпоха рождает свой тип мировоззрения, новые знания, новый жизненный опыт,
непрерывно изменяя наши взгляды на окружающий мир, на самого человека, на его место
в нем. За последние три столетия цивилизация достигла удивительного могущества, и,
чтобы использовать его во благо людям, необходимы самые разнообразные знания и то
рациональное, что добыто современной наукой.
Социальную значимость приобретают те сферы жизни общества, которые
непосредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека как
личности с его социализацией.
Термин «социализация личности» стал использоваться в нашей литературе в 40-х годах
ХХ века, сейчас ими оперируют и отечественные философы, социологи, педагоги и
психологи.
Социализация - это сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в
ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности,
необходимые для успешного функционирования в данном обществе, «магистральный»
путь формирования и развития личности.
Система образования как основной социальный институт обеспечивает процесс
интеграции индивидов в общество, а также имеет определяющее значение для
сокращения культурного разрыва между различными социальными слоями общества.
Образование играет жизненно важную роль в улучшении взаимоотношений между
человеком и окружающей средой, оно творит новое и запускает его в общество, которое
становится реальностью только в результате взаимодействия индивидов.
В системе образования физическая культура - явление особенное. Воздействуя на
биологическую природу человека, физическая культура способствует формированию и
его духовной сферы. Поэтому, как и любой другой вид культуры, физическая культура
играет существенную роль в развитии личности. Общеизвестно, что три основных
компонента структуры личности: функциональные механизмы психики, опыт личности и
свойства личности - могут успешно развиваться в процессе освоения индивидуумом
физической культуры.
Структура физической культуры школы включает в себя три относительно
самостоятельных блока: физическое воспитание, спорт, активный досуг.
Как существенная часть целостной системы образования она побуждает индивида к
конструктивному действию в различных областях общественной жизни.
Школьную физическую культуру следует понимать как важный элемент процесса (со
своим результатом) определенного этапа социализации. И дело не только в том, что
подлинное гармоничное развитие предполагает укрепление ее здоровья, мускульной силы
и выносливости, постоянное поддержание достигнутой спортивной формы. Неоспоримо и
положительное воздействие физической культуры на становление личности учащегося.
В этом большую роль играет педагог. Сегодня школьная физическая культура все больше
становится ответственной за формирование у учащихся ориентации на здоровый образ
жизни. Для большей части нынешнего поколения России эта ориентация - как проблема
жизни и смерти, ибо она противостоит растущей опасности наркомании, алкоголизма,
никотиновой зависимости.
Работа кружков, спортивных секции, спортивных школ, в виду слабой материально-
технической базы не решает организацию спортивной занятости учащихся. Ощущение
неопределенности, отсутствие ценностных ориентаций, предпочтений, ориентиров и
целей, противоречивость взглядов на досуговую деятельность должно успешно
нейтрализовано в школах должным уровнем разъяснительной воспитательной работы,
грамотной организацией урочных и внеурочных занятий физической культурой. Эти
занятия, при поддержке школьных педагогов, а затем и самостоятельные, учат школьника
ценить время, организовывать распорядок дня, на практике подкрепляют представления о
самоконтроле, самокритике, без чего нормальная социализация личности невозможна.
Подвижные и спортивные игры на уроках физической культуры на только развивают дух
коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании школьника основы
системного подхода к различным явлениям действительности.
Приобщение же учащихся к индивидуальным видам спорта можно считать одним из
средств заглянуть в себя, выявить и проявить черты характера, научиться анализировать и
не повторять свои ошибки и просчеты.
Занятия физической культурой и спортом под руководством учителя, тренера формируют
здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства. Способность держать удар,
причем не только в спортивном зале, подводят к ощущению духа честной конкуренции,
что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.
Школьная физическая культура во многом закладывает основу и для формирования
основополагающих личностных свойств, таких как трудолюбие, позитивная активность,
стремление не отставать от других. Естественно, не следует преувеличивать роль
школьной физической культуры в целостном разностороннем процессе социализации
личности, однако нередко она бывает достаточно эффективным средством направления
энергии школьников в конструктивное русло. При этом мировоззренческая позиция,
поведение, знания и умения, личностный пример учителя подчас становятся для
школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и назидания других
педагогов, да и собственных родителей.
Если школьная физическая культура будет иметь возможность формировать у учащихся
потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, если у нее будет в
достатке времени и материальных средств для противостояния негативным воздействиям
внешней среды, то при соответствующей организации учащимся будет легче осознать и
принять для своей жизни вековые социальные опоры: дружбу, равноправие,
справедливость, красоту, право на интересную жизнь, свободу и счастье.
Занятия физической культурой в силах вложить свою лепту в нравственное, эстетическое,
духовное воспитание подрастающего поколения, ибо физическая культура включает в
себя элементы всех аспектов социализации личности.
В нашу эпоху роль школьной физической культуры в позитивной социализации
подрастающего поколения возрастает, и исключительно важно, чтобы государственные
общественные и частные структуры страны объединили свои действия в ее постоянной
поддержке.
Список литературы:
Научно-методический журнал «физическая культура», 2003. Минобр. РФ.
Журнал «Спорт и личность», Москва, Молодая гвардия, 1994.г
Статью подготовила Кравчук Татьяна Михайловна,
учитель физической культуры
МАОУ Лицей №1, г. Балаково, Саратовской области.
Школьная физическая культура и социализация подрастающего поколения